Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

пятница, 30 ноября 2012 г.

Волна-2013: первый взгляд...


Сегодня поделюсь с Вами, читатель, своими наблюдениями, предположениями, размышлениями, родившимися у меня в результате первого личного общения с учителями-конкурсантами. Это,  вполне возможно, неточное суждение (и уж, конечно, совершенно субъективное).
Почему тогда его обнародую? Коллеги-претенденты должны знать, как они воспринимаются и расцениваются видящими и слышащими их впервые... Если это расходится с истинным положением дел или далеко от желаемого, то вероятно, нужно позаботиться о том, чтобы что-то подкорректировать в своем тоне, употребляемых словах, невербальном поведении, ибо Вы, получается,  производите не вполне правильное и совпадающее с действительностью  впечатление.

Начну с того, что удивила некая "подозрительность" только вступающих на тропу конкурсных состязаний учителей.

Мне были адресованы вопросы о том, почему в этом году так снизили положение участников первого, отборочного тура, квалифицируя их как "претенденты" (похоже, что это самое "ненавистное" слово для  конкурсантов). Пришлось объяснить, что ТАК было ВСЕГДА, с момента введения отборочного тура (строго говоря, это пока - ОТБОР, даже еще не конкурс), что в школах упорно ВСЕХ называют участниками, вопреки существующей норме.
С легким вызовом прозвучал и вопрос о том,  как это понимать, что ни разу Учителем года города Краснодара не был учитель начальных классов. ...а как понимать тот факт, что за последние 20 лет конкурса "УГ"  в российском финале в 15-шку (даже не в финал!) ни разу не  вышел  Учитель года Кубани..? Так и  надо понимать, что не было в нашем конкурсе  соответствующего уровня, масштаба, профессиональной подготовки учителя начальных классов. Как только появится тот, кто превзойдет остальных,  так и получим Большого Пеликана из учителей начальных классов. Дерзайте!

Что поразило более всего?
То, какого высокого мнения о себе-конкурсных были учителЯ, порою, запредельно высокого... При том, что  чаще, чем каждый второй видеоурок (более 50% от общего числа)  не длился положенные 40 (35) минут. И это не тот случай, когда это "творчество" оператора (такие случаи точно и довольно легко устанавливаются), это полная неспособность учителя "чувствовать время" и действовать в полном соответствии с ним, а не с тем, что "диктует" конспект...    Это неспособность перестроиться на марше, не утратив самого значимого в уроке...

По-прежнему домашнее задание дается со звонком и после него и сводится оно к номеру параграфа и упражнения... И какая бы техника ни сопровождала работу учителя,  перед глазами проходит вереница уроков учителей к.19 века... А если честно, то порою нам бывает далеко до прекрасно подготовленного учителя-энциклопедиста 19в., ибо он ТОЧНО знал, к чему он стремился на уроке, чего желал достичь и что должен был делать, если это у него не  получалось.

Абсолютное большинство учителей, что бы они ни говорили потом в самоанализе, на уроке делали лишь одно: излагали материал урока по возможности полно (иногда с вкраплениями чего-то любопытного - конкурс все же!). Это было для них самым важным, решающим... По значимости на втором месте для них было получить от учеников признание, что урок им понравился... . На мой прямой вопрос, понравились ли они себе на экране, чаще звучал ответ, что понравились... Спасибо за правду. В благодарность оставлю без комментариев. Но необходимость избавиться от слов-паразитов, правильное ударение в словах и недопущение ФАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК - святое.

Об уроках не с первого дубля говорить не буду, зачастую учителя не мыслят себе, а КАК МОЖЕТ БЫТЬ ИНАЧЕ?! Может! и  представители-2013 это достойно продемонстрировали.
Понимаю, что созданное к конкурсу очень дорого учителям-конкурсантам, потому что это едва ли не лучшее из их практики...Нередко их творения - событие в жизни их МО или даже школы. Вот почему тихо сокрушаюсь, а не - спаси и сохрани - не упрекаю или тем более обличаю...Нужно больше читать, смотреть, анализировать опыт коллег, собственную работу, искать иные образцы, пробовать, опять анализировать...

К вопросу о самоанализе. В большинстве своем это голая констатация формализованных данных о месте данного урока в ряду других...(тогда не понятно, почему это называется анализом?!) Другой вариант, что встречается много реже, это когда учителя пытаются говорить о том, к чему они стремятся в своей работе, что ценят в УВП...(это, конечно, хорошо, но где здесь анализ конкретного УРОКА?) и почему перечисление каких-то психологических характеристик учеников  - высший пилотаж! - находит место в анализе урока, который НИКАК этих характеристик НЕ учитывает..?

