тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

суббота, 3 ноября 2012 г.

А у Вас есть "будущее в крови"?

Уже несколько недель нахожусь под впечатлением одного ...словосочетания. "Будущее в крови".
Размышляла. Напряженно думала. Искала подтверждения. Чаще выплывали опровержения. Захлестывали сомнения. Все. Пора делиться с Вами, мой читатель!
На начало 21 века свыше 100 млн. детей не имели возможности получить образование и свыше 960 млн. взрослых являлись неграмотными... Это свидетельство того, что первый мировой кризис образования не преодолен (не решена задача обеспечения всеобщего образования для детей школьного возраста: темпы роста населения превышают темпы роста численности школьников и, соответственно, возрастает количество детей, которым предстоит вырасти, не посещая школу).


Не преодолен - тем более - второй мировой кризис образования. Его сущность раскрыл А. Тоффлер в книге "Футуршок":
"То, что изучается в нашей образовательной системе сегодня... является безнадежным анахронизмом... Самые критикуемые черты сегодняшнего образования - строгая регламентация жизни, пренебрежение индивидуальностью..., авторитарная роль учителя - те черты, какие сделали массовое публичное образование столь совершенным инструментом для своего времени и места...
Технологии завтрашнего дня требуют не миллионов поверхностно начитанных людей, готовых работать в унисон на бесконечно монотонных работах... но людей, которые могут принимать критические решения, которые могут находить свой путь в новом окружении, которые достаточно быстро устанавливают новые отношения и быстро устанавливают новые отношения  в быстроменяющейся реальности. Она (реальность) требует людей, у которых ... "будущее в крови"... Быстрое устаревание знаний и увеличение продолжительности жизни - причина того, что навыки, полученные в юности, вряд ли  будут актуальны в старости или даже зрелые годы."

По мнению А. Тоффлера, ныне в условиях все ускоряющихся социальных перемен уклад жизни меняется чаще, чем происходит смена поколений; ЗУНы, получаемые в школе, быстро устаревают, и школа перестает быть транслятором культуры, а новые учебные планы уже в момент прихода в школу не соответствуют времени. Значит в школьном обучении акцент следует перенести с усвоения фиксированных знаний, умений, навыков на освоение способов деятельности.

А Э.Фор (руководитель Международной комиссии по развитию образования)  в своем докладе "Учиться быть. Мир образования сегодня и завтра" делает вывод: "академическая модель школы,  в которой доминирующее место занимало письменное слово, запоминание, развитие формально-логического мышления, устарела и не отвечает современным требованиям". Еще выдержка из доклада: "Мы предлагаем пожизненное образование в качестве ключевой компетенции для образовательной политики на грядущие годы, как для развитых, так и развивающихся стран..." "Пожизненное образование" - вот еще одно засевшее в голове выражение (пожизненное заключение, как устойчивое словосочетание, уху привычней...).

Этим процитированным материалам (мыслям, позициям) ... более 40 лет.
На рубеже  веков Международная комиссия по образованию 21 века (Ж.Делор) опубликовала доклад "Образование: скрытое сокровище". На этот момент в мире уже 113 млн. детей не имели доступа к начальному образованию...
Главная мысль доклада сводилась к тому, что только образование может дать возможность всем без исключения проявить свои силы и таланты и весь свой творческий потенциал... дать возможность реализации своих личных планов. Для того, чтобы с помощью образования обеспечить возможность каждому понимать других во всем их своеобразии, вначале следует научиться понимать самих себя, предпринять внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самокритике."

Для того, чтобы обладать этим "скрытым сокровищем" (образованием) и приобщать к нему других (своих учеников), нужно иметь будущее в крови... иначе так и останемся учителем-ретранслятором из 19 века...

Есть ли у Вас будущее в крови? что тому подтверждение? что нужно, чтобы оно появилось-проявилось-задействовало? расскажите о примерах Вашей деятельности, когда оно (будущее в крови), на Ваш взгляд, проявилось... Можно ли без будущего в крови быть успешным современным учителем?

Что скажете?



