Внимание!


.

понедельник, 16 апреля 2012 г.

Феномены Лунёвой

             И треснул мир напополам,
                   Дымит разлом.
             И льется кровь, идет война
                    Добра со Злом.
                            С. и В. Крестовские.

Юлия Геннадиевна приняла решение повторно идти в конкурс (первое участие - 2009г., номинация «Кубановедение») еще осенью прошлого года. Мне очень понравилось, как сказала коллега о ее подготовке к конкурсным испытаниям: «Лунева готовилась к конкурсу год и ночь, в то время как иные участники - одну ночь»... Вот почему все ее конкурсные работы были фундаментальны, продуманы до мельчайших деталей, зрелы и очень глубоки, объёмны и затратны с точки зрения усилий и времени на их воплощение: «на крыле» такого не создашь. 
Рискну предположить, что НИКТО и НИКОГДА прежде, за всю история городского конкурсного движения, так обстоятельно не подходил к подготовке заданий. Это так нетипично-непривычно, что... едва ли не ставилось Юлии Геннадиевне в упрек: «Ну, уж очень продумано-подготовлено!» Что ж, это степень нашей нецивилизованности такова, это так далеки мы от Нового-Учителя-Нашей-Новой-Школы.

Второе принципиальное отличие «луневских» конкурсных содержаний - мощный психологизм каждого выступления. Во всех жанрах: лаборатория, урок, его самоанализ, мероприятие, родительское собрание включены даже психологические тренинги (во многообразии их проявлений) для детей и взрослых, причем не по одному в каждом задании: печатная машинка на уроке, общая состроченная майка на всю группу и при том индивидуальные бейджи, появление детей с цветами на родительском собрании и мн. др.). «Мастерство - это когда ЧТО и КАК приходят одновременно», - все по Мейерхольду. А еще ученики № 12 (Лунева Ю.Г.) постоянно ставились в ситуацию, когда бы они были очень деятельны: они все время размышляют, делают выбор, совершают поступки - действуют. Жизненно важно!

Современная школа чрезмерно пользуется Словом (и потому оно превращается в слово), и ей катастрофически не хватает Дела. Слово и Дело учительницы Луневой жгут сердце, вызывают слезы. Они постоянно выступают на глазах. Педагог сознательно  вводит в такое состояние окружающих детей и взрослых. Хорошо это? нужно? правильно? У каждого свой ответ...

А пока в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих, 
И, как дети, играем с огнем,
Обжигая себя и других.
 В каждом выступлении Юлия Геннадиевна идет «от себя», от пережитого и личного прочтения-толкования того, с чем соприкасается. Эта черта и свойство зрелого человека, Учителя-Личности, как и предполагается в нашем конкурсе; такой ЛИЧНОСТНЫЙ подход -  явление нечастое, но обязательное в суперфинале.

А что отбрасывало назад? Что не позволило быть первой среди равных (или не равных), ведь цель такая была?

Первое. В каждом поколении Пеликанов последних 3-4-х лет привожу (не однократно повторяя)  высказывание Е.Яковлевой, доктора психологических наук о том, что успешный человек - это не самый умный, не самый опытный, а тот, который знает ГДЕ, КОГДА, С КЕМ проявить  верную эмоцию; человек, эмоционально развитый. Особенно отчетливо стала видна эта эмоциональная несостоятельность Юлии Геннадиевны в Нобелевской лекции, потрясающей по содержанию; как, впрочем, и в других конкурсных испытаниях не было пронзительной ноты, отличающей Восходящего к Высотам Духа и Влекущего за Собой Юные Души. 

Второе. Юлия Геннадиевна НЕ ВЫПУСКАЛА из рук конспекта, и это УБИВАЛО то, что создавалось ею на протяжении всего педагогического действа: невольно возникало ощущение, что тобой, твоими чувствами... манипулировали. И рука жюри, отерев слезу, ставила тот балл, который ставила... (здесь проявляется очередной «феномен Луневой»: налицо потрясающие работы конкурсантки, но реакции на них большей части взрослой аудитории - ноль). 

