Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 25 марта 2012 г.

Рубрика "Педагогические премудрости"

Она родилась, наша новая рубрика, как плод размышлений и поисков таких форм предъявления себя в блоге, когда появляется возможность, выразив свои взгляды и предпочтения, свои профессионально-личностные ценности, самореализоваться, а также обогатить других своими (или чужими) мыслями и комментариями к ним... А может быть, процитированная Вами мысль настолько глубока, объемна, что, как говорится, no comment...

Словом, мы предлагаем создание книги мудрых педагогических мыслей (помните Василису Премудрую и ее подруг из замечательного мультфильма?), своеобразный обмен премудростями, которые представляются нам очень значимыми (а значит полезными и для других). Это может быть цитата, мысль (Ваша или нет), афоризм, факт, аргумент или даже просто фраза, важная для Вас.

Мудрость, поразившая Вас, может быть оформлена как самостоятельное сообщение или сопровождаться рассказом о том, что у Вас связано с нею, какие размышления она вызвала... Так родится написанная блоговцами «Книга педагогических премудростей», которая даст обильную пищу пытливому уму, поможет в работе и испытаниях, а кому-то, как знать, станет опорой в жизни...

А. "Традиции и новаторство в педагогике",
Б. "Учитель-исследователь",
В. "Свобода и демократические ценности в образовании",
Г. "Кубановедение".

С Новым годом вас, друзья,
Мы сердечно поздравляем,
И невиданных чудес
В эту ночь мы вам желаем!

Чтобы добрый Дед Мороз
Вам принес подарков кучу,
Чтобы следующий год
Был для вас намного лучше!

34 комментария:

  1. Разрешите начать. Буквально вчера читала некоторые работы Шалвы Александровича Амонашвили. Сказать, что была поражена, значит ничего не сказать. Особенно впечатлило меня его отношение к Ребёнку (именно с большой буквы). Вот с такими словами, а главное - с таким убеждением Шалва Александрович входит к детям в класс:
    "Что есть человек на земле? Чудо. Каждый из вас, дети, - чудо. Я тоже чудо. И все люди вокруг - тоже".
    Как просто и как глубоко! Ребёнок - чудо, ребёнок - неповторимое чудо. Конечно же, именно об этом говорилось в Священном Писании:
    "Смотрите, не презирайте малых сих, ибо говорю вам, ангелы на небесах всегда видят в лице их Отца Моего Небесного" (Мф. 18:10)
    Как часто мы об этом забываем...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень правильные книги читаете, Галина Витальевна! И так кстати...педагогика мудрых всегда кстати, а в преддверии сложных испытаний - тем более...

      Удалить
    2. Галина Витальевна, вот теперь спустя некоторое время, думаю, следует сказать Вам, что воспринятое Вами из Священного Писания первично, это та ось, вокруг которой вся Ваша педагогическая деятельность будет строиться в течение всей Вашей жизни. Но... есть и иное. Вспомните Нобелевскую лекцию Ровгач Марины Евгеньевны, где она пишет, что есть и другие дети, порок в которых вошел так глубоко, что они утратили многие свойства и качества: они не отличают добра от зла, они хотят любой ценой насаждать свою волю, иметь удовольствия, следовать насилию. Если не знать, не помнить, не учитывать этих обстоятельств, Вы станете на путь приятно-идиллический, но опасный прежде всего для себя: Вы окажетесь не готовой, бессильной в схватке с этими самыми "детскими" пороками, Вы испытаете чувство огромного потрясения, обманутости в лучших своих представлениях и намерениях, оглушающей опустошенности...(примерно то,что переживаю сейчас я после пасквиля интернетного и полного отчуждения всех , с готовностью заглотивших эту отравленную приманку). Галина Витальевна, помнить, что дети суть Ангелы нужно для того, чтобы не оставляли силы, чтобы опустившиеся руки поднялись вновь, чтобы знать к чему пробиваться в ребенке, чтобы знать,как много нами, взрослыми упущено... И последнее. Нужно себе (и другим!) напоминать:ПЕДАГОГИКА НЕ МОЖЕТ ВСЕГО. Все может только Господь. Помните, про 80% в ребенке генетически предопределенного? помните, что в наших руках лишь (АЖ!) 20%? Простите, если все изложенное, было для Вас очевидным, простите.

