тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

понедельник, 24 сентября 2012 г.

Присмотритесь, прислушайтесь к себе-учителю...

Эта статья продолжает тему, затронутую главным редактором блога, о том, какие мы...
Поведу речь об учительском самосознании. Но сначала немного статистики: по результатам специальных исследований соответствуют требованиям современного учителя 10-12% учителей. А сколько их у нас высшей категории? Только в прошедшем учебном году в Краснодаре её закрепили за собой 25% аттестовавшихся педагогов. Далее, удовлетворены результатами своего труда 42% (2003г.), 42% (2006г.), 40% (2010г.) опрошенных учителей; НЕ удовлетворены - 36% (2003г.), 46% (2006г.), ок. 50% (2010г.). Как видим, НАРАСТАЕТ доля не удовлетворенных результатами своего труда и сокращается процент удовлетворенных. И, наконец, 30% учителей не знает своего предмета, по мнению А. Адамского (2012г.). Остановлюсь, пожалуй. Все-таки грядет День учителя.

Почему так по-разному чувствуют себя в профессии разные ее представители? Обратимся к авторитетному мнению доктора психол. наук, профессору, заведующей лабораторией профессионального развития личности Психологического института РАО Л. Митиной.

Невзирая на все многообразие, которым представлено российское учительство, есть лишь 2 модели организации учительского труда – адаптивного поведения учителя и профессионального развития. Рассмотрим их.

АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧИТЕЛЯ (его представителей - подавляющее большинство): педагог стремится максимально вписаться в профессию, приспособиться к требованиям директора, педколлектива, родителей, детей... Он осознанно или безотчетно начинает копировать имеющиеся «авторитетные образцы» поведения отдельных учителей (данного коллектива или известных ему прежде). Так его поведение становится АДАПТИВНЫМ, т.е. неконструктивным с самого начала.

Конечно, начинающему нужно присмотреться..., но часто это «губка», которая впитывает все (зачастую неосознанно, но всегда некритично). (Часто говорят и пишут о профессиональных деструкциях ( деформациях) зрелых учителей, но и у молодых педагогов есть свои проявления деструкции, своя «болезнь» - профессиональный маргинализм). Приходит срок, и данный педагог идет на курсы повышения квалификации. Заинтересовывается, пробует предложенное на практике, удивляется, почему у него ТАК не получается, ... находит объяснение. Оно перетекает из «в этой науке нет ничего толкового» в «да есть ли вообще что-то, чтобы улучшило его деятельность (результат)?!»

На самом деле все обстоит иначе: ЗА КАЖДОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ СТОИТ ЛИЧНОСТЬ. И если некритично (бездумно) брать ЧУЖУЮ систему, ничего толкового не получится. У такого на первых порах - всеядного учителя - вырабатываются определенные индивидуальные приемы преподавания, которые почти не обновляются и не расширяются (напротив, происходит их сужение по принципу «остаются наиболее удобные учителю»); а к 10 годам работы в школе наступает, по мнению этого педагога, стадия профессионального становления: он все знает, все умеет и понимает... По сути, он адаптировался к системе, в нее вписался и испытывает состояние ЛЖЕСАМОДОСТАТОЧНОСТИ.

Она характеризуется:
-профессиональной стагнацией (работа по шаблонам) и тем, что
-начинается резкое снижение показателей его профессионального здоровья (появление неврозов и всего того, что бывает «от нервов»);
-педагог не развивается сам и исчерпывает возможности развития детей, ибо он способен воздействовать только на их эмпирические способности6 он только передает им знания, но большинству детей этого мало, они могут (и без учителя) получить информации гораздо больше. А педагоги «добирают» свой авторитет запугиванием, угрозами, повышенной несговорчивостью с учениками, а то и шантажом. Как редкий вариант – учитель становится « добрячком», «своим в доску», опускаясь до заигрывания с учениками в желании нравиться.

Позволю себе обратиться к недавней статье Падалка Г.В.. Коль скоро воспринявших модель адаптивного поведения абсолютное большинство, то какой «товарищ» получается из такого учителя? как далеко пойдет он в своем товариществе? на какой почве оно может возникнуть? какого может быть свойства-качества? Ответы очевидны.

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: педагоги, ставшие на эти рельсы, проходят другие стадии.