Почему учителЯ неотступно, без вариантов говорят своим ученикам: "скажи МНЕ", "ответьте МНЕ, пожалуйста"...? и это есть "субъект-субъектные" отношения?  Почему рука учителя устремляется (направляется, указует) в сторону ученика, а тот подскакивает и начинает отвечать, не дождавшись произнесения  его имени? есть учителя, которые даже не предпринимают попытки обратиться к своему воспитаннику по имени, и ребята к этому, похоже, привыкли...

Что все так плохо? О, нет! Есть уроки, прожитые учителем и его учениками очень достойно, ярко, убедительно, на одном дыхании! Есть уроки, которые прошли "глаза в глаза",  на высочайшем уровне доверительности и уважения учителя и класса... Есть в волне-2013 уроки-шедевры...Они станут достоянием желающих с ними ознакомиться по завершении конкурса (вдруг их авторы-творцы повторят какие-то приемы, подходы в "живом" конкурсе...!)  Есть и интересные  подлинно педагогические анализы, взвешенные и при том честные.
Есть в волне-2013 Учителя, во след которым с восхищением и благоговением смотрят учителя из 19 века... Пожелаем и мы  (привычное, но не ставшее от этого менее справедливым):  пусть победит сильнейший.

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна!
    Ваш "первый взгляд" подвел еще раз к самоанализу урока, после проведения которого я все больше и больше понимаю, что он мог быть лучше. Очень полезная для меня статья, так как увидела себя глазами человека, объективно оценивающего твою работу и желание учителя стать помощником детям, идущим действительно тернистой дорогой знаний.
    Я сделала для себя важные выводы, которые учту в работе. Спасибо Вам за это!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Ивановна, здравствуйте! Не будь Вашего обращения ко мне, вероятно статья была бы совсем иной, а скорее всего, ее не было бы вовсе. Дело в том, что участники конкурса не будут оставлены один на один с трудностями и сложностями в овладении новой ступенью профессионального мастерства и в подготовке конкурсных заданий; впереди - недельная учеба, напряженная, с высокой информационной плотностью... Сейчас я действительно пробежалась по верхушкам, порою не самым глубинным и значимым. Всем сердцем желаю Вам и себе будущей плодотворной работы!

      Удалить
    2. Добрый день, Татьяна Адольфовна! Ваши последние сообщения немного грустные, получила "камешек в свой огород" и я. Безусловно, Вы правы во всем. "Нам не дано предугадать...."? Вот только учитель, вопреки классику, просто ОБЯЗАН предугадывать последствия своих слов, действий, производимого впечатления и т.д. Спасибо за УРОК.

      Удалить
    3. Добрый день, Татьяна Геннадьевна, меньше всего в конкурсе нужно воспринимать наше общение как покушение на Ваше личное или профессиональное достоинство, как то, что кто-то мечет в Вас камешки.
      Вы в конкурсе - а это значит, что Вы заявили (проявили) свою готовность отдать на изучение-рассмотрение-анализ-оценку свою деятельность, продукты своей работы. Конкурс - это учеба. Безусловно, она потребует от Вас зрелости и мужества, чтобы принять и осмыслить все, адресованное конкурсантам; от меня (и всех других многочисленных экспертов), чтобы быть безошибочно точной, объективной и конструктивной...
      Разве Вы не встречали в блоге слова "Конкурс - это не для слабых!" или отнеслись к ним просто, как к словам..?!)))
      Как осуществляется развитие? через вытеснение и замещение незнания знанием, через смену приоритетов и позиций с устаревших, малоэффективных на инновационные, а главное - через установку: из этой полосы своей профессиональной жизни, из этих испытаний я выйду сильной и обновленной, вооруженной современными представлениями и компетентностями.
      Еще одна фраза, которая не есть просто слова: "Учитель строг, потому что желает тебе добра!"

      Удалить
  2. Уважаемая, Татьяна Адольфовна спасибо за то, что приоткрываете нам, молодым специалистам, занавес этой волшебной профессии. Участвуя в заочном этапе, я приобретаю опыт, и Ваши нужные слова помогают в понимании своих ошибок. Статьи помогают осознавать, что ты сделал не так, и помогают избежать этого в дальнейшем. Чем ближе решающая дата, тем волнительнее становится, а статьи для меня являются глотком свежего воздуха.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер! Наступил декабрь, до "решающей даты" четыре недели... Рада, что без надрыва воспринимаете мои обобщенные на вскидку впечатления-отзывы: я все время сожалею, что блог НЕ передает интонаций голоса...) Я это к тому, что "мы мирные люди, и наш бронепоезд стоит на запасном пути"...))

