Внимание!


.

воскресенье, 28 октября 2012 г.

ТЕМА МЕСЯЦА. Октябрь. Оценки в школе: «цена» знаний или их «уценка»?


Близится окончание первой четверти, учителя непомерно устали, дети наоборот активизировались: «Надо исправлять оценки! У меня спорная!» А с чем спорим? Что исправляем? За неделю исправляем всё то, что наработали за 2 месяца? И можно ли «исправить» результат работы так быстро? Ведь оценка – это, прежде всего, РЕЗУЛЬТАТ. Но всегда ли можно так однозначно ставить знак равенства между оценкой и результатом обучения?...

Тема школьных оценок косвенно поднималась в рубрике «Тема месяца» за апрель 2012 года, когда мы обсуждали некоторые особенности работы с родителями. Тогда, несколько месяцев назад, речь зашла о классическом противопоставлении: оценки – знания. Ведь как часто мы задаём детям, родителям и себе такой вопрос: «Что важнее: оценки или знания?» Я хочу привести слова Татьяны Адольфовны (из апрельской «Темы месяца»), которые как нельзя лучше раскрывают смысл (и абсурд!!!) такого противопоставления:

«Когда мы противопоставляем «знания» и «отметки», то тем самым признаем, что БАЛЛ, ВЫСТАВЛЕННЫЙ ребенку, МОЖЕТ НЕ ОТРАЖАТЬ (и не отражает!) РЕАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ с ЕГО (ребенка) ОБУЧЕННОСТЬЮ. Но ведь должен, должен соответствовать балл знаниям! Чем профессиональнее учитель, тем полнее у него соответствие <…> Противопоставления одного другому означает признание, что в этой школе царит учительский произвол в вопросе оценивания учащихся, а о профессионализме педагогов лучше НЕ упоминать!»

Татьяна Адольфовна также сказала о причинах такого диссонанса между оценкой (отметкой) и реальными знаниями ученика:

«По какой причине могут «расходиться» - и порой значительно - уровень знаний ученика и отметка учителя? Конечно, отметка может играть роль стимула, носить, так сказать, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ характер (и тогда она завышена!), а может быть выставлена «в сердцах», эмоционально (и тогда она... плохая или занижена!). А еще бывают «отметки» за дисциплину, за забытую тетрадь, форму, за подсказку... Однако во всех случаях они ставятся в графу «Баллы за урок» и, как правило, влияют на итоговую (четвертную) отметку. В итоге спустя время, ПРИЧИНЫ того или иного балла забываются, остаются «голые» двойки, тройки, четверки...»

Казалось бы, после таких слов ничего и не попишешь... Отметка, выставленная в журнал, должна отражать реальные знания ученика, должна быть выставлена обдуманно, без излишних эмоций. Но всегда ли учителю удаётся быть настолько объективным? Думаю, ответ однозначен: НЕ ВСЕГДА... Почему же так происходит? Неужели мы умышленно время от времени (а иногда и чаще) расписываемся в собственной профнепригодности? Эти вопросы не могут остаться без ответа. И это первый аспект оценивания знаний школьников.

Теперь о втором аспекте. Думаю, каждому знакома ситуация, когда близится (как сейчас) конец четверти, когда ребята слёзно умоляют "поставить четвёрку", когда просят "любое какое скажете дополнительное задание", когда...и проч. и проч. Знакомо? Мне - да. И вот в такие моменты во мне начинают бороться две разные учительницы: одна - "справедливая", другая - "добрая и жалеющая". Как быть в таких ситуациях: поставить "заслуженную тройку" или выставить за четверть "мой тебе подарок" четвёрку? В первом случае я ощущаю себя какой-то несломимой злюкой, во втором случае я виню себя за чрезмерную мягкость и податливость? Я всегда помню слова: "УЧИТЕЛЬ СТРОГ, ПОТОМУ ЧТО УЧИТЕЛЬ ЖЕЛАЕТ ВАМ ДОБРА"... Но меня всегда посещают примерно следующие мысли: "Что если я поставлю этому мальчику "три", а родители потом за эту оценку лишат его всего на осенние каникулы? И все каникулы он будет вспоминать недобрым словом "ту злую учительницу русского языка"... С другой стороны, ученик заслужил эту оценку, я сделала всё, что могла, чтоб он мог учиться хорошо, и уж точно я не лишала этого мальчика возможности выполнять все домашние задания и все работы добросовестно. 

