Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 11 апреля 2012 г.

ТЕМА МЕСЯЦА. Апрель



Тема апреля задана статьёй Галины Витальевны Падалка:

"Эта тема как бы сама кристаллизовалась на протяжении первого моего года работы с детьми. Но только ли с детьми я работала весь этот год? Ответ более чем однозначен – НЕТ. Не к детям (вернее не только к детям) педагог выходит первого сентября каждого учебного года. Не только детям учитель объясняет новую тему. Не только детям задаёт домашнее задание. Поверьте, для меня, вышедшей из стен университета год назад, это было новостью. Не совсем приятной новостью. На лекциях ни слова не сказали, что за спиной (а иногда и перед лицом) каждого ученика стоят его родители, с мнением которых надо считаться, интересы которых надо учитывать.


И как же горько бывает иногда осознавать, что родители твоих школьных детей тебя не понимают. Ты, как тебе кажется, всё делаешь правильно, повинуясь зову сердца, а на собрании получаешь удар ниже пояса: «Галина Витальевна, нам не нравится, как вы работаете. Успеваемость класса снизилась. В начальной школе все были отличниками, а теперь и «трояки» пошли». Или вот такой отзвук «родительского голоса» я получила на классном часе. «Дети, пусть мысли, почерпнутые из книг, будут вашим основным капиталом, а ваши собственные мысли – лишь процентами на него», - говорю я. В ответ получаю недвусмысленное: «Папа сказал, что капитал у нас есть и я буду бизнесменом, мне и читать не надо».

Как же строить работу с родителями, чтоб папы и мамы способствовали воспитанию и развитию детей, а не гнались только за оценками? Как сделать родителей союзниками, а не врагами? Очень важно услышать мнение профессионалов насчет «родительской темы». Дорогие учителя, воспитатели, психологи, поделитесь своими секретами общения с родительским коллективом ваших классов! "

На конкурсе "Учитель года города Краснодара-2012" было проведено 5 родительских собраний... 5 разных родительских собраний...

С выводами и рекомендациями, которые могут пригодиться каждому учителю, можно познакомиться ЗДЕСЬ (советы от Татьяны Адольфовны Ваховской!):


Родительское собрание 
Разговор первый

 Информация к размышлению:
Адресованное ранее Вами исключительно детям, ВСЕЦЕЛО относится к ВАМ: «…все большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе»… Это про Вас, коллеги. 
Правило 1: Не настроив на свою «волну» большинство, не приступайте к изложению главного на собрании!
Информация к размышлению:
Б.Блум, американский педагог-психолог: «Домашняя среда есть наиболее важный фактор, определяющий уровень школьных достижений учеников и интерес к учению. Для большинства учеников мотивация к учению определяется именно этим, а не школьной программой и не качеством преподавания в наших школах». 
Так считает наука и подтверждает практика. Четко, недвусмысленно, без упрека говорите об этом родителям; интересуйтесь, насколько в их семьях царит культ ученичества(?!)
Правило 2: Следуйте наставлениям Н.К.Рериха: «Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними». Становитесь лучше!  
В голове пронеслось: родительское собрание - это радость встреч (где-то встречалось в журнале). Ох, нет! Так не показалось тому учителю, который взывал на конкурсном родительском собрании к опыту других родителей (блестящий ход, но его можно применить ЕДИНОЖДЫ, в противном случае Вы не дипломированный педагог, а статист, пусть даже деликатный и уважительный).
Информация к размышлению:
Впечатление о человеке создается из того, ЧТО ЛЮДИ ВИДЯТ на 50%, от РЕЧИ и ИНТОНАЦИЙ на 37% и лишь на 8% - от СОДЕРЖАНИЯ РЕЧИ. Первое впечатление «работает» долго. 
Правило 3: Обеспечивайте, вызывайте обратную связь с родителями! И помните: обратная связь должна быть
-ЛИЧНОЙ (начинаться с «Я» или «Мы);
- содержать высказывания о ЧУВСТВАХ (Ваших, родителей);
- КОНКРЕТНОЙ (направлена на поведение, а не на человека);
- КОНСТРУКТИВНОЙ (направлена на то, что можно исправить);
- БЕЗОЦЕНОЧНОЙ (не нести на себе «печати», «ярлыка»);
- ПОТРЕБНОЙ (ее должны ждать);
- ЧЕСТНОЙ;
- НЕОТСРОЧЕННОЙ (подавать ее нужно непосредственно после случившегося).
Кстати, это распространяется и на обратную связь с детьми в классе, и на наши контакты в блоге (!).
Помните, Вы решите сверхзадачу, если в результате Ваших контактов с родителями, Вы мысленно сможете проговорить, не погрешив против истины: «Родители и дети - жизнь в согласии», а твердым правилом родителей Ваших учеников станет: «Даря свободу, уважая границы, помогая расти». Начните с того, чтобы вслед за Вами родители узнали, а потом и выучили китайскую пословицу: «Хороший родитель стоит тысячи хороших учителей».


