Внимание!


.

воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Гениальным слушателям посвящается...

В качестве царственной мысли этих записок приведу тезис из монографии американских специалистов по управлению: «Главным барьером между нами и наиболее желанным для нас будущим являемся мы сами»... Это будут именно записки, но в завершение задам читателям несколько вопросов, рассчитывая получить ответы. Сюжеты взяты из аналитического доклада лорда Майкла Барбера, в прошлом помощника премьер-министра Великобритании, автора ряда книг по образованию, крупнейшего специалиста в сравнительной педагогике. Эти тексты легли президенту РФ в папку для ознакомления.


1. Взгляд на нас со стороны... 

«Россия занимает высокие позиции в международном рейтинге мировых систем образования. Основная проблема... в том, что меняя образовательную систему, они (т.е. мы - Т.А.) не меняют методику преподавания. ИКТ изменили мир. Они изменили и роль образования в мире, сделав его фактически ПОСРЕДНИКОМ между обществом и поставщиками информации. Не все это осознают до конца. Основной барьер в продвижении технологий в школе - сам учитель и директор школы».

«В школы идут огромные инвестиции. Вкладываются большие деньги в технологии, но ЭТО СУЩЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ НЕ МЕНЯЕТ СИСТЕМУ образования. Потому что учителя все те же и делают они все то же. Даже в странах, занимающих первые места в рейтинге образовательных систем, только 30% учителей работают с цифровым контентом. Многие учителя так и не понимают, как технологии могут помочь им. В России учителя хорошие, поэтому они рассуждают так: а зачем меняться? Но... с помощью электронной доски, если ее использовать в полной мере, можно по ходу урока демонстрировать отрывки из спектаклей, останавливая действие. Транслировать текст, выделяя нужные места в нем. Это только малые возможности доски, а всего по 18 устройствам, которые уже сегодня применяют в школах Великобритании, можно строить урок исходя из индивидуальных возможностей каждого ученика. Таким образом... учитель работает не только с пятью учениками, как везде и часто это случается, но и со всеми остальными подопечными тоже».

«В России мотивация приходит к ученику ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЕГО ПОХВАЛИЛИ. Значит, НУЖНО ХВАЛИТЬ за каждый даже малый успех, а не ругать бесконечно за любые провинности, что свойственно строгому российскому учителю...».

2. Взгляд на них...

«В Нью-Йорке дошли до того, что РЕШИЛИ ПЛАТИТЬ ПЛОХИМ УЧИТЕЛЯМ, но не допускать их до работы. И в школах появились так называемые резиновые комнаты, где учителя ПРОСТО ПРОВОДЯТ ВРЕМЯ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЮТ...».

«Есть опыт, когда учителей принимали на так называемый новый контракт. Высокая зарплата учителю в обмен на то, что на его урок будут постоянно приходить и оценивать».

Что скажете? Что показалось самым верным? Что вызвало сомнение, несогласие и почему? Что НЕ про Вас? Что «списано» с Вас?
А может кто-то захочет сделать комментарий о том, о чем хочет?)))

Ваховская Татьяна Адольфовна

14 комментариев:

  1. Надо же, какому умному человеку резиновая комната пришла в голову? После неудачно написанных тестов или происшествия в классе учителя (думаю, не самые плохие))), долго пребывают в себе, задают вопросы, получают предполагаемые ответы. В это время учитель потерян не только для семьи, но и для учеников. Резиновая комната - это выход! Но в России она рассматривается, судя по автору комментария, как возможность отлынивать от работы. Самое ужасное, если ее ввести - найдутся желающие провести там время беспричинно.
    Любое хорошее начинание встречает подводные камни. Во время Конкурса оплачивается зарплата без надбавок (приравнивая конкурсные дни к курсам по пожарной безопасности), стимулирующая тоже невысока по сравнению с коллегами - (мы за вас посчитали баллы - вас же не было в этот день), а по американским меркам - оценивание и посещение уроков, и не только уроков в Конкурсе - более высокая ставка.
    Что касается ИКТ - интерактивной доски в моем кабинете нет, мультимедиа, чтобы подготовить к уроку, нужно устанавливать минут 20, то есть, тоже ни на каждом уроке используешь.
    Но настоящего учителя трудности не пугают, наоборот, он находит возможность несмотря ни на что, а иногда вопреки применять новые подходы, инновации, участвовать в конкурсах! (отличительная черта российского учителя?)

