Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 23 сентября 2012 г.

"В кругу" или "по замкнутому кругу"? (размышления об учительском товариществе)

«Сотнями лежали моржи на берегу, пришёл охотник и стал одного за другим приканчивать дубинкой. Объединившись, они могли бы легко раздавить его – но они лежали и не трогались с места, ведь убивал охотник всего-навсего их соседей...» Эрих Мария Ремарк («Триумфальная арка»)

Поговорим об учительском товариществе.
На первый взгляд, звучит как пресловутое «Пушкин – наше всё»... Тема известна, тема избита, тема закрыта. Учитель учителю друг и товарищ, учитель всегда помогает коллеге, учитель любит своих учеников, уважает их родителей... и вообще является эталоном нравственности и порядочности.

Наверное, Вы уже почувствовали интонации, с которыми написаны предложения выше. Да, Вы правы: тема не закрыта, тема будет существовать ровно столько, сколько будут существовать учительские коллективы, состоящие из нескольких десятков учителей. Учителей настолько разных (по возрасту, взглядам, принципам), что едва ли можно с уверенностью сказать: «Да, это звенья одной цепи!»

Товарищество учителей, учитель-товарищ, учитель-помощник... Всегда ли эти определения подходят нашим коллегам (и нам в том числе)? Давайте разберёмся в значении слова «товарищ». Этимологический словарь русского языка даёт такую версию: «товарищ» - от чув. tavra "по кругу" + iš "спутник". Что же получается? Товарищ – это человек, с которым ты можешь взяться за руки и образовать круг помощи, дружбы, сотрудничества. Или же товарищ – это тот, с кем попадаешь в замкнутый круг? К сожалению, на деле проявляется не только первое значение понятия «товарищ».

Я не о товарищах вообще, я о товариществе в школе. Тема настолько меня волнует, что я могу показаться излишне эмоциональной... «Сплоченность людей – нерушимая крепость», - писал Вальтер Скотт. А если нет сплочённости, то и крепость разрушится? Печально осознавать, но очень часто такое разрушение происходит каждый день на глазах у всех нас.

Заходит в школу учитель. Не один заходит. Вместе с ним его коллеги (так хочется сказать «товарищи»). Цель у всех одна: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться». По идее, общая цель должна объединять, сближать, умножать силы. Конечно, так бывает, но...очень часто эти самые «звенья одной цепи» расходятся в свои кабинеты-кельи, и звенья распадаются на отдельные (нередко деформированные своей разъединённостью) кольца. Повторюсь: это не правило! Это, скорее, возможный вариант развития событий, когда каждый сам, каждый себе, каждый за себя и о себе. Моя хата с краю (вспомню лучше эту поговорку, чтоб не вспоминать больше ремарковских моржей)... И ты вынужден идти сам по той дороге, которую одолеть вместе было бы гораздо легче.

Но, коллеги, ведь бывает и наоборот! Когда чувствуешь руку учителя, чувствуешь, как сопереживающее бьётся его сердце, видишь душу, готовую помочь в казалось бы безвыходной ситуации.

Я не прибегаю к обобщениям, я не делаю выводов... Я хочу услышать Ваше мнение. Существует ли товарищество среди учителей? В чём оно проявляется? (И проявляется ли вообще?) Умеют ли учителя быть настоящими товарищами своим коллегам? Или это лишь вынужденное рабочее взаимодействие? Как не допустить разрушения той крепости, о которой говорил Вальтер Скотт?

В надежде на диалог, Ваша Галина Витальевна

13 комментариев:

  1. Ваховский Федор Иванович23 сент. 2012 г., 1:27:00

    Мощный материал. Сильно написано. Точно схвачено. Проблема есть, и она заметно ослабляет все предпринимаемые нами усилия. Не становится легче от того, что Галина Витальевна затронула проблему общемировую. Именно так: "Недостаточное взаимодействие среди членов педколлектива (персонала)". Конечно это прежде всего дело чести и совести каждого. Уточню: каждого учителя, что в корне меняет дело. Хотя - учитель ли тот, кто не имеет чести и совести?

