тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

пятница, 14 декабря 2012 г.

Кто мы и на что способны?

Некоторое время назад в интервью ученого-психолога прочитала строки, заставившие надолго задуматься... Рука привычно потянулась к каталожной карточке, цитата была зафиксирована. Прошел год. Сегодня я (уже в книге "Психология личности" академика А.Г. Асмолова) вновь встретилась с той же самой его  мыслью.
Теперь пришло понимание: надо делиться ею, "выпускать" ее на простор, предложить коллегам  обсудить ее или хотя бы выразить свое к ней  отношение...  Итак,
"Индивидом рождаются. Личностью становятся. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ОТСТАИВАЮТ." Если Вам ничего не приходилось и не приходится отстаивать,то значит, ...никакой индивидуальностью Вы не обладаете. А дальше с пугающей быстротой вырисуется цепочка: не будучи индивидуальностью Вам никогда не стать учителем-инноватором, не подняться до высот креативности и творчества, не иметь харизмы, не ...  Много-много "не"...
Вам приходилось когда-либо что-нибудь отстаивать? и как? какой опыт Вы получили? а индивидуальность обрели?

23 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Помню, как, начиная обучение по созвучной дисциплине в университете, мы с преподавателем целую лекцию посвятили не просто изучению, но дискуссии. Оказывается, теория теорией, но каждый в это вкладывает своё. Меня тогда посетила мысль (при наблюдении за происходящим), что как раз уже сейчас, на лекции, в процессе, и формируется ответ и осмысление фразы. Преподаватель, подводя итог (как оказалось, это был метод воздействия на аудиторию), резюмировала и оформила мою мысль в слова. Отстаивать свою индивидуальность? Да, приходилось, а на сегодняшний день я это делаю постоянно. Однако... Пишу и тут же вспоминаю сколько при этом сопутствующих составляющих: и самооценка, и уровень стремлений, достижений успеха, желаний... Нравственный, наконец, духовный аспекты... - МНОГО. Когда молод, как доказывать и отстаивать, чтобы не показаться спесивым и невыдержанным? Как многим молодым и начинающим не нравится характеристика "максималист" и "идеалист"? И почему в это "не нравится" обязательно вкладывается негативный смысл? Я до сих пор в своём коллективе являюсь очень молодым педагогом. Но, проработав 9 лет, делаю всё с тем же энтузиазмом, азартом, постоянно оцениваю степень ответственности. Уровень стремления к успеху у меня высок, однако, обладаю (как показали многочисленные тестовые методики) заниженной самооценкой (правда, на сегодняшний день уверена, что во многих из пройденных нет разграничения между восприятием ответственности и самооценкой как таковой - являются ли они при этом валидными и надёжными?). Но вот, что меня в последние полгода озадачивает (началось перед аттестацией), как при моём "одинаковом" поведении изменилось отношение коллег: от "молодой идеалистки" до знающего и компетентного педагога. Считаю ли я себя таковой? Пожалуй, нет. Почему? Потому что свою профессиональную деятельность я всегда сопровождаю древней философской мудростью: "чем шире круг знаний, тем больше наше незнание". Опросила своих коллег (благо, дружный коллектив)..., услышала массу одобряющих напутствий от Комитета по образованию своего города. В один голос хвалят. А у меня масса сомнений. И они как раз такого характера: не путают ли они эту самую "компетентность" с моим активным желанием "отстаивания индивидуальности". Я всегда была хорошим комбинатором каких - либо явлений - когда - то, будучи студенткой прошла соответствующий тест - получила оценку "сверхкомбинаторные способности". Я часто являюсь разработчиком новшеств не только в своём ДОУ, но и на муниципальном уровне. И поскольку идея меня часто сильно вдохновляет, я её отстаиваю. И, наверно, да, будучи молодым - это сложно, но в последствии... именно это умение и делает человека не просто личностью, но индивидуальностью, обладающей узнаваемой харизмой. Писала, ни в коем случае не хваля себя, но пытаясь осмыслить на своём опыте. Да, я согласна с этой мыслью. С уважением, Екатерина Андреевна. [Написала второй раз - очень извиняюсь: допустила грубую орфографическую ошибку.]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! С интересом прочитала Ваш комментарий, не все приняла, видимо, от неполного понимания. Не первый раз встречаю из Ваших уст упоминание о Вашей молодости. Не стану возражать, но, как мне представляется, речь идет не о паспортном возрасте... Знаете, по мнению авторитетных ученых, через 2-3 года у педагогов Вашего возраста (стажа) уже могут возникнуть глобальные проблемы с "набором высоты"... я уж не говорю о периоде полураспада компетентности (единице измерения профессионализма). Так что, на мой взгляд, следует себя все более позиционировать как как молодого зрелого педагога )))
      Повышенные комбинаторские способности в философии определяются как софистика - подмена (непредумышленная или преднамеренная) логического ( и иного) основания в рассмотрении каких-либо (нередко спорных) позиций. Это не очень здорово...
      И еще. Я бы не стала напрямую связывать возраст человека и обретение им индивидуальности...
      Екатерина Андреевна, хочу привлечь Ваше внимание к одному из аспектов этой необъятной темы - к предпосылкам и условиям, необходимым для обретения индивидуальности. Начну с недавнего факта. На прошедшей неделе я впервые посетила Русскую православную школу в Краснодаре: выступала перед педколлективом с лекцией. Так вот, как только я появилась в проеме двери кабинета, где собрались учителя на методучебу, они сразу же, как один встали со своих мест, исполненные почтительности, приветствуя меня...
      Обратите внимание: люди (учителя) видели меня ВПЕРВЫЕ, они никогда не слышали ни меня, ни обо мне, но они ЗАРАНЕЕ не вербально показали мне, точнее, ПРОЯВИЛИ готовность воспринимать меня и как личность, и как индивидуальность. Кто-то скажет: этикет. О, нет, среди 25 педагогов были учителя гораздо старше меня по возрасту и, думаю, по заслугам...( Нужно ли говорить, КАК после ТАКОГО начала встречи я "отрабатывала" самый крупный за всю мою жизнь "аванс", полученный от коллег).