Вот такие аспекты школьных оценок я хочу обсудить с вами, коллеги! Как работать так, чтобы отметки стали адекватны знаниям учеников? Как перебороть и побороть излишнюю эмоциональность при выставлении оценок? Как найти золотую середину между "злым" и справедливым учителем? Как не допустить "экстренного" исправления оценок в конце четверти? 

Ожидающая активного диалога, 

18 комментариев:

  1. Благодарю, Галина Витальевна, за возрождение Вашей рубрики и определение октябрьско-ноябрьской темы, а по прочтении Вашей статьи оглядела себя с опаской: не забронзовела ли? в юности так мы цитировали классиков...))
    Предваряя обмен мнениями, хочу напомнить: есть "оценка" и "отметка" - давайте сразу разведем эти понятия и будем точно их употреблять, не допуская смешивания; поскольку блог наш профессионально ориентирован, то особенно важно глубоко и полно понимать друг друга. Наша ведущая рубрики очень правильно иногда даже в скобках ставила слово-уточнение: "отметка" (балл)... Последим и мы за своей речью, проконтролируем себя, приучим к точному (грамотному, верному) подбору нужного термина вообще, в том числе и на родительских собраниях (тогда умный родитель почерпнет у нас правильное употребление, влет уловит смыслы и отличия, а не умный ничего не заметит).

    ОтветитьУдалить
  2. В нашей школе обязательно раз в четверть проходит административное тестирование или контрольная работа. Если балл, полученный ребенком, ниже четвертной отметки - учитель необъективен в выставлении итога. При спорной ситуации учитываются остальные письменные работы ученика. Конечно, если у ребенка одна "тройка" или "четверка" в четверти, хочется "помочь", повысить балл. Останавливают процитированные Вами, Галина Витальевна, слова: "Учитель строг, потому что учитель желает вам добра".

    ОтветитьУдалить
  3. Шемякина Эльвира Ульфатовна31 окт. 2012 г., 21:27:00

    Меня немного поразили слова "учитель необъективен в выставлении итога". В последний раз мой ребенок, который никогда не блистал на математике, выполнил контрольную работу без единой ошибки. Но, к сожалению, такая работа у него была одна за четверть, больше не получилось. А если отметка ниже, чем четвертная, ведь бывает, что ребенок не выспался или что-то случилось, получается, что опять виноват учитель, который "необъективен"?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Умница, Эльвира Ульфатовна, чувствуете, что где-то здесь есть оооочень уязвимый момент... но не в точности расчетов нужно искать первопричину...))