Родительское собрание
Разговор второй

                      «Учитесь на том, что трудно и не дается,
а не на том, что легко и само собой приходит!»
К. Станиславский 
 После того, как Вы и Ваши родители вполне усвоят то, о чем речь шла в первом разговоре, приступайте к восхождению на следующую ступень  понимания и взаимодействия. И здесь Ваша роль - ведущая. Чтобы получилось конструктивное взаимодействие, пропитайтесь, внушите себе:

1. Учитель (я) должен овладеть, обладать мудростью НЕ РЕАГИРОВАТЬ на незначительное.  Никто еще не придумал ничего лучшего: приблизительно в трети случаев настаивайте на своем, еще в трети - принимайте сторону ребенка (родителя), еще в трети - находите компромиссное решение.

2.  Для родителей Вы - самый большой педагогический авторитет, какое бы отношение к Вам родители (собрание) не проявляло, не демонстрировало.
Помните:
68% россиян доверяют учителям,
62% - священнослужителям
и на третьем месте журналисты -32%. 
Прибегайте к такому приему, когда НАДО продавить Вашу позицию, Вы говорите: «Каждый из вас (имеются в виду родители)  - профессионал в каком-либо деле, и я никогда не смогу в той, вашей области сравняться с вами. И не буду. Вы для меня -  беспрекословный авторитет в Вашей сфере. Оставьте и за мной право быть профессионалом в своей области...».  Это говорится ровным твердым тоном, без трепета, но с ноткой уважительности. 
Прежде Вы приводили на собрании китайскую пословицу, а теперь скажите, что в ЕВРОПЕЙСКОЙ культуре распространена, даже господствует,  иная: «Учителя, которым дети обязаны ВОСПИТАНИЕМ, главнее, чем родители, которым дети обязаны ЛИШЬ рождением: они дарят нам только жизнь, а учителя  - ХОРОШУЮ жизнь». Аристотель. (Это проговаривается с легкой улыбкой).

3. Направляясь в класс на урок или для встречи с родителями, оставаясь наедине с самим собою или принародно «распекая» ученика, получая благодарности от выпускников или дерзя директору, помните:
-- мы стремимся к признанию, уважению и любви. Все мы хотим получить одобрение и признание того, что мы есть и что мы делаем;
-- мы стремимся к власти и статусу. Мы хотим управлять, принимать решения;
-- мы стремимся к безопасности и защищенности, а также ищем смыслы и пути к изменениям;
-- мы стремимся к обладанию материальными благами, это потребность владеть чем-то;
-- мы стремимся к достижениям. Мы хотим создавать, реализовывать, оставлять след... Это свойственно всем и каждому, но в разной степени и «работает» всегда.    См. М. Райх, С.Долан, «Глобальный кризис». Помните об этом постоянно, если хотите УПРАВЛЯТЬ ситуацией.

