Внимание!


.

понедельник, 3 сентября 2012 г.

«А на фига?»

Сегодня у меня состоялись экстренные переговоры ( в нашем блоге) с Падалка Галиной Витальевной (полюбопытствуйте: все отражено в рубрике «Вопрос-ответ»). Это, во-первых.
Во-вторых, пришел новый журнал «Народное образование» с полемически заостренной статьей Е.А. Ямбурга «Отсутствие грамотной стратегии образования – угроза национальной безопасности» и комментариями к ней (полюбопытствуйте: «НО», №6, 2012, с. 39 - 60).

Но поскольку я уже «отштормила» в июне по поводу изложенного Ямбургом, то во мне теперь соединились два посыла:

1. ситуация у Галины Витальевны (особенно финальная ее часть, где учительница готова винить себя за то, в чем не повинна), и
2. фрагмент из статьи-реплики С.З. Казарновского в «НО»…

Для ясности приведу его отрывки:
«У каждого человека есть чувство собственного достоинства. Обучение и воспитание в каком-то смысле – процесс принуждения. Как принудить, не умаляя чувства собственного достоинства? Это искусство!»
«Завершающим испытанием на конкурсе «Учитель года Москвы» были вопросы лучшим от учеников, родителей, зрителей и членов жюри. Последним задавал вопрос я:
- Долгие годы в Театре на Таганке шел спектакль «Антимиры» по стихам А.Вознесенского. Там была сцена – разговор поэта с циником. Поэт – В.Смехов – парил, мечтал, взывал. Циник – В.Высоцкий – возлежал на сцене с гитарой и каждый текст поэта заканчивал рефреном: «А на фига?» Сформулируйте, пожалуйста, реплику по поводу сегодняшнего образования, которую можно было бы закончить словами: а на фига!

Вот реакция на мой вопрос в конце конкурса (письмо через несколько дней): «… о поэте и цинике ответила так…

Я на родительском собранье,
Как на допросе у врага.
"Учительство – мое призванье,
Поверьте мне…»
«А на фига?»

Дележка премиальной части –
Вот таракашечьи бега!
«Поверьте, я достойна счастья…
Я – тут… Я – там…
А на фига?

Веду журнал – пишу отчеты
В СТАТГРАД, в МИНОБР, ЕГЭ, ГИА!
Быть может, кто-нибудь прочтет их…
А на фига?!

Ах, да, еще есть в школе дети…
Пока не кончится пурга,
Куда бы нам покуда деть их?
А впрочем, тоже – на фига???»

Приятно сознавать, что именно про это и еще многое был мой вопрос.»

Вот такие два сюжета побудили меня подготовить этот пост и адресовать вам, дорогие читатели и посетители, почти привычный свой вопрос «Что скажете»…

Полная впечатлений от первого рабочего дня нового учебного года
Татьяна Адольфовна

18 комментариев:

  1. "...народ безмолствует..." Что ж, это самая желанная для меня реакция именно НА ЭТОТ материал! Поясню. В первосентябрьские дни активизировались учителененавистники, и в Сети появились измышления о том, какие мы с вами, коллеги, низкие и подлые, завистливые и невежественные...(кое-кто кинулся это перепечатывать в своих блогах и начал сокрушаться об очередной порции помоев, вылитых на многострадального педагога). Я, в свою очередь, не стану оправдываться и напоминать, что наша профессия массовая и что всякое-де бывает. Бывает. Но, задействовав даже "малую артиллерию" цинизма, я не получила вашего отклика-желания отреагировать, прикинуть, а что в образовании тянет "на фига". Самое время вспомнить народную мудрость: если путник, имеющий большую цель, тронувшись в путь, будет останавливаться и отгонять криком и палками лающих на него собак, он никогда не достигнет цели... Вы заняты Делом. Вы конструктивны и созидательны. Цинизм - это не ваше.
    А вот мысль о принуждении и сохранении человеческого достоинства - сколь актуальна, столь и непроста - это своеобразный пробный камень педагогичности учителя, его интеллигентности... не простительно, если Пеликаны проигнорируют ее... Худо, если этого "не заметит" и администрация школ, выстривая отношения с вами...

    ОтветитьУдалить
  2. Прочитала пост, особенно поразили последние строчки в стихотворении. Понравилось очень! Фразу, вынесенную в заголовок, слышу часто, к сожалению. И не только от коллег. Не знаю, в тему или нет, но часто ищу в Интернете конспекты уроков, особенно обращая внимание на те, что стараются соответствовать Стандартам. Приведу маленький кусочек текста, конспект 3 класс, урок по русским народным сказкам, где целью было выявить признаки волшебной сказки: Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
    − Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
    – Какую цель вы поставили в начале урока?
    − Вы достигли поставленной цели?
    − В чём у вас было затруднение?
    − Как вы открывали новое знание?
    − Что вам помогло открыть новое знание?