12 комментариев:

  1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Я очень Вам благодарна за этот пост. Вероятно, я именно сейчас не смогу ответить с подобающим достоинством (к сожалению, в речи ещё нет таких слов, которые употребляете Вы) на поставленные вопросы. Но..., как и в школе, так и в дошкольном образовании, сейчас идёт перестройка. Моё отношение к ней меняется от негативного до почти полного согласия. Не хватало только определённых составляющих мозаики... А Вы мне её дополнили. Спасибо Вам большое. На следующей неделе предстоит педсовет, необходимо рассказать о каком - нибудь виде педагогической технологии в соответствии с нововведениями. Рассказать есть что, однако, некоторые моменты для меня выступали как белые пятна на географической карте. Теперь... даже понятнее стала моя роль в качестве педагога - психолога, который, оказывается, и ранее в образовательном процессе был на шаг впереди педагогического коллектива, ориентированного на знаниевый компонент в воспитании и образовании дошкольников. Ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Екатерина Андреевна, здравствуйте! На подсознательном уровне так напряженно ждала Вас в блоге, что даже одного педагога, подписавшегося Вашим именем, приняла за Вас. Разобрались. Извинилась.
    Посмотрите, может "для общего развития" коллег используете на педсовете добавленный видеоряд?
    Да, одно из важных отличий педтехнологии от методики (как таковой) есть то, что педтехнологии ВСЕГДА ВЫРАСТАЮТ из открытий в психологии (как правило, психологии обучения, педагогической психологии и/или возрастной), чего не скажешь о той или иной методике (хотя они обычно согласуются с положениями психологии).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за доброе напутствие! И мне действительно необходимо было извиниться за долгое молчание :). Видеорядом обязательно воспользуюсь - просмотрела несколько раз, подбирая мысли и следом слова... И, вероятно, это хорошо, что на сегодняшний день, наконец, психологию перестали воспринимать как узкую отрасль или что - то из разряда мистических догадок (воспользуюсь некоторыми словами Натальи Александровны). Перемены в восприятии ощущаются на всех уровнях образования. Однако... даже в своём ДОУ это будет сложно - потому и видеоряд просматривала несколько раз. Наш методист как раз и решил созвать педсовет по педтехнологиям в силу того, что многие педагоги не видят разницы между методикой и технологией. Скрепя сердце, наблюдаю, как нововведение "вгоняют" в привычные рамки. И с досадой думаю, почему прежде чем ввести новую методику организации педпроцесса не подумали о том, чтобы подготовить педагогов на местах? Наши воспитатели разрабатывают планирование, которое вписывают в таблицы нового формата, но по своей сути это непереработанная база прошлого, причём взятая искажённо, без учёта достигнутых высот. Прежде чем прочитать Вашу статью, я долго и вдумчиво вчитывалась в "за" и "против" ФГТ доцента МГППУ Телегина М.В. Очень мне импонирует то, что он радеет за "старую" школу. И из его высказываний я много вынесла для себя и никогда постараюсь не отпускать. Тем не менее в феврале 2012 года мне воочию удалось увидеть и послушать легенду дошкольного образования - Т.С. Комарову. И вот я увидела перед собой истинного педагога. Меня потрясло, как быстро она смогла перестроиться в соответствии с новыми веяниями, но при этом оставить лучшее, что присутствовало ранее. К сожалению, многие педагоги оказались не столь мудры. А уж концентрация исключительно на бумажно - документационном аспекте без понимания причин - меня просто убивает. В целом, даже не знаю, как буду выступать перед своим коллективом. Так как пока по восприятию мы находимся по разные стороны баррикад... С уважением, Екатерина Андреевна.

      Удалить
    2. Екатерина Андреевна, что остается просветителю во все времена и эпохи? только Слово... Уверена, что насыщено-содержательное, конструктивное, логически точное, аргументированное Ваше слово будет "работать", делать свое дело. Конечно, здесь важно, быть может даже первостепенно, то, КАК это сказать... Вероятно будут интеллектуально-эмоционально отстраненные, недоступные... Тогда удовлетворимся мудростью: "Лошадь можно привести к водопою, но нельзя заставить напиться"...