    ОтветитьУдалить
  2. Резиновые комнаты для ПЛОХИХ учителей, пишет английский эксперт, для изоляции их от уроков. Я думаю, что то, о чём Вы пишете, это комната психологической разгрузки, которая имеется во многих ОУ города (знаю, что есть в гимназии №82 точно). Учительский профессионализм включает в себя и умение собраться-отмобилизоваться и, невзирая на на муки сомнений, выполнять свою работу, делать это достойно..., но это - не для слабых.

    ОтветитьУдалить
  3. Даже в самом страшном сне не хотела бы увидеть себя в комнате изоляции. Наличие такой комнаты является стимулом для учителей тщательнее проводить рефлексию собственного опыта, качественнее готовиться к урокам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Наталья Александровна! Представляете, КАК с точки зрения социума, вредит ПЛОХОЙ учитель детям и всему делу образования (вспомнила, как на пресс-конференции почти ВСЕ дружно отрицали наличие носителя такого определения -ПЛОХОЙ учитель)?! Лучше платить за простой, но не допускать к детям!

      Удалить
    2. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Мы все прекрасно знаем, что мало того, что бывают плохие учителя, порой мы их терпим в школе. При отрицании срабатывает корпоративная этика и мысль о том, что любого из нас могут назвать плохим учителем в случае возникновения конфликтов. Но все точки над i расставляют родители: у них есть понятия "плохой" и "хороший", даже скорее "хороший и другие". Цитата, приведенная Вами в пресс-конференции, подтверждает наличие этих понятий. Я считаю, что до тех пор, пока не будут прописаны ограничения для приема абитуриентов в педагогические ВУЗы, учителей на работу и право администрации отказать в случае не профессионализма, будут существовать эти определения и недоученные (самое малое) дети.

      Удалить
  4. Задел за живое? Ну, так мы давно с Вами определились, Галина Витальевна, что Вы - гениальный слушатель/читатель))). Первое, что замечу, что я нынче привела ТОЛЬКО ЦИТАТЫ, выдержки из первоисточника и НИГДЕ НИ РАЗУ не выразила СВОЕГО отношения к цитируемому (!) Барьеры есть и будут, да и Барбер указывает не только на учителя, но и на директора... А доска у Вас будет! И ВЫ нас пригласите к себе на урок, и мы будем разделять с Вами радость и ответственность за то, чтобы грамотно работать с использованием ИКТ... А вот сегодня-завтра барьером являетесь Вы: очевидно, что "плетью обуха не перешибешь",- значит меняйте свое отношение к ситуации ("использование ИКТ пока для меня невозможно, но я буду работать так, чтобы МНЕ поставили технику, а пока я все изучаю, набираюсь опыта пока чужого"). ...спустя некоторое время мы удалим Ваш комментарий, что бы Вы не выглядели "изменницей" с собственном стане...)))

    ОтветитьУдалить
  5. Возможности использования мультимедийной доски - животрепещущая тема! Согласна на 100 процентов, что "основной барьер в продвижении технологий в школе - сам учитель..". Это то, что я так нескладно выразила на пресс-конференции. В школу идут инвестиции, закупается оборудование, но учителя не обучаются на нем работать. Я за технологии и их успешное внедрение! Считаю и делаю так, чтобы то оборудование, которое стоит в моем классе, использовалось по полной. Причем именно детьми. А для этого самой надо уметь его использовать и подготовить урок так, чтобы дети смогли щелкать мышкой, вызывая правильные ответы или выбирая вопросы. Когда мне поставили в класс мультимедийную доску, я зашла на сайт Центр Старт и увидела, что обучение проводится в другом программном обеспечении - Hitachi StarBoard и elite Panaboard. Все пришлось делать методом "научного тыка", потому что использовать такое оборудование только как доску для письма или экран для демонстраций - это просто глупо! Хотя подготовка к уроку стала занимать гораздо больше времени, зато объекты двигаются, текст впечатывается, картинки вставляются... Понравилась фраза "строить урок исходя из индивидуальных возможностей каждого ученика" с помощью такой доски, но опять же, где этому учат? Сколько занимает времени выстроить такой урок?
    И еще... К сожалению, многие учителя не хотят меняться, потому что считают, что использование ИКТ - не показатель хорошего учителя. Что это - лень или нежелание? Много раз слышала фразу: "Неужели то, что я не владею компьютером, делает меня плохим учителем? Мои дети показывают худшие результаты?" Вот и опять, стоит задуматься, бывают ли плохие учителя? Постоянно возвращаюсь мыслями к вопросам пресс - конференции.

