Решила приостановить создание своих записок, следуя порядку конкурсных дней. Прервусь на тему «О жюри»...
Через конкурс их проходит человек 120. Ими заполняется несколько тысяч оценочных листов. Потом эти тысячи я просматриваю. Изучаю. Делаю выводы. На следующий год вношу предложения. С учетом этих выводов. Формирую комплекты жюри заочного тура, очного (номинационные, предметные, Большое, Общественное). Правки в момент утверждения списков бывают крайне редко.
В каждом жюри должны быть представители всех округов. 100- и 200-тысячники, участники «УГ» - первые претенденты в члены жюри. Не должно быть совпадений: член жюри и конкурсант из одного ОУ. И так 11 лет. Имею ли я право на эти записки? Можно ли им доверять? Решайте сами...
В каждом жюри должны быть представители всех округов. 100- и 200-тысячники, участники «УГ» - первые претенденты в члены жюри. Не должно быть совпадений: член жюри и конкурсант из одного ОУ. И так 11 лет. Имею ли я право на эти записки? Можно ли им доверять? Решайте сами...
Жюри - нерв любого конкурса. Сейчас я буду трогать оголенные нервы. Ваши... Некоторых членов жюри... Жюри - люди со своими пристрастиями, симпатиями и антипатиями, как, прочем, и Вы. На официальном языке это называется субъективностью. Из суммы субъективных оценок того или иного жюри выводится объективная средняя оценка конкурсанта. Нигде не поставила кавычек, ибо написанное - истина. А когда Истина прекращает быть собой, превращаясь в свою Противоположность?
1. Таланты встречаются очень нечасто, но самый редкий талант способность ОЦЕНИТЬ другого. Этой мыслью можно исчерпать всю тему. Означает ли это, что ВСЕ неправильности-неправедности жюри, можно списать на отсутствие у тех 120 чел. того самого редкого таланта?! Против природы, так сказать, не попрешь?! Попрешь, поскольку человек - вершина природы, наделенная Совестью, Волей, Рассудком. И их следует включать на полную... Кризис наступает, когда они утрачены. Тогда остается уповать на Чувство. Если оно умерло, тогда крах.
2. О ком вы думали, читая эти строки? Что вставало перед глазами, проносилось в памяти? Как? Вы не увидели себя? Нет-нет, не Жертвой несправедливого жюри, а самым-самым... Единственным Единоличным Судией?! Каждый день, на каждом уроке вы Самое Главное Жюри своих учеников, их родителей, родных и близких. Оценочный балл в ваших руках подобен... впрочем, вы сами знаете, чему он подобен. Вы только что вышли из конкурса. Чьи-то раны еще кровоточат. Что не убивает нас, то делает сильней...
... когда много лет назад я четырежды провожала школьницу-дочь на Всероссийские предметные олимпиады, горячо, истово молила про себя: «Господи, пусть ее поймет жюри!» Ведь, помните: «Счастье это когда тебя понимают». Как мало, как много нам нужно для счастья.
3. Счастье?! Приведу выдержки с конкурсов, которые можно озаглавить, как «Разговорчики в строю»:
– «Урок ещё не начался, но члены жюри громко говорили о том, что, конечно, этому учителю (т.е. мне) не по силам тягаться с …»
– «Председатель напомнил своим коллегам в жюри, что у победителей должны быть соответствующие внешние данные: всё-таки на сцену выходить лучшему» (!)
– «Нет, учитель нашего предмета должен быть в финале – иначе нас не поймут коллеги по «цеху»…
4. Понимание?! О чём идёт речь, когда жюри
«…мыслями было далеко от моего самоанализа и не слышало меня…»;
«…усиленно сохраняло на лицах выражение полного безразличия, а потом его перевело в баллы»;
«…услышав откровенно-критические комментарии к уроку, пояснения, что не удовлетворило и стоит изменить, тут же заметно снизило баллы за урок…»
5. Вслед за мудрецами настаиваю: единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок! Помнят ли об этом оценщики? Знают ли об этом оцениваемые? Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
Вы промахнулись? Не вините других, ищите причину в самих себе.
Вас не поняли? Позаботьтесь о том, чтобы быть выразительными и понятными.
Вас недооценили? Будьте строги к себе и мягки к другим.
Вы не достигли поставленной цели? Увеличьте свои усилия.
С надеждой на то, что будете великодушны и снисходительны, всё забудете и всё будете помнить, Татьяна Адольфовна.
P.S. Все ошибки конкурса – мои…
3. Счастье?! Приведу выдержки с конкурсов, которые можно озаглавить, как «Разговорчики в строю»:
– «Урок ещё не начался, но члены жюри громко говорили о том, что, конечно, этому учителю (т.е. мне) не по силам тягаться с …»
– «Председатель напомнил своим коллегам в жюри, что у победителей должны быть соответствующие внешние данные: всё-таки на сцену выходить лучшему» (!)
– «Нет, учитель нашего предмета должен быть в финале – иначе нас не поймут коллеги по «цеху»…
4. Понимание?! О чём идёт речь, когда жюри
«…мыслями было далеко от моего самоанализа и не слышало меня…»;
«…усиленно сохраняло на лицах выражение полного безразличия, а потом его перевело в баллы»;
«…услышав откровенно-критические комментарии к уроку, пояснения, что не удовлетворило и стоит изменить, тут же заметно снизило баллы за урок…»
5. Вслед за мудрецами настаиваю: единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок! Помнят ли об этом оценщики? Знают ли об этом оцениваемые? Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться всякий раз, когда падаешь.
