Внимание!


.

суббота, 24 ноября 2012 г.

Совершить подвиг переосмысления…

Завершилась регистрация учителей, пришедших в профессиональный конкурс «Учитель года города Краснодара-2013». Следующее сообщение посвящу некоторым итогам и выводам, вытекающим из статистических данных претендентов. А пока предложу читателям нашего блога информацию, которая самоценна сама по себе, она может быть использована как тема для разговора в профессиональной учительской среде, как материал-основа для подготовки конкурсных ( и не только) заданий, но в первую очередь, я адресую эту информацию для активной деятельности тем, кто хочет, может и готов к усилению деятельностных начал в себе, в работе…
Итак, примите к сведению - издательство «Просвещение» осуществляет новый издательский проект: в свет выйдут новые методические журналы «Общественные науки», «Естественные науки», «Иностранные языки», «Часть речи». Об этом сообщило периодическое издание № 56, октябрь 2012г. «Просвещение».

Сегодня проанонсирую «Общественные науки» (шеф-редактор Е. Вяземский). Приведу несколько выдержек, которые и станут нам пищей для размышлений.
Первый номер журнала – своеобразный камертон ко всему изданию, что ж, давайте попытаемся настроиться на его лад.

«Педагогам России предстоит поиск ответов на ряд непростых вопросов. В каком направлении необходимо совершенствовать систему общего образования?
… Творческий учитель современной школы в своей педагогической деятельности не может не учитывать вызовы современной эпохи, не должен уклоняться от осмысления ключевых проблем современности». Е. Вяземский

…Мы всегда изучали историю государств, религий, бунтов, войн, царей, революций. И никогда не было истории человека, не было истории человеческого в человеке. В литературоведении мы занимались либо филологией (например, как Пушкин перешел от классицизма и романтизма к критическому реализму), либо историей культуры: кто что у кого позаимствовал, кто, где и при каких обстоятельствах это написал. И не было предмета, который бы изучал человеческое в человеке, как оно видится писателям, поэтам, художникам, музыкантам, идеологам, политикам, динамику этого вИдения.

Цитирую дальше.
«Почему-то считается: надо, чтобы было меньше обязательных предметов и уроков, чтобы детям стало легче. А так ли это бесспорно? Может быть надо наоборот – чтобы было труднее?
…нам нужно ясно понимать, на какие ценности мы ориентируемся, кого воспитываем. Человека, который хорошо подготовлен к сложностям и трудностям жизни, умеет постоять за себя? Или все-таки человека, который ориентируется на гуманистические ценности, для которого самоотверженность, героизм, гражданское самосознание не пустые слова?
Нужно иметь четкие представления о том, какими качествами, ценностными приоритетами, интеллектуальным и душевным строем должна обладать личность, формированию которой школа призвана способствовать. Именно способствовать: все обязательства по воспитанию такой личности школа на себя взять не может…»
(Из интервью с директором Института философии РАН Абдусаламом Гусейновым)

Конечно не может! А тем более учитель! Мы и так в одиночку противостоим разрушительно-развращающему натиску социума (а порой и семьи!), чтобы в итоге нас обвиняли во всех грехах: школа-де виновата, не воспитывает, самоустранилась, не справляется… Отрадно, что есть здравые умы. Нужно помнить, что учитель существует не сам по себе и работает не для себя, а для детей, для общества, и этого не единственного (!) основания уже достаточно для совершенно-особенного отношения к педагогу и школе – УВАЖИТЕЛЬНО-БЛАГОГОВЕЙНОГО…

Вернемся к новому изданию. Первый номер журнала «Общественные науки» посвящен теме «Что значит сегодня быть патриотом и гражданином?» Позволю себе лишь одну выдержку.

«По-видимому, патриотизм должен основываться на том, что человек сам сделал, хочет и может делать, чем он может гордиться применительно к своим способностям. Ведь чтобы бросить вызов «старому» в себе, нужно заглянуть за край, совершить подвиг переосмысления даже не будучи еретиком или диссидентом. И вот этим сдвигом в ментальности и результатом этого сдвига можно будет гордиться…»
(Из интервью с ведущим научным сотрудником Института социологии РАН Алексеем Давыдовым)

Очень неожиданно, не правда ли? Это так отличается от того, что читаю о патриотизме уже без малого 50 лет.
...пусть это будет начало нашему разговору... а где и как он произойдет - в "Моей учительской лаборатории", "Родительском собрании", в ходе "Пресс-конференции" и т.д. покажет время и Ваши, читатель, комментарии...





2 комментария:

  1. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Вы, наверное, удивитесь, но я уже несколько раз ловила себя на мысли о том, что одной из основных тем общения классного руководителя с родителями должно быть обсуждение вопросов воспитания детей в духе повышенной требовательности к самому себе. При этом я не сомневаюсь в том, что такие требования к ребенку могут предъявлять не все мамы и папы, а лишь те, кто действительно сам сумел своим трудом, упорством и талантом с помощью наставников, учителей в том обществе,в котором рос и формировался как личность, достичь нынешнего положения, статуса.У таких людей и отношение к школе особое.
    В лицее много детей, которые отлично учатся, при этом успевают заниматься музыкой и спортом, общаются с друзьями. Такие ребята - гордость школы, они первыми откликаются на мои предложения стать участниками олимпиады, проекта, внеклассного мероприятия для младших школьников, и я знаю, что они не подведут. Нет сомнения в том, что патриотизм как уверенность в своих способностях, учебных достижениях в них формируется каждый урок, каждый день, а школьные учителя им помогают в этом.
    Спицына Л.И.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не удивлюсь, Любовь Ивановна, скажу больше: повышенное чувство требовательности к себе может потребовать (именно требовать!) и ждать от своих воспитанников ТОЛЬКО ЛЮБЯЩИЙ учитель: его любовное чувство переплавляется в стремление побуждать ребят к бОльшей взыскательности к себе, к более высокому уровню нравственно-этических притязаний в жизни... Это Учитель, обычно говорю я, обменивается со своими учениками "высоким бытием"... Это черта, вместе с тем, строгого учителя...
      Согласна и с тем, что мизерное количество родителей исповедуют такие подходы в воспитании (а нередко не разделяют их)...
      Это не освобождает Учителя от работы на этом направлении (скорее наоборот!), а осложняет его деятельность.
      Вот так непросто в 21 веке дается патриотизм...

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!