Внимание!


.

воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Статья В.А. Копылова о четвёртом дне Конкурса-2012

Продолжаем публикацию зарисовок конкурсных дней, опубликованных в блоге "Информатика и информатики" Учителем года Краснодара-2012 Владимиром Андреевичем Копыловым.
Последний конкурсный день начался с ослепительного солнечного света, который проникал во все кабинеты, даря надежду на самый счастливый день. Весна. Так хотелось сохранить эти лучи не только в помещении, но и в душе. Первое утро, когда я был без сопровождения своих любимых завучей, ставших за время конкурса почти родными. Вместо них со мной была директор нашей гимназии. Ощущение было, что отступать некуда, "позади Москва".

В зале в первом ряду сидели члены Большого жюри. Им участники были известны по финальной части конкурса. Стереотип был сформирован. А можно ли было разрушить этот стереотип, доказав, что именно ты - лучше, профессиональней? Серое вещество в моей голове заставляло придумывать сложности, чтобы потом их преодолеть. Во втором ряду уже сидели члены Общественного жюри. Некоторых из них уже можно было увидеть ранее, потому что каждый из них тем или иным образом участвовал в мероприятиях Департамента образования города Краснодара.
Первым конкурсным испытанием был мини-урок - всего 15 минут. Мой урок был последним в списке выступлений. Так решила жеребьевка, хотя в глубине души я очень был рад такому стечению обстоятельств, так как привез мобильный класс для учащихся. Они разместились за столом, как в рыцарские времена - по кругу. Так столы были выставлены на всех местах моей работы. Единственная пустующая сторона - место учителя. За 7-8 минут урока мы с учащимися повторили все изученное на предыдущем уроке.
Мне не составило труда после повторения разместить двух учащихся, которые активно работали со мной на открытом сорокаминутном уроке, за своим рабочим местом, чтобы члены жюри и зрители смогли наблюдать весь процесс урока на экране. Ученики активно и с интересом принялись за работу. Сначала они обдумывали формы работы и название проекта, а потом уже приступили к его созданию и реализации. В отличии от одноклассников, у них была привычная операционная система Windows.
А вот работать с MacOS пришлось остальным учащимся. Они постарались в кратчайший срок не только выполнить данное им задание, но еще и освоить работу в этой операционной системе. Не очень трудно, но все же взрослому человеку необходимо привыкнуть, да и не каждый человек согласился бы на такой эксперимент, а они так быстро освоились с работой, что я не мог оторвать взгляд от их тачпадов, по которым так ловко перемещались пальцы рук.
Урок подошел к концу, все увидели реализацию проекта. По реакции зала стало ясно, что многое получилось. Впереди меня ждал еще самоанализ или комментарий к уроку. Я объяснил для чего необходимо было все происходящее на сцене. Одно лишь умолчал: этот урок вписывается в календарно-тематическое планирование и учащиеся, действительно, не зря посетили урок на сцене. Они волновались, я тоже, но вместе мы смогли побороть это волнение и представить готовый продукт работы на уроке.
 Наш урок с учащимися также хорошо подходил и под новые стандарты образования, которые требуют развивать не только область знания у учащихся, но и навыки практического применения этих знаний. Научиться творить - главный принцип на уроке информатики. Каждый урок заканчивается не только обретением новых навыков, но и наглядным решением некоторой проблемы.
Родительское собрание также, как и урок началось для меня последним. Мамы уже отрепетировали свои роли. Я с трепетом и волнением заходил в класс. Ни одного папы. Печальная тенденция сохранилась не только в повседневной жизни, но и в родительском собрании на сцене.
Учитель. Мужчина. Заходит с двумя пакетами и сумкой. Уже родители находятся в некоторой растерянности. В воздухе витает вопрос: "Туда ли мы пришли?". Но вместо него, кто-то из мам, присутствующих на родительском собрании, отпускает реплику: "Ой, какой молодой у нас классный руководитель!". И все мамы начинают демонстративно прихорашиваться. Я наблюдаю за этой ситуацией краем глаза, но не продолжаю данную тему в своем разговоре, а как и в обычной жизни, делаю вид, что прослушал, потому что в моей работе главное -  дети, а не я! Зато эта шутка позволила начать родительское собрание с хорошей ноты общения.
Присутствующие мамы заметили, что я достал тюльпаны. Сначала несколько, а потом весь стол занимали уже эти цветы. Они заулыбались. Любая женщина, которая приходит в школу, готовиться слушать отрицательные "достижения" своего ребенка. За редким исключением, услышать похвалу. И вот, после моих слов, эти цветы отправляются в руки к мамам. Начал я со слов: "Дорогие мамы, родительское собрание я решил провести после двух случаев: 8 марта и разговоров учеников в коридоре!"
 После постановки проблемы родительского собрания, совместно старались найти выход из ситуации. Тут советы вряд ли помогут. Надо было обсудить каждую деталь этой проблемы. Класс выпускной, и не хотелось отпускать учащихся в самостоятельную жизнь с такой проблемой, как непонимание с родными и близкими. Нужно было найти общий язык. Надеюсь, что к концу собрания родители сформулировали способы и пути решения проблемы взаимопонимания. На мой взгляд все проблемы были в недостатке общения родителей и детей.
 Нобелевская лекция. Последнее конкурсное испытание. Свою тему выступления посвятил молодым педагогам и месту их в истории нашего государства и образования в частности. Сменялись эпохи, а образование, как "в понт пловца способный ветр" пыталось найти свой путь развития. То на первое место ставилось общее образование, то качество обучения, то способы обучения, а личность учителя? Она ставилась когда-нибудь во главу угла? а что будет при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов. Никто не рискнул бы ответить на этот вопрос. А профессия "учитель" - мужская или женская? Меня давно беспокоил этот вопрос, но однозначного ответа на него я так и не нашел.
 После официального обсуждения конкурса, мнения экспертов и членов жюри конкурса, комментариев и наставлений перешли к награждению кубком за урок XXI века. Рад был, что этот кубок достался Ирине Александровне.
Ирина Аркадьевна перешла к объявлению итогов конкурса. Дальше говорить нечего...
Автор статьи -
Владимир Андреевич Копылов,
Учитель года города Краснодара-2012

Прочитать другие статьи Владимира Андреевича Копылова, победителя конкурса "Учитель года города Краснодара-2012", о конкурсных днях можно здесь:
-- День первый,
-- День второй,
-- День третий.







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!