    ОтветитьУдалить
  6. Кстати, Галина Витальевна, мне поставили в класс мультимедийное оборудование одной из первых, а в этой школе я проработала к тому времени учителем только год... Некоторые коллеги даже обиделись, что они долго вот уже здесь, а поставили мне. Просто я всегда просилась в такие кабинеты, проводила в них уроки, и администрация увидела мое желание и установила мне экран. А за своей доской я ходила еще год, просила, приглашала завуча на урок, показывала, как я работаю с простым экраном, говорила, как бы это все было удобнее на доске, где дети сами могут производить все действия. Добилась! Теперь не нарадуюсь! Да, хотела спросить, какая система у вас в школе с пультами? Не Verdict случайно? Я бы приехала на экскурсию.

    ОтветитьУдалить
  7. Не в бровь, а в глаз! Действительно, колоссальные средства затрачены на приобретение оборудования, оснащение учебного процесса современными гаджетами, а вот о главном как-то не позаботились... Имею в виду кадры. Большинство учителей получили образование лет 20-30 назад. Так называемые курсы повышения квалификации - полнейшая фикция! Можешь и не приходить после регистрации: всё равно "корочку" получишь, сдай только вместе со всеми рублей 250. Разве не так? Можете возразить?
    А зачем посещать курсы, которые ничего не дают в плане профессионального образования, а наоборот, даже унижают своим примитивизмом? Самое лучшее в таких курсах - редкие мастер-классы краснодарских учителей, на которых есть возможность увидеть что-либо новое, сравнить себя с собой, с другим учителем, сделать выводы. Но все остальное...
    Почему всячески "отслеживают" использование полученного оборудования в учебном процессе формально? Есть в кабинете журнал пользования интерактивной доской, проектором - замечательно работаете! А если в этом "журнале" что-то красненьким подчеркнуто, цветочки нарисованы, то вы - просто гений! А то, что журнал фальшивый, что учителЯ не умеют, а самое главное и обидное, - не ХОТЯТ УМЕТЬ пользоваться всем этим оборудованием, никого не волнует! Бюрократия в образовании непобедима! Главное - отрапортовать, а дети... Да они как бумага всё стерпят! И полуграмотных, невежественных учителей тоже. Только вывод сделают: необязательно быть профессионалом, достаточно уметь что-нибудь да как-нибудь и научиться презентовать это свое "как-нибудь" как очень достойное.
    Почему не предусмотрены премии директорам, которые тратят деньги на качественное образование педагогов? Почему система профессиональной подготовки педагогов находиться в каком-то зачаточном состоянии? Почему не предъявляют санкции к педагогам, отказывающимся от того, чтобы научиться владеть современными методами обучения? НЕ хочешь - не работай в школе! Страшно, что на самом-то деле в РЕЗИНОВЫЕ КОМНАТЫ превращены очень многие наши школы, да почти все (!): учителя в них отсиживаются, получают ЗАРПЛАТЫ, но вот от детей не изолированы. В этом отличие наших резиновых комнат от их.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мой директор сама сидела со мной, когда необходимо было за одну ночь переделать фильм-презентацию в презентацию в формате PowerPoint на мастер-класс классных руководителей. Удовлетворение от сделанного и у Елены Николаевны, и у меня. Вот она лучшая премия. Проблема была в другом: как все то, что сделано для детей, а не на конкурс, представить в "победительном" виде?
      А если учителя все невежественные и полуграмотные, откуда мы, грамотные, взялись? (или - кто вам сказал, что вы - грамотные?)
      И санкции государство предусмотрела в виде аттестации, стимулирующих выплат. Для многих моих коллег - это стимул.
      А сказать о резиновых комнатах как обо всех школах и учителях - это, как "средняя температура по больнице".
      Сложно комментировать, когда не знаешь, кому адресовано обращение.

      Удалить
  8. Ответ "учителю" и "анониму":
    До тех пор, пока столь пламенные речи будут держать АНОНИМЫ, а не учителя, уважающие себя и аудиторию и выступающие от своего имени... 100, 200-тысячника или претендующего на высокое звание Учителя.
    Педагог, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО заинтересованный в изменениях к лучшему, действует иначе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. учитель-аноним29 апр. 2012 г., 22:59:00

      Имя сознательно не указываю:и вовсе не потому, что боюсь чего-то. А потому, что подписываясь "учитель" и "аноним" выражаю не только собственное мнение, но мнение многих других, кто думает так же. А себя я как учитель уважаю, уж поверьте, Лилия Павловна, потому и не называюсь: не в личных амбициях в данном случае дело.

      Удалить
    2. Пожалуйста, говорите ЗА СЕБЯ, не надо за других, "другие" сами от СВОЕГО имени пишут. Это же вы странным образом, выглядывая из-за куста, себя уважаете...

      Удалить
  9. Ветка обсуждений на комментарий Падалка Г.В. удалена по просьбе Галины Витальевны, т.к. она не желает давать пищу для анонимов.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!