Внимание!


.

суббота, 10 марта 2012 г.

Домашнее задание отменяется?

Тема марта задана Натальей Александровной, которая привела заметку о домашних заданиях в зарубежных школах и предложила обсудить эту проблему. Вопрос не праздный...
Итак, "Тема месяца" в марте - ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Уважаемые коллеги!
Поднимаем любые аспекты названной темы, все то, что волнует вас, что достойно упоминания и обсуждения... От себя замечу, что

в России один из самых коротких в мире учебный год (у нас самые длинные каникулы), у нас 11-летка, при том, что в цивилизованном мире, как правило, 12-летний курс обучения (а то и 13 лет), у нас есть "национальная традиция": 1. наказывать детей огромным домашним заданием; 2. практиковать давать "непопулярный" материал на так называемое самостоятельное изучение, а в конечном счете - 3. перекладывать на плечи детей самостоятельное изучение того, что не успел (не любит, не захотел, решил, что справятся сами) сделать на уроке учитель...
И еще один факт. В Израиле, например, домашнее задание в НЕДЕЛЮ не превышает 25 минут, затраченных на его подготовку.

Добавлено 14.03.2012:
Чтобы разговор о домашнем задании не был чисто умозрительным, привожу, коллеги, этот материал. Прочитайте и после ответьте себе, по-прежнему ли Вы с легким сердцем готовы отказаться или резко уменьшить ДЗ. С пожеланиями продуктивного чтения-обдумывания, Татьяна Адольфовна.



Напомню, что темой февраля был детский суицид -
«В чем причина столь участившихся случаев ( это слово уже нужно заменить на «факты») самоубийств? Как предотвратить? Как остановить эту разгорающуюся эпидемию?»

32 комментария:

  1. Захотелось высказаться по этому поводу. Я считаю, что, как заметила Татьяна Адольфовна, зарубежом и учатся дети дольше, и программа сильно отличается от нашей (не отрабатываются навыки устного счета, дети практически не учат наизусть и т. д. - это то, о чем я слышала), т. е. какое тогда домашнее задание им задается, если его делает вся семья вечерами? За отмену домашнего задания выступают родители, но при этом они очень хотят, чтобы ребенок был успешен в учебе. Учителя понимают, что есть определенная прграмма, усвоение которой проверяется в конце года. Одному хватит того, что он слышит в классе от учителя, другому надо повторить материал дома. А будет ли он этого делать, если домашнее задание - необязательное занятие? Мне кажется, что можно по-другому поставить вопрос - "Чем заменить традиционное домашнее задание?" (Эльвира Ульфатовна)

    ОтветитьУдалить
  2. Ваховская Т.А.11 мар. 2012 г., 19:17:00

    Хочу привести фрагмент из отчета PISA о России:"... практически все российские учителя(97%) задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Эта цифра вдвое превышает среднее международное значение. В Японии, Южной Корее учителей, часто задающих домашнее задание менее 5%." Эксперты предполагают, что Россия победы достигает за счет домашней нагрузки учащихся, ценой подрыва здоровья детей, недосыпа, непомерного давления на память и на нервную систему. Российские школьники на самоподготовку тратят почти 13 часов в неделю, тогда как в Финляндии, Чехии около 4 часов. США, Дания -6 часов, а в Израиле не более 25 минут еженедельно. Мне же кажется, что для всестороннего рассмотрения вопроса, важно сделать несколько уточнений. Первое. Сам характер ( структура) учебного процесса у нас в России разительно отличается от УВП цивилизованных стран: так, доля САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА на уроках естественно-научных дисциплин в российских школах составляет в среднем 6% урока, тогда как в Японии - 24%, в Финляндии - 22%, а среднее международное значение - 14%. Второе. В большинстве богатых стран обязательное образование начинается с 5 лет...