4. На собрании  Вы предельно четко проговариваете, чем родители МОГУТ ПОМОЧЬ своему ребенку. (Этот «набор» для родителей разных классов разный. Например,
*следить за соблюдением режима дня;
*интересоваться его (ребенка) настроением после школы, выясняя, что понравилось, чем огорчен, что он узнал, понял;
*оказывать содействие в выполнении творческих заданий;
*поддерживать стремление ребенка посещать совместно с классом... ;
* хвалить за стремление..., прилежание.... Вы также с отчетливыми нотками сожаления проговариваете, чем родители могут  ПОМЕШАТЬ, НАВРЕДИТЬ ребенку. Это также специфический перечень, что-то типа: *сверхучастие, когда при неуспехе ребенка родители начинают раздражаться, кричать, прессовать ребенка; *уверенность в ПОЛНОЙ самостоятельности ребенка; *самоотстранение: «Виноваты все, но не я».). 
Где-то в записных книжках А.Вампилова есть запись: «Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать». Вот чему, действительно, НАДО УЧИТЬСЯ, может быть, всю жизнь...

         В заключение этой беседы (ибо чувствую, как Вы мне отвечаете «маленьким язычком») напомню, что недостаточно знания, необходимо также применение, НЕДОСТАТОЧНО ХОТЕТЬ, НАДО И ДЕЛАТЬ. Высоко ценимый мной Ли Якокка (это менеджер запредельного уровня, перед которым заискивают банкиры, с ним ищут дружбы президенты, его опасаются политики) говорит: «И я повторяю то, чему меня учили родители. Поставь себе цель. Получи такое образование, какое только можешь, но затем, ради Бога, ДЕЛАЙ что-нибудь! ... ты... поразишься тому, как в... обществе можно достичь всего, к чему стремишься». Делайте и достигайте!

Татьяна Адольфовна.


Галина Витальевна, направляю Вам в "Тему месяца" последний сюжет. Тороплюсь, апрель на исходе...


Разговор третий
Пролог

"Бог, сотворив человека, сказал ему: "Ставлю тебя в центр мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь... О высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем пожелает, и быть тем, чем хочет!"
Дж. Пико-делла Мирандола в кн. "Речь о достоинстве человека", 15 век.

Этот блок информации по теме месяца хочу завершить сведениями, которые должно знать учителю, взаимодействующему с родительской общественностью: Вы должны точно знать, какими Вы представляетесь родителям Ваших учеников, какое изначально у них мнение об учительстве. Исходя из "показателей" обобщенной характеристики, каждый из Вас решит, какие среднестатистические черты Вам стоит развивать или опровергать, какие штрихи к СВОЕМУ портрету следует (хотите) добавить...

Какими же вы рисуетесь семьям Ваших учеников?
Портрет получился таким:
-- в глазах родителей (44%) вы выглядите подчиненными
-- трудолюбивыми (45%); 
-- душевными (43%); 
-- интересными (36%); 
-- но в то же время, скорее простыми, нежели утонченными (34%). 
Родители затрудняются точно определить, являетесь ли вы своеобразными (30%) или такими же, как все (30%).

За прошедшее десятилетие школьные учителя стали казаться нынешнему поколению родителей БОЛЕЕ трудолюбивыми (45% против 36% в 2000 году). Реже стали говорить о карьеризме среди педагогов (24% против 39%) и их бездушности (17% против 37%), менее простыми (34% против 50%). Это радует.

Однако учителя стали, по мнению родителей, МЕНЕЕ самостоятельными (25% против 33%), МЕНЕЕ интересными (36% против 48%), менее одаренными (19% против 37%). Это не радует.

Большинство родителей устраивает УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ вас сегодняшних: 36% дают вам положительные оценки, еще 37% находят качество вашей работы удовлетворительным. УЖАСНОЙ или ПЛОХОЙ считают вашу работу 13%, т. е. каждый седьмой!

Подытожу: прежде самой характерной чертой (качеством) учителя было "интересный", в настоящее время - "подчиненный".
А какую наиболее характерную черту Вашу назвали бы родители учеников Вашего класса? Есть над чем задуматься. Не так ли?

Эпилог 
НЕ всегда быстрый бойкий ответ учителя на собрании есть показатель... Иногда молчание (но какое молчание!) бывает красноречивее всяких слов. Когда-то Вам уместно отреагировать так: "Молчание - это блеск сильных и убежище слабых, целомудрие гордецов и гордость униженных, благоразумие мудрецов и разум глупцов. Помолчу..."