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна!!!Огромное спасибо за взгляд со стороны на проделанную работу!! Я, как и, наверное, многие другие учителя-претенденты на участие в конкурсе, "примерила" на себя каждое ваше слово. И какой вывод я сделала? УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ... Работать над собой и постоянно совершенствовать свою работу!!! Прочитав вашу статью, обратила огромное внимание на свои недочеты!Буду стараться исправить их в ближайшее время в своей работе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Сергеевна, здравствуйте! Вы очень верное приняли решение прямо теперь стремиться к преодолению тех недочетов, которые видите в своей работе... Пусть у Вас все получится!

      Удалить
  5. Доброго времени суток, Татьяна Адольфовна, а будет ли у претендентов возможность узнать Ваше компетентное мнение о допущенных недочетах в их уроках, дабы в дальнейшем повысить качество обучения своих учеников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Денис Николаевич! Да, общий порядок таков, что председатель предметного жюри будет готов при желании учителя-конкурсанта прокомментировать его урок и самоанализ в части того, над чем нужно работать его коллеге. Не будет только разговора, почему урок получил столько-то баллов, ибо это неоспоримое право каждого члена жюри. Мое мнение является компетентным в дидактическом аспекте (как Вы знаете, я не учитель информатики), эту часть экспертного заключения я - в случае Вашего обращения ко мне - непременно сделаю. Уже теперь понимаю, что это будет возможным после завершения новогодних праздников.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Прочитала Вашу статью, которая в очередной раз вернула меня к своему конкурсному уроку и его самоанализу.Думаю, что некоторые моменты урока провела бы иначе."Век-живи, век-учись!"
    Спасибо Вам за возможность учиться и самосовершенствоваться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Виктория Юрьевна, это же замечательно, что видите варианты...) Уверяю Вас: так будет и в живой части конкурса...))
      ЕЖЕГОДНО ПОСЛЕ ЗАКРЫТИЯ конкурса Пеликаны говорят: "Эх, вот бы ТЕПЕРЬ начаться бы конкурсу!"

      Удалить
    2. Татьяна Адольфовна, и вправду говорили такое: "Вот бы все вернуть, вот бы заново провести конкурсный урок, вот бы ТЕПЕРЬ начаться конкурсу"... А побеждает именно тот учитель, у которого это "теперь" настало вовремя, в момент конкурсных испытаний... Этим Победитель отличается от участников...

      Удалить
    3. Интересная формула Победителя, Галина Витальевна! Тогда путь к победе очевиден: как можно раньше создавай и переживай (продумывай- мысленно прогоняй-проживай-анализируй-усовершенствуй, а то и меняй подготовленное прежде-ищи и создавай лучшее)свои конкурсные задания, поднимай их до уровня шедевра! Зачем? После этого ты уже не вернешься на тот, прошлый уровень: ты станешь Мастером иного уровня и масштаба...

      Удалить
  7. Так внимательно, несколько раз, не читала ни один пост в Блоге, честно Вам скажу, Татьяна Адольфовна. Пусть я не претендент, но уроки мы даем каждый день, и каждый урок должен быть на уровне. Конечно, конкурсный урок есть конкурсный урок, но ведь и каждый день надо стремиться к совершенству.
    А претендентам, тем, кто серьезно относится к участию в Конкурсе, можно только позавидовать (белой завистью, конечно). Ведь им предстоит обучение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Понимаю Вас: Пеликанов в прошлом не бывает, и Ваша деятельность должна соответствовать...) Вы тоже прошли через учебу и потому перечитывайте конспекты, обдумывайте, изучайте опыт (и положительный, и отрицательный) и собственный, и других...
      Ручаюсь, что есть сообщение в блоге, которое может посоперничать с тем, которое Вы недавно тщательно изучали... я его хорошо помню и по-своему люблю... Вы, конечно, понимаете, о чем это я..?

      Удалить
  8. Жанна Умикашвили5 дек. 2012 г., 19:30:00

    Знаете, как в том фильме , и снова ,здравствуйте.Несколько раз перечитываю именно именно данную страницу и ловлю себя на мысли, что конкурс еще не начался , а участники уже проводят самоанализ, делают уже первые попытки что-то исправить в предстоящем конкурсе.
    Очень критический и честный разговор, как раньше не хватало такой остроты.Прошедшие в основной конкурс, прочитав статью, а где-то и между строк,будут понимать, что сегодня не так просто быть лучшим учителем.Эльвира Ульфатовна права, что каждодневный урок для тебя переживание и стремление.