      Удалить
  3. Я тоже поймала себя на мысли, что сложно размышлять на заданную тему. Прочитала первый раз фразу "Будущее в ...крови" - мистические ощущения. Напоминает опережающие время сюжеты писателей-фантастов. Дальше больше: цитаты, дающие понять, что все революционные идеи о реформировании школы сегодня ...40- летней и более давности, видеоряд, заставляющий задуматься о необходимости глобальных изменений в образовании, шокирующие цифры неграмотных людей в 21 веке.
    Есть ли у меня "будущее в крови"? Скорее отвечу утвердительно. Подтверждения? Личностно-ориентированное обучение – новая технология, а многие учителя, в том числе и я, используют в своей работе давным давно. Казалось, это так естественно. Целеполагание и рефлексию (только называла не так) всегда включала в урок. Что мешает следовать интуитивному действию, подкрепленному институтским курсом психологии и педагогики? Предположу, что это что-то связано тоже с наличием определенных составляющих крови. Мне легко (я чувствую, это мое) и трудно (застарелые стереотипы) перестраиваться на осознание новой цели образования. Во мне как два волка из притчи. Поэтому очень важно получать из Ваших уст, Татьяна Адольфовна, из конструктивного диалога с коллегами, администрацией "сахар" для роста "инновационного" волка. Как пригодились бы современные знания по возрастной психологии, изучение истории становления образования в других странах!
    В нашем народе говорят: «Не надо иметь высшее образование, а надо иметь среднюю сообразительность». Думаю, что эта поговорка, как никак другая, отражает наличие проблем в образовании.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И мне кажется, Наталья Александровна, что у Вас есть эти самые молекулы будущего в крови. Вы так "заквашены", что не можете оставаться без движения, причем движения - не "дурной бесконечности бессмысленного движения", а осознанного стремления к лучшему.

      Удалить
  4. Татьяна Адольфовна, не знаю, умышленно ли или так совпало, но Ваш пост почти во всём пересекается с той информацией, которой я пропиталась на курсах в Москве по ФГОС.
    Не хочу показаться нескромной, но я очень хорошо ощущаю это самое "будущее" в своей крови. Но сделаю оговорку: НАЧАЛА ощущать его не так давно. До прихода в Конкурс я абсолютно искренне считала, что и сейчас детей надо учить ТАК, как нас учили 10-20-30 лет назад, и ТОМУ, чему учили опять же давно... "Как, разве ТЕ знания неактуальны? Разве ТЕ методы не подходят?" - думала я. Судьба управила так, что я очень вовремя попала в Конкурс, мои не сильно закостеневшие мысли удалось быстренько развернуть в нужную (правильную) сторону!
    Конечно же, не совсем верно (а по новым Стандартам - совсем неверно) "натаскивать" детей относительно ЗУНов... В ФГОС 2-го поколения заложена оценка не конкретных знаний, а уровня освоения основных СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ в отношении к системе знаний. (если я правильно поняла)
    И ещё мне глубоко в душу запали слова доктора филологических наук Бориса Александровича Ланина, автора современных учебников по литературе. Он презентовал слушателям курсов электронный учебник, составленный на основе печатного. Учебник – просто сказка для СОВРЕМННЫХ детей: интерактивный, загружаемый на планшетный компьютер, со встроенными тестами, кроссвордами и проч. и проч. Это та среда, к которой с пелёнок привык каждый современный ребёнок. После презентации учебника поднимается одна «испепелённая» опытом учительница и говорит: «Позвольте, это что же, наши дети разучатся писать и читать обычные книги? А как же письмо от руки, а как же работа с бумажным учебником?» На что Борис Александрович ответил: «Никто не расписывался в том, что остановится в развитии. Тем более мир в этом не расписывался. Да, лет через 20-30 люди не будут писать от руки. Это время. Оно идёт, и не ждите, что оно остановится».
    Мыслей ещё много, но пока остановлюсь на этом.
    Татьяна Адольфовна, как всегда моё боооольшущее спасибо за шанс поразмышлять!

