Внимание!


.

воскресенье, 9 сентября 2012 г.

«Настало время умнеть вслед за нашими детьми»...

«Настало время умнеть вслед за нашими детьми»...
Эта фраза принадлежит Дмитрию Быкову (не ошибусь, если скажу, что он наш коллега), а вывела меня на его статью в «Московских новостях» наша (новая? старая?) знакомая, первый Гость проекта «Шире круг» В.В. Саблина.

Позвольте несколько цитат из публикации Д. Быкова, которую он назвал «Внос мозга»:

- «Сегодня высшая форма оппозиции — быть умным и не опускаться до уровня оппонента: не переходить на личности в дискуссиях, не ограничиваться школьной программой, вообще меньше развлекаться и больше работать над собой».
-«Постепенно начинается и мода на интеллект, хотя у нее, увы, свои издержки: тут будет и неизбежный снобизм, и кружковщина, и интеллектуальная самодеятельность (что делать, мы сами истребили почти все среды, где могли собираться и спорить умные подростки). Но все эти болезни роста не должны заслонять от нас главного: в последние пять лет попросту неизбежны были сетования преподавателей на уровень абитуриентов, а работодателей — на уровень выпускников. Так вот, как всегда бывает при застое, самообразование стало главным занятием общества и принесло свои первые плоды».

-«Что сейчас нужнее всего, на мой взгляд, — так это учителя, которым бы эта молодежь доверяла; педагоги, которые могли бы предупредить ее о нескольких наиболее очевидных тупиках. И вот вопрос: есть ли у нас сегодня такие учителя? Можем ли мы быть достойны собственных детей, не остановился ли наш собственный интеллектуальный рост? Способны ли мы еще с самих себя спросить по максимуму, а не с оглядкой на то, что другие еще хуже? Не атрофировались ли мускулы за время вынужденного бездействия? Настало время умнеть вслед за нашими детьми. Это трудно — мы ведь, кажется, уже привыкли к мысли, что так и доживем в полусумраке. И, наверное, не заслуживаем ничего другого. Но дети, как выяснилось, на такой вариант не согласны».

...даже если кто-то, читая эти строки, подумал, что это-де про столичных детей, что «мои» какими Митрофанушками были, такими и остаются, тот очень сильно ... заблуждается. Перемены в детях происходят... вслед за учителями.

Коллеги, всякие объяснения низкого градуса интеллектуальной наполненности нашего нынешнего существования занятостью-загруженностью (начало года, планирование, вал бумаг, совещаний...) и потому невозможностью читать – думать – переиначивать – углублять – действовать вопреки - ... не представляются убедительными. Хочу, чтобы тревога, серьезная обеспокоенность посетила нас: проходим мимо возможностей, важных и значимых для учительского профессионально-личностного развития, снижаем планку интеллектуальных притязаний (Ваша активность в блоге – самый верный термометр!)...

Кто там присел на обочине? не Вы?

или Вы ухватили Бога за бороду?

Ваша строгая и обеспокоенная Татьяна Адольфовна.

4 комментария:

  1. "Но давайте взглянем правде в глаза. «Титаник» российского образования тонет в макулатуре. «Образовательная вертикаль не умеет управлять живыми людьми, а способна управиться только лишь с бумажными потоками. В современной России всевозможных отчетов стало больше, чем было в СССР», — говорят учителя. С каждым годом появляются все новые и новые формы и бланки, от бесконечного заполнения которых учителя постепенно превращаются в столоначальников. О какой креативности в образовании может идти речь, если учитель превращен в формалиста, тратящего несколько часов в день только на бумажную работу?" Тина Канделаки http://tikandelaki.livejournal.com/282903.html
    Не могу не привести этот отрывок, я с ним полностью согласна! Догонять умных детей некогда...

    ОтветитьУдалить
  2. ...ничего не могу сказать по вопросу о нарастающем вале отчетности: через себя не пропустила... остается только брать на веру, что это так (хотя Т.Канделаки гораздо дальше от школы, чем, например, я) и сочувствовать учителю, школьному администратору. Однако, сколь бы ни была эта трудность очевидной и мучительной, никто и ничто не освобождает настоящего учителя (вопреки реалиям!) СООТВЕТСТВОВАТЬ духу времени и назначению "современный учитель". Отрадно, что знаю лично таковых!
    Новый министр образования и науки РФ издал (уже!) рекомендательный циркуляр с пожеланиями о резком сокращении отчетно-статистической школьной документации. В нем даже перечислено ЧТО и С КАКОЙ ПЕРЕОДИЧНОСТЬЮ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ запрашивать в ОУ. НЕ работает?

    ОтветитьУдалить
  3. Пока не видно, к сожалению... Вы, Татьяна Адольфовна, своим энтузиазмом, энергией и волей подтягиваете нас в ряды "соответствующих"! В блоге столько интересной информации для учителей - читай и поумнеешь вслед за современными учениками!

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые читатели и посетители блога! Дорогие мои и любимые Пеликаны!
    Понимаю, что круто заворачивает жизнь производственная (начало учебного года!), накаляется семейная (там, где есть дети, УЖЕ пошли пожелания от их учителей...обратить на них, Ваших детей, внимание..!)
    Огорчаюсь: Вы идете на пределе своих сил и возможностей. Но Крест дается по силам, а Вы не вкладываетесь в рамки типично-усредненного педагога... Потому я к Вам с вопросом: Вы не видите проблемы в том, о чем бьет в набат Д.Быков? Вы не разделяете мнения о несоответствии требуемого уровня интеллектуальности нынешнего учителя и реального положения дел? Или это тот самый случай, когда слов нет, точнее, они не нужны, а нужны Ваши дела и поступки?
    Я к Вам с тревогой: не показалось ли Вам , что "все хорошо, прекрасная маркиза!"? Ваша самообразовательная работа так ли интенсивна и насыщена, как в недели подготовки к конкурсу? фактически сейчас она должна быть более продуктивна в части "информация-критический анализ-выводы-воплощение". Есть ли принципиальные изменения в том, как Вы начали этот год и какие (по масштабу, по инновационности, по результативности) перемены Вам видятся в ближайшей перспективе? Каждый ли день Вашей жизни и каждый ли урок становятся продуманнее, совершенней (в известном смысле сложнее, выше)?
    Я не жду Ваших ответов. Я рассчитываю, что Вы на миг остановитесь, услышав меня, и попытаетесь выверить себя, свою деятельность...
    Верю, что слова Г.Гегеля "дурная бесконечность бессмысленного движения" НИКОГДА не будут про Вас...

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!