      Удалить
    3. Почему-то только сегодня заметила это сообщение(( да, Вы, правы, я часто думаю о том, что Вы сказали. И все чаще и чаще сталкиваюсь с НЕчистотой и НЕсвятостью детей. Напротив, многие полны жестокости. Наверно, в том-то и задача учителя: доказать каждому, даже самому испорченному ребенку, что в нем есть что-то хорошее, просто он, наверняка, это хорошее в себе не сумел пока открыть.

      И еще. Можно вопрос насчет статистики 80%/20%? А не похожа ли такая статистика на самооправдание? Мол, нет результатов - так это же генетика!

      Удалить
    4. Галина Витальевна, поверьте, Дети - это Ангелы. До семи лет их поступки не являются греховными, ответственность лежит на взрослых. Семь лет - мало или много для формирования личности? В школу ребенок приходит после семи лет. Нечистота и Несвятость - это не ребенок, это проявлене худшего, что есть в средствах массовой информации, окружении и , как не хочется в это верить, родителях и учителях.
      Миссия (если можно так сказать) учителя поддержать, взрастить то светлое, что есть в каждом ребенке.
      Генетика - это не оправдание, это понимание, что воспитателю потребуется в 80 раз больше любви, терпения, понимания, абсолютного приятия.
      Именно память беззащитного ребенка (более точная цитата в комментарии Татьяны Адольфовны) помогала мне (до появления собственных детей) понимать своих учеников.

      Удалить
    5. Галина Витальевна, это не статистика - это научное заключение. НАУЧНОЕ, т.е., лишенное всякого эмоциионального налета (пафоса), это строго объективное, рациональное (логос), подтвержденное мощной практикой. Обратите внимание: мы даже оперируем в терминологии людей, которые ставятся в позицию обвиняемых, - "оправдание", "отсутствие результатов". Примеры, которыми изобилует художественная литература, все больше о благополучных результатах педагогических воздействий, думаю, это обстоятельство не в последнюю очередь мешает Вам, филологу, предельно контрастно (как это часто бывает именно в науке) увидеть и осознать: педагогика не может всего... И не только в силу наших слабых педагогических импульсов. И не потому, что сегодня созидает (или пытается созидать) только школа - все остальное ( или почти все) разрушает. Главным образом потому, что адресуем мы педагогические воздействия человеку (пусть даже маленькому), наделенному разумом, волей, СОБСТВЕННЫМ устремлением, т.е. воспринимающему все ИЗБИРАТЕЛЬНО...это работают те самые 80% (как, прочем не факт, что со своей стороны мы успешно задействовали все оставшиеся 20%). Пойдите от противного, Галина Витальевна: предположите (пофантазируйте), что было бы, если бы педагогика могла все...

      Удалить
    6. Татьяна Адольфовна, а я никогда не считала, что педагог может всё. Нет, вру, считала так ещё 2 года назад, до прихода в школу... С первого же урока в 10 классе эта мысль меня покинула. Я часто себя спрашиваю: "Ну что мне сальто сделать, гопака станцевать, чтоб меня услышали/поняли?" Прихожу к банальнейшему и общеизвестному "учительскому" выводу: я не могу снять свою голову и приставить её к шее Вани Иванова!Но ЧТО-ТО ЖЕ Я МОГУ! И это несомненно! Недавно притчу прочитала одну:
      "Шел человек по морскому берегу и увидел, как мальчик поднимал с песка морские звёзды и кидал их в море. "Зачем ты это делаешь?" - спросил человек. "Если они останутся на берегу до завтра, то начнется отлив, и они погибнут!" - ответил мальчик. Тогда человек усмехнулся: "Это же просто глупо! Посмотри, здесь миллионы звёзд. Твои попытки их спасти в целом ничего не изменят!" Мальчик спокойно поднял следующую морскую звезду и произнёс: "Нет, мои попытки изменят очень многое...ДЛЯ ЭТОЙ ЗВЕЗДЫ"...
      Нечто подобное сейчас в моём сознании.

      Удалить
    7. Елена Александровна26 апр. 2012 г., 20:20:00

      Как это ни странно, в последнее время подобные мысли и у меня. Как бы ни хотелось, я понимаю, что не все мои ученики читают те произведения, которые мы проходим. А что говорить о внеклассном чтении. Как мне хотелось, чтобы семиклассники прочитали книгу "Четвертая высота", которую уже я, будучи школьницей, прочитала исключительно по рекомендации мамы. Но, видимо, не убедила. Прочитали из класса 4 человека. Но, учитывая, что все они зачитываются "Сумерками". Решила: четверо, так четверо. Это маленькая, но победа.