    Такие вещи меня очень смущают! Может, это и есть то пресловутое "На фига?" Мы пытаемся учить по-новому, но выходит натужно и бездарно. Что нужно делать, чтобы этого не было?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Необыкновенно важные вопросы затронули Вы, Эльвира Ульфатовна! Скажу прямо: ТАКАЯ ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ, какие Вы привели (из конспекта) и есть НАУЧЕНИЕ ребят РЕФЛЕКСИИ. Более старшим ребятам нужно включать еще дополнительно: Какими Вы вступили в урок? что изменилось в Вас по его завершении? (как на Вас повлияли новые знания, выводы, информация, освоенные Вами, мысли возникшие, умения приобретенные). Скорее всего Вас смущает сама формулировка вопросов, она, вероятно, "не Ваша". Тогда доискивайтесь "Вашей", не утрачивая смысла... Обратите внимание: идет научение-приучение ребят АНАЛИЗИРОВАТЬ свою деятельность; ИЗВЛЕКАТЬ УРОКИ(опыт)из прожитого(пусть даже это всего-то несколько минут урока); действовать ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО; ОСМЫСЛИВАТЬ трудности и то, как они были преодолены(и были ли преодолены?); ПРИВЛЕКАЕТСЯ ВНИМАНИЕ к тому, КАК, КАКИМИ способами решались учебные задачи (здесь закладываются основы и для самостоятельной их деятельности в последующем, для САМООБРАЗОВАНИЯ!). Вот так , именно так осуществляется практико-ориентированное обучение, точнее, ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ. Это отнюдь не "на фига", это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПО-НОВОМУ. "Натужно и бездарно"? ищите иные воплощения ТОГО ЖЕ! Прочь все смущения! Конспект (именно этот) Вас ориентирует на подлинно НОВОЕ. Крепко подумайте и, если надо, ломайте себя! ...и хорошенько обдумайте то, что Вы считали прежде "...пытаемся учить по-новому"...

      Удалить
    2. Татьяна Адольфовна, я полностью с Вами согласна: ""ПО НОВОМУ". Я хоть не учитель, но мне хочется дополнить ваши размышления: действительно необходимо уметь выстраивать с детьми такие беседы, основанные на вопросах, а также подумать нам самим, как выстроить продуктивный диалог с учащимися, и наконец, как интересно и правильно будем задавать проблемные вопросы, можно ожидать грамотный ответ, а можно подтолкнуть к размышлению, исследованию. Вот это я думаю обучение "ПО НОВОМУ" :-))) Не обсуждайте меня. Это мои размышления :-), как библиотекаря.

      Удалить
    3. Я без обсуждения разделяю Вашу точку зрения! У авторитетного библиотекаря неограниченные возможности в выстраивании продуктивного диалога с учениками и в формировании их общеучебных компетентностей.

      Удалить
  3. Татьяна Адольфовна, Вы как раз о том, что меня и смутило. Формулировка! Мне нравится смысл, очень, но ведь действительно от не слишком удачной рефлексии подпортилось впечатление от конспекта, который мне понравился. И самое обидное, я ведь и сама не могу придумать, как надо было закончить урок по СКАЗКАМ. Хотя банальное "Я узнал, что ...", "Меня удивило, что..." как-то в этом случае лучше. Я вообще этот разговор начала только к тому, что иногда, строго следуя букве, теряется ДУША урока. Простите, если не смогла правильно выразить мысли. С уважением, Эльвира Ульфатовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, НЕ лучше: Вы СУЖАЕТЕ и ВЫХОЛАЩИВАЕТЕ этап рефлексии (тогда это получается ВОВСЕ НЕ рефлексия!), сводя все к вопросам типа "меня идивило, что...". ТАКОГО рода вопросы нацелены на СОДЕРЖАНИЕ сказок, а это - малая толика из нужного..(!). "...и сама не могу придумать, как надо было закончить урок..."- это проистекает от того, что Ваш опыт пока НЕ СОДЕРЖИТ конструктивного практического примера осуществления рефлексии на уроке младших школьников.
      1.Вернитесь к конспекту. 2.Выпишите себе каждый вопрос концовки. 3.Точно УЛОВИТЕ, что он (вопрос) призван выявить. 4.Рядом записывайте другой конструкции "свои" версии. 5.Убедитесь в том, что ни одна идея не потеряна. С Богом! )))

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Обязательно учту все Ваши рекомендации! Я рада, что спросила, и благодарна Вам за советы. Вы снова открыли глаза на происходящее, я действительно мыслю узко. С благодарностью, Эльвира Ульфатовна

      Удалить
    3. Нет, Эльвира Ульфатовна, Вы мыслите современно и взялись за невероятно сложную вещь, неподъемную для многих учителей-предметников. Тем более это - прорывная тема для учителей начальных классов, и соответствующей практики фактически нет (исключение могут составлять лишь учителя, изучавшие и работающие в духе стратегии развития критического мышления...) Вы идете в первых рядах и у Вас получится, Вам это по силам!