В ожидании Ваших комментариев помолчу и я.

24 комментария:

  1. Тема - что надо! Нужная. Трудная. Как в жизни, так и в конкурсе! Верное, Галина Витальевна, предлагаете решение: вынести тему в обсуждение! А то не участники конкурса, а оценщики (не исключаю и себя) все более активны. Пора и очень хочется послушать учителей-блоговцев! учителей -участников "УГ"! Свое видение-понимание род. собрания (как конкурсного задания) выражу в одном из ближайших сообщений. Но нужен разговор и более широкий по теме, обозначенной Вами. Прошу Вас вести тему в рубрике и быть автором блога.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, с радостью исполню Вашу просьбу! Очень актуальная для меня тема и очень щепетильная.

      Удалить
  2. Мой секрет общения - это доверие и открытость. Я принципиально не лгу родителям, не умалчиваю, как бы этого иногда не хотелось! Стараюсь показывать личным примером то, чего я хочу добиться и от детей, и от родителей. Чего стоит только то, что родители и дети поддержали создание блога... И это в 5 классе... Пишут сами... Это по-своему сплотило детей-родителей-учителей и, конечно же, меня... Заставило по-новому взглянуть друг на друга, больше доверять. http://nashaklass.blogspot.com/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, вот это идея! Почему-то я всегда забываю о самом очевидном (и в то же время гениальном). Блог класса... Ну конечно! Знаете, единственное, в чем ворос: как не сделать блог класса книгой жалоб и предложений? Хотя, я думаю, ответ я найду на страничке Вашего "детского" блога))

      Удалить
  3. Мой секрет общения, как чудесно начала Лилия Павловна, это заинтересованность в ребенке. Мне действительно интересны дети не только в школе, но и тогда, когда они дома... Как себя ведут, на что острее реагируют, что беспокоит. Поэтому и темы родительских собраний или встреч я подбираю в зависимости от ситуации. И каждый раз родителям говорю: "Мои дети самые лучшие!" А как дети встретили меня после конкурса, не могу не похвастаться. С музыкой, шарами, цветами и даже стихами собственного сочинения! И все сами! В третьем классе! Пришли раньше на час, украсили кабинет, подготовили музыку и спрятались под столы... Я захожу... Ну вы представляете!...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, слышала вживую Ваш рассказ о возвращении пеликана в родное гнездо)) Была восхищена! дети есть дети: они чище, откровеннее, благороднее взрослых. Думаю, особенно важно говорить (и искренне считать), что "Мои дети самые лучшие". Тогда и родители поймут, что не зря они приводят ребенка в школу - он ведь стал лучшим. Но одно сомнение: не перехвалить бы... Ведь похвалу принять родителям легко, а вот услышать потом, что не все так гладко? Вопрос неоднозначный.

      Удалить
    2. ...уже ради такой встречи с учениками стоило оторваться от жизни школьной и пройти конкурсные испытания...Поздравляю, Эльвира Ульфатовна, до такого взаимопонимания и взаимоценения нужно было доработаться!
      А насчет "перехвалить", Галина Витальевна, чем не следующая тема месяца?!))), но до нее еще нужно "дожить"...