Третье. Получено подтверждение, что высшая степень мотивированности не есть самая продуктивная  (а я долгое время сомневалась в истинности этого научного утверждения).  Воистину, труд учителя сродни искусству: важны и вдохновение, и интуиция, и неотразимая логика. С логикой у нас все в порядке, а вот искусство подвело, как и интуиция.

Что же из этого следует? 
Завершу цитатой, она отвечает на прежний обмен мнениями, возникший в блоге, о том , стоит или нет писать о промахах и неудачах... Внимайте, коллеги: «Принято считать, что стимул приходит, когда мы слышим об успехах других людей. Хотите верьте, хотите нет, но ничто так не воодушевляет и не придает уверенности в себе, как ошибки других, особенно если эти ошибки совершает человек опытный».  Р.Фарсон, «Менеджмент абсурда. Парадоксы лидерства». За точность перевода ручаюсь.

Татьяна Адольфовна.

28 комментариев:

  1. Не знаю, могу ли я такое писать... Но: до последней секунды думала (была уверена), что выиграет Юлия Геннадиевна. Но случилось так, как случилось.
    П.С. Володя, не в обиду тебе это сказано!

    ОтветитьУдалить
  2. Галина Витальевна, можете писать... Для этого создан наш блог. Правильно считали, исходя из содержательной ценности или чего-либо еще... Владимир Андреевич, уверена, понимает, что с Юлией Геннадиевной они в разных весовых категориях. Но! Так решило жюри, и симпатии зала были на стороне молодежи. А теперь главное: если ты профессионал, нужно уметь выстраивать свою деятельность таким образом, придавать своим выступлениям такую силу и окраску, чтобы быть БЕЗУСЛОВНО понятым и принятыми и, как следствие, адекватно оцененным. Нужно позаботиться о том, чтобы тебя ВОСПРИНИМАЛИ таким,как тебе самому это видится (даже если для этого потребуется в чем-то нетипично себя повести). Не считаешь, что следует предпринимать такие усилия - будь готов остаться непонятым: истина - не на языке говорящего, а в ушах слушающего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы еще добавила, что истина ... в глазах видящего. Не могу оставить без комментария одно конкурсное задание. Внеклассное мероприятие. Идея и воплощение идеи! Идея прекрасная, сшитые футболки, горящие глаза деток! Все рады, стоят в футболочках, смеются... И в самом конце стоит девочка, которая не смогла надеть на себя футболку. Стоит ребёнок с глазами полными слёз... И ни одноклассники, ни учитель на неё не обращают внимания... Страшно себе представить, что испытывала эта девочка в те минуты... Наверное что-то пошло не по сценарию, но учитель - профессионал должен был это заметить... Должен был помочь ребёнку. И наверное не жюри в тот момент было слабым звеном Конкурса, жюри оценило то, что увидело. А в тот момент учитель так и не отошел от конспекта. И ушли детки счастливые, а в хвосте этой процессии хвостом висела так и не надетая футболка. А замыкала процессию обиженная девочка... Вот то, что увидело жюри. Жаль!!!

      Удалить
    2. ... а мне с моего места этого не было видно.... Прочитала Ваше сообщение вслух, спросила Федора Ивановича: "Так все было?" Он грустно кивнул...

      Удалить
    3. Согласна со Светланой Юрьевной... Безумно жаль было эту девочку, так хотелось увидеть/услышать мгновенную реакцию учителя на сложившуюся ситуацию...

      Удалить
  3. Да, наверно, так и случилось: не поняли, недослышали... И я не понимала одного: почему всегда на лице Юлии Геннадиевны были задумчивость и какая-то излишняя серьезность? ВЕДЬ ЧЕЛОВЕК ТАК БЫЛ ГОТОВ К КАЖДОМУ ЗАДАНИЮ! Казалось бы, надо с улыбкой и легкостью выходить на сцену, все продумано, осталось только наслаждаться! Только ради Бога не подумайте, что я упрекаю в чем-то этого Учителя. Я лишь сожалею о том, что уже не исправишь...

