Внимание!


.

воскресенье, 30 сентября 2012 г.

И уверенные тоже плачут...или Как восполнить дефицит веры в собственные силы

Я очень хочу сделать подарок всем Пеликанам, читателям и посетителям нашего блога ко Дню учителя. Понимаю, что могу это сделать в специфической, но характерной для себя форме, адресовав вам, мои дорогие, важную информацию (хочу верить, что она будет освоена вами и «присвоена», то есть превратится в знание). Где и когда она «выстрелит», насколько окажется востребованной и практико-ориентированной, это покажет время и ваши комментарии. Изложение веду в такой форме, чтобы у вас появился «конспект», который вам послужит при подготовке к родительскому собранию, выступлению на заседании МО или при разговоре с собственным ребенком (мужем-женой, другом-подругой), а может и самим собой...

Люди очень различаются между собой по степени уверенности в себе... Что вкладывается в это понятие? Легко и свободно выступать перед аудиторией, спокойно говорить «нет», произносить или принимать комплименты. Но встречаются сложные варианты:
- уверенное поведение в кругу родных и близких, но стеснение («замыкается») на работе; 
- успешный руководитель, но робкий в общении с женщинами (и все возможные здесь варианты, применительно к детям)...

Мы рождаемся с определенным темпераментом, наследуемым, как правило, от одного из родителей. Это свойство нервной системы, связанное с реакциями возбуждения и торможения, заложено в генетическом коде, который изменить нельзя. На основе темперамента под воздействием среды (менталитета семьи, влияния школы, улицы и т.д.) формируется характер, который можно, порою нужно, корректировать. Это ложный посыл: «Я вот такой и ничего здесь не поделаешь!». В детстве социальное окружение развивает у нас определенные стереотипы - устойчивые поведенческие (мыслеречевые и иные) реакции. Возраст активного усвоения стереотипов по Э.Берну – 5 лет, по З.Фрейду – до 12. Здесь начинается очень важное. Уверенные в себе люди закладывают в детях стереотипы уверенного поведения, говоря им в случаях неудач: «ничего, прорвемся!», а неуверенные воспитывают страх и беспомощность: «Ты сам во всем виноват и никогда у тебя ничего не получится!»

Неуверенность невротизирует человека, а это уже опасно. Вот почему психологи ищут причины неуверенности, пути ее коррекции, лечения, ослабления. Андре Сальватер, врач-исследователь (США), выделил 6 характеристик здоровой уверенной личности, которая во всех ситуациях старается вести себя естественно (все это в полной мере относится и к учителю, и к ребенку, «примерьте» их к себе!):
-- эмоциональность речи (не скрывает, не смягчает своих проявлений, плачет, смеется: «мне плохо», «мне радостно»);
-- экспрессивность и конгруэнтность поведения и речи (соответствие между словами и невербальным поведением – жестами, позами, мимикой, высотой голоса...);
-- умение противостоять и атаковать (прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих, не задавая себе вопросов типа: «а что подумают другие»);
-- использование местоимения «я» ( не прятаться за чужое имя (начальника) или неопределенные формулировки, готовность ответить за свои слова и поступки);
-- отсутствие стремления к самоуничижению, недооценке своих сил и качеств (уверенные люди способны без стеснения выслушать похвалу в свой адрес и не говорить при этом: «Да что вы, какой там хорошо выгляжу – у меня туфли грязные»);
-- способность к импровизации, спонтанному выражению мыслей, чувств, потребностей (конечно же при постоянно «включенном» чувстве меры, воспитанности).

Дефицит уверенности порождает бесчисленные проблемы, тупики: не удается разрешить конфликт или спор; трудно заводить новые знакомства; решая чужие проблемы, нести материальные убытки и моральные издержки; складываются неудовлетворительные отношения с самыми близкими; чрезмерная загруженность работой, т.к. принимаются на себя обязанности других. Все перечисленное способно ввести человека (ребенка) в состояние хронического дистресса – разрушительного воздействия стрессовых факторов в обычной жизни, когда человек испытывает чувство обиды, подавленного гнева, вины, стыда и безнадежности, апатии.

Однако, неуверенному человеку видятся «плюсы» его состояния: на него обращают внимание, ему сочувствуют, его жалеют, поддерживают, снижают меру требований...

Неуверенность, как видим, выступает как поведенческий стереотип и как внутренняя установка человека по отношению к самому себе и др. людям («выученная беспомощность»).

А теперь о психотерапии неуверенности.

Педагогу, родителю, взрослому (а когда-то и ребенку, его следует этому учить) 
1. нужно четко различать 3 типа межличностного поведения – уверенного, агрессивного и пассивного (последние два – это варианты неуверенного поведения); 
2. нужна помощь в осознании своих прав и возможностей в межличностном общении; 
3. оказывать помощь в овладении навыками уверенного поведения.

Как?