      Удалить
  4. Начну издалека. Мне было 8 лет, когда я единственный раз виделась и говорила со своей бабушкой. Речь пошла о наших фамильных ценностях, которые в нач. 30-х годов были украдены прислугой (бабушка посоветовалась с кухаркой, куда их лучше спрятать, а на утро в доме не оказалось ни прислуги, ни драгоценностей). Бабушка говорила о шкатулках, колье, диадемах, перстнях, как о реально существующих и ей принадлежащих. «Но ведь у нас ничего нет!» – вырвалось у меня. И вот тогда бабушка остановила на мне свой взгляд. Я никогда его не забуду. Во взгляде было: удивление (как ТАКОЕ можно не понимать?), разочарование (и это говорит ЕЕ внучка!), презрение (да неужели ей довелось застать ТАКОЕ оскудение понимания?). С досадой она проговорила, видимо, не надеясь быть понятой: «Как ты не понимаешь? Не может не принадлежащее тебе быть твоим… У нас ЕСТЬ фамильные ценности, но они находятся не у нас. Наши богатства НИКОГДА не станут чьими-то, их владельцы НИКОГДА не станут их обладателями, в любом поколении у них на руках будут чужие сокровища. …только плебеи не понимают этого…». К счастью, я поняла больше, чем рассчитывала бабушка-дворянка, дочь царского генерала, выпускница Бесстужевских курсов…
    Не может не принадлежащее тебе быть твоим.
    Выпускной курс школьного отделения в орденоносном педколледже. Выставляю семестровые отметки. В глазах потенциальной отличницы немой вопрос.
    Я: я не могу оскорбить Вас, поставив Вам «отлично». Она силится понять, ЧТО за нелепость я только что проговорила.
    Я: самое большое оскорбление, которое может позволить себе преподаватель – это поставить то, что Вам НЕ принадлежит. Вы этого хотите? До отличницы медленно, с трудом начинает доходить, что что-то здесь «накручено», что здесь какая-то «ловушка», а ведь нередки ситуации, когда педагог легко так: я дарю Вам пять (четыре, три).
    Были у меня случаи, когда студенты или Лордовцы (лицей одаренных детей) выбирали «оскорбительную» пятерку? Были. Но я их не помню, не мои люди. Были, кто отказывался? Были, помню каждого. Их, не плебеев, было меньше.
    Уверена: НИЧТО так не развращает, как получение того, что тебе не принадлежит. Это трудно объяснить страждущему ученику, но это по силам мудрому учителю (в детях очень развито чувство «справедливо/не справедливо»). Я далека от мысли, что на аптекарских весах нужно взвешивать каждый балл, но отметка должна быть заслуженной… Только такая отметка ВОСПИТЫВАЮЩАЯ (а не данная «авансом», ничем не подкрепленным, под хорошее настроение учителя…)
    К слову, об авансе. Он должен быть очень мощно аргументированным, ребенок должен точно понять, что в основе пока незаслуженного балла, выставленного учителем, лежит не примитивно-пОшло понятая «доброта», «подарок» (а фактически попустительство учителя, который одновременно унизил достоинство чьей-то настоящей пятерки, четверки, тройки), а непоколебимая вера учителя в возможность ученика иметь пока им не заработанный балл. Одновременно это побуждает, а точнее вынуждает педагога , к полному отказу от компромисса при выставлении отметки следующей четверти, помните об этом!
    Труднее всего, когда ты выставляешь «принципиальный» балл и знаешь, что за него дома ребенка будут …убивать. Тогда раньше возвращения ребенка из школы, должен произойти твой разговор с родителями. Здесь приложи все свое умение убеждать, умри, но добейся того, чтобы родитель тебя понял и последовал за тобой: есть динамика, есть улучшения, но ИНОЙ балл будет в следующей четверти… если Вы, родители, проявите мягкость и поддержите ребенка (учительница сказала, что нужно еще немного усилий!), накажете – перемен к лучшему не дождемся…
    Это первый сюжет, который по теме месяца, попросился на бумагу. Точнее в блог… А еще их – великое множество… но подождем Ваших комментариев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Урок Вашей бабушки стал теперь и моим наследием. Никогда так горячо, с переосмыслением не размышляла об отметке.

      Удалить
    2. Наталья Александровна, а еще в связи с объективностью итоговых отметок напомню: чем бОльшая накопляемость отметок у ученика (текущих, в четверти), тем значительнее отклонения от подлинного балла реальной обученности ребенка допускает учитель... Не помню, в Вашем поколении я доказывала это явление или нет..? а также, каковы пути преодоления этой деформации...
      Если это для Вас актуально, готова раскрыть Вам этот парадокс (определитесь, где и когда переговорим).

      Удалить
    3. Татьяна Адольфовна, если я правильно Вас поняла, то: ЧЕМ БОЛЬШЕ ОЦЕНОК ТЕКУЩИХ, ТЕМ МЕНЬШЕ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ОБЪЕКТИВНА? Что же получается... Сегодня я выставила ребятам не совсем объективные оценки? У меня приблизительно 35-40 текущих у каждого ребенка, ведь мы почти на каждом уроке пишем мини-самостоятельную.

      Удалить
    4. Надо разобраться в характере заданий, которые выполняли Ваши ученики... очень может быть, что они и являсь своеобразными квизами... Только конкретный разговор позволит дать точный ответ на Ваш вопрос.

      Удалить
    5. К сожалению, Татьяна Адольфовна, мне не довелось ранее услышать, узнать о связи большей накапливаемости отметок и отклонении подлинного балла реальной обученности ребенка. Хотя и раннее не ставила целью поставить большее количество отметок. Понимаю, что мне необходимо разобраться с парадоксом. Буду благодарна встрече.

      Удалить
    6. Для меня очень актуальна такая информация, Татьяна Адольфовна! Признаюсь, я всегда считала обратное, и очень переживала, если отметок мало. Буду ждать встречу!

      Удалить
  5. Эльвира Ульфатовна, разрешите пояснить. Безусловно, в спорном случае учитывается и среднеарифметическая отметка за выполненные проверочные работы.