      Удалить
    8. Конечно это победа. Теперь придумайте, Елена Александровна, как с этой четверкой в присутствии класса что-то коротко обсудить из прочитанной повести, да так ...(!) Выделите этих ребят, может что-нибудь подарите им от себя как лучшим читателям (по закладочке в книгу или карандашу...). Продолжайте: подумайте, что еще порекомендовать, но СОВСЕМ другого плана, но пронзительно интересное... Выразительно ("в лицах") прочтите малюсенький фрагмент (оч. зазывное!)из рекомендованного...

      Удалить
    9. Елена Александровна26 апр. 2012 г., 22:38:00

      Спасибо, Татьяна Адольфовна, за рекомендации. Всё вроде бы просто, но, я уверена, будет мотивирующим фактором для других. Буду размышлять о списке литературы на лето. ))

      Удалить
  2. Любовь - главное в нашей профессии. Пусть сейчас часто говорят, что педагог не обязан любить своих учеников (вот еще странная трактовка "не обязан любить", разве это чувство поддается каким бы то ни было обязательствам), но без любви - настоящей, осознанной, незаметной, без истерик, разве можно разглядеть чудо, искорку интереса, таланта в скромном, молчаливом ребенке или даже в самом отчаянном озорнике?

    ОтветитьУдалить
  3. Еще хочется добавить к вышесказанному известное, очень известное и мудрое высказывание Льва Толстого «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать,- он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»
    "В каждом ребенке чудо, ожидай его", - кто это сказал, не знаю, к сожалению...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, последняя фраза - это также выдержка из книги Ш.А.Амонашвили.

      Удалить
    2. Какое славное начало разговора, нашей рубрике повезло: на ее страницы пришли читающие и думающие учителя...

      Удалить
  4. Хочу поделиться некоторыми мудростями из своей записной книжки: "Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию; исследуя, достигаем истины" - Аристотель, древнегреческий философ; «Опыт – самый лучший наставник» - Публий Овидий Назон, римский поэт 1 в. до н.э.; «Не стремись всё знать, чтобы не оказаться во всём невеждой» - Демокрит, древнегреческий философ, 3-4 в. до н.э. Иногда использую эти высказывания в качестве эпиграфов к урокам, классным часам, своим выступлениям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень интересный прием: начать урок с какой-либо интересной мысли, особенно, если она выводит на предстоящую тему, сюжет и т.д., предложив ребятам дать пояснения, как они эту фразу (тезис, строку, четверостишие...)понимают; а потом дать попытку ученикам предположить, как эта цитата может быть связана с предстоящим уроком. Не исключено, что Лилия Павловна по наитию использует этот прием из "Развития критического мышления": активизировать детей на самых первых мгновениях урока, чтобы молниеносно включить их в активный мыслительный процесс, а может быть и осознанно Л.П. выстраивает урок по неукоснительной схеме, обязательной в американской стратегии образования "Развитие критического мышления через чтение и письмо"(RWCT):1. эвокация (avocation), т.е. побуждение детей к активному думанию-чувствованию-воспоминанию-предположению-говорению. Иногда эту стадию называют "вызов". Далее следуют еще два обязательных (по RWCT)этапа урока, но о них позже (замечу, что самоанализ урока тогда проходит очень просто и четко: по этим трем этапам урока). Спасибо, Лилия Павловна, и за "подаренную" мудрость древних, и за конструктивное методическое предложение.

      Удалить
    2. Какая замечательная рубрика! Конспектирую, осмысливаю, буду пытаться использовать! Спасибо.

      Удалить
    3. ...кажется я даже знаю дату, когда это "буду пытаться использовать" случится...)))

      Удалить
  5. "Лучший способ изменения мирового порядка - это начать перестраивать школы, так как школы являются мастерскими света. Именно свет и тьма являются первопричиной порядка и хаоса в мире". Вот так, не больше и не меньше... Автор этих вечных строк - Ян-Амос Каменский.

