Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 11 апреля 2012 г.

Своевременные мысли (Впечатления от финала конкурса «Учитель года Краснодара – 2012»)

Автор статьи:
Татьяна Алексеевна Петрова -
Учитель года Краснодара
и Кубани-2002.
С информацией об авторе
Вы можете познакомиться

Первые дни весны (настоящей кубанской весны) совпали с финалом конкурса «Учитель года Краснодара – 2012». А может быть, весна сменила свой гнев на милость именно в целях выражения своей симпатии к краснодарским пеликанам.
Не знаю, как это событие повлияло на самих пеликанов, но отмечу однозначно: конкурс удался!


Большое жюри оценивало 4 апреля два конкурса – «Воспитательное мероприятие» и «Пресс-конференцию».

«Воспитательное мероприятие» - безумно сложный конкурс, ведь в реальной школьной жизни его целью - решение конкретных педагогических задач, связанных с конкретными детьми: учитель понимает, что для Пети он скажет вот это, а внимание Наташи обратит на другое, для Вовочки приготовит проблемный вопрос… И тема, которую он будет обсуждать с детьми сегодня, точно важна: она, скорее всего вызвана жизненной необходимостью, традициями, укладом класса. А здесь, на конкурсе… незнакомые дети, тема «навязанная», не выстраданная… Сложно! Тем не менее пеликаны выступили достойно. Во всяком случае, стыдно не было!
Все мероприятия, представленные финалистами, можно было разделить на два разряда: реализованные по задуманному сценарию (их было большинство) и спонтанные, рассчитанные на решения самих детей (Копылов В.А., Бугаева И.Ю., Ланских Е.В., Киселёва И.В.). Первый вариант более надёжный, второй более демократичный. Просмотрев все десять мероприятий, сделала несколько выводов: 
- воспитательное мероприятие должно быть воспитательным, а не развлекательным (что-то все-таки должно измениться в представлениях учащихся); 
- при проведении воспитательного мероприятия, как, впрочем, и уроков, и вообще любого дела, нужно чётко формулировать цели деятельности: чему я хочу научить моих учеников, какие качества хочу у них сформировать; 
- приступая к воспитательному мероприятию, необходимо самому разобраться в нравственных понятиях: что такое «милосердие»? в чем выражается «сыновья благодарность»? что значит «отстаивать своё мнение» и чем это отличается от «проявлять упрямство»? и т.п.;  
- учитывая, что в педагогике мало собственной предметности для проведения воспитательных мероприятий, использовать примеры из литературы, психологии, народной мудрости, христианской культуры. Причём проблемы ставить непосредственно в момент проведения мероприятия; 

- все использованные методы и приёмы должны быть экологичны, нужно БЕРЕЧЬ чувства детей.

Пресс-конференция доказала: по-прежнему для конкурсантов это один из самых трудных конкурсов. А чего бы, казалось, проще: слушай вопрос внимательно и выражай своё мнение. Правда, в некоторых случаях «своё мнение» не выручало – нужно было знать правильный ответ. Так, например, поразило полное непонимание конкурсанта важности психологического и педагогического конфликта. Без него же нельзя! Конфликт (не скандал с выносом мебели!) свидетельствует о несовпадении мнений и при правильном разрешении ведёт к прогрессу. По сути конфликт – это и есть двигатель прогресса. Оказалось, что только Киселёва И.В. об этом знает. Практически не были, на мой взгляд, осмыслены конкурсантами вопросы о том, что учитель работает «с классом, а не с учениками» (ох уж эти оковы классно-урочной системы!), и о том, как человеку не остаться «на четвереньках» (за такой красивой метафорой конкурсанты не увидели экзистенциальный кризис молодёжи). В целом пресс-конференция позволила сделать вывод: учитель, оперирующий понятиями в рамках тезауруса своего предмета, редко формулирует свои педагогические взгляды, цели своей деятельности, свою концепцию… Хорошо, что есть такая возможность на конкурсе!

Первым конкурсом для пятерки лидеров был урок. Урок есть урок, его цель – научить чему-то. Урок на сцене не исключение. Промахнулись те, кто хотел показать шоу, игру, забыв о том, что дети при этом показывают знания, которые сформировали у них другие учителя. А надо было добывать знание непосредственно на уроке. Это практически ни у кого не получилось. Пожалуй, ближе всех к новому знанию была филолог Николаенко Е.А. Правда, взяв стихотворение В.Маяковского, она предложила почти традиционный анализ. «А счастье было так возможно…» Маяковский таит в себе массу возможностей для оригинальной трактовки. Еще один тип урока, представленный на конкурсе, - урок поиска знаний, поиска в самом прямом смысле слова – поиска в сети Интернет. Вариант практически беспроигрышный. Им и воспользовались конкурсанты Лунёва Ю.Г., Копылов В.А., Ланских Е.В. Правда, для конкурсного урока такой ход был слишком простым, Слишком это просто – найти и рассказать.

Несмотря на это, все уроки были достаточно добротными, хоть и без особых изысков, чего не скажешь о самоанализе. Несколько советов для самоанализа:
- нельзя готовить самоанализ заранее, иначе это не анализ урока, а анализ замысла (никто не знает, как пройдёт даже самый продуманный урок!); 
- не следует строго придерживаться схемы, даже самой логичной, это делает анализ мертвым; 
- в анализе обязательно должны прозвучать ответы на вопросы: какую цель ставил учитель? какие средства и методы отобрал для достижения этой цели? достиг ли урок цели и как в этом можно было убедиться? И самое главное: что узнали дети, как они изменились (причём, конкретные дети (Витя, Маша, Коля..)? Все остальное анализируется только в том случае, если есть что сказать; 
- не следует часто апеллировать к парадигмам, концепциям, говорите так, как говорите обычно. 