    ОтветитьУдалить
  6. Галина Витальевна поставила вопрос, КАК не допускать экстренного исправления отметок в конце четверти. Не удивлюсь, если кто-то, прочитав вопрос, ответил (маленьким язычком) "НИКАК": штурм учительских твердынь так же неизбежен, как завершение четверти... Ой ли? Почему не слышно рассказа об опыте использования квизов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Может, я сейчас спрошу глупость, но что такое квизы? Споткнулась на фразе "очень может быть, что они и являлись своеобразными квизами". Конечно, всегда могу посмотреть в интернете, но Ваши пояснения, Татьяна Адольфовна, мне однозначно хочется выслушать

      Удалить
  7. Солдатова Наталия Владимировна11 нояб. 2012 г., 19:56:00

    Уважаемая Татьяна Адольфовна,я учитель первого класса и до выставления отметок целый год,но проблема "оценивания" меня коснулась уже сейчас(как сказала одна из коллег:"Сама виновата...нечего для НИХ ничего придумывать, тогда и виновата не будешь..."),дело в том, что мы с ребятами собираем звезды(знаю: оценивания не должно быть,но поощрение и соревновательный момент никто не отменял),одна из родительниц решила, что ее ребенок мало звезд заработал, вернее я,как учитель не достаточно внимания уделяю работоспособности девочки,и незаслуженный приз ее совсем не "оскорбил" бы, а наоборот...И какие бы доводы я не приводила, сколько не указывала на положительную динамику...мне кажется, что родительница осталась при своем мнении.Вот так началось познание нового родительского коллектива...а во втором нас ждут отметки и новые бурные сцены.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огорчена, Наталия Владимировна ВСЕМ тем, о чем Ваш рассказ... Раз Вас волнует эта тема, то поищите ответы на поставленные мной вопросы:
      1.не играет ли звезда роль своеобразной отметки? (есть балл, а есть флажок, звезда или ракета)так ли важно, как выглядит обозничатель отметки? важно, какую функцию он выполняет: ясно какую - оценивания (это одно и то же понимает ребенок - "5" или три звезды!)Вы послушно не ставвите БАЛЛЫ, но Вы ставите все равно "ОТМЕТКИ" (их заменитель!)
      2. Соревноваться ребенок должен с САМИМ СОБОЙ! то есть стремиться к улучшению СВОЕГО результата, а не с Петей или Машей...
      3. А что значит "соревновательный момент никто не отменял"? а кто вводил?
      4. В ТОЙ ситуации следовало вести себя с родительницей ИНАЧЕ: доказать, что ребенок НЕ обделен вниманием (продемонстрировать Вашу осведомленность во ВСЕХ делах ребенка!), а потом твердо: ребенок получать будет то, что реально заработал ПРИ ПОЛНОЙ МОЕЙ ПОДДЕРЖКЕ И НАДЕЖДЕ НА ТО,ЧТО мы добьемся большего.
      Горькая правда состоит в том, что "будущие бурные сцены" ПОКА Вы невольно ( от неверных ориентиров и ложных ценностей) сами закладываете... Вам нужно серьезно погружаться в вопросы подготовки к общению с родителями и не применять рекомендованное для иной ситуации к возникающей своей.

      Удалить
  8. Могу поделиться своим опытом работы над мотивацией к учению в первом классе. Я делала так: рисовала на ватмане сказочный замок и много ступенек к нему. Дети на уроках получали жетоны, за 5 накопленых жетонов, ребёнок поднимается на 1 ступеньку (фамилия каждого на рисунке на иголочке. Если 1-2 человека добрались раньше других, ждут и помогают товарищам подниматься. В другой четверти вместо замка был корабль...

    ОтветитьУдалить
  9. Это правильно! это мудро! Ребенок поднимается, и всем: ему самому, одноклассникам, родителям наглядно-убедительно видно, КАК у ребенка идут дела, сколько он преодолел (а НЕ УЧИТЕЛЬНИЦА ДАЛА флажков, звездочек и т.д.) И тогда родитель будет просить учителя помочь-посоветовать, как бы его ребенку ПОМОЧЬ быть более успешным... (он, родитель, получит возможность увидеть, а каковы успехи ДРУГИХ детей, - родители страсть, как желают знать и про других учеников!)))

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!