    ОтветитьУдалить
  6. "Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее". Анри Барбюс
    "Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, - процентами на него". Абу-ль-Фарадж

    ОтветитьУдалить
  7. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна29 мар. 2012 г., 0:07:00

    “Человек есть дробь. Числитель – это сравнительно с другими – достоинство человека; знаменатель – оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе” Л.Н. Толстой.
    Стараюсь каждый раз с новыми детьми обсудить эту мысль. Ниже привожу высказывания моих шестиклашек ( при изучении обыкновенных дробей:
    - Числитель - это достоинства человека, знаменатель - это оценка человеком самого себя. Увеличить числитель - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить свой знаменатель – своё мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.
    - Числитель - это то, что видят люди в человеке, его поступки, дела, воспитанность, тяга к каким-либо знаниям. А знаменатель – это человеческая душа. Есть такая поговорка «Чужая душа потёмки». Отсюда мы делаем вывод - одни люди могут себя вознести: «Какой я красивый, умный, сильный» – это относится к гордости. А другие люди себя недооценивают, думая, то они слабые, неуверенные в себе
    - Знаменатель выражает душу этого человека. Человек как дробь, не может быть постоянной. Даже у самого доброго человека есть хоть самая малость людской злости и ненависти.
    Я думаю, есть над чем задуматься нам всем....

    ОтветитьУдалить
  8. Еще два вечера буду "выдавать" мудрости, в значительной степени ориентируясь на участников-2012, хотя это очень условно: все вопросы-задания конкурсные продиктованы жизнью... Итак, уважаемые читатели рубрики, вы конечно же знаете, каким должен быть учитель (разумеется, хороший. настоящий учитель). А задумывались ли вы над тем, какой учитель плохой? отчего учителя бывают плохими?

    ОтветитьУдалить
  9. Как-то раз дедушка спросил своего внука, о чем он так глубоко задумался. Внук ответил: «Дед, в моем сердце дерутся два волка. Один злой и страшный, второй милый и добрый». «Какой же из них победит?» спросил дедушка. «Тот, которому я позволю это сделать», ответил внук. Блекхок. Так начался у меня урок обществознания по теме «Личность. Индивидуальность». Результат неожиданный. А еще больше меня поразило отношение родителей к теме родительского собрания , которую я предложила: "Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени". Эстер Селсдон. Какие же мудрые эти "мудрые мысли". Жанна Валерьевна

    ОтветитьУдалить
  10. Педагогическая премудрость состоит, не исключено, в том, чтобы не только много знать и понимать, но и глубоко и сильно... чувствовать ("...а сердце умным будет"). Вы умеете узнать, понять, почувствовать состояние "счастливый ребенок"?

    ОтветитьУдалить
  11. Мысли о страдающих детях не идут из головы... отсюда, несколько высказываний, которые не рискну назвать мудрыми, и все же: 1.Детство - время, когда мы - самые слабые. Быть может, оно дано нам как прививка от всех форм насилия и жестокости по отношению к тем, кто потом будет слабее и беспомощнее нас... 2."Мы должны перестать воспринимать ребенка как проблему, которая требует наказания". 3."Мы должны отказаться от идеи, что, раз мы взрослые, у нас всегда есть правильный ответ." Авторы двух последних цитат - А.Фабер и Э.Мазлиш, американские психологи.

    ОтветитьУдалить
  12. Поддерживая мысль Татьяны Адольфовны, о детях, всегда помню мудрые слова Адольфа Дистервега: "Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь"и еще одно" Ребёнок – не будущий человек, а сегодняшний, но с другим масштабом чувств и опыта".Януш Корчак. И важно это понять. Жанна Валерьевна.

    ОтветитьУдалить
  13. Коллеги, завершился учебный год, идет экзаменационная - читай - самая нервозно-напряженная пора. Уверена, она способна внести дисгармонию в течение семейной жизни (и тем сильней, чем больше в семье людей, связанных со школой), стать деструктивным обстоятельством и в без того сложный момент. Вот почему прошу вас чуть притормозить и пробежать глазами по строчкам, адресованным вам, нынешним:
    "Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям!" Д.Б. Шоу;
    "Любопытно: с каждым поколением дети все хуже, а родители все лучше; отсюда следует, что из все более плохих детей вырастают все более хорошие родители". В.Брудзиньский;
    "Слишком послушные сыновья никогда не достигают многого".А.Брилл;
    "Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не шутку - уж не помирать ли он собрался". Р,Эмерсон
    Вы еще не улыбнулись? не пришли в чувство? не вспомнили, как прекрасен этот мир? Тогда еще одна порция:
    "Если вы принимаете людей такими, какими они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше.
    Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их видеть". И.Гете;
    "Воспитание - великое дело, им решается участь человека. В.Белинский
    Не навредите ни себе, ни тем, за кого так горячо радеете: взвиченность, раздражительность - плохие советчики. И семья не повинна в вашем профессиональном выборе... С озабоченностью и тревогой за вашу выдержку, Татьяна Адольфовна