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за определение. Да, видимо, "молодой зрелый педагог". Думаю, это и согласно моему восприятию. Но касалось это и не паспортного возраста (недавно 30), и не педагогического стажа (9 лет), и не "глобальных проблем с "набором высоты" - уже после года практики меня заметили и отметили, но относительно моих коллег (у преобладающего числа педагогов моего учреждения - свыше 15 лет). О "сверхкомбинаротных" способностях: жаль, что не смогла в сообщении передать некоторой доли сарказма, который хотелось бы вложить в него по отношению к своим способностям. Так как часто, прежде чем создать идею для практики, я ИЗУЧАЮ. Не стоит изобретать колесо, стоит определить, к какому механизму его применить и где эффективнее будет результат. Но я часто при этом удивляюсь, получая согласие, что это же так ОЧЕВИДНО, почему НЕ УВИДЕЛИ. Только и всего. С другой стороны, как это не может быть "здорово", когда я вижу качественно положительные результаты, а главное, наряду с логическим мышлением, мы - психологи, часто развиваем эти "комбинаторные" способности в детях. Правда, здесь, конечно, необходимо понимать, что одна из стадий логического мышления - это синтез, а многие идентифицируют её в смысловом аспекте в качестве комбинаторных способностей. И я употребила это понятие именно в качестве ступени логического мышления. И с этой точки зрения, безусловно, философия вносит, возможно, правильное разграничение. По поводу русской православной школы: я и говорю, влияет духовный аспект. Мне очень импонирует мысль (да, и моё православное воспитание): "Человеческая личность не может быть выражена понятиями. Она ускользает от всякого рационального определения и даже не поддается описанию, так как все свойства, которыми мы пытались бы ее охарактеризовать, можно найти и у других индивидов. "Личное" может восприниматься в жизни только непосредственной интуицией или передаваться каким - нибудь произведением искусства." (В.Лосский, "Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие." М.,1991, с. 43 - 44).
      И истинным в человеке является именно его рациональным образом не определимая неповторимая личность. Рациональная же наука при познании человека стремится найти в нем индивидуальные черты, наоборот, оперируя общепринятыми характеристиками, которые свойственны природе человека вообще, то есть присущи и другим людям. Хотя это позволяет ввести в познание человека формальные методы, но, вместе с тем и уничтожает неповторимость личности. Это попытка свести портрет конкретного человека к набору различных похожестей на других людей, а не отображение сугубо личного в человеке, того, в чем он неповторим.
      Личность настолько же неопределима, насколько и легко отличима от других,- и это нонсенс для рациональной науки. Именно в неспособности понять личность и проявляется ограниченность западного рационализма, для которого личность - это юридическая единица, наделенная правами личности. Для Запада ценна не сама по себе личность, а права человека как индивида. Личность же остается не понятой. Однако полнота личности, ее богатство познается только в сердечной к ней любви, а не в юридическом ее понимании и не в юридическом к ней отношении. Потому и встретили Вас, и приняли как индивидуальность, и полюбили. С уважением, Екатерина Андреевна.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Екатерина Андреевна! Рада, что Вы внесли некоторые уточнения, и мы единодушны в том, что комбинаторика - это благо, сверх-... это более, чем сомнительно. То, что в научной литературе - сложно структурировано, разделено на субъективное и объективное, единичное, общее или всеобщее, в реальной жизни выступает СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНЫМ: и про того или иного человека каждый (даже ребенок!) безошибочно скажет (определит), Индивидуальность он или нет...и сделает это, порою, даже не вполне зная определение понятия (индивидуальность).
      О западном рационализме говорить не буду - слишком различны позиции западно-европейских философов 19-20веков и практика дня сегодняшнего. Поверьте, говорю не понаслышке. Замечу только, что без юридического понимания и юридического к ней, Личности, отношения (а с этим в нашем Отечестве большая напряженка), мы НИКОГДА не сможем обеспечить достойного положения тех, кто абсолютно достоин его - Индивидуальности.