    ОтветитьУдалить
  3. Разрешите продолжить тему. Моя хорошая знакомая работает в школе Израиля (Холон). Преподаёт иностранный язык. Так вот у них не менее 99% детей задействовано в разнообразных кружках, секциях, спортивных школах и т.п. Т.е. абсолютно ВСЕ дети после школы идут не домой (как у нас в большинстве своём), а продолжают обучение (развитие) в соответствии с интересами, возможностями, склонностями. Получается, то, что дети "недополучат" при выполнении домашнего задания, они обязательно получат, занимаясь тем, что им интересно.
    И ещё: вряд ли наши дети тратят 13 часов в неделю на выполнение домашней работы. В начальной школе - да, возможно. А дальше происходит следующее: пришёл домой, включил компьютер, зашёл в социальные сети, оглянулся - время уже "ко сну". Сложил учебники в сумку и пошёл наутро в школу ("авось пронесёт"). Это относится примерно к 70% учеников средней школы и к 87% учеников 11 класса (это я проводила недавно что-то вроде анкетирования в своих классах). Непомерные нагрузки касаются ТОЛЬКО гиперответственных детей...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, многоаспектное Ваше выступление заставило задуматься... О чем? 1.О нашем неискоренимом стремлении побольше, посложнее "дать" детям; 2.О том, что альтернативой домашнему заданию, считаем еще более искусно "упакованное" (по форме) и еще более емкое (по содержанию)... домашнее задание; 3.О том, что дополнительное образование считаем ну очень ДОПобразованием и всерьез не относимся к нему, во всяком случае, в части рассмотрения его как весомого довеска к предметному обучению; 4. О том, что ФГОС мог бы и пообстоятельнее прописать составляющую образовательного процесса под названием "домашнее задание" и жестче увязать его (дом. зад.) с "внеурочкой"; 5. О том, какая Вы умница (опрос своих выпускников сделали) и как Вам трудно приходится с такой-то "активностью" ребят...; 6. О том, что остальные Ваши 13% нуждаются в глубоко продуманном Вами домашнем задании, где есть выбор, где учитываются их интересы, а также псих.-пед., возраст. и др. особенности. Остановлюсь на этом, хотя "мои мысли - мои скакуны" несутся дальше...

      Удалить
  4. Наталья Александровна12 мар. 2012 г., 8:38:00

    Подтверждаю цифру в среднем 13 часов в неделю при подготовке домашних заданий в начальной школе на примере собственных детей. Думаю, что цифра могла бы измениться, если мы перейдем на обучение в школе полного дня, где контролировался бы режим самоподготовки. Завидую родителям, дети которых посещают группу продленного дня: успевают и музыкальную школу посетить (она рядом со школой), и подготовиться к урокам. Понимаю, что без контроля со стороны родителей или учителя качественно домашнее задание ребенок в н.ш. не сделает.Его нужно этому научить. Радует частичное решение вопроса школы полного дня стандартами нового поколения. Но получится ли задуманное? Покажет время.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья Александровна, Вы ближе всех подошли к тем сюжетам, которые виделись мне при объявлении темы месяца. Это разговор о необходимости крайне скрупулезно выверять-продумывать каждый пункт ДЗ, отыскивая-подбирая самые эффективные задания(работающие на достижение запланированных учителем целей). О "средней по больнице температуре" мы можем иронично разглагольствовать при том даже не задумываясь о том, что ОДНО ДЛЯ ВСЕГО КЛАССА дом. зад. и есть та самая среднебольничная величина... Наверняка у кого-то имеется удачный опыт опережающего дом.зад., если это не пресловутый "реферат", "доклад" или что-то в этом духе... Неожиданно разговор о ДЗ приобрел масштаб глобально-концептуального - и это здорово ("Большому кораблю - ...")! Но за большим или даже великим не должен выпадать из нашего поля зрения и узко-прикладной аспект домашнего задания. Словом, домашнее задание это - ТЕМА, и мы продолжаем ее обсуждать... В заключение - самое "незабываемое" ДЗ, увиденное-услышанное мною в видеозаписи урока на "УГ"(конкурсное задание заочного тура): учительница задала на дом детям (началка) - внимание! - "нарисовать какой-нибудь человеческий орган"... "Эх, нет на Вас матерщинника-Вовочки", - подумалось мне...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Случайно зашла на блог. Заинтересовала тема домашних заданий. Учимся всей семьей . Сейчас во 2 классе. Удивляют задания системы Занкова: такое ощущение, что на уроке сложно выполнить, задают родителям. Созваниваемся всем классом, не хочется, чтобы ребенок (родители) выглядели глупее всех в классе. С ужасом думаем, что ожидает нас в 3 классе. Осилим ли ? Придется идти к репетитору. С нетерпением ждем каникул!!!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Мария! К сожалению, многие УМК (в том числе и учебники), которые рекомендованы Федеральным перечнем, несовершенны не только в начальной школе. Приведу пример. 6 класс. География. УМК "Вентана-Граф". Для выполнения домашнего задания по рабочей тетради ребёнку может потребоваться до 2 часов! А вместе с родителями - полтора часа... Школьный учитель тратит на это около 45 минут! При условии, что объём домашнего задания чётко прописан, а не выдуман учителем. Об этом знаю как тьютор, курирующий работу учителей географии в своём округе.