    ОтветитьУдалить
  4. Мои аплодисменты Юлии Геннадьевны за весь четвертый день! Все задания были на высоте! Прием с социальным роликом, а потом возвращение домой вместе с ребёнком обязательно использую в своей работе! Вы представляете, какой будет эта совместная прогулка с ребенком после такого просмотра? А Нобелевская лекция о мечте, да еще с таким музыкальным сопровождением?! Спасибо большое Юлии Геннадьевне за море положительных эмоций! С уважением и благодарностью, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
  5. ... а вот музыкальное сопровождение и Нобелевская лекция - вещи не совместимые: нарушение законов жанра (моветон!)... сожалею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ... а вот закостенелость взглядов, неприятие нового, креативного, инновационного, творческого ... о чем свидетельствует?

      Удалить
    2. Креативность это, несомненно, хорошо!!! Однако, на мой взгляд, этот эпизод был не совсем удачен... Музыка полностью заглушила голос Юлии Геннадьевны. Сидя в первом ряду, я некоторые фразы не слышала, зато саксофон было слышно хорошо... Соглашусь с Татьяной Адольфовной, очень жаль, что так получилось.

      Удалить
    3. Мещерякова Елена Валерьевна18 апр. 2012 г., 23:58:00

      Креативность - это по-современному. "Семнадцать мгновений весны" в цвете - это креативно (только уже не так как-то смотрится). Но вот цветная коляска, скатывающаяся с Потёмкинской лестницы, это как будет выглядеть? Может не всегда и не везде должна быть инновация? Где-то должно остаться местечко и традициям.

      Удалить
    4. Инновация - новшество, дающее УЛУЧШЕНИЕ...

      Удалить
  6. Желание победить в конкурсе не покидала Юлю с момента предыдущего участия в нем (2009 год). И вовсе не для того, чтобы себе или кому-то что-то доказать. А для того, чтобы на Российском конкурсе Краснодарский край вошел, наконец-то, в пятнашку. Это был не просто конкурс, это была целая жизнь: ее, семьи, друзей, коллег, любимого 10 класса и его родителей... На сайте Всероссийского конкурса нам представилась уникальная возможность увидеть "лучшее от лучших": конкурсные задания финалистов 2011 года. Восхищаясь мастер-классами коллег, меня не покидала мысль - Юле это по силам. По силам, по таланту, по профессионализму. Никто никому не хотел понравиться (жюри), делалось (жилось, создавалось) для детей, родителей, коллег, общественности. Если урок, то такой, который заслуживает звание "Урок 21 века", если внеклассное мероприятие, то только с собственным мнением, дающее детям за 15 минут столько, сколько иной педагог не даст и за год. Она и в жизни и в школе такая: живёт-горит, как в последний раз, согревая и освещая дорогу другим. А мечта? Мечта умерла, когда стало понятно, что в конкурсе мнение жюри никогда не совпадет с мнением коллег, детей. родителей. Права Татьяна Адольфовна - самое слабое место в конкурсе это жюри.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ЕЛЕНА ВАЛЕРЬЕВНА18 апр. 2012 г., 21:54:00

      "Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". " Взирая на солнце, прищурь глаза свои, и ты смело разглядишь в нем пятна" Козьма Прутков. Я думаю , что мы с Вами видим разные пятна.

      Удалить
  7. И все-таки в Конкурсе следует жить по законам конкурса. Да, мы работаем для детей, но когда приходим в конкурс, мы ВЫПОЛНЯЕМ ЗАДАНИЯ , КОТОРЫЕ ОЦЕНИВАЮТСЯ, и это "не вполне настоящая жизнь". "Коллеги, дети, родители" не оценивают по критериям конкурсных заданий, они вместе с Юлией Геннадиевной ЖИВУТ, имея СВОЕ измерение... Не нравиться жюри нужно стараться, а донести в чистоте и полноте свой замысел, свою работу. И здесь уже другие нужны компетентности... Деятельность в реальной жизни и в конкурсе - вещи близкие, но не совпадающие... Жаль, что это не было осмыслено ДО конкурса. Вспомните мой рассказ о посредственной артистке, которая играя на сцене горе, близка к кончине... и как играет гениальная актриса... Забыли...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На израненные нервы конкурсантов действа Юлии Геннадьевны укладывались как снаряды в цель. Жюри оценивало, как сказала Татьяна Адольфовна, чистый замысел. Эмоции хороши в меру. Сверх меры, согласна, манипуляция. Мечта тем и хороша, что к ней можно идти всю свою жизнь. Настоящая мечта сбывается. Только какую цену иной раз приходится за нее заплатить? Кладя на кон спокойную жизнь семьи, школы, учеников, не говоря уже о себе, необходимо учитывать все возможные исходы. Что наша жизнь? Игра!