    ОтветитьУдалить
  2. Думаю, что подготовка этой статьи потребовала от автора мужества. Кроме того, тема эта, не исключаю, не наугад взята Галиной Витальевной. Она говорит о товариществе среди учителей... но, по моему разумению, оно - лишь первый шаг на пути к УЧИТЕЛЬСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ... Какое там! Архаика.
    ... Что делим? Что злобствуем? Чего завидуем? По что расточаем себя в недостойном, упражняясь в богопротивной гордыне? Что носимся с собой, цены себе не сложим? Как докатились до того, что успех другого вызывает раздражение, граничащее с ненавистью? Что должно произойти, чтобы остановиться в этом затянувшемся падении?
    Друг, протяни руку... и долго ее держи: поначалу могут и не заметить , и проигнорировать, и не довериться... Товарищ, дай понять, что ты рядом, что на тебя можно рассчитывать... Коллега! найди в себе желание, волю, способность стать Человеком, способным к товариществу... а там, глядишь, войдем во вкус... не есть друг друга, а поддерживать и уважать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, а считаете ли Вы, что неумение (и нежелание) быть Товарищем проистекает исключительно из раздражения и зависти? Мне кажется, здесь дело в другом... В какой-то вселенской усталости. Часто можно встретить взгляд, говорящий примерно такие слова: "Не хочу тратить последние силы на вас, товарищи!" Наверно, это тоже тема отдельной статьи!

      Удалить
    2. Есть и это, Галина Витальевна. Но "человек человеку - лекарство"... кто-кто, но мы, учителя, этого не можем не знать. Эта усталость-депрессия, усталость-безразличие не могут быть у всех и сразу... Это угас интерес к жизни, профессии, к самому себе, наконец. И как бы это ... странно не звучало, но учитель-профессионал НИКОГДА не допустит столь бездарного (непрофессионального) поведения! Да-да, именно это я и хотела сказать - Вы правильно меня поняли. Учитель-человек может впадать в даже в уныние, но не в апатию, в грусть, но не мертвенную бездеятельную безнадегу, прежде всего потому, что рядом ЖИВЫЕ люди (коллеги, дети, их родители), они нуждаются в тебе, им что-то от тебя надо, ты востребован ими - и ты начинаешь, порой через не хочу, через не могу, действовать... Спустя какое-то время ты с удивлением обнаруживаешь, что ЖИВЕШЬ...
      Если же вокруг много смердящего - значит тебя окружают не Учителя, а несчастные... человеческие оболочки, которые живут и мучаются, работают и мучаются, и все вокруг них - вымученное... Конечно, их жаль. Жаль и тех, кто страдает от их потерянности. Их, угасших, настигла расплата за утрату смыслов жизни, утрату интересов и радости, азарта жить-действовать ... И не надо сетовать на судьбу, на обстоятельства: как правило, именно люди трудных судеб дают самые яркие образцы товарищества, надежности и поразительной веры в Дело, Которому Служат...

      Удалить
  3. Да, Галина Витальевна, не всегда учительское товарищество имеет место быть повсеместно распространённым явлением в школе. А о солидарности администрации школы и учителей даже говорить не приходится. А как говорить, если мы и они находимся в разных плоскостях, в разных мирах, на разных планетах?
    Многие учителя, ставшие успешными в каком-либо направлении, просто отворачиваются от своих менее успешных коллег, чувствуют себя как бы "кастой избранных", забывая при этом о тех, кто им помог, их направил, отдал им частичку себя! Не это ли и есть "богопротивная гордыня"?
    Приведу пример. Собственный пример, потому и не подпишусь в конце. В моей школе товарищество и сотрудничество есть, но в своих малых группках: с кем дружу-общаюсь, тому и помогаю, с тем и сотрудничаю. Злобство и завить очень распространены, причём даже внутри одного мет.объединения. Видит ли это администрация? Конечно! Но предпочитает делать вид, что этого нет. "Сплоченность людей – нерушимая крепость" - замечательные слова. Но что сделала администрация моей школы, чтобы эта сплочённость была? НИ-ЧЕ-ГО! Мы никогда никуда не выезжаем вместе, у нас нет внеучебного общего дела.
    Примеры товарищества, тем не менее, в моей школе есть. Вспоминаю, как дружно и качественно мы сработали во время выпуска учащихся, как все ребята были уверены в себе, в своих учителях, в своих знаниях. Как хорошо окончили учебный год, как все поступили туда, куда хотели, как радовались (именно радовались, а не боялись) экзаменам. А во многом всё потому, что несколько классных руководителей одной параллели были предметниками во всех этих классах, они были товарищами между собой и смогли целенаправленно помогать ребятам в подготовке к экзаменам, не только знаниями.

    Это отвратительно, когда чужой успех вызывает зависть! Так и хочется сказать: "А что вам мешает? Дерзайте! И ведь помогу сама вам в этом, словом или делом!"
    Но ведь это нужно работать, работать над собой, а это работа не для слабых.
    Товарища, друга, коллегу нужно растить сначала в самом себе, а не искать в других...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый(ая) Г.! По поводу Вашей последней фразы: значит все написанное Вами - это про Вас? Отсутствие солидарности среди коллег Вашей школы - это Ваша недоработка? и мелкое подличанье коллег - тоже? и администрация (по Шурику!) - это тоже Вы? Не для слабых эта тема: от имени (а не буквы) до последовательной личной позиции без мазохизма...
      Конечно, Вы правы: не следует браться за перо, если на это у тебя нет морального права.