      Удалить
  4. Евтушенко Е.Л.13 апр. 2012 г., 0:48:00

    Очень давно, когда стало ясно, что моя болезнь школой переходит - таки в стадию неизлечимости, мама, воспитатель, 37 лет педстажа, употребила последний аргумент, начиная беседу словами: "Ты понимаешь, что работать будешь не с детьми, как мечтаешь, а с родителями! Общение с детьми - это самое простое в нашей профессии, их нужно любить; а вот повернуть к себе лицом каждого родителя, "перетянуть" на свою сторону, найти общий язык - это трудно. Для родителей их ребёнок самый умный, самый способный, самый... Признать ошибку своего ребёнка - это значит признать свою ошибку в воспитании: недосмотрел, недоговорил, недовоспитывал...Никогда не "ругай" ребёнка родителям: тебя не поймут и не услышат. Только хорошее сначала, только успехи. Даже если их нет, НАЙДИ! На родительском собрании не вздумай говорить о плохом при всех! Только наедине и предлагая помощь!" Говорила она всё это так неистово, что я чувствовала себя глупой учительницей, уже совершившей такие ошибки! Редкость таких бесед заставляла меня молчать, но в душе была буря (не соглашалась с некоторыми примерами). Я вспоминаю этот разговор всегда, когда встречаюсь или по телефону разговариваю с родителями. Чем больше мой педстаж, тем больше осознаю и вижу правильность маминых советов. Чтобы родители нас понимали, мы должны стать сотрудниками, соратниками, собеседниками. Ведь делаем одно дело. Соловейчик писал: «Мы воспитываем не примером, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством». Если понимаешь, что в школе ты не отработал день, а прожил вместе с детьми, тогда появляется потребность общаться с родителями и не только на собрании, узнавать семьи, традиции, "дух" семьи. Очень помогает! Первые собрания в пятом классе обязательно начинаю с объяснения своих взглядов, целей, создаём модель нашего выпускника. Семья (родители и дети) прописывает свои мечты о будущем. Главная мысль на этих встречах: "Хороший Человек - это не только хорошие оценки, но и ....". За годы жизни в школе разные случаи были: и умалчивать приходилось (если чувствовала, что так лучше будет), и правду обидную говорила, и просто ждала понимания (чаще оно приходило). Тем и хороша жизнь в школе: ничего не повторяется. Каждый новый класс задаёт новые вопросы, заставляет искать новые решения. Но и родители, и дети должны видеть в тебе профессионала, который поможет найти выход. Тогда появляется доверие. Да, приходится иногда выслушивать и обидные слова, именно выслушивать. Всегда даю возможность высказать взрослому всё, с чем он пришёл(естественно, если это не в оскорбительной форме). Эмоциональные высказывания-упрёки чаще от бессилия мамы - папы. Пусть выговорят проблему. Вслушиваюсь, продумываю будущий разговор, нужные слова, наблюдаю психотип,если редко общалась и плохо знаю человека. Если возникло непонимание, значит непонятно объяснила ( исправляй ошибки свои). А потом говорю о том, что рада этому разговору и благодарна, что пришли, что неравнодушны, что так внимательны; о том, что знаю и чувствую, как необходимо нам вместе найти выход, прошу помочь мне, надеюсь на сотрудничество... Считаю, важно убедить действовать совместно, а не упрекать друг друга, успех ребёнка нужен не только родителям, но и школе. И начинается работа над ошибками: моими, родителей и самого ребёнка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за рассказ, Елена Леонидовна, перечитала несколько раз. Спасибо Вашей маме, "родители плохого не посоветуют"...

      Удалить
    2. Елена Леонидовна, спасибо, что откликнулись! Из мудрых советов наших Пеликанов скоро можно будет издавать книгу "В помощь учителю". Но, наверное, всё, что Вы описали, приходит с опытом... Самое пока для меня недостижимое - спокойно и молча выслушивать.
      А вот тогда ещё вопрос: Как донести до родителей, что не оценка является целью обучения в школе, а развитие, совершенствование? Какие слова подобрать, чтоб это звучало убедительно?

