Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

среда, 18 апреля 2012 г.

Родительское собрание: собрание родителей или … с родителями?

Чтобы умно поступать,
одного ума мало.
Ф.Достоевский

Перед нами чередой прошли пять собраний. В чем-то созвучных (тема). Но более не похожих, как и поразительно не схожи меж собой наши суперфиналисты.
В одном случае это было сборище родителей (роль учителя в нем была невелика, и родительницы, что называется, распоясались). А какую ЦЕЛЬ ставил перед собою этот «классный руководитель» (суперфиналист)? Мог ли он хотя бы самому себе пояснить, зачем он собрал родителей: обсудить? просветить? проинформировать? попенять? предложить решение? Об этом мы уже никогда не узнаем, но, верю, что с лучшими намерениями вышел учитель к родителям, однако… понимания не встретил, быть убедительным (о профессионализме здесь как-то и неловко упоминать), конструктивным не смог.

Его «педагогическая масса» оказалась недостаточной, и мгновенно «пустоты» заполнили бесцеремонные мамаши. В чем причина неуправляемости собравшихся родителей? Они не почувствовали, не встретили направляющей Энергии, Воли, Стремления к лучшему Наставника своих детей, их Единомышленника и Лидера…













Информация к размышлению:
Адресованное ранее Вами исключительно детям, ВСЕЦЕЛО относится к ВАМ: «…все большее значение приобретает эмоциональный коэффициент EQ. Это означает, что успехов в карьере, жизни добиваются чаще люди, обладающие высокими коммуникативными навыками, умеющие эффективно выстраивать взаимоотношения в обществе»… Это про Вас, коллеги. 

Правило 1: Не настроив на свою «волну» большинство, не приступайте к изложению главного на собрании!

Информация к размышлению:
Б.Блум, американский педагог-психолог: «Домашняя среда есть наиболее важный фактор, определяющий уровень школьных достижений учеников и интерес к учению. Для большинства учеников мотивация к учению определяется именно этим, а не школьной программой и не качеством преподавания в наших школах». 

Так считает наука и подтверждает практика. Четко, недвусмысленно, без упрека говорите об этом родителям; интересуйтесь, насколько в их семьях царит культ ученичества(?!)

Правило 2:
Следуйте наставлениям Н.К.Рериха: «Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явления несовершенства, иначе останетесь прежними». Становитесь лучше!  

В голове пронеслось: родительское собрание - это радость встреч (где-то встречалось в журнале). Ох, нет! Так не показалось тому учителю, который взывал на конкурсном родительском собрании к опыту других родителей (блестящий ход, но его можно применить ЕДИНОЖДЫ, в противном случае Вы не дипломированный педагог, а статист, пусть даже деликатный и уважительный).

Информация к размышлению:
Впечатление о человеке создается из того, ЧТО ЛЮДИ ВИДЯТ на 50%, от РЕЧИ и ИНТОНАЦИЙ на 37% и лишь на 8% - от СОДЕРЖАНИЯ РЕЧИ. Первое впечатление «работает» долго. 

Правило 3: Обеспечивайте, вызывайте обратную связь с родителями! И помните: обратная связь должна быть
-ЛИЧНОЙ (начинаться с «Я» или «Мы);
- содержать высказывания о ЧУВСТВАХ (Ваших, родителей);
- КОНКРЕТНОЙ (направлена на поведение, а не на человека);
- КОНСТРУКТИВНОЙ (направлена на то, что можно исправить);
- БЕЗОЦЕНОЧНОЙ (не нести на себе «печати», «ярлыка»);
- ПОТРЕБНОЙ (ее должны ждать);
- ЧЕСТНОЙ;
- НЕОТСРОЧЕННОЙ (подавать ее нужно непосредственно после случившегося).

Кстати, это распространяется и на обратную связь с детьми в классе, и на наши контакты в блоге (!).

Помните, Вы решите сверхзадачу, если в результате Ваших контактов с родителями, Вы мысленно сможете проговорить, не погрешив против истины: «Родители и дети - жизнь в согласии», а твердым правилом родителей Ваших учеников станет: «Даря свободу, уважая границы, помогая расти». Начните с того, чтобы вслед за Вами родители узнали, а потом и выучили китайскую пословицу: «Хороший родитель стоит тысячи хороших учителей».

С уважением и верой в Вас,
в силу Вашего педагогического влияния на родителей,
Татьяна Адольфовна.


9 комментариев:

  1. Татьяна Адольфовна, как хочется это скопировать в рубрику "Тема месяца"! Информации к размышлению много, размышлять тоже придётся долго, а ещё дольше - учиться помнить об этих правилах и соблюдать их. Сложно, но никто не говорил, что будет легко!

    ОтветитьУдалить
  2. Галина Витальевна, извините, не поняла: Вы это фигурально про перенос или в самом деле желаете, чтобы Лилия Павловна продублировала в "Рубрике месяца" этот материал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А можно так сделать? Ведь как нельзя кстати Ваши заметки.

      Удалить
  3. Сделает администратор. А я уже мысленно прорисовываю свою будущую статью в Вашу рубрику... Сюжеты "УГ-2012" скоро будут мною завершены, хотя тема не может быть исчерпана...

    ОтветитьУдалить
  4. Екатерина Вячеславовна19 апр. 2012 г., 19:18:00

    Татьяна Адольфовна! Огромное спасибо за ценнейшие советы!Несомненно, они будут "работать" не только на родительском собрании, но и в жизни.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья Александровна19 апр. 2012 г., 23:58:00

    К сожалению, методике проведения родительских собраний в ВУЗах не учат (или уже не припоминается). Здесь на помощь приходит опыт коллег, методические пособия, администрация, психологи. О существовании эмоционального коэффициента EQ слышала, но о степени его проявления могла только предполагать. Оказывается, все так просто, и так сложно. Конкурс, общение в Блоге приближает меня к пониманию истины. Свои ошибки видятся чётче.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, Наталья Александровна, за пять лет обучения в вузе - ни слова о родительских собраниях и классном руководстве... Получайте, учителя, обухом по темени! Присоединюсь к Вашему мнению: что бы я делала без Конкурса и Блога))

      Удалить
    2. К Вашим замечаниям, Наталья Александровна, Галина Витальевна добавить нечего: они совершенно справедливы. В ближайшие дни поделюсь некоторыми соображениями по теме месяца (в "законной" рубрике). А пока вопрос на засыпку: а за 11 лет учебы в школе мы учим детей мыслеречедеятельности? приемам, видам общения (заметили ли Вы, что "общение" и "коммуникация" - это НЕ одно и то же?)? Ведь даже информация и упражнения по культуре речи - нынче БОЛЬШАЯ редкость на уроке... А почему? Потому, что ЭТИМ НЕ ВЛАДЕЮТ сами учителя... Выход - овладевать самим.

      Удалить
  6. Передо мной Лист отзывов об оцененных мероприятиях члена Общественного жюри Алены Дубиковской. Знаете, что написала девочка-девятиклассница (лидер ученического самоуправления школы)о родительских собраниях наших суперфиналистов? Цитирую: "Участникам стоит обратить внимание на проведение собраний. В этом этапе (имелось в виду задании -Т.А.)стоит больше внимания уделить вопросам родителей, ответам на их вопросы". Устами младенца...?

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!