Из этого вытекает последнее требование: нельзя самоанализ читать по бумажке!

Самое трудное в конкурсе «Родительское собрание», как впрочем, и в реальном родительском собрании, - найти верный тон общения с родителями. Иногда классный руководитель моложе родителей, иногда не имеет опыта воспитания собственных детей. И тогда назидательный тон совершенно не уместен: яйцо учит курицу!. Но даже если родители юны, а классный руководитель умудрён жизненным опытом, всё рано УЧИТЬ родителей (в плохом смысле этого слова) не следует. Какие приемы будут уместны для родительского собрания: беседа (на равных), совет, общее размышление, поиски общего решения. Конечно, самый лучший вариант, если у учителя психологическое образование, и он владеет техникой проведения психологический тренингов. Но это уже из области высшего пилотажа!
Возникает вопрос: можно ли на родительском собрании играть? Ответ прост: можно, но если уверены, что родители серьёзно воспримут смысл игры. Тут важно доверие, сложившееся между родителями и классным руководителем. 
Еще одна необходимая вещь при общении с родителями, как, впрочем, при любом общении, - такт. Нельзя обсуждать проблемы одного ребёнка со всеми родителями! Пример такого тактичного отношения продемонстрировала Ланских Е.В., которая начала с проблемы, которая якобы обозначилась в параллельном классе. 
Еще одна вещь, категорически запрещённая в общении с родителями, - это наличие в речи учителя оценочных суждений. Учителю, привыкшему к постоянным «молодец», «правильно», без них уже трудно обойтись!  

Если вернуться к оценке проведённых на конкурсе собраний, то можно сказать, что они были достаточно качественными. Но, пожалуй, только Николаенко Е.А. отпустила родителей с готовой технологией решения проблемы – умением конструировать позитивные высказывания. Все остальные только активизировали мыслительную деятельность родителей по поводу обозначенной проблемы. Впрочем, это тоже хорошо!

Последним испытанием была «Нобелевская лекция». Уж на этот конкурс точно нужно продавать билеты! Интересные темы, веская аргументация, уместные цитаты – всё было здорово! Одно мешало восприятию – все конкурсанты были привязаны к тексту, настолько привязаны, что жюри практически не видело их глаз. А как хотелось взглянуть в одухотворённые глаза лучших педагогов Краснодара!

Конкурс завершён. Победитель определён. Но я поздравляю всех! Не боюсь быть банальной, сказав, что победили все. Хотя бы потому, что обретение новых знаний, преодоление себя – это уже победа! Всем участникам конкурса желаю расти и развиваться!

С любовью, Ваша Т.А.Петрова, «Учитель года города Краснодара – 2002»

5 комментариев:

  1. Наверно, мало простых слов благодарности, которых достойна Татьяна Алексеевна... Такой титанический аналитический труд, столько замечаний и рекомендаций по каждому заданию финала и суперфинала! Эта статья - подарок для будущих финалистов конкурса!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Александровна11 апр. 2012 г., 21:43:00

    Всегда с большим вниманием и интересом вслушиваюсь или вчитываюсь (как сегодня) в комментарии Татьяны Алексеевны, открываю для себя тонкости того или иного конкурсного испытания. По-моему мнению, Татьяна Алексеевна самый требовательный член жюри. По-хорошему требовательный. Какой подробный анализ увиденного! Комментарии финала прошлого года очень помогли мне при при подготовке к Конкурсу. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Александровна11 апр. 2012 г., 22:03:00

    Татьяна Алексеевна, спасибо Вам за представленный анализ конкурсных заданий. Несомненно, это важный материал и для нынешних участников конкурса (себя я на заметку вынесла очень много), и для будущих. Родительские собрания, воспитательные мероприятия проводишь постоянно, поэтому ваши мысли необходимы и в каждодневной работе. "Учить и учиться!" Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Вот уже шесть лет я в большом жюри!!! Это огромная ответственность - оценивать своих коллег, людей, которые посвятили свою жизнь благородной миссии - воспитанию и обучению подрастающего поколения. Не зря одно из конкурсных заданий проходило под девизом : "Учитель - профессия дальнего действия". Ведь это действительно так... Именно от нас, учителей, зависит, какое будущее ждет нашу страну через несколько лет... Именно от нас зависит... И это огромная ответственность!
    Мне очень жаль, что я не видела ни одного урока...Ведь в этом конкурсном испытании проявляется учитель - профессионал.
    Урок на сцене... На мой взгляд, некоторые конкурсанты увлеклись театральностью, забыв об истинном предназначении урока!
    Лекция!!! Темы лекций были очень актуальны, но.... Ах, это "но"... Почти все участники не отводили взгяда от записей. Что это было? Усталость или просто перегорели?? А так хотелось, чтобы выступление шло от сердца, было выстрадано...
    Шесть лет я в большом жюри. Для меня конкурс стал праздником и счастьем! С уважением, Белоусова С. Ю.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Татьяна Петровна, за подробный и глубокий анализ конкурсных работ участников! Многие рекомендации взяла на заметку и воспользуюсь ими в работе!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!