1. Стадия самоопределения. Учитель определяется в ценностях и приоритетах (отвечает на вопросы: «кто я», «какой я», «к чему буду стремиться», «над чем работать» и т.д.), всю информацию пропускает через себя, вырабатывая СОБСТВЕННЫЙ взгляд на окружающее (не противопоставляя себя другим). С учетом диагностики (самоэкспертизы) начинаются собственные наработки, изучение интересующих направлений теории и практики, словом, определение себя в профессии.

2. Стадия самовыражения. Самоопределившийся педагог проявляет себя как профессионал сначала в узких, затем во все более расширяющихся сферах деятельности. Как Профессионал и как Личность (управляющая собой и своим развитием). Будучи Личностью он воспитывает и развивает личностей (во многом задавая алгоритм преобразований своим примером).

3. Стадия творческой самореализации. Здесь не наступает стагнации, педагог развивается в своей профессии независимо от стажа работы. Возникают (отыскиваются) все новые области изучения и исследований, расширяется арсенал воспитательных средств, одни наработки приходят на смену другим как более эффективные (оптимальные), не заменяя прежние, а пополняя их. Учитель понимает, что его профессиональный выбор – это призвание.

ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ОТЛИЧИЕ одной модели от другой кроется в понятии САМОСОЗНАНИЕ, точнее в ее формуле:
САМОСОЗНАНИЕ=САМОПОЗНАНИЕ+САМООТНОШЕНИЕ+САМОРЕГУЛЯЦИЯ (познавательный уровень, эмоционально-чувственный и поведенческий).

Теперь о слагаемых профессионализма учителя. Самопознание – чем лучше человек знает себя, свои плюсы и минусы, тем более успешно он может двигаться вперед, тем более эффективна его деятельность в любой сфере ( он целенаправленно будет преодолевать собственные затруднения).

Самоотношение: здесь самооценка, самоуважение, самоинтерес, аутосимпатия ( не путать с самолюбованием!). Учителя – та категория специалистов, которая хуже всех иных, справляется с заданием на аутотренингах объясниться себе в любви, глядя на свое отражение в зеркало, – настолько неприятно многим образ того, кто отражается в нем.

Причудливым образом носители адаптивной модели поведения учителей нередко имеют низкую самооценку (хотя их меньшинство, большинство – завышенную). Как здесь не вспомнить принадлежащее М.Горькому: «В России от недооценки погибло больше людей, чем от чахотки». Низкая самооценка ведет к раздражительности, мнительности учителей или включает компенсаторный механизм, т.е. побуждает проявлять себя противоположным образом. Вот почему немало в нашей среде агрессивных, властных учителей, стремящихся подавлять. Завышенная самооценка – это показатель сниженного уровня требовательности к себе, добровольное или искреннее заблуждение, в основе которого недопустимо низкий уровень общей и профессиональной культуры педагога, утратившего волевые начала и способность к профессиональному саморазворачиванию.

От этих бед во многом (но не во всем) избавлен педагог, работающий в русле модели профессионального развития, у него высокий уровень самосознания, самоконтроля, он ПОСТОЯННО выверяет свою деятельность, ибо его главное условие успеха – рефлексия.

Все написанное выше можно было бы заменить одной-единственной фразой, которую я услышала из уст Малаховой Юлии Сергеевны, Учителя года города Краснодара-2008: «Я люблю не себя в школе, а школу в себе..!» Так кратко можно сказать об учителе, следующем модели профессионального развития.

Вы хотели бы иметь такого коллегу-товарища в школе? и не одного... Качество жизни Вашей и Ваших учеников выросло бы невероятно. Так будьте же таким Учителем-Товарищем! Вам не верится, что это возможно? Тогда следующая тема нашего разговора будет посвящена тому, как восполнить дефицит веры в собственные силы...
Ваша верящая в вас Татьяна Адольфовна


Прекрасный праздник — Новый год!
Чарующий, волшебный
И празднует его народ
Как самый задушевный!

12 комментариев:

  1. Спасибо Вам, Татьяна Адольфовна, и за пост, и за веру в нас! Спасибо за еще один повод поразмышлять о себе, о себе в профессии, о роли профессии в своей жизни. С неудовольствием нахожу у себя симптомы профессионального выгорания(((, пытаюсь бороться.

    По жизни я - не очень уверенный в себе человек. Обрести некоторую уверенность помогло участие в профессиональных конкурсах. Произошло это не сразу, после первых побед - удивление, недоумение, "не может быть!"
    Кроме участия в конкурсах, очень помогал и помогает сейчас постоянный процесс самообразования: регулярная учеба на очных и дистанционных курсах, участие в конференциях, публикации работ, обсуждение их коллегами, участие в работе профессиональных сообществ.

