Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

пятница, 7 сентября 2012 г.

"Скованное льдом дерево"...

«Сегодня политика в области образования должна быть живой, развивающейся, легко приспосабливающейся к непредвиденным событиям и новым толкованиям старых фактов. Застывшая система образования обречена на гибель, как обречено на гибель скованное льдом дерево, лишенное во время бури возможности гнуться и качаться, чтобы остаться живым и сильным».
Уважаемые Пеликаны! коллеги! посетители блога!
Стоит ли говорить, что начался учебный год не только у ребят и их родителей, что раньше всех его приближение ощутили учителя. Сегодня мы начинаем отсчет учебного времени и у нас в блоге. В ближайшее время вы сможете прочитать-просмотреть-изучить несколько отложенных мною (в период ваших летних отпусков) статей, которые, полагаю, не должны остаться незамеченными.

Вы обратили внимание на эпиграф? Около четверти века я испытываю магическое влияние этих строк... Да-да, они написаны так давно. Сколько раз я их прочитала? Сто, двести..? Может и для кого-то из вас они станут, как говорили раньше, «руководством к действию»...

Понимая, сколь сложное чтение вас ожидает, хочу, чтобы вы прежде улыбнулись...
Рассказ из «Веселых картинок»
Учитель сказал, что каждый человек своим поведением напоминает какое-нибудь животное, и попросил нарисовать своих пап и мам в виде симпатичных животных. Когда я пришел домой, папа лежал на диване и читал газету. Мама возвратилась с работы с тяжелыми сумками. Я нарисовал папу медведем в берлоге, а маму верблюдом с огромными тюками. Потом родители спросили, для чего я рисую, и посоветовали не выдавать семейных секретов. Папа сказал: «Нарисуй меня лучше в виде бобра, а мама пусть будет беззаботно порхающей птичкой». Я так и сделал и сдал рисунок учителю. И тогда папу привлекли к ремонту школы, а маму заставили петь в родительском хоре.

...об авторе этой статьи я впервые услышала от Елены Леонидовны Евтушенко. Она знакома с ним и очень высоко ценит. Я рассчитываю, что каждый, кто прочтет этот материал С.В.Волкова, найдет что-то его поразившее или заставившее задуматься... Пожалуйста, поделитесь! расскажите, что «зацепило»... я буду рядом и, если позволите, буду выражать свое отношение к вашим комментариям. Если вы этого не хотите, сделайте пометку «без комментариев». Публикуем. Ждем.

Скачать статью С.В. Волкова "Взрослый мир «устал»!…"

21 комментарий:

  1. Да, словно холодной водой окатили... Такое ощущение, что мои тайные мысли подслушали и всем рассказали. Сейчас редко встретишь учителя сразу довольного и работой, и зарплатой, и коллективом, и директором... От нас все время чего-то требуют и ждут - магистраль в одном направлении. Учителю возвращается только маленький ручеек - счастливые лица детей... Хочется большего! Поддержки администрации, государства, общества, специалистов. Спасибо, Татьяна Адольфовна за интервью с Сергеем Владимировичем! Я не одна...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это хорошо, Анна Анатольевна, что не одна... А то я пребываю в тяжких раздумьях: или народ утратил всякую способность к напряженной мыслеречедеятельности, или статья показалась "ни про что", или ... Я, честно говоря, хотела предложить комментаторам приводить наиболее сильно поразившую их мысль, высказывание автора - и тут же свое отношение к ней... а на поверку - ничего... Спасибо, что спасли мой ночной сон...)))

      Удалить
    2. Тысячу раз правы, Анна Анатольевна! Не только ОБРАЗОВАНИЕ как таковое, но даже новые стандарты (ФГОС) адресованы не только и исключительно учителю, школе, но ВСЕМУ социуму, государственным структурам.
      Учитель нуждается остро, пронзительно в ЗАИНТЕРЕСОВАННОМ и при том адекватном отношении-реакции общества на его деятельность, ибо она - миссия.