      Удалить
  4. Жанна Валерьевна5 сент. 2012 г., 19:42:00

    Мне видиться. что тот самый циник как нельзя лучше отражает действительность эпохи, верней безразличие общества на происходящее. Я ездила на финал конкурса " Правовая Россия" и из уст высокого чиновника было обидно слышать, что "к бедам России добавились еще и учителя".Пишу, а у самой ком подкатывает.Мы каждый час доказываем свой профессионализм , любовь и преданность, пожалуй тем. кто не всегда нас оценивает по достоинству-это наши ученики, но от этого они не становятся " на фига"., а наоборот стимулируют тебя к совершенству.И как только ты сам себе хоть раз сказал "на фига" можно закрыть за собой дверь в мир учительства.

    ОтветитьУдалить
  5. Хочется вернуться к мысли о принуждении и сохранении человеческого достоинства. Мне кажется, что учитель, который умеет воодушевлять, может отказаться от принуждения. Он будет идти рядом с учениками, подставляя кому плечо, кому - руку помощи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По большому счету, наверное, так, Анна Анатольевна. Но принуждение-требование, принуждение-манипуляция -УВЫ! - присутствуют там, где есть незрелая воля ребенка и еще многое из того, что "осложняет" образовательный процесс...

      Удалить
  6. Да, Жанна Валерьевна, заметьте, что об этом пишут МОСКОВСКИЕ учителя/директора, чьи зарплаты в 5-10 раз выше среднероссийских по отрасли... Я первая буду насмерть стоять, что зарплаты именно в учительской среде вторичны, что это миссия, сродни священнослужителю, но нельзя же нас, держа на голодном пайке, еще убивать и морально...

    ОтветитьУдалить
  7. Наталья Александровна Хомутова6 сент. 2012 г., 6:46:00

    Здравствйуте, Татьяна Адольфовна! Как много интересного я пропустила. Затронула Ваша переписка с Эльвирой Ульфатовной. Готовя первый урок, засомневалась, справятся ли такие маленькие дети с вопросами рефлексии. Справились!!! И на вопросы переживающих коллег, что больше всего порадовало 1 сентября, ответила, что шквал эмоций вызвали ответы детей. Понимаю, что урок четырехлетней давности и сегодня - это совершенно разные уроки, хотя в учебно - методическом комплекте ничего не изменилось. Не знаю, можно ли отнести этот пример к вопросу "На фига?" об уроке, соответствующему новым Стандартам?
    Поправьте меня, если ошибусь, но в жизни каждого учителя (человека) бывают моменты, когда задаешь себе грубый вопрос "На фига?". Уныние сменяется ощущением нужности в профессии. А в стихотворении-страдании, приведенном в Вашей, Татьяна Адольфовна, статье, узнала себя во втором куплете)))



    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я, Наталья Александровна, избавляюсь от "на фига" (уж очень это не мои обороты речи!) знакомством-сотрудничеством (а повезет - то и дружбой!) с каждым новым поколением Пеликанов. Вы - мой чистый родник и неиссякающий источник Веры, Надежды и Любви!
      Что касается второго "куплета", то предлагаю "восстанавливаться" монологом булгаковского Воланда:" Люди, как люди..." Мне помогает...)))
      А то, что вопросы адресуете детям на ОСМЫСЛЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это превыше всех похвал!

      Удалить
  8. Дорогая, Татьяна Адольфовна! Я бесконечно благодарна Вам за то, что Вы подняли эту тему! Как часто в последние два года я задавала себе этот вопрос(не в такой формулировке, но именно с таким смыслом) и отвечая на него понимала, то что я делаю, нужно кому угодно только не детям! Я теряла очень важное - себя, как педагога и воспитателя. Поиски, сомнения,горечь, отчаяние и даже мысли об уходе из образования. Но Господь не дал совершить мне этот шаг, сделать эту ошибку. Сейчас я совершенно счастлива и спешу с Вами поделиться этой радостью! Я снова ощущаю свою нужность и необходимость для детей! Вчера, укладывая своих воспитанников спать и прощаясь с ними до завтра я услышала:"Юлия Ивановна, не уходите!"
    Друзья, коллеги! Здоровья, удачи и счастья вам от осознания нужности и важности нашей профессии! С новым учебным годом!
    С уважением и любовью Емцева Ю.И.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Юлия Ивановна!
      Спасибо Вам за поздравления! Для всех нас, учителей, самое главное - это дети: их мысли, чувства, прощение детских шалостей и, конечно же, недопущение детских обид... Вы услышали такие откровенные, трогательные и такие важные детские слова! Именно такие слова воодушевляют и позволяют осознать свою нужность и важность для каждого ребёнка, которого мы учим... К сожалению, мы, учителя, не всегда слышим всё, что дети говорят нам вслед, когда мы уходим... Мы слышим, лишь возвращаясь...
      Уважаемые коллеги, надеюсь, новый учебный год будет для каждого из нас годом новых знаний и идей, новых открытий, новых друзей и тех детей, которых мы учим и воспитываем в таком непростом и так быстро меняющемся мире!

      Удалить
  9. Наталья Александровна Хомутова6 сент. 2012 г., 14:35:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна! Дружба с Пеликанами, проверено на себе, дает новый порыв творчества, желание постигать новое, обмениваться идеями. Чудо-действенное средство)))

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!