    Что еще? С нетерпением буду ждать следующий пост!

    ОтветитьУдалить
  2. "Выгорание"? у Вас? Ставлю свой диагноз: 1. "много мудрости - много печали"; 2.повышенное чувство ответственности и требовательности к себе. Источник постановки диагноза - Ваш блог. А если серьезно, то я, Валентина Викторовна, более всего опасаюсь профессиональных деформаций... Выверяю себя по молодым учителям, по способности чувствовать их и быть ими понятой. Еще раз благодарю Вас за внимание к нашему блогу.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за долгожданный материал, Татьяна Адольфовна! Знаете, я читаю эту статью второй день (сейчас было пятое или шестое прочтение)... Если позволите, я воздержусь от обширных комментариев. ПОКА воздержусь... Наверно, в силу того, что пока очень мало "видывала". Всегда вспоминаю слова, что огромный 30-летний учительский опыт НЕ всегда идет на пользу, но в данном случае опыта (хотя бы 10-летнего) мне не хватает. Не хватает, чтобы оценить/проанализировать свою работу, а возможно, и приглядеться к работе коллег. Пока знаю одно: я нахожусь где-то между стадиями самоопределения и самовыражения... Чего я хочу, какие приоритеты - это я знаю, но не совсем еще понимаю, как и какими способами надо идти к цели. Слишком много всего нового за последний год, по полочкам разложила, вроде, но на самых верхних полках еще небольшой бардачок))
    Еще раз спасибо за возможность думать и размышлять! Некоторые фразы из Вашего материала сегодня крутились в голове во время уроков...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галина Витальевна, за комментарий. Ждала их и жду. У меня даже шевельнулось подленькое подозрение: не утрачивают ли Пеликаны свою лучшую (рабочую) интеллектуальную форму? ...слишком уж незамеченным "прошел" крайне острый материал, который по внешним признакам остался не "отреагированным" (о том, как нам пора умнеть вслед за нашими детьми). Такое впечатление, что это не про нас...еще как про нас! Если учитель, читая его, очень сильно не напрягся, - дела плохи: плохи дела учителя, плохи мои дела да и блога тоже. Ныне комментируемый пост - из числа реперных точек нашего профессионального бытия... Если кто-то "не въехал", нужно заново перечитывать конспект Пеликаньей учебы и (на волне повторения услышанного-записанного в нем) погружаться в эти два проблематизирующие материала. Но это работа не для слабых.
      Галина Витальевна, простите, что кое-что у Вас "крутилось в голове во время уроков"... может надо отложить все на пару дней по принципу "утро вечера мудренее"..?

      Удалить
    2. Знаете, что крутилось? Слова о "наработанных" приемах... Смотрите, как получается. Буду говорить о себе для наглядности. К примеру, в прошлом году я с 5-с классом изучала тему по фонетике, которая касалась безударных гласных звуков (в вузовской терминологии звуки "ер" [ъ] и "ерь" [ь]). Для пятиклашек материал непомерно сложен! Я в прошлом году объяснила его ТАК-ТО и ТАК-ТО. Мне показалось: недожали(( в этом году снова пятый класс... Снова эта тема... Я, помня о том, что ранее не получилось ее объяснить, в этом году действовала по-другому. Без ложной скромности: получилось!!! И, мне кажется, это логично, если следующему пятому классу я буду объяснять ее, как во второй раз! Значит ли это, что я заведомо ограничила себя, выбрала "удобный" прием?

      Удалить
    3. Нет-нет, Галина Витальевна, Ваш пример - свидетельство иного рода: Вы ИЩЕТЕ оптимальные, эффективные способы объяснения трудного, а отыскав, будете им следовать и в будущем. И так будет до тех пор, пока не найдутся еще более успешные или Вам понадобится что-то иное, так как очередное поколение детей проявит невосприимчивость к эффективному прежде приему.
      "Удобным" в Вашем случае был бы вариант, когда бы Вы ничего не меняли: конспект прошлого года есть, по нему и работали бы ныне... ну, что ж, что недопонимают дети: материал сложный... Вот образчик "удобного для учителя"!
      Какая Вы молодец, что затронули этот момент - в противном случае Вы оказались бы ложно соориентированной...