      Удалить
  8. Юлия Ивановна,у меня вопрос к вам:Не знаю к сожалению Юлию Геннадьевну как человека,не знаю степень её нравственности и честности,но то что она как учитель проявила себя на 100баллов в финале и супер-финале,то это точно!Только не поняла,она делала всё для детей или для попадания в 15-ку?Это раз.А с чего она решила,что удачно пройдёт город,край,покажет себя в России?Это два.Почему вы категоричны,что Лунева Ю.Г.сделает за15минут то-что другой учитель за год не сможет?Это три.Буду ждать вашего ответа.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Очень сожалею, что смогла увидеть Юлию Геннадьевну только в двух конкурсных заданиях. Она безусловный Профессионал! И я была очень!!! удивлена в финале, когда были озвучены баллы...
      В последнюю нашу встречу перед Конкурсом, Татьяна Адольфовна, как знала, сказала: "...эмоции руководят разумом..."

      Удалить
  9. А теперь вопрос модераторам. 17.04.12 примерно в 17-00 я написала комментарий в этой ветке. Почему он до сих пор не опубликован? В связи с тем, что на блоге АССОЦИАЦИИ существует цензура, оставляю за собой право завтра (19.04) сделать рассылку моего комментария по ОУ г.Краснодара и на различные форумы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Напоминаем, что в блоге установлена премодерация комментариев. Непроверенная и недоказанная информация, затрагивающая честь и достоинство многих лиц, присланная анонмными пользователями, в блоге публиковаться НЕ БУДЕТ!

      Считаете, что Ваш комментарий должен быть обязательно опубликован? Подпишите свои Ф.И.О. под комментарием!

      Удалить
  10. тем не менее комментарий от какой-то Б вы опубликовали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, опубликовали!
      1. Не сочтите за труд, познакомьтесь с более ранними комментариями и статьями в блоге,
      2. Убедитесь в том, что анонимные комментарии, не содержащие непроверенную и недоказанную информацию, затрагивающую честь и достоинство многих лиц, в блоге ПУБЛИКУЮТСЯ,
      3. Смысл комментария Б. вытекает из предыдущего комментария, данного Председателем Ассоциации, администратора нашего блога, Емцевой Юлии Ивановны, и является вопросами на уточнение,
      4. Ряд администраторов блога НЕ ОТВЕЧАЮТ на анонимные комментарии, Юлия Ивановна также, если не сочтёт нужным, может так поступить,
      5. Вы нарушаете все негласные этические нормы общения в Интернете, поэтому все дальнейшие Ваши комментарии, как содержащие вопросы на уточнение данной темы, так и подобные неопубликованному двойному комментарию, не БУДУТ опубликованы.

      P.S. Добавлю лично от себя: Вы действительно считаете, что Вы - аноним?
      ;-)