      Удалить
    3. Здравствуйте Мария. Система Занкова - одна из самых "развивающих" систем, но требует СВОЕЙ методики преподавания. При эффективной работе в начальных классах большую часть заданий, особенно сложных, можно разобрать в классе, а на дом оставить что-нибудь полегче. А вот если к Занковской системе применить "традиционную" методику преподавания, то вполне могут быть определенные перекосы. Причин может быть много. Крепитесь, тяжело в ученье - легко в бою.

      Удалить
  6. Светлана Мельничук15 мар. 2012 г., 15:03:00

    Добрый вечер! Разрешите высказаться и в защиту российской системы образования, предполагающей внушительный объем домашнего задания. Я сейчас работаю в Англии учителем русского языка для детей-билингов и уже немало наслышана об особенностях английского образования. Заранее оговорю, что отзывы и суждения, которые я приведу ниже, услышаны мной от родителей учеников, обучающихся в государственных школах средней руки (то есть не школы окраин, но и не частные колледжи, в которые записывают детей в возрасте до полугода, а затем экзаменут в 2 года). Родители сетуют на отсутствие домашнего задания по математике и, как следствие, неразвитости у детей 7-10 лет навыков устного счета. Иными словами, то, что достигается в российской школе за счет повторения и закрепления, нарабатыванием навыка решения задач определенного рода, в английской государственной школе упразднено как ненужное. Задания по английской грамматике, напротив, поражают своей "оторванностью" от содержания уроков и учебников. К примеру, ребенка в 6 классе просят составить предложения по картинкам, употребив при этом синтаксические конструкции, которые не были до этого объяснены и рассмотрены на уроке!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ваш комментарий, Светлана, интересен для нас и в профессиональном плане, и тем, что дает возможность воочию убедиться: "большое видится на расстоянии". Очень нужный, полезно-познавательный и своевременный! Мне кажется, что разговор о домашнем задании переходит в иную плоскость (не нужно-не нужно, не отменять-не отменять). Вопрос стоит так: КАКИМ БЫТЬ домашнему заданию? Идеи, находки, опыт, предположения...

      Удалить
    2. Здравствуйте, уважаемые Татьяна Адольфовна, Светлана!
      Готовясь к педсовету по теме организации домашних заданий, с интересом перечитала все комментарии вновь. Прошло неполных три года, а вопросы по-прежнему актуальны. Согласна со Светланой - домашним заданиям быть! Анализирую свой опыт, пробую дать ответ КАКИМ БЫТЬ домашнему заданию. Комментарии Блога - настольная книга... Спасибо за помощь!!!