    ОтветитьУдалить
  14. Давненько не пополнялась наша копилка премудростей...
    Сегодня у меня в руках факт. Научный. Но всё по порядку.

    В Великобритании проведено научное исследование, в котором приняли участие 13306 близнецов 16 лет. Оценивались их способности и баллы (отметки), полученные ими на экзаменах по окончании средней школы.
    Комментирует результаты Ева Крапохл, одна из авторов исследования: "Ранее уже было доказано, что способности к обучению определяются наследственностью. Однако мы стремились определить причину этого явления. Как показывают исследования, когда говарят о наследовании способностей к обучению, речь идёт не только и не столько об уме, но и комбинации многих других особенностей личности."
    Было установлено, что оценки за выпускные экзамены зависят от наследственности на 62%, а индивидуальные особенности характера от 35% до 58%.
    Интеллект - самая "наследуемая" особенность (как и "удовольствие от учёбы" и "лёгкость усвоения новой информации"), она генетически точно воспроизводится в детях в 83% случаев.
    (Об этом сообщают "ИнтерВести", а я прочла на сайте образовательной сети "Эврика").
    Полагаю, коллеги, эти данные достойны того, чтобы их приводили на родительских собраниях (и не только у выпускников!). И если память родителей зафиксировала иное из их школьного детства - не факт, что ЭТО ТАК и было: ТАК закрепилось в их сознании, это, во-первых. Во-вторых, "тогда" , быть может, ИНАЧЕ оценивалось то, что сегодня "тянет" на тот балл, который имеют их дети...
    Вывод очевиден: родители (гены) гораздо в бОльшей степени ответственны за результаты детей, чем сами школяры - будем же терпеливы, чутки и понимающи... Будем помнить: педагогика не может всего... однако, Учителя способны творить чудеса.

    ОтветитьУдалить
  15. Добрый вечер! Татьяна Адольфовна, по-моему то, что родители ответственны на генном уровне за результаты своих детей- это очевидный факт, и британские учёные здесь "Америки не открыли".
    Жизнь сама показывает и доказывает это,к сожалению.....

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Обычно перед собранием обязательно просматриваю наш Блог для таких данных, которыми Вы щедро делитесь. Очень помогает построить беседу с родителями. И особенно впечатляет, что это статистические или научные данные, голые факты, так сказать. Их можно оспаривать (и такое бывает на собрании), но не принять к сведению нельзя. А это уже заставит задуматься...

    ОтветитьУдалить
  17. Здравствуйте,уважаемая Татьяна Адольфовна!
    Совсем скоро родительское собрание в нашем классе. Этот материал обязательно использую для подготовки к нему. Но не для того, чтобы скинуть с себя ответственность за результат обучения, а чтобы призвать родителей к объединению в достижении цели гуманным путем.

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Готовясь к своим урокам, всегда помню приведенную Вами цитату, о том, что "страх и скука царят сегодня школе". Страшно ребенку порою оттого, что родители предъявляют к нему сверх требования. До сих пор учителя и родители сравнивают ученика не с самим собой, а с более успешным ребенком. Помочь в работе над преодолением сложившихся стереотипов, уверена, помогут выявленные британскими учеными причины наследственной способности к обучению. Осознание этих фактов родителями и учителями помогут воспитать здоровых и счастливых детей. Спасибо за важную информацию!

    ОтветитьУдалить
  19. Наталья Александровна, будем точны: мысль-цитата принадлежит академику Лазареву В.С.: "Страх и скука - вот две эмоции, которые господствуют в современной школе..."
    Речь идёт о том, чем наполнены (эмоционально) школьники...Это несколько отличается от Вашей версии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, уважаемая Татьяна Адольфовна, за точную цитату. Запишу мысль академика В.С. Лазарева в блокнот.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!