      Удалить
  5. Евтушенко Е.Л.14 апр. 2012 г., 0:02:00

    Галина Витальевна, разговаривать с Вами очень интересно.
    Я не отвечу на Ваш вопрос конкретно, однозначно, потому что не знаю родителей ваших учеников, всё очень индивидуально.
    Каждый класс требует свои формы, методы, слова... С кем -то рисовали ленту времени, отмечали школьные годы, рассуждали для чего они даны, а для чего оценки, когда они встречаются дальше в жизни, остаются они мерилом всего в 20 лет, в 30, в 40 и т.д., а если 10 школьных лет учить (ся) получать оценки, то когда же учиться всему остальному, может лучше научиться учиться, развиваться, дружить, жить в обществе, а что значить развиваться, где планка развития, у всех она одинаковая...? С кем -то рисовали 18-летнего выпускника и наполняли качествами желаемыми, вместе приходили к тому, что нет там места оценкам, а если и есть, то очень мало и только на определенный момент жизни, тогда зачем они? Стимул? И показывала распечатки международных конкурсов, творческих состязаний и т.д, где первые строчки занимают порой не отличники (благо, таких примеров у меня много).
    В другом классе рассказала о своём отношении к оценке. И здесь мне помог конкурс 2009 года. На курсах Татьяна Адольфовна привела ужасающие цифры "результатов" школьного обучения (лекция о здоровьесберегающих технологиях). Это заставило меня задуматься и об оценках, искала "чужие" мысли об этом, анализировала свой опыт. Результат: я против оценок вообще! Они унижают и оскорбляют. Мне они мешают. К сожалению, они есть в современной школе, мы обязаны их использовать, но никто не может заставить нас им служить. Поставила родителей в ситуацию оценивающих и оцениваемых, поговорили об их ощущениях.
    Конечно, это работа не одного дня, не одного собрания. Не получается сразу убедить. Да и не все изменяются, а некоторые вообще не меняются. Но капля и камень точит (вспомните нашу Азишскую пещеру, когда попадаем туда, я обязательно говорю о воспитании, вот он, пример настойчивости, стремления).
    Мне повезло вовремя узнать о французских педагогических мастерских. Формами, приёмами, методами этой технологии я пользуюсь и в работе с родителями. Мастерские учат и выслушивать. Галина Витальевна, на Вашем уроке я видела приёмы, слышала слова, чувствовала интонации, с помощью которых можно убедить во многом. А опыт ... иногда не помогает, а мешает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Леонидовна, обязательно попробую сказать родителям своего класса то, что Вы подсказали. Особенно понравилась идея нарисовать портрет выпускника, но это уже тема сентябрьского родительского собрания)) буду бороться с эпидемией "хотим пятерок и только". Наверно, мне не опыта не хватает, а смелости. Каждое собрание - стресс. Буду над собой работать, а Ваши советы будут мне поддержкой. Спасибо!!

      Удалить
  6. Елена Александровна15 апр. 2012 г., 20:00:00

    Вы знаете, у меня проблема другого характера. Есть родители, восприимчивые, помогающие своим детям, которым важны и знания, и оценки. А вот другая ситуация. Ученик в моем классе не просто отстающий, он действительно не усваивает программу ни по русскому, ни по алгебре, а ведь скоро экзамены (он в 9 классе). Я не могу сказать, что ему не дано. На три он может работать, но ему нужен особый поход, ежедневная работа, кропотливая, вдумчивая. Даже без репетитора, но под присмотром, так как он очень ленивый. Пытаюсь достучаться до родителей с 5-го класса. Объясняла: "Нужна помощь, обратите внимание и т.д." Но ребенок единственный в семье, достаток есть, а вот принимать тот факт, что нужна ежедневная профессиональная помощь не хотят. Как будто стекло между нами, не слышат, не хотят ничего не делать. Я понимаю, что работы на уроке ему недостаточно. Что делать? Как помочь? Родительской реакции просто нет.

    ОтветитьУдалить
  7. Внимательно слежу, коллеги, за вашим интереснейшим диалогом (думаю, не одна я слежу). Готовлюсь к вступлению в разговор, если позволите. Хочу завершить проект "По следам "УГ-2012"" и тогда, с чувством исполненного долга, включусь в "Тему месяца".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, мы ждём Вашего слова!