      Удалить
  7. Наталья Александровна15 мар. 2012 г., 15:04:00

    Получая из Англии сравнения в пользу российской системы образования, успокаиваешься, радуешься, что не так все у нас и плохо (читай - могло быть и хуже). Но соотнесла недельную нагрузку в отечественной школе и зарубежной, программы развития в Америке и России - насторожилась. Какую цель преследует с такими планами наше министерство образования? Напрашивающийся ответ пугает. Негатив родителей (опять же "средняя температура по больнице") по отношению к домашнему заданию очевиден: настроения СМИ, низкая материальная оценка умственного труда, нарушение следствия: высшее образование - успешная работа. Время перемен - сложное время. Но мы формируем личность здесь и сейчас. Необходимо пересмотреть сложившиеся стереотипы и неравнодушному учителю, и думающему родителю. Индивидуальный подход к уровню и объему домашнего задания, адекватность, результативность - факторы, убеждающие родителей в необходимости качественного выполнения домашних заданий.

    ОтветитьУдалить
  8. Домашнее задание...Это как счастье - каждый учитель понимает по-своему. Но все вместе,коллеги, мы должны понимать, что домашнее задание для ребенка не должно становиться наказанием или расплатой за нашу усталость, нездоровье, не подготовленность к уроку. Не для кого не секрет,если не готов учитель к уроку, то детям - самостоятельная работа! А на дом - выучить параграф самостоятельно, законспектировать текст, изучить тему глубже! Сильно сказано! А как же изучалась она на уроке? Посещая уроки коллег, в 90% домашнее задание задается "набегу" после звонка.Никакой дифференциации, творчества, развития.Продолжаем гнаться за ЗУНАМИ, называя их УУД? А о саморазвитии, нравственном воспитании, индивидуальной образовательной траектории только говорим? Говорим, говорим...

    ОтветитьУдалить
  9. А может хватит говорить? Например Юлия Емцева поговорила с учителями которые на лету двют задания? записала куда надо свои замечания? а то нашим детям до выпуска мучиться с ненормальными домашками!

    ОтветитьУдалить
  10. Жанна Валерьевна16 мар. 2012 г., 18:17:00

    Актуальная тема, вовремя мы вышли на нее: впереди и сложные новые темы уроков, и серьезное повторение пройденного - вот, где искусство (да-да,искусство) создания домашнего задания должно проявиться у учителя в полную меру. Вот почему не взирая на достаточный стаж работы, я стала искать и прорабатывать соответствующую литературу (очень полезно, знаете ли). По-товарищески советую всем, кто увидит это мое сообщение, почитать:
    • Система домашних заданий для учащихся (http://festival.1september.ru/articles/511854/),
    • Занятие школы молодого учителя "Эффективная организация домашнего задания" (http://festival.1september.ru/articles/592701/).

    ОтветитьУдалить
  11. Жанна Валерьевна, спасибо за ссылки на статью! Оказывается, сама того не зная, применяла некоторые разновидности творческого домашнего задания)) теперь буду знать - и применять более осознанно.
    Татьяна Адольфовна, я всё думаю над тем, что Вы сказали: надо обратить своё внимание на учеников, у которых есть ещё "шанс" (читай - желание) учиться. Скажу одно: неимоверно трудно исправлять чужие ошибки, даже почти невозможно. Когда 10 лет ученику (способному, старательному, думающему ученику) давали на дом задание "прочитать, пересказать, выучить правило", вряд ли теперь этот способный ученик признает творческое домашнее задание. Поэтому вывод сделала следующий: бросим все силы на пятиклассников – тут поле непаханое!
    Не понимаю одного: почему родителями и детьми домашнее задание воспринимается как мучение?? Мне кажется, что домашняя работа – это большой ШАНС. Для детей, недоработавших на уроке, это шанс понять, осмыслить, потренироваться. Для ребёнка, получившего творческое, исследовательское домашнее задание, это шанс проверить свои силы, доказать, что «я могу». А для родителей... Для родителей главное – не мешать детям, ведь учились, понимали, слушали, думали на уроке именно ученики, поэтому они ТОЧНО смогут выполнить любое задание.