      Удалить
  2. Сильно, смело и все верно! Мысль о лишних людях в педагогике не дает мне покоя с 2009 года, когда я на эту тему писала Нобелевскую лекцию. Настоящих мастеров, любящих детей и свою работу видно сразу. Так же как и тех, кто ходит в школу как на каторгу. Уйдите!!! Не мучайтесь сами и главное, не губите детей скучными и бездушными уроками!
    Ю.И.Емцева.

    ОтветитьУдалить
  3. Вечером перечитала интервью, да легко могу себя поставить на одну ступеньку с врачом –«Вот представьте себе, что вы врач …» - сама работала в классе коррекции. Ребят было меньше, чем в обычном классе, «всего» 15! Да и сегодня в школе нередки случаи, когда в классе есть дети с «психическими» отклонениями… Вот мы и «лечим» и учим! Все сразу…

    ОтветитьУдалить
  4. Жанна Валерьевна9 сент. 2012 г., 19:28:00

    "Управление образованием – это управление будущим..." писал Ю.М.Лотман, и в продолжении рассказа скажу, что «Водителю, который привык смотреть на дорогу только через зеркало заднего вида, лучше не выезжать из гаража. На дороге у него практически нет шансов» и при "новом толковании старых законов" важно помнить, что для всякой инновационной идеи есть свое время и свое место. Нельзя реформировать систему, если она не дозрела до этого, и тем более не до конца исчерпала свой потенциал. И как сказал Э. Томасс «Реформаторство-,заканчивается печально – перерождением инновации и стагнацией систем»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Но вот вопрос, Жанна Валерьевна, КТО определит, наступило ли Время инноваций? то ли Место ей определено? Исчерпан или нет прежний потенциал?
      Вы знаете, что часто привожу чью-то мысль: чаще люди страдают не от того, что поступают неправильно, а от того, что не поступают никак...
      хотя нужно быть не меньше, чем Наполеоном, чтобы позволить себе такое: сначала ввяжемся в войну, а там - посмотрим...))

      Удалить
  5. Поразило меня это интервью, Татьяна Адольфовна! Сначала - легким стилем изложения, я на одном дыхании прочитала 8 страниц, удивилась, что всё, начала заново. Зацепили больше всего слова про педвузы. Помню себя - пришла, и как будто и не училась ничему, по крайней мере, тому, что нужно. Да и остальные слова... Из 30 человек нашей группы учителем работают трое, и то я не уверенна, может, уже я одна только.
    А история про то, как автор попытался начать урок "правильными" словами, и как удивились дети. Все для проверяющих, чтобы видели, что все у нас как надо. А кому надо? Я до сих пор хожу под впечатлением от Вашего совета записать каждый вопрос концовки, итога урока, прочувствовать и сформулировать "свои" варианты.
    Спасибо за возможность подумать. С уважением, Эльвира Улфатовна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, к тому, что Вас затронуло: я не верю (и здесь не согласна с умницей-Автором), что проверяющему ("черному человеку на последней парте") нужен и для него единственно-приемлем "суконный язык", на котором нередко делаются выступления и проводятся разного рода открытые мероприятия в школе... Не надо, что называется, "перекладывать с больной головы на здоровую": Вы когда-нибудь слышали, чтобы именно в таком ключе официальные лица требовали изъясняться учителя или учитель "пострадал" от того, что НЕ ГОВОРИЛ подобным образом? Мне (как и другим работникам КНМЦ) нередко делегируются инспекторские полномочия, потому утверждаю, что это не так. А вот ситуация, когда бы учитель не смог объяснить, зачем и почему он поступил именно так (как поступил), к сожалению, распространена.

      Удалить
  6. Понятно! Получается, что учитель сам себя перестраховывает? Откуда этот страх? Уже сейчас претенденты на участие в Конкурсе думают о том, какой урок будут снимать на видео, и ведь это действительно большой недостаток - "суконный язык". Во время Школы подготовки Вас спросили, каким должен быть урок, снятый на видео. Я помню, с какой интонацией Вы произнесли "вдохновенным". Ведь одним словом все сказано!
    Немного не по теме... Татьяна Адольфовна, можно еще спросить? В какой ситуации Вы задаете вопрос "зачем и почему?" После каждого просмотренного урока? Или если урок "провален"? И в какой момент инспектор-проверяющий может задать эти вопросы. Спрашиваю потому, что от последней фразы в Вашем комментарии меня бросило в дрожь...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Почаще напоминайте себе, что Вы талантливы(и это так на самом деле!), что Вы красивы (чистая правда!), что Вы сильны и самодостаточны (и не надо в этом сомневаться!), что Вы любимы и ценимы (истинно!)

