Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 8 апреля 2012 г.

Урок... Урок? Урок!

В конкурсе их случилось 28, а на самом деле было сколько? Кто-то скажет: меньше (имея в виду, что не всякие конкурсные 40 минут с учителем в классе есть урок) - и будет прав. Кто-то скажет: больше (справедливо полагая, что выводов-уроков, вытекающих из содеянного конкурсантами 3.04, сразу и не сочтешь) - и будет прав. Тогда зададимся другим вопросом: КАКИЕ они, эти уроки, были? И вновь гигантский разброс...
Было такое, чего НЕ может, НЕ должно быть в конкурсе, где есть заочный, отборочный тур, но БЫЛО:
«...немецкие войска арестовали мальчика на Сенном рынке...»; «...в Великой Отечественной войне на нас напали 65 стран»... Продолжать? Увольте! Один из членов жюри потом говорил, что одна мысль торчала гвоздем в голове: «Встать и уйти!».

Если бы можно было уйти от такого: в течение одного конкурсного дня со сцены(!) ДВАЖДЫ прозвучало слово «бардак». Видимо, «филологическое ухо» говорящей столь свыклось со словом, несущим почти неприличное значение (произошло от фр. «бордель» и русского «барда»  – "отходы"), что оно с легкостью необычайной «вписалось» и накануне в полный урок ЛИТЕРАТУРЫ. Предвидя чье-то недоуменное пожимание плечами - подумаешь! - скажу: «Культура - такая штука, что она (культура) либо есть, либо её нет». Говорить о Высоком с «бардаком» на устах... Мы же не Шариковы!

…Первый конкурсный урок. Очень взрослые юноши и девушки с интересом поглядывают в сторону подтянутого, современно выглядящего учителя-мужчины... Это наш Виталий Викторович, который выразительным видеороликом уже увлек старшеклассников в пространство «прав» и «обязанностей», «возможностей» и «выбора» ребенка в мире. Читали-слушали-переводили-писали-предлагали-предполагали-понимали-не понимали-отвечали-искали-подбирали-употребляли-меняли-пытались-понимали... Над всем этим парил-жил-предлагал-подсказывал-предлагал-помогал-озадачивал-менял-одобрял-вдохновлял-поторапливал-раздавал-подбадривал-повторял-вовлекал Учитель-Товарищ-Знаток-Эксперт-Организатор-Импровизатор-Технический Директор-Специалист по правам ребенка наш Виталий Викторович.

Помните, когда-то наша талантливая, одухотворенная, деликатная Ирина Вадимовна (побольше бы нам педагогов ее масштаба!), определяя суть понятия «учитель», шла от образа «дирижер»? Так вот, Виталий Викторович был ДИРИЖЕРОМ. А когда в завершении урока он дал возможность своим ученикам on-line послать свои пожелания миру, то здесь уж самый сдержанный юноша сказал: «Мне понравилось». Конечно, разве могло не захватить такого рода педагогическое действо, которое осуществлял артистичный, пластичный учитель, с потрясающе выразительно-понятным языком жеста, мимики...

Когда обсуждали урок английского языка как кандидата на награждение Кубком «За урок 21 века», я не знала ответа лишь на один вопрос: «Как много нового узнали, насколько продвинулись в языке, чем обогатились одиннадцатиклассники за 40 минут урока». Точно знаю одно: и учитель, и учащиеся полно реализовались на этом уроке...

…Урок литературы у Елены Александровны, 9 класс, М. Булгаков. Учитель начал с полотна современного художника... У меня остановилось дыхание: ни его имя, ни картина были мне неизвестны, но более от того, сколь органично, естественно начат был разговор! Ведь на полотне в прогалине заснеженного поля лежал... портрет Булгакова! Сколько возможностей открывалось для учителя (и детей!) на протяжении всего урока сравнивать-сопоставлять замысел-воплощение каких-то идей автора «Собачьего сердца» с прочтением их художником-автором картины и пониманием-позицией девятиклассников...

Ан-нет, картина - это эффектное начало (к ней возвратов не было), а в ходе урока не то автора, не то детей, - скорее трактовку учителя должны были отгадать дети... Вопросы, обращенные учителем к классу, предполагали единый вариант односложного ответа: «Какая жизнь виделась Шарику?», спустя несколько мгновений: «Без(с)... - правильно, дети, - безрадостная». Вот таким увидела я, национальный тренер по «Развитию критического мышления», урок № 45.

Выводы:
1. гениальный замысел урока;
2. реализация не «дотянула»;
3. учитель формулирует одноуровневые вопросы, насаждая «традиционку» самого примитивного уровня;
4. речь учителя горяча, сбивчива, безалаберна, поскольку педагог «на ходу» решает, о чем будет его очередной вопрос;
5. учитель ведет урок, находясь в «свободном полете», не связан конспектом.

Уроки химии и литературы давали зрелые, маститые, высоко ценимые мною учителя, они были безупречны в учительской технике(показатель высшего пилотажа), НО №№ 50, 51 ЗАИГРАЛИСЬ! И дело, отнюдь, не в том, что вид урока русского языка был определен как «урок-игра». Дело в том, что была НАРУШЕНА МЕРА: в каких-то игровых моментах НЕ БЫЛО НИКАКОЙ целесообразности, они УВОДИЛИ от запланированного результата, забирали бесценные минуты урока. Разбазаривание (простите просторечие!) учебного времени было ПОВАЛЬНОЙ БОЛЕЗНЬЮ БОЛЬШИНСТВА конкурсантов! Неоправданные перемещения по классу, ненужные реплики учителя, несмешные шутки или потуги на остроты, - все это «мусор», захламляющий пространство Его Величества Урока. С этими плебейскими замашками, полагаю, мы распрощались ...