К мерам преодоления неуверенности следует отнести следующие рекомендации:
  • во-первых, попытаться понять, откуда возникает дефицит веры в себя; 
  • во-вторых, поставить себя на место «обидчика» и найти ответ на вопрос, в самом ли деле тебя хотели обидеть; 
  • в-третьих, помнить, что нередко агрессивное поведение – это защита от вас и идет от неуверенности в своей правоте и т.п. Или же «агрессор» желает обратить на себя внимание, или ищет поддержки, так как ему больно и одиноко; 
  • в-четвертых, нужно быть готовым к тому, что станете «неудобным» в общении для тех, кто привык пользоваться вашим свободным временем, деньгами, вашей жизнью, потому что вы сами это когда-то позволили. 
Но теперь все станет по-другому: Вы расшифровали те обстоятельства, тех людей, кто стаскивал Вас в неуверенное поведение. Первая Ваша ощутимая победа, когда Вы скажете «нет» на попытку манипулировать Вами; когда не теряя своего лица, твердо изложите свою позицию и не сойдете с нее. Полная победа наступит, когда Вы позволите себе роскошь Быть Самим Собой. Путь к Себе Уверенному труден, будут срывы, рецидивы неуверенности, но все решит Ваша воля.

...надо ли говорить о том, что учитель не вправе быть неуверенным человеком?! Так и скажите себе! потребуйте уверенности от себя!

Находите время для работы – это условие успеха.

Находите время для размышлений – это источник силы.

Находите время для игры и общения – это секрет молодости.

Находите время для чтения – это основа знаний.

Находите время для дружбы – это условие счастья.

Находите время для мечты – это путь к звездам.

Находите время для любви – это истинная радость в жизни.

Находите силы и мужество быть уверенными – это залог того, что эти блага будут Вашими!

16 комментариев:

  1. Мария Александровна Маляр30 сент. 2012 г., 23:16:00

    Доброй ночи!! Татьяна Адольфовна, кажется, я первой прочитала (и не один раз) статью или это только кажется)). Думаю, что оказалась в нужное время в нужном месте.... Это поистине очень ценный подарок ко Дню учителя,наверняка, для многих. Есть,что сказать самой себе!!Именно в такой характерной для Вас форме мною она воспримется и,однозначно, будет присвоена))) Огромное СПАСИБО!!! С наступающим!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария Александровна, похоже, что Вы действительно первая... спасибо, что откликнулись. Спасибо, что читали не раз: сюжет при всей простоте, очевидности очень ...неоднозначный. Здесь нельзя "проскакать на розовом коне"... Вы умны и Вы должны понять, что все затронутые аспекты завязаны на одном - на ВОЛЕ (мужестве, нравственной силе и устойчивости человека). Нередко неуверенные люди... не подозревают о своей неуверенности. Забил тревогу - ты на верном пути.

      Удалить
  2. Татьяна Адольфовна, Вы правы: нужно время, чтобы этот материал полностью стал "твоим". Вроде бы, ты всё понимаешь, всё принимаешь, со всем соглашаешься. Но не всё так просто. Это и вправду настоящий подарок! Спасибо.
    П.С. Больше пока ничего не буду говорить, надо кое-что обдумать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Галина Витальевна, поспешность здесь вредна... Помните: труднее всего людям даются прописные истины..?

      Удалить
  3. Спасибо за столь щедрый подарок, Татьяна Адольфовна! Бороться с неуверенностью очень трудно, ведь приходится бороться с собой, со своими страхами и комплексами. Самое главное - понять причину, это не всегда просто. Из 6 признаков уверенности я насчитала у себя только 2... Грустно. Морально тяжело "противостоять и атаковать", когда я это делаю, ощущение - машину разгрузила.
    Мне понравилась фраза: "Учитель не вправе быть неуверенным человеком". Буду почаще ее себе повторять!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, конечно же учитель, особенно тот, кто руководствуется принципом "Не навреди!", может и сомневаться, и не находить ответа, и разочаровываться, и ... О неуверенности ДРУГОГО ПОРЯДКА был мой рассказ. Мудрецы и вовсе считают,что категоричность - признак ограниченных людей. Так что не огорчайтесь, Вы стали заметно сильнее, и это только начало..!

      Удалить
  4. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за подарок, требующий работы души, самокопания и, возможно даже, переосмысления себя. Радует что некоторые черты, которые я считала нескромными, говорят о моей уверенности в себе.
    А ещё Вы подсказали мне хороший ответ на замечание о потере времени. "Я не теряю время, а ищу путь к звёздам!" Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Оксана Евгеньевна, здесь нужна и доля скепсиса... Вы правы - есть повод и основание выверить себя, призадуматься, иначе раба (по А. Чехову) из себя не выдавим, а надо!
      ...легче всего заблудиться в звездах, здесь важно не терять земли под ногами..! ))) И еще. Поиски должны быть ...активными!

