Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

четверг, 12 апреля 2012 г.

"Театр" или талант?

"Как жить?
С ощущением последнего дня
и всегда с ощущением вечности". 
(Ф.Абрамов)

Сильная мысль! Именно она пришла на память, когда стала вспоминать недавнее конкурсное задание для суперфиналистов «Урок на сцене». В отдельных комментариях проскользнуло: «театральность»-де, а нужен черный хлеб урока... Ну, это с какой точки зрения смотреть. Я смотрю с позиций прописанного и утвержденного Положения о конкурсе, где недвусмысленно указано, что этот мини-урок (фрагмент урока) призван убедительно проиллюстрировать педагогическую концепцию суперфиналиста (хотя раздавалось, что и употреблять часто «парадигма», «концепция» не надо, надо по-простому. Это-то в суперфинале не надо, когда
выступает самая-самая пятерка? это перед профессиональным жюри «не надо»? или перед замами по УМР, составляющими аудиторию?).

Мероприятию предписывалось быть заточенным под неповторимое индивидуально-личностное в учителе. Это «театральным» был урок у Ирины Вадимовны, мечтающей с шестиклассниками о возможном памятнике Слову? Галина Витальевна Падалка в первый же послеконкурсный день повторила урок по замыслу Киселевой И.В. и потом с благодарностью коллеге писала в блоге о восторженной реакции своих учеников.

Коль скоро заговорили об учениках, то не могу не привести такой пример: ученики 10 класса (самой Т.Е. Петропавловской!) после урока Ланских Е.В. сказали: «Много мы повидали уроков, но ТАКОГО, про ...капусту, НИКОГДА! Он был лучшим!» А как хороша была учительница! Жива, естественна, органична. Или так гениально «играла»?

А, может, театральность была на уроке Луневой Ю.Г., и ордена деда были бутафорскими, а слезы 10-классниц искусственными? Разве не были даны ученикам Уроки благородства, благодарной памяти, сильных светлых Чувств (а не эмоций), будоражащих фантазию и научающих действовать на благо других?!

Яркость, выразительность, наглядная убедительность того, что на уроке в течение 15 минут можно что-то настоящее сотворить, действуя сообща, слаженно, при поддержке учителя-консультанта, продемонстрировал Копылов Владимир Андреевич.

Если мне чего-то по-настоящему и не хватало в этом конкурсном задании, так выразительного чтения стихотворения Маяковского, как оказалось, любимого учителем, но, увы!, не удостоенного заучивания наизусть его прекрасных строк... Елена Александровна вообще пошла на уничтожение цвета: все в черно-белом, подлинный голос, полная аналогия с докуметалистикой...

Учителя, выступавшие с уроком в суперфинале, НИ РАЗУ не позволили себе опуститься до дурной театральности, а «умная» театральность называется «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АРТИСТИЗМ» - явление сколь редкое, столь и полезное. 

Читаю у Е.А.Ямбурга: «Ставшее уже привычным ощущение безнадежности и усталое понимание бесперспективности любых попыток изменить моральную обстановку к лучшему, на мой взгляд, главная опасность момента». Добавлю от себя: прорыв здесь может быть достигнут очень сильным и выразительным до потрясения педагогическим воздействием.

Такими, с ощущением вечности, запомнились мне уроки на сцене... Или не права?

Татьяна Адольфовна.

10 комментариев:

  1. Наталья Александровна12 апр. 2012 г., 22:32:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна! Предположу, что так выглядят тонкости и нюансы оценивания жюри. Субъективность. Зная эти особенности, легче понимать и воспринимать выставленные баллы. Помня комментарии прошлого года, эти - заставили внимательно прочитать статью еще раз. Я действительно воспользовалась всеми рекомендациями прошлого финала, они мне помогли. Требования к супер-финальным испытаниям возрастают. Как итог, восхищение уроками финалистов! Зал взрывался аплодисментами. Мы увидели не школьные уроки или конкурсные, а уроки жизни. В своем блоге я написала, что, на мой взгляд, состоялись четыре урока, достойных супер-финала. Каждый уникален по-своему. В каждом узнавался автор.
    Что касается самоанализа, я тоже анализировала урок в соответствии с парадигмами образования и развитием педагогической концепции, с классификацией урока по Поташнику М.М. и графиком уровня внимательности и работоспособности на уроке. Может быть, поэтому так невысоки были баллы? Кажется, относительно своего самоанализа, становится все понятным. Вероятно, преждевременно мы стали относить себя к столичной школе.
    (Уважаемая Татьяна Адольфовна, подскажите, пожалуйста,не вошла ли я опять в раж? Если "Да", не публикуйте комментарий или сократите. Зная, что Вы меня поймете, Ваша Н.А.)