    ОтветитьУдалить
  12. Ваша позиция в отношении пятиклассников, Галина Витальевна, вне сомнений (побывайте пару раз у них на род. собрании, объясните родителям свою позицию, в том числе по поводу ДЗ, сделайте их своими единомышленниками), а вот в связи с 10-классниками... Да, Галина Витальевна, если искривленное деревце выпрямить, оно сломается, и произойдет это при резких порывистых движениях, но... Никогда не поздно начать и делать это последовательно и неуклонно, с мягким нажимом. Кто, если не Вы, Галина Витальевна...? Очень важно вовлекать их в выполнение креативных вариантов ДЗ, начните с того, что ставьте их в позицию выбора, назначив разную "цену" за различные по трудности задания (для некоторых это будет важным стимулом), все время держите их в рассоле преимущественно неформального ДЗ, по принципу - просолятся, даже если и не хотят этого. Бурно радуйтесь, встретив попытку ученика к выполнению нешаблонного задания, подхваливайте, всячески показывая, подчеркивая как это важно... Нервов, энергии такая работа потребует от Вас кратно больше... Но Господь дает Крест по силам. С уважением и тайной надеждой, что все у Вас получится, Татьяна Адольфовна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за советы и поддержку! Наверно, я слишком легко захотела сдаться) Нехорошо это, постараюсь что-нибудь предпринять.

      Удалить
    2. Вот это позиция настоящего Пеликана! Искренно порадовали, Галина Витальевна! Повезло Вашим (в смысле государственным) детям, повезло лицею: каким учителем наделила их судьба! С подлинным уважением, Татьяна Адольфовна.

      Удалить
  13. Юлия Геннадиевна21 мар. 2012 г., 17:03:00

    Домашнее задание... Дети, находящиеся на лечении в Детской краевой больнице, корчиещиеся от боли, не поверите, жаждут получать домашние задания!!! Родители просят учителей продиктовать не только номера в учебниках, но и посоветовать какую методическую литературу им почитать, чтобы "СМОЧЬ" объяснить материал. Кто-то из ребят выпадает из учебного материала на месяц, кто-то на тот-же месяц с определенной периодичностью. И в данном случае традиционное домашнее задание имеет больше "+" , чем творческое.
    Видимо это и есть индивидуальные траектории обучения...

    ОтветитьУдалить
  14. Если отменить домашние задания, ребенок забудет две трети того, что изучал на уроке.Когда ученик приходит домой, у него до сна есть еще шесть-семь часов. Если из этого времени он час-полтора проведет за учебниками, ничего страшного не произойдет.А кто не сталкивался с тем, что большинство учеников вообще его не делают. Зачем? Ведь есть решебники,"ботаны" , у кого на перемене списать можно. Я покажусь слишком жесткой , но если раньше перед нами ставили задачу воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности, то сейчас с нашими новыми стандартами приоритет в благополучии общества. Стране нужны рабочие руки.Кто-то будет решать три задачи и хватит. а кто- то возьмет домашнее задание и создаст проект.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый Аноним, если Вы дали свой комментарий, чтобы высказаться и этим ограничиться, мы предоставили Вам такую возможность; если же Вы рассчитываете на ответный комментарий (поскольку Ваша позиция, на наш взгляд, спорная), Вам следует подписаться - Татьяна Адольфовна анонимам НЕ отвечает.

      Удалить
  15. Народ конкурсный, помнишь ли ты, что не последнее место в уроке отводится домашнему заданию?! Надеюсь, не будет ПОСЛЕ ЗВОНКА молча "нарисовано: параграф_, упр._"?!?