    ОтветитьУдалить
  5. Не хочу выглядеть непоследовательной, Галина Витальевна, но... "Пустая голова не варит", - это не я, это русский педагог П.П.Блонский (а потом Н.Пирогов похоже повторил). Истина лежит где-то посередине: да, для современных учителей, обожествляющих ЗУНы, приоритетным в деятельности должно стать овладение самими, а затем научение своих учеников различным видам и способам деятельности. Это не просто - охватывает паника от боязни чего-то "не додать" детям... Признаюсь в собственной слабости: на днях перечитала Д.Лондона "Мартин Иден". Спросите :"Для чего?" Отвечу: чтобы УБЕДИТЬ себя, что компетентностный подход (а не ЗУНовская парадигма) дает сильный результат, может вывести ученика на путь не просто успеха, но грандиозной реализации собственных возможностей... Мне страшноватенько пожертвовать академическими высотами в образовании (которые очень ценю!) в пользу пока призрачным компетентностям... А компетентности НА ЧЕМ отрабатывать? и когда?
    Почему отчаянно тревожусь? Дело в том, что каждого учителя ждет вещь более сложная и трудная, чем смена ценностных оснований и овладение новыми способами деятельности: нужно научиться ВЫЯВЛЕНИЮ ГЛАВНОГО в содержаниях (может быть Пеликаны помнят мой пример из опыта работы с московскими учителями, когда им было предложено применительно к ОДНОМУ лишь уроку выделить самое главное, существенное?) Это, Галина Витальевна, САМОЕ проблематичное... оно по силам специалистам с определенным ТИПОМ мышления... а наша профессия - массовая... понимаете, о чем это я? Потому озабоченная Ваша коллега с курсов так и взволновалась, она кожей чувствует , что почва уходит из-под ног...
    Поняли ли Вы меня? "Будущее в крови" - это не только СПОСОБНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ, но и УМЕНИЕ воспринять новое, последовать за ним. Это определенный ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ уровень, возможный не для каждого...

    ОтветитьУдалить
  6. Татьяна Адольфовна, наверное, я не совсем точно выразила мысли((( конечно же, я не утверждаю, что надо всё старое забыть как страшный сон и жить (учить и учиться) по-новому! Всегда вспоминаю слова Базарова: "Это уж не наше дело...сперва нужно место расчистить"! Ведь ошибался Базаров, тысячу раз ошибался! Нельзя строить что-то на пустынном месте. Я понимаю это и принимаю! Просто я о том, что перемены неизбежны, и надо уметь принять эти перемены и поверить в их неизбежность и...полезность...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, Вы пошли на углубление темы, за что Вам отдельное спасибо. Поясню.
      Важно, архиважно Учителю иметь "будущее в крови": как же работать "на будущее"(с нашими детьми) с головой, повернутой назад?! Не всем дано быть заточенными на будущее, будем честны. НО! Этот зов будущего, чувство будущего НЕ ДОЛЖНО, НЕ ВПРАВЕ перечеркивать базу, содержательную (нравственную) основу даже суперсовременного образования. Определить, ЧТО составляет эту базу, выделив объекты прочного усвоения, - задача со многими "звездочками"(по сложности!).
      Сколь же редки и ценны учителя, способные соединить в себе первое (будущее в крови) и второе (способность найти объекты прочного усвоения и сделать их достоянием воспитанников)! Базаров оказался здесь слаб...ибо нес в себе только (аж!) первое...

      Удалить
  7. Спасибо Вам, Татьяна Адольфовна, за вовремя поданную информацию к размышлению, спасибо Галине Витальевне, Екатерине Андреевне и Наталье Александровне, которые своими комментариями помогли лучше разобраться в сказанном.

    ОтветитьУдалить
  8. Читаю хоть и с опозданием статью ...Приходят разные на ум мысли,начиная от науки "евгеники",раздумываю над статьями генной инженерии и клонированием,пытаюсь осознать суррогатное материнство....И прихожу к одному банальному заключению " Скажите кто ваши родители и.. "В целом львиная доля успехов ребенка зависит от родителей,получит ребенок "Старт" в детстве и как хороший спортсмен будет брать высоту. я как РОДИТЕЛЬ прежде всего начинаю думать про своих детей(начиная с себя со своей семьи,,)Что я смогу им дать? Какой старт надежд на успешное будущее?. Мозг ребенка развивается быстрее, когда к нему поступает какая-либо новая информация. Без тренировки же способны зачахнуть даже самые выдающиеся таланты.
    Самое вредное, что могут сделать родители, — это заставлять ребенка заниматься каким-то делом насильно, против его воли. Даже если он вначале сам испытывал желание и был заинтересован, потом он имеет полное право отказаться, если занятие чем-либо не понравилось. Кружки, факультативы и секции определяйте вместе с ребенком, оставляя ему право выбора и возможность передумать.
    Ваша задача как родителей предоставить ребенку возможности, а как их реализовать, он выберет сам.И стоит такая дилема у родительства пусть "САМ" определит свой путь или помочь??

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!