      Удалить
  2. Мне приходилось отстаивать свою идею, последний запоминающийся случай не так давно был. Я вообще человек неконфликтный, и обычно просто молча делаю свое дело, а тут предложенное касалось всех. Настояла, хотя на душе было неприятно от нападок. Потом спасибо сказали, почти всем понравилось. Говорю "почти", потому что все равно недовольные были. А опыт лично для меня был колоссальный - предложение должно быть продуманным, дельным, и идти немножко впереди других все равно приятно. А индивидуальность? Нет, до этого еще далеко

    ОтветитьУдалить
  3. Эльвира Ульфатовна, а как Вы почувствуете появление ЕЕ, Вашей индивидуальности..? как Вы считаете? или что-то должно произойти..? что именно?

    ОтветитьУдалить
  4. Индивидуальность, как было сказано выше, это харизма, способность вести за собой, сильный характер, боец. Ни на кого не похожий. Способный принять ответственность за принятые решения. Уверенный в себе. Я не могу перебороть в себе зависимость от чужого мнения. Могу только сказать, что далеко ушла от себя прежней. Издержки воспитания в детстве(очень строгие родители). Мне кажется, что сам у себя индивидуальность не определишь. Слишком тонко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Эльвира Ульфатовна, было бы полным крахом, если бы какой-то человек о себе громогласно заявил: "Я - индивидуальность!" (как НИКОГДА порядочный человек не скажет о себе, что он порядочен). Вернитесь к развернутому определению И. - и Вы поймете, что немало из того, что является "критериальными признаками" И., у Вас есть, присутствует в практике Вашей жизни! И способность уйти от себя прежней - ярчайшее тому подтверждение! ))

      Удалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Я второй день думаю над Вашими вопросами... Знаете, что я поняла? Мне безумно не нравится слово "отстаивать"! Какое-то оно агрессивное. Или мне кажется?..
    Я думаю, слово "отстаивать" можно заменить оборотом "делать то, во что ты веришь". Не доказывать кому-то что-то, не отстаивать свою правоту, ведь это может перерасти в упрямство. А просто каждый день делать то, что ты считаешь правильным, то, во что ты веришь и на