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! В десятый раз перечитываю за последние дни Ваш пост - плод «ума холодных наблюдений И сердца горестных замет». Как же важно для учителя такое компетентное мнение! Просматриваю комментарии претендентов на участие в конкурсе и радуюсь: голову пеплом никто не посыпает. Напротив, «обстановка» в блоге хорошая, рабочая. Чувствуется единение тех, кто готовит конкурс и тех, кто готовится к нему. Помощи Божией всем труженикам!
    P.S. Татьяна Адольфовна, как Вам удаётся увидеть лица необщее выражение каждого претендента на участие в «Учителе года»?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Владимировна, только теперь, получая комментарии, я поняла, что в самом деле сделанные мною беглые отрывочные заметки, могут расцениваться - и на деле рассматриваются читателями - как глубокий детальный анализ... Я это к тому, что самым "дефицитным" в образовательном процессе является анализ посещенных учебных занятий и внеурочных мероприятий учителей... Меня совершенно потрясла одна конкурсантка, имеющая 17 лет педагогического стажа, которая призналась, что, готовя конкурсные задания, впервые (!?!) делала самоанализ проведенного урока. Продуманный, аргументированный. Вот почему уже теперь корректирую программу обучения 30-ки участников: мысли в голове кипят, выплескиваются, не вмещаются в отведенные несколько десятков часов предстоящей учебно-консультационной работы...
      А теперь ответ на Ваш вопрос. Я очень заинтересована в каждом, приходящем в "УГ", мое отношение к коллегам неподдельно-искренное, а помноженное на на те знания и опыт (не рискну сказать компетентности!), что я наработала за 37 лет своего педагогического стажа (из них 15 лет я училась активно у широкого круга ученых российских и американских, не принимая во внимание изучение еще в течении 7 лет вопросов работы с одаренными детьми и учителями), получается, что я просто не в праве не схватывать самое характерное, сущностное в коллеге, которого вижу, слышу, "сканирую" и чей "продукт" подержала в руках... И тем не менее- ошибаюсь... не так часто, но ошибаюсь: пустую породу принимаю за самородок... Как правило, педагог этого не знает-не замечает, а я мучаюсь... Так что "Век живи-век учись" - это про меня, но только с добавлением "...и дурочкой помрешь..!" )))

      Удалить
  10. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Получила новые впечатления от Ваших конкурсных материалов. То, что осталось за скобкой в "первом взгляде" повторяется из урока в урок (из представленного на конкурс) с подозрительным постоянством - потому позвольте еще одну реплику...
    1. Хуже всего учителю удается проблемное общение с учащимися (великая удача, если кое-когда возникает у ученика посыл что-то узнать, уточнить, спросить у учителя), урок выстроен таким образом, что на вопрос ребенка...не остается места. А редчайшее обращение педагога к классу: "Какие будут вопросы?" носит скорее ... ритуальный характер.
    2. Урок(тема) проводится учителем "под точку". Кто-то упоминал про познавательную активность..?
    3. Не выдерживает никакой критики драматургия урока... ее просто нет. Четко (или не очень) сменяемые этапы урока - это другое.
    4. Для очень многих чрезвычайно важно тренировать себя останавливаться В ЛЮБОЙ МОМЕНТ урока. (Профессиональная этика не позволяет мне сравнить коллегу-учителя с рабом, прикованным к галере: для такого педагога почти непосильно прерваться, "выпасть" из тисков конспекта урока... а жизнь, ребята дают Вам ТАКИЕ возможности! Так во множестве своем рождаются УРОКИ НЕ РЕАЛИЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ...)
    5. В ходе урока учитель должен представлять себя по-разному: как Знаток, как Эксперт, как Зритель, как Незнайка, как Фанат, как Критик, как Фома неверующий... кто-то из исследователей подсчитал, что учитель в процессе своей деятельности выполняет(играет) 50 ролей, мне же кажется, что все 200 - от Петрушки до Демиурга...) Из того, что увидела - более 80% случаев - это строгий Ментор.
    6. Обратить внимание на РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Вашего урока (в момент, когда Вы планируете ЦЕЛИ урока, и затем ежеминутно и неотступно нужно помнить, ВО ИМЯ ЧЕГО Вы проводите это занятие. И уж, конечно, на завершающем этапе урока, а потом в ходе его самоанализа).
    7. В связи с самоанализом видеоурока как конкурсным заданием выражаю настойчивое пожелание, коллеги, чтобы Вы овладевали ПОНЯТИЙНЫМ РЯДОМ В ПЕДАГОГИКЕ (с одной стороны он непозволительно узок, с другой... Учитель должен быть способен ответить на любой - в известном смысле - вопрос... в этом нет уверенности...)
    8. Метапредметность. Пусть это для Вас Эверест... карабкайтесь!
    Ограничусь, пожалуй! "Остальное" обсудим на недельной учебе с участниками... Вам и предназначается этот комментарий.

    ОтветитьУдалить
  11. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Люблю, когда есть немножко свободного времени, перечитывать Блог. "Брожу" в очередной раз здесь, и натыкаюсь на этот пост с комментариями.
    Перечитывать, перечитывать и еще раз перечитывать его всем, не только претендентам на участие!
    Меня, например, в этот раз зацепила фраза о том, что некоторым педагогам непосильно "выпасть из тисков конспекта урока..."

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!