    ОтветитьУдалить
  2. Все уроки были такими разными, как и учителя, которые их давали... После урока Юлии Геннадьевны я еле сдерживала слёзы, хотя сидела в зрительном зале, а не на месте ребёнка; на уроке Владимира Андреевича шептала: "Ну скорей, скорей! Покажите, что получилось!", переживала, что не уложится во времени; позитивная, всегда улыбающаяся Елена Владиславовна показала "сухую" математику как сказочный мир, яркий и образный; памятник слову - отличная идея, а Маяковский, и лирик, и бунтарь, снова, как в юношестве... будоражит. КАЖДЫЙ урок был таким, который можно дать в спокойной обстановке, в родном классе... Именно об этом думала я после окончания этого конкурсного задания. Спасибо Пеликанам!

    ОтветитьУдалить
  3. Хочу, коллеги, чтобы вы имели возможность "сметь свое суждение иметь"... Полемика, так полемика. Смелее! Иначе мир так и не услышит вас.

    ОтветитьУдалить
  4. Не могу не написать результатов того урока, который я провела с детьми под впечатлением урока на сцене Ирины Вадимовны. Те результаты, которые выдали дети на реальном уроке, потрясающи! У меня одна девочка спроектировала вот такой памятник Слову:
    "Мой памятник Слову будет в форме книги. Страницы у книги будут сделаны из прочного материала, но их можно будет листать. Каждый желающий может прочесть эту Книгу. На первой странице будут такие слова: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог". Каждый ведь должен понимать, что слово - это начало всего. На всех остальных страницах будут написаны строки из рассказов, стихотворений и басен самых известных писателей. Мне кажется, памятник должен обязательно располагаться в окружении берёз. Берёза (как и великое Слово) - символ России".
    Если урок способен жить вне конкурса, несомненно, всё, что мы увидели 5 апреля, - НЕ театр...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Урок – это ты наедине с детьми, даже, если вокруг сотни людей. Глаза в глаза. Только так образовывается та невидимая нить, которая соединяет учителя и учеников. Ничего, кроме их глаз, ничего, кроме их слов, никого, кроме детей, которые перед тобой уже не существует, когда ты ведешь урок…Для меня это так естественно, что я не замечала, что урок идет на сцене. Самое сложное – это уложиться во времени! Мои дети говорят: «Сколько времени Елене Владиславне не дай, ей всегда мало, даже, если будет три пары подряд в одном классе». Мне иногда кажется, что о своей любимой геометрии, я могу говорить часами и заниматься ей бесконечно.
      Я – счастливый человек, потому что люблю тех, кому преподаю и то, что преподаю.
      А поэтому играть ничего не приходится.

      Удалить
    2. Это так здорово, что нет Слов! Галина Витальевна, одно огорчает: не отзывается Ирина Вадимовна...

      Удалить
    3. Я эти работы обязательно сохраню, и, уверена, когда-нибудь Ирина Вадимовна их увидит. Не может не увидеть - это ведь её творение!

      Удалить
    4. Это Вы здорово придумали! Одна мысль не дает покоя: вдруг человек смертельно обижен или страдает...? тогда как к этому нет никаких оснований!

      Удалить
    5. Наталья Николаевна17 апр. 2012 г., 23:05:00

      Посмотрела все мини-уроки. Все хороши, каждый по своему, но все!
      Когда пришла домой зашла на сайт "Подвиг народа", урок Юлии Геннадьевны на мой взгляд был самым сильным эмоционально.Другие уроки "взяли" другим:
      урок геометрии - очень необычным прочтение.
      Урок литературы в исполнени Елены Александровны-удивительный пример технологии формирования критического мышления. Не являюсь поклонноцей Маяковского и даже не подозревала, что он может быть так актуален.
      Информатика Владимира Андреевича - своей с одной сторону стремительностью, с другой необъяснимой уверенностью, что все должно получиться!
      Всем спасибо за праздник!

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!