      Удалить
  4. Выражаю огромную благодарность за пост! Я даже сейчас, проработав в сфере образования 9 лет, считаю себя очень молодой! В чём это выражается? Каждый день иду на занятие и думаю, что сегодня надо попробовать этот методический приём - его я ещё не пробовала. Каждый день - это приятное творческое испытание для меня. Однако именно в этом году меня "ткнули пальцем" в "это творчество" - всего лишь один НОВЫЙ член коллектива... но задело. За пост благодарю, потому что после этих слов задумалась, а нужно ли быть креативным педагогом, если тебе говорят такое? Прочитала... Успокоилась. Ведь всю свою педагогическую практику слышу слова, подобные этим: "ну, это же наша Екатерина Андреевна" - эти слова были стимулом. А ведь даже горжусь тем, что за своё "творчество" каждый год получаю приглашения на руководящие должности. Пока отказываюсь - молодая... Осознаю это. Надо ещё поучиться. И вдруг такое. Шок, признаюсь, сильно переживала... И всё - таки постоянное творчество, поиск, являясь неотъемлемой частью педагога, помогают двигаться вперёд, а не топтаться на одном месте!... С уважением, Екатерина Андреевна.

    ОтветитьУдалить
  5. Екатерина Андреевна, только сегодня одной ну очень молодой учительнице я напомнила: "собаки лают, ветер носит, а караван идет"! Судя по Вашему рассказу, Ваш караван идет бодрой поступью, не сбиваясь с курса, не теряя из виду важных ориентиров... Может быть именно потому, что Вы встречали полное понимание и одобрение, Господь управил так, что появился тот, кто подверг сомнению Ваши приоритеты и ценности (если я правильно поняла). А Вас это "задело"...Почему? Вы не знаете агрессивно-наступательной и при том разрушительной силы невежества? Вы не понимаете, на чем зиждется демагогия, скрывающая под маской ироничности собственную бездарность? Вырабатывайте в себе стойкость: иначе как же становиться руководителем?! Там сила нужна еще и для поддержки слабых и сомневающихся... но Вы ведь сильная! просто ранимая...)))

    ОтветитьУдалить
  6. Отнюдь, Татьяна Адольфовна, постоянно в памяти одна из статей Лилии Павловны и Ваши комментарии об "учительском цинизме"... Наверно,... я надеюсь, что это так, что любой педагог при таких словах ещё раз и ещё раз, и ещё раз... будет переосмысливать свой профессиональный путь. Теперь я точно знаю, что себя, конечно, необходимо позиционировать, как личность уверенную в себе, но истинный педагог всегда будет оставаться максимально требовательным... прежде всего к себе. По всей видимости, читая комментарии, например, Валентины Викторовны Шуруто или Галины Витальевны Падалка, я рада, что среди педагогов есть те, кто находится в постоянном поиске и совершенствовании себя. Жаль, что иногда это носит меланхолический настрой...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет-нет, меланхолией там (у Галины Витальевны Падалка) и не пахнет! Она даже страстная... просто в ней очень много от мудреца :"Подвергай все сомнению!" Как жаль, что блог не передает всех ОТТЕНКОВ чувств, интонаций...
      Требовательность к себе - ДА! Позволить себе быть раненой циником - НЕТ! (пусть для этого потребуется специальная разъяснительная работа с самой собой, эту работу надо проводить!) Наша Вам, Екатерина Андреевна, рука! вернее, крыло Краснодарских Пеликанов. )))

      Удалить
  7. Спасибо, Татьяна Адольфовна, друзей в Пеликанах я вижу давно :)!

    ОтветитьУдалить
  8. Уважаемая Татьяна Адольфовна, название статьи призывает остановиться, присмотреться, прислушаться к себе-учителю. На практике оказалось это сложнее всего. Постоянная суетная занятость мешает взять паузу. Приучаю себя (не без Вашей помощи))) к другому стилю поведения. Ваши статьи заставляют ни одень день примерять к себе ту или иную формулу. В формуле "САМОСОЗНАНИЕ=САМОПОЗНАНИЕ+САМООТНОШЕНИЕ+САМОРЕГУЛЯЦИЯ" пытаюсь разобраться с компонентом "саморегуляция". В шоковое состояние вводит фраза о том, что именно учителя "хуже всех иных специалистов, справляются с заданием на аутотренингах объясниться себе в любви, глядя на свое отражение в зеркало, – настолько неприятно многим образ того, кто отражается в нем".

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!