      Удалить
  7. Эльвира Ульфатовна, почему же Вы так остро реагируете(вот Вам первое мое "почему") на излагаемое мною? Я...боюсь уже что-либо говорить ))) Давайте вернемся к "зачем и почему": учитель должен конструировать урок, а затем его проводить не "вообще", а совершенно осмысленно, точно осознавая (отдавая себе отчет) в том, почему именно так он выстроил его, именно такую выбрал структуру урока (почему и зачем на включении именно этих этапов урока остановился); почему сделал повторение именно этого материала, почему адресовал ребятам именно эти вопросы; почему задал на дом именно это упражнение... И если педагог может убедительно (аргументировано) ответить, то ЛЮБОЙ проверяющий (даже если ему кажется, что он знает более оптимальный, эффективный вариант) признает, что учитель целенаправленно действовал на уроке, что он работает грамотно, точно представляя (моделируя) себе, зачем и почему он ТАК поступает. В этой связи речь учителя - живая, яркая, ПОНЯТНАЯ, логически последовательная (а не суконная) - залог успеха (в том числе и в глазах проверяющего). Вот так все просто!
    Когда сам себе адресуешь эти "зачем и почему", готовясь к уроку, то более точно, более взыскательно начинаешь подбирать примеры, упражнения, интонации, продумывать последовательность своих действий, чтобы каждое слово, действие на уроке "работало" на достижение запланированного.

    ОтветитьУдалить
  8. Давненько не читала столь интересной статьи "по теме". Спасибо, Татьяна Адольфовна, что не даёте "закоченеть" в сентябрьских бумажках!
    Больше всего меня поразила та часть, где говорится о "погасших" учителях. Не хочу сейчас никого обидеть, но так много этих учителей кругом(( приходишь в школу каждый день и слышишь: "Да я вот семью не видела", "Я две ночи не спала", "Я так устала, хочется скорее май месяц" и т.п. Я понимаю, что не имею право так говорить, потому что за моими плечами нет ещё ТОГО САМОГО 20-летнего опыта... НО! Ведь есть учителя (даже в моей школе), которые и после 25 лет бегут в школу "горящие", отдохнувшие, а не вечно уставшие. Отсюда и у детей образ такого учителя. Много раз слышала, как учителя жалуются на уроке, что "за такую зарплату да вообще невозможно жить, а я ещё и тетради проверяю". Спрашивается: зачем детям это знать? Мне кажется, каждый делает свой выбор, и профессия учителя - не последнее, куда можно податься! Трудно? Согласна! Но мы осознанно это выбрали... Вот снова бросаюсь какими-то громкими фразами, проработав всего два года(((
    Безусловно, за живое задели авторские строки о педвузах. "Я пришел в школу, я не знал ничего". Моя фраза, мои мысли... Методика была в университете, была долго, мучительно, были конспекты именно такие, как описано в статье: с временем каждого этапа урока, с "Здравствуйте, дети". Один такой "идеальный во всех отношениях" конспект лежит сейчас в моём письменном столе как напоминание о том, как НЕ НАДО вести урок. Почему так получается? Волков Сергей Владимирович ответил на этот вопрос. Методику преподают люди, которые не работали в школе вообще или работали 25 лет назад. И это непрошибаемая стена... Когда я пыталась высказать мысль о новых педтехнологиях, на меня посмотрели как на человека с другой планеты и спросили: "И что? Это не надо! Это просто веяние моды!".
    Прекрасная идея обучать будущих учителей уже на базах школ! Это же просто мечта! Сколько пользы, сколько проб и ошибок во время учебы, а не во время первого рабочего года!
    Единственное, за что себя похвалила, - это отсутствие того самого "черного человека" на моих уроках)) Либо я просто его не вижу, либо он и вправду ко мне не захаживает. Надо присмотреться повнимательнее.
    Про диалог с детьми, про резонанс - это о наболевшем. Вернее, это то, о чём я мечтаю... Быть собой... Надо, надо, надо! как там было у классика? "Надо по капле выдавливать из себя раба..."
    Татьяна Адольфовна, еще раз спасибо за чудесное педагогическое чтение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, спасибо за поданную идею: при первой же вожможности расскажу в блоге (или, если будет на то воля Асссоциации, в живом общении на каком-нибудь нашем "столе") о двух моделях профессионального становления-движения (не всегда это - увы! - развитие) учителей. И тогда Вы отчетливо увидите-поймете, как стать-быть-сохранить в себе "учителя с горящими глазами", и как получаются погасшие-утомленные (помните, "прием вела врач, утомленная высшим образованием"?) разуверившиеся учителя. А на Востоке говорят: "Не берись за дело утомленным"... Берегите себя!