      Удалить
  11. Уважаемые коллеги!!! Читаю комментарии и удивляюсь…. Какая чудесная идея – создать блог АССОЦИАЦИИ!!! Очень хочется, чтобы воплощение этой идеи было достойным. Не стоит нам, учителям, опускаться до взаимных придирок, нападок и оскорблений. Кто-то считает, что его не поняли, кто-то обижен результатами конкурса. Но ведь это жизнь!!! Есть победители. Чем хорош, на мой взгляд, конкурс «Учитель года»… Победитель есть, а побеждённых нет и быть не может. Вспоминаю свои ощущения после конкурса. Хотелось вернуться в школу и творить!!! Такой был душевный подъём!!! Я познакомилась с талантливыми людьми, увидела очень интересные уроки. Общение с коллегами, единомышленниками… Это дорогого стоит... Уже шесть лет мы помогаем друг другу и поддерживаем, делимся опытом. Конкурс закончился, но теплые отношения и дружба осталась. Это первостепенно, как мне кажется…
    Конкурс 2012 года уже в прошлом… Впереди много всего хорошего. Предлагаю извлечь уроки и подумать, как сделать так, чтобы конкурс наш стал еще лучше!!! Чем это не тема для обсуждения???
    Блог дает нам возможность общаться, делиться опытом. Давайте используем эту возможность в мирных целях!
    С уважением, Светлана Юрьевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Юрьевна, все верно Вы написали, но ... Вы вернулись с конкурса ПОБЕДИТЕЛЕМ. Я хорошо понимаю состояние того участника, который находится в разряде "побежденных нет". Общими усилиями мы должны разобраться, где, в чем был просчет, не лучший вариант воплощения и т.д. Если под Нобелевскую лекцию (!) зазвучала за стеной музыка, то здесь и говорить нечего:"креативностью, инновационностью" и т.д. здесь и не пахнет (в лучшем случае это излишний запал, в худшем -игруньки, претензия на нечто). Это все равно, что хирург в кульминационный момент операции вдруг бы стал вальсировать. Не станем отрицать, что есть в конкурсе - и это его неотъемлемая часть - субъективность. Важно выяснить, не переросла ли она в необъективность и где мы не доработали ( недостаточный инструктаж жюри, размытые критерии и т.п.). Ведь фраза: "Это жизнь!" в первый момент после конкурса не очень убеждает. Конечно, Вы тысячу раз правы, призывая к сохранению своего лица, "ведь жизнь кончается не завтра"... Это должны помнить и те пачкуны, которые сейчас брызжут ядом и клеветой, они (она) сидела в первых рядах конкурса, судила и рядила, чтобы теперь рядиться в тогу "разоблачительницы". Как Вы помните, мы на собрании вполне предметно и конструктивно уже обсуждали, как усовершенствовать наш конкурс, но "анонимам" это, как раз и не интересно, им нужно совсем другое. Обсуждать ведь нужно ОТКРЫТО. Вот почему наш конкурс - это лакмусовая бумага "каков ты, сколько в тебе подлинного". Рада, Светлана Юрьевна, совпадению наших позиций, спасибо.

      Удалить
    2. Елена Валерьевна19 апр. 2012 г., 0:16:00

      Когда шли Олимпийские игры прекращались войны, а у нас выходит с точностью наоборот. У ТАКОГО КОНКУРСА не должно быть места глубоким обидам и загубленным мечтам. Это говорит победитель здесь и проигравший там. Много лет говорила и буду говорить, что конкурс это стартовая площадка- после него мы все меняемся, вырастаем , у многих появляются новые ориентиры, возможность карьерного роста. Всех участников заметили и поставили " на карандаш" в хорошем понимании этого слова. Многие делая анализ думают: "Надо было сделать так, а в тот момент вот так". Вперёд! Всё нерастраченное, недоделанное отдайте своим ученикам и Вы получите заслуженную награду. Разве не для этого мы здесь? И ещё: наше общество достаточно склочно . Я думаю , что Учитель должен быть чуть выше.

      Удалить
    3. Елена Валерьевна19 апр. 2012 г., 0:20:00

      Забыла. Татьяна Адольфовна, почему разбирают только Юлию Геннадьевну? Остальные суперфиналисты на дали согласия?

      Удалить
  12. Конечно же мы не "разбираем"...))). В ходе конкурсных дней в блоге велся репортаж, потом выясняли, кто желает в обобщенном виде получить комментарии жюри (оказалось, что каждый третий), затем я поделилась мыслями-намерениями сделать не только аналитический материал о том, что показали конкурсные испытания, но и несколько "персональных" зарисовок (кто-то отказался), остальные промолчали (расценила,как знак согласия!))). Так появилась серия материалов, в том числе и о Юлии Геннадиевне. Так что "сестре по серьге" не будет. Это нужно заслужить и иметь мужество получить.

    ОтветитьУдалить
  13. Уважаемые читатели!
    Спасибо за то, что выразили своё мнение!

    ОтветитьУдалить