...Урок физической культуры, ставший Уроком 21 века, нужно ПОСМОТРЕТЬ нам всем, а потом Татьяна Адольфовна (физически некультурная!) даст его анализ с общедидактических позиций, и это будет мой лучший анализ, ибо Гармония, Вкус, Мера ясны и понятны всем...

В заключение мысль, которой хотела начать эту статью: «Лучше получить сто ударов от умного, чем глупцу дать вылить масло вам на голову». Позвольте выступить за умную?

Крепко верящая в вашу способность держать удар, ваша Татьяна Адольфовна.


14 комментариев:

  1. Елена Александровна8 апр. 2012 г., 22:15:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна! Не могу не согласиться с вами: "Лучше получить сто ударов от умного..." Буду работать над собой.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за понимание. Я не ошиблась в Вас. Остальное - при встрече... С уважением, Татьяна Адольфовна.

      Удалить
    2. Елена Александровна8 апр. 2012 г., 22:52:00

      Буду признательна Вам, если такая встреча возможна. Столько вопросов, а ответы искать мучительно трудно.

      Удалить
  2. Посмотреть урок физкультуры очень хочется, Вы правы, Татьяна Адольфовна, что рекомендуете это всем нам! Я все думала, удастся ли это... Теперь, после Ваших слов, не сомневаюсь, а буду ждать с нетерпением!
    Жаль, что во второй день нельзя одновременно присутствовать в нескольких местах... С уважением, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я сожалею, Эльвира Ульфатовна, что не увидела Вашей "математики": вслушивалась в комментарий предложившего Ваш урок номинировать на Кубок, но мало что поняла... Знаю, что урок Ирины Александровны снимали на видео, будем "жать"запись из Юлии Ивановны (ее роль в этом уроке - не последняя). Планирую одну из зарисовок посвятить Вам: не возражаете?

      Удалить
  3. "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся..." Вспомнились именно эти строки. Ведь и правда: кажется, что говоришь на уроке правильно, лаконично и по делу, а оказывается, "растекаешься мыслью по древу" и уводишь урок в никуда. Порой этого не замечаешь! Мне очень понравился Ваш, Татьяна Адольфовна, комментарий про умение искусно задать вопрос. Ведь в вопросе - весь учитель.
    P.S. Присоединяюсь к Эльвире Ульфатовне в желании посмотреть урок Ирины Александровны!

    ОтветитьУдалить
  4. Ни в коем случае... Вы часто говорили про профессионализм, у меня набатом стучали эти слова в голове во время всех конкурсных дней... Справиться с нервами, с волнением - это самое трудное.
    Я по-хорошему завидовала нашим молодым девчонкам, их смелости - задать вопрос, привлечь к себе внимание. Может, у меня были другие учителя, или другие времена. Поэтому я поощряю своих детей иметь СВОЁ мнение, и высказывать его. Мне кажется, что этому учит больше школа, а не родители.
    Отлично, что даже возможна видеозапись. Я все гадала, как же мы его сможем увидеть, может, будем учениками?
    С уважением, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
  5. Простите, перечитала комментарий, боюсь, что меня можно неправильно понять - я ЖАЖДУ услышать Ваше мнение, Татьяна Адольфовна, не просто не возражаю, а очень этого хочу. С уважением, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо большое, Татьяна Адольфовна, за высокую оценку моего скромного труда!!!

    ОтветитьУдалить
  7. Оценка (моя) адекватная, труд (Ваш) достойный.))) Рада, что узнала очень способного учителя и интеллигентного человека. Нынче это большая редкость и ... большая удача.

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна. С упоением читаю ваш блог. У Вас потрясающие статьи. Пишите лаконично, категорично, никакой воды, только факты... А как умно! Не думайте, не льщу. Восхищаюсь. Скоро стартует конкурс "Воспитатель года 2012". Мне, как члену жюри, очень хочется так же глубоко , ясно, разумно проанализировать его на страницах своего блога "Дошкольный мир". Дошколята - педагоги пока не так активны, как учителя. Может быть создание блога, посвященного конкурсу, их активизирует. После прочтения Вашего блога, мне ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ его создать. Но мне одной, кажется , эта ноша не под силу. Как Вы считаете?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за похвалу, Татьяна Ивановна, хотя упоминание о категоричности (моей) резко снижает радость, ибо всегда считала и считаю, что всякая категоричность - признак ограниченности...)) Конечно, продуктивная работа блога возможна лишь при некоем уровне профессиональной и Интернет-культуры педагогов, при наличии инициативного ядра и заинтересованной поддержке наставника. Я не склонна считать, что мои материалы содержат ТОЛЬКО факты, скорее наоборот: отталкиваясь от них , абстрагируясь, делаю выводы и заключения, медленно, но верно сокращаю свое присутствие в блоге: крепнет голос учителей...

      Удалить
  9. Благодарю Вас, Татьяна Адольфовна, за совет. Под категоричностью я подразумевала решительность, уверенность в высказывании, формулировках, суждениях. Еще раз, спасибо за диалог.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!