      Удалить
  5. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Иногда не хватает уверенности в себе. Благодаря Вам таких моментов все меньше и меньше! С наступающим ДНЕМ УЧИТЕЛЯ!
    [im#]http://bestgif.su/_ph/43/2/162930789.gif[/im]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Вы как учитель-блогер, Ваши дети, Ваш блог - огромное открытие для меня, такое светлое и радостное!

      Удалить
  6. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за замечательный и полезный подарок! Перечитала статью около 10 раз - осмыслила, поняла, приняла, теперь могу написать об этом...
    Всегда считала себя уверенным человеком. На трудности, которые встают передо мной, всегда реагирую одинаково - сначала возникают мысли "А я попробую!", "Всё получится!", иногда даже "Не дождётесь!", а потом "сжимаются кулачки" и вперёд... Не первый год задумываюсь - правильно ли воспитываю свои классы, чтобы не сомневались в себе, были всегда уверены в собственных поступках, всегда пробовали ещё и ещё, если не получается... Ведь проще отступить и переключиться на что-то другое - "падать" всегда больнее, чем просто отойти в сторону. Пока понимают... Мы месте "падаем", протягиваем друг другу руку помощи, и также вместе и радуемся даже маленькому успеху!
    Из 6 характеристик здоровой уверенной личности, который выделил Андре Сальватер, в большей или меньшей степени насчитала в себе все 6... Удивилась, теперь ещё раз обдумываю - не много ли насчитала...
    В любом случае - огромное спасибо за материал! Предстоит работа над собой.

    ОтветитьУдалить
  7. Лилия Павловна, не ожидала такой скрупулезной работы над текстом - убеждаюсь, как важна, полезна, востребована учителем информация, позволяющая осуществлять самодиагностику (самоэкспертизу).
    Хочу привлечь внимание к одному аспекту (опасаюсь, что у читателя может сложиться не вполне верное представление!): уверенность/неуверенность "завязана" на силе воли. А это не только крепко стиснутые зубы - настоять-не спасовать-принудить-не отступить-дойти до конца... но и ДОБРАЯ воля - откликнуться-не озлобиться-верить вновь и вновь-не раздражаться-не утратить Веру, Надежду, Любовь, Мудрость-... Да-да, именно так - СИЛОЙ ВОЛИ удерживать себя в ДОБРОМ, в долготерпении. Ведь подлинное учительствование (если оно подлинное) - это миссия, тяжкая до Креста, сроди священнослужению...

    ОтветитьУдалить
  8. Чтобы полностью соответствовать уверенной личности, поняла, что нужна работа над собой. Все 6 пунктов присутствуют, но насколько Татьяна Адольфовна точно определила, нужно научиться удерживать себя силой воли (иногда только сила воли и помогает) в добром. В последнее время я задумалась, что количество встреч с друзьями с каждым годом сокращается. Оказывается, найти время для дружбы - одно из условий чувствовать себя счастливой. Вдохновляет, что встреча с друзьями-Пеликанами стала доброй традицией. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за подаренное время для размышлений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы молоды, Наталья Александровна, но мудры: обдумывая Ваш комментарий, вспомнила слова : "...чем дольше живем мы, тем годы короче, тем слаще друзей голоса..."

      Удалить
  9. Татьяна Адольфовна, знаете, о чём я подумала? Очень трудно ведь провести грань между уверенностью и гордыней! Я прекрасно поняла каждое слово Вашего материала, но я боюсь, не получится ли так, что, формируя в себе уверенность, ты распетушишься до неузнаваемости? Я всегда этого боялась... Ну, к примеру, я не могу отказать человеку в помощи, хоть это и отнимает у меня порой время и силы... Возможно, я не умею отличать искренние просьбы от манипулирования мною((
    П.С. Немного позавидовала, когда читала комментарии Пеликанов о том, что все признаки уверенной личности у них присутствуют...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, конечно же нельзя абсолютизировать эти шесть позиций... а как же тогда с товарищеской взаимопомощью? а святое дело - выручить друга?! или поддержать сомневающегося, уставшего, ослабевшего? А как приятно бывает просто выполнить чью-то просьбу!
      Речь о другом: не давать помыкать собой, пользовать ("юзать") тебя, хронически отравлять тебе жизнь нытьем, пессимизмом и втягивать в параноидальные состояния...))) (страшно стало от нарисованной картинки?)
      Уверенность - это не бесчувственная напыщенность, это не заносчивость... (Галина Витальевна, гордыня в православии - грех, состоящий в отрицании Господа Бога нашего как Творца и Вседержателя, непомерное возвеличивание себя...) Грань между уверенностью и гордыней - огромная и состоит в том, что уверенность "действует" во БЛАГО как самому человеку-носителю этого качества, так и ОКРУЖАЮЩИМ (побуждает их к собственной активной деятельности, к достойному проявлению себя), а гордыня - РАЗРУШАЕТ, ОТРАВЛЯЕТ как САМОГО человека, несущего этот грех, так и делает НЕСЧАСТНЫМИ ОКРУЖАЮЩИХ, страдающих от богопротивной гордыни других.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!