      Удалить
    2. Я буду ждать этого материала, Татьяна Адольфовна! Уж очень за живое задела эта мысль о "потухшем" учителе...

      Удалить
  9. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Я как будто снова на Ваших лекциях, и извините, что переспрашиваю по 100 раз.

    ОтветитьУдалить
  10. Елена Александровна12 сент. 2012 г., 19:19:00

    Татьяна Адольфовна, спасибо за возможность вырваться из повседневной рутины и еще раз поразмыслить о том, все ли я правильно делаю. "Взрослый мир устал"... Как точно подмечено! Почему можешь поддаться настроению большинства с вопросом: "Зачем тебе это нужно?" Сколько нужно сил, чтобы помнить о тех учителях, которые сподвигли тебя быть не просто обычным учителем? Твои ученики будут такими же уставшими или выходить после урока с горящими глазами?
    Простите за некоторую сумбурность. Материал очень живой и не оставил равнодушным. Примеры об отношении в Татарстане к молодым специалистам, некоторых директоров к проверкам показались осуществившейся сказкой. Бывает же так!
    Однако "зона личной ответственности" никуда не денется. Можно сетовать, а нужно работать! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна, очень порадовала ТОНАЛЬНОСТЬ Вашего комментария и это конструктивное, мудрое и вечное, как жизнь, "нужно работать". Конечно! Нужно много и умно работать! Помните, как говорили на Пеликаньей учебе? нужно не прекращать поиск, подготовку до тех пор пока САМОЙ не станет необыкновенно интересно, захватывающе, вдохновенно...

      Удалить
  11. Елена Александровна12 сент. 2012 г., 22:10:00

    Да, Вы открыли нам горизонты, показали, как мы мало по-настоящему знаем о нашей профессии. Та учеба была мне, как оказалось, необходима как воздух. Спасибо!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Александровна, все ДО конкурса и ПОСЛЕ было не случайным: Вы уже не сможете иначе, приземленнее что ли, относиться к профессии и к себе в профессии. Вам не позволят этого ...Ваши Пеликаньи крылья за спиной...

      Удалить
  12. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна. Позвольте еще раз согласиться с фразой "Кубанское значит лучшее!". Читаю об опыте Татарстана, а вспоминаю свою учебу в педагогическом колледже. Со второго курса мы, студенты, имели возможность на практике реализовать полученные теоретические знания на базе школы № 13, где работали самые передовые учителя нашего города. Мы могли увидеть уроки Мастеров, услышать их самоанализ, получить нужную консультацию, развернутую психолого-педагогическую характеристику класса. Руководила этим замечательным коллективом Волкова Любовь Васильевна. Ученики базовой начальной школы № 13 отличались своей пытливостью, любознательностью, нестандартным мышлением.
    А если прибавить к этому уникальному опыту курсы Татьяны Адольфовны Ваховской, можно с уверенностью сказать: "Краснодарским педагогам сказочно повезло!"

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!