Вы промахнулись? Не вините других, ищите причину в самих себе.
Вас не поняли? Позаботьтесь о том, чтобы быть выразительными и понятными.
Вас недооценили? Будьте строги к себе и мягки к другим.
Вы не достигли поставленной цели? Увеличьте свои усилия.
С надеждой на то, что будете великодушны и снисходительны, всё забудете и всё будете помнить, Татьяна Адольфовна.
P.S. Все ошибки конкурса – мои…
Завтра, вернее уже сегодня , продолжу и завершу тему.
ОтветитьУдалитьПодписываюсь под каждым словом! В каждый оценочный балл человек вносит частичку себя, и то, что одному понравилось, показалось интересным, другому человеку покажется скучным и бесполезным. В большей или меньшей степени... Конкурс есть конкурс. И вступая в эту борьбу, участник "принимает условия соглашения", как пишется при установке любой качественной программы. С уважением, Эльвира Ульфатовна
ОтветитьУдалитьВот это и убивает, Эльвира Ульфатовна, "понравилось - не понравилось" (как утка с яблоками), в то время как есть строго прописанные критерии, по которым следует вести оценивание!
УдалитьСогласна с Вами, Татьяна Адольфовна, на все 100%! От субъективности жюри никуда не деться! С одной стороны, есть критерии, которых, к сожалению, иногда бывает НЕДОСТАТОЧНО, и участник может получить баллы выше, чем заслуживает, если попытаться отбросить субъективность и чётко следовать именно этим критериям (например, не прописаны некоторые нюансы работы или отсутствуют штрафные баллы!). А с другой стороны, может быть давление председателя жюри, который способствует/не способствует выходу участника в финал. Была свидетелем такой фразы: «В прошлом году, как мне намекнули, наше жюри поставило неоправданно высокие баллы. Давайте поставим по-среднему, а пройдёт в финал, так пройдёт! Посмотрим урок и решим». КАК после ТАКОЙ установки оценивать? Что значит, «решим»? НЕ ИМЕЕТЕ ПРАВА ОБСУЖДАТЬ! Тогда было именно так. А ведь члены жюри – это обычные люди: кто-то, более мягкий по характеру, действительно «вместе решит», а кто-то, имеющий собственную точку зрения, поставит свои оценки (но таких мало – или председатель жюри «задавливает» своим авторитетом, а если этого авторитета нет, то могут быть и честные оценки). Татьяна Адольфовна, я знаю, что Вы не отвечаете анонимам, просто захотелось высказаться!
ОтветитьУдалитьТатьяна Адольфовна, зачем же Вы себя вините? Помните, как у Цицерона? "Feci, quod potui, faciant meliora potentes..." Вы сделали все, что могли, даже больше. Но каждый миг конкурса - это стечение сотни (даже тысячи) обстоятельств, которые один человек не в силах удержать в своих руках. И главное такое "неуловимое" обстоятельство - субъективность. Я давно как спортсмен с этим сталкивалась... Придумали массу критериев для оценки каждого движения руки гимнастки,каждого вздоха, ан-нет, срабатывает только "нравится/не нравится". Не вините себя - НАМ надо было лучше работать, МНОГО лучше, безошибочней...
ОтветитьУдалитьЗамечали ли Вы, Галина Витальевна, думали ли когда-нибудь о том,что ВСЕГДА за любой неправильностью стоит конкретный человек?! Это бывает даже тогда, когда ответственность разлита, размазана и только подразумевается или когда она "скрыта" под коллективной безответственностью (это когда решение принимает один, прежде "посоветовавшись" с товарищами). Важно точно уловить тот момент, когда это - ТВОЯ ответственность и мобилизоваться. Но это по силам только волевым самодостаточным людям, это работа не для слабых... Вот почему сейчас мне так горько.
УдалитьТатьяна Адольфовна, мне кажется, что я понимаю, отчего Вам сейчас горько... И сказать-то больше нечего. Разве что могу поделиться своей "маленькой" горечью. Буквально в воскресенье дал трещину мой "идеальный школьный мир". Я думала, что учу детей "разумному, доброму, вечному", а мне родитель один сказал, что я всё делаю не так и воспитываю в детях "ханжество, лицемерие и двуличие". И всё моё участие в конкурсе - это "голая показуха". А я ведь думала, что делаю всё возможное... Видимо, и вправду я где-то промахнулась и вовремя не мобилизовалась((
ОтветитьУдалитьГалина Витальевна, горжусь Вами: сколь ярка, сильна, убедительна Ваша учительская позиция, если Обывателя, ханжу и лицемера, подстегиваемого бесовщиной в эти сложные дни борения Света и Тьмы, ТАК ПРОНЯЛО! Это ведь тот самый случай, который описал поэт:" в диких криках озлобления звуки одобрения..." УВАЖАЮ, ЦЕНЮ, и бесконечно БЛАГОДАРЮ! Ваша Т.А.
УдалитьСпасибо за слова поддержки, а то я совсем приуныла...
ОтветитьУдалитьP.S. Надо бы перечитать Некрасова))
Еще могут сто раз на позор и на ужас обречь нас,
УдалитьНо чтоб крохотный светик в потемках сердец не потух,
Нам дает свой венок, ничего не поделаешь, - Вечность,
И все дальше ведет, ничего не поделаешь, - Дух.