      Удалить
  4. Не думаю, что совместные выезды - основа крепкой дружбы. Согласна, что растить товарища нужно в себе...
    А насчет забывчивости "касты избранных"... Помните: "Делай добро и бросай его в воду"?
    Прочитав статью Галины Витальевны в первый раз, раскрытие темы увидела с нескольких позиций. Прочитав во второй раз, поняла, что скажу о любимой "началке".
    Начальная школа, судя по своему опыту, отдалена от основной школы. В нашем поселке это еще и разные здания, территории. Учителя начальной школы живут одной большой семьей. Взаимовыручка, товарищеская поддержка основана не на производственной необходимости, а на дружбе педагогов, объединенной совместным стремлением "воспитать ученика", самосовершенствованием. Безусловно, большая заслуга в этом администрации школы - директора, завуча по начальной школе. «Сплоченность людей – нерушимая крепость» - проверены в горе и радости. Не будет правдой, если не скажу, что не всегда бывает все гладко. Но не этим ли проверяется зрелость отношений в коллективе?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, классно, что у Вас есть смычка! ...дружить большими коллективами проблематично... это я к деликатно обозначенной Вами теме - начальная и основная (средняя) школа. Кто станет отрицать, что в идеале - ощущать себя частью большого сильного коллектива - и в этом черпать устойчивость!
      ...а зрелость отношений в коллективе определяется не наличием или отсутствием сложностей, а качеством (способностью конструктивно) их преодолеть, но это на мой взгляд и разумение...(Что-то я "дерзю" сегодня: вот и на Г. наехала...)))

      Удалить
    2. Наталья Александровна, я в последние несколько дней (читая Блог Анны Анатольевны и Ваш комментарий) жалею о том, что не работаю в младшей школе! Всегда замечала, что так называемая "началка" всегда дружнее, у вас как будто "один за всех и все за одного".
      Рада, что Вы, Наталья Александровна, как всегда внесли позитивную нотку в нашу беседу)

      Удалить
  5. Удивительно позитивный у меня сегодня настрой... Всем, кто прочитал это сообщение и его прокомментировал, прежде всего его автору и тем, кому еще предстоит над ним задуматься, посвящаю эти удивительные строки И.Губермана: "Творчеству полезны тупики - /
    боли и бессилия ожог- /
    разуму и страху вопреки /
    душу вынуждают на прыжок..."

    ОтветитьУдалить
  6. Елена Александровна24 сент. 2012 г., 14:46:00

    Может ли быть товарищество среди учителей? На мой взгляд, этот вопрос такой же вечный, как и вопрос: "Может ли быть общество совершенным?" Учительский коллектив - срез нашего общества, тех настроений, которые преобладают в нем в настоящее время, приоритетов. Можно ли искоренить зависть в людях, желание добиться чего-либо любой ценой? История развития нашей цивилизации демонстрирует пока негативный опыт.
    НО... Само слово УЧИТЕЛЬ должно подразумевать нечто большее, чем просто профессия. Мы же, может и в малой степени, но способны повлиять в лучшую сторону на наших воспитанников-учеников! Очевидный вывод должен напрашиваться сам собой.
    А пока реальность. Не все коллеги хотят помогать, быть товарищами, наставниками. Но есть и настоящие друзья, поддерживающие тебя, единомышленники. Это две стороны одной медали. Это изменится когда-нибудь? Вопрос на сегодняшний день остаётся открытым.
    P.S. Галина Витальевна, получила огромное удовольствие от самого стиля статьи, огромного количества ссылок на литературные произведения. Захотелось еще раз перечитать Ремарка. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна, конечно, ЕСТЬ единомышленники, товарищи, наставники, просто хорошие искренние люди! Но представляете, как здорово было бы работать, будь таких людей больше!

      Удалить
  7. "Поступай с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой!" - для меня эти слова определяющие, так меня воспитывали родители. В коллективе своей гимназии я провожу огромную часть своей жизни, и, просто невозможно было бы существовать без дружеской поддержки! Мы всегда делимся и радостью, и проблемами - ведь вместе их решить гораздо легче!
    Спасибо, Галина Витальевна, за напоминание - я ещё раз поблагодарила своих коллег за поддержку!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!