    ОтветитьУдалить
  16. А ведь конкурсный народ не услышал, что домашнее задание - это не последнее место в цепи образовательного процесса и конкретного урока.И у многих конкурсантов оно было " молча нарисовано" или "сами выберите кому что понравилось."ЖАННА ВАЛЕРЬЕВНА

    ОтветитьУдалить
  17. Да, Жанна Валерьевна, была очевидцем сама такого домашнего задания, увы! а потом возникают обиды и непонимание, почему низкие баллы? почему нет выхода в финал? Вспоминается высказывание о том, что ни один противник не в состоянии так навредить, как может сам себе навредить человек.

    ОтветитьУдалить
  18. А я 11 числа надеюсь услышать от Галины Витальевны Падалка, что именно она задала детям в качестве домашнего задания на своем уроке. Елена Леонидовна очень заинтриговала, объявив на весь зал, что это домашнее задание выполнено. Жалею, что не спросила сразу...

    ОтветитьУдалить
  19. Хочу поделиться ссылкой на очень интересную статью в "Учительской газете", касающуюся домашнего задания...
    http://www.ug.ru/article/292

    ОтветитьУдалить
  20. Елена Александровна10 апр. 2012 г., 18:00:00

    Спасибо, Лилия Павловна, за ссылку. Домашнее задание - зло или благо? Как видно из статьи, главное - разумный подход. Лично я, не представляю отсутствие домашнего задания по многим предметам (истории, литературе, русскому, математике). Все дело в подходе к этому. Но вот, что касается предметов, которые требуют практического применения знаний. Мне кажется, только проводя опыты, можно усвоить химию как интересную и необходимую для каждого науку. Зазубривание формул только вредит интересу к предмету. Меня учили именно так, к сожалению.

    ОтветитьУдалить
  21. Отличная статья, спасибо, Лилия Павловна! Хочется к ней добавить комментарий не как учителю, а как маме. Приведу цитату: "Многие из российских педагогов уверены, что само по себе домашнее задание не вызывает никаких проблем у учеников. Вопрос больше касается отдельных детей, которые из-за проблем с внимательностью не могут сосредоточиться, и в этом случае выполнение домашнего задания может растянуться на несколько часов." Мой сын-пятиклассник на все домашнее задание тратит от силы час, редко когда больше... Не отличник, к сожалению. У его друга на это уходит часа 3-4. Конечно, его мама ждет каникул не меньше сына и постоянно жалуется на объем домашних заданий (наши дети в одном классе)

    ОтветитьУдалить
  22. В дополнение к теме домашнего задания хочу привести калейдоскоп мыслей, примеров, данных:
    - В Китае не задают домашних заданий, но там учебный год длится 10,5 мес., длительность учебной недели - 6 дней и
    большая длительность учебного дня.
    -Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесьрассказать на уроке про предмет изучения все, что вы знаете - под лавиной знаний могут быть похоронены любознательность и интерес. В.Сухомлинский
    -Л.Н. Толстой, считая, что домашнее задание - это испорченный вечер ученика, отменил их в своей яснополянской школе.
    -К.Д. Ушинский доказывал целесообразность применения домашних заданий только после специальной подготовки учеников к его выполнению.
    - Обязателой домашняя работа как компонент учебы стала задаваться с нач. 1930-х годов.
    - Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд. И.Кант
    Преобладающая точка зрения: домашнее задание - неибежная составляющая и необходимое дополнение к хорошему уроку.
    "Комсомольская правда" (см.№ 60, вторник, 24 апреля) дает подборку ответов на "Вопрос дня" А НУЖНЫ ЛИ ДЕТЯМ ДОМАШИЕ ЗАДАНИЯ? сколько "да", столько же и "нет"...

    ОтветитьУдалить
  23. Мне кажется, чтобы изменить в нашей системе образования пункт "Домашнее задание", надо сначала изучить современных учеников. Замечала только одно: когда домашняя работа по предмету не задаётся, на полшколы раздаются крики "Ураааа, халява". Спасённые, ученики выбегают из класса с мыслью о том, что этот предмет - чушь: учитель ничего не задал, значит и учить его не надо. Простите, если резко высказалась. Не раз такое замечала.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!