      Удалить
    2. Сегодня хочу остановиться на том, что составляет, как мне показалось, главную трудность, сложность в разговоре с родителями: отметки. НИКОГДА ни одно поколение родителей Вы, коллеги, не сможете воспитать (перевоспитать) настолько, что эта тема для них не будет «больной». Редкий, недолгий успех может быть достигнут лишь в начальных классах (и то не в 4-ом).
      Не скрою, и я в свое время в ходе встреч с родителями прибегала к приему, когда на пике остроты разговора с родителями спрашивала, что в конечном счете для вас важнее – отметки или знания?! Обычный ответ: «Знания!» («и... отметки», - это, как правило, добавлял кто-то другой). Я понимающе улыбалась, разводила руками (когда-то понимающе кивала...). Какое-то время была уверена, что я права, что урезонила иных ретивых родителей.
      НЕ права. Поясню. Когда мы противопоставляем «знания» и «отметки», то тем самым признаем, что БАЛЛ, ВЫСТАВЛЕННЫЙ ребенку, МОЖЕТ НЕ ОТРАЖАТЬ (и не отражает!) РЕАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ с ЕГО (ребенка) ОБУЧЕННОСТЬЮ. Но ведь должен, должен соответствовать балл знаниям! Чем профессиональнее учитель, тем полнее у него соответствие. Это – аксиома, но... она – почти исключение(!) Почему? По какой причине могут «расходиться» - и порой значительно - уровень знаний ученика и отметка учителя? Конечно, отметка может играть роль стимула, носить, так сказать, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ характер (и тогда она завышена!), а может быть выставлена «в сердцах», эмоционально (и тогда она... плохая или занижена!). А еще бывают «отметки» за дисциплину, за забытую тетрадь, форму, за подсказку... Однако во всех случаях они ставятся в графу «Баллы за урок» и, как правило, влияют на итоговую (четвертную) отметку. В итоге спустя время, ПРИЧИНЫ того или иного балла забываются, остаются «голые» двойки, тройки, четверки... Во втором, третьем классе это... терпимо (учительница прежняя, время есть), но уже в 4-ом это чревато: впереди 5-й класс! а для 10-11 – катастрофа: из конкретных отметок состоит аттестат. Родители настороже: нужно биться за каждый балл! Это общая картинка, объясняющая, почему родители маниакально держатся одного: хорошие отметки, красующиеся в аттестате (табеле), для них синоним успеха их чад. До поры до времени. Потом происходит все с точностью до наоборот: у родителей претензии на слабые знания их детей, не соответствующие выставленным отметкам, и потому неудачу там-то и там-то... ГИА и ЕГЭ дают здесь незначительную корреляцию.
      Вернемся к исходному тезису о баллах и отметках. Фактически говоря о БАЛЛАХ (родитель ли, учитель ли) должен иметь в виду, что он абсолютно точно может подразумевать ЗНАНИЯ (своего ребенка ли, ученика ли). Противопоставления одного другому означает признание, что в этой школе царит учительский произвол в вопросе оценивания учащихся, а о профессионализме педагогов лучше НЕ упоминать! И еще: не следует часто ставить неадекватные отметки... даже в педагогических целях; нередко получается «педагогика абсурда»: дети САМИ понимают, чего объективно заслуживают... Поэтому отметку ставьте «ту», но сопровождайте ее ОЦЕНКОЙ подробной (над чем надо работать, чтобы результат был выше), воодушевляющей. И тогда дети будут долго и с удовольствием пересказывать дома Ваши слова, а родители на собрании будут чуть терпимее, но не все...

      Удалить
    3. Татьяна Адольфовна, признаюсь в том, что не раз выдавала такое противопоставление: "Знания или Отметки". Никогда не задумывалась ранее, о чём говорит такое противопоставление. Теперь как-то неловко перед самой собой. Получается, спрашивая "что важнее", я подписывалась под собственным неумением адекватно оценить ребёнка: мол, знания где-то отдельно, а оценку я ставлю такую. Очень "приглянулась" Ваша мысль о том, что баллы абсолютно ТОЧНО должны соотноситься в сознании учителя и РОДИТЕЛЯ со знаниями. Значит, учитель должен доказать (сначала себе, потом ученикам и родителям), что все отметки, выставленные им, не пустой звон, они чего-то стоят и что-то объясняют... Правда есть одно НО: не получится ли, что уровень отметок тогда значительно снизится? Следствие: ещё большее недоумение родителей...

      Удалить
    4. Именно потому, что я подметила это (не только Ваше) противопоставление, сочла полезным привлечь внимание к описанному в сюжете. Сейчас самое время начинать упоминать при оценивании ответов, заданий, что Вы строже, взыскательнее будете подходить при выставлении отметок: идет повторение и обобщение, впереди такой-то (6-ой, 8-ой, 11-й) класс, вы знаете мои требования и т.д. Обязательно говорите, что нужно повысить, усилить, добавить - изменить, чтобы была "5" или "4"... (объясняйте, проговаривайте это на уроке, после урока, просите заглянуть к Вам после урока и проговаривайте..., кого-то спрашивайте, знает ли он (она) над чем нужно работать? Тогда и на род. собрании Вы сможете сказать, что каждый из детей знает и понимает что и каким нужно... Спросите родителей, рассказывают ли им дети о рекомендациях Ваших, предложите родителям выяснять у детей, что Галина Витальевна будет ждать от их ответов... Тогда даже самый злонамеренно настроенный родитель вынужден будет признать, что Вы работаете с каждым...Дети точно должны знать, что за что будет, где имеется западание. Исключение составляет 11 класс: Вы им говорите,что на экзамене Вы бы получили (ОНИ получили! а не ВЫ поставили) то-то и то-то, так как...,а далее в чем слабость их позиций... (и уж конечно к 11-классникам УЖЕ шкалу баллов не меняйте).

      Удалить
    5. Я поняла. Если честно, я стараюсь всегда комментировать ответы и очень ясно излагать требования: что нужно сделать, на что надо обратить внимание. Знаете, с чем сталкиваюсь? Уровень ответственности у детей 5 класса на нуле, исправляют замечания или хотя бы передают родителям пожелания единицы(( может, как-то информировать родителей? Собрания ждать - долго. В дневник что-то можно записывать? Напр: "Обратите внимание на то-то, то-то".

      Удалить
    6. Мне не представляется этот ход оптимальным. Осуществляйте индивид. подход с учетом предполагаемой реакции родителя: кому-то позвоните ("Поделилась ли с Вами дочь о нашем разговоре...?); кому-то в дневник: "Хотелось бы пояснить ситуацию. Готова встретиться лично или переговорить по тел."; или в тетради на полях: "Маше даны пояснения по выполнению упражнения.Готова проконсультировать". Еще лучше написать записку и степлером к тетрадному листу. На собр. будет о чем спросить родителя.

      Удалить
  8. Екатерина Вячеславовна20 апр. 2012 г., 14:30:00

    Здравствуйте, дорогие коллеги и огромное всем вам спасибо за советы! Настоящие палочки-выручалочки! Когда у меня будет свой класс, приду на родительские собрания вооруженная до зубов!

    ОтветитьУдалить
  9. Татьяна Адольфовна, Вы ещё больше подлили масла в огонь) Для меня и так единственный стресс в школе - это родительское собрание! А теперь я ещё знаю (примерно), что обо мне думают родители и какими они меня видят.
    Я вот немного не поняла: "подчиненный" в каком смысле? То есть родители видят, что учитель - человек несвободный в своих действиях? Это тогда вообще минус 1000 очков учителю(( Мне бы хотелось, чтобы родители оценивали меня как человека интересного, творческого, развивающегося и в то же время позитивно настроенного. Но так ли они оценивают?... Этого я не узнаю.
    Спасибо за порцию новых мыслей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Во-первых, Галина Витальевна, это типичный, наиболее распространенный родительский ракурс, создавайте себя на деле и в глазах родителей такой, какой Вы бы и хотели: "интересной, творческой, развивающейся, позитивно настроенной"... Иногда ОДНОГО разговора, поступка бывает достаточно, чтобы развернуть на себя родительское собрание... "Подчиненный" - это, конечно, ограниченный в возможностях человек, НО тем ВЫШЕ ценится его стремление действовать разумно, во благо... и если есть то, что сковывает Вашу деятельность (а оно безусловно есть), то справедливо, что это очевидно и для родителей... Знайте и помните: родителям ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ВЕРИТЬ, что им и их детям достался хороший (умный, добрый, профессионально состоятельный) классный руководитель, который сможет быть эффективным наставником, опорой и защитой их детям, НО ВЕДЬ ЭТО ВСЕ О ВАС! Помогите это понять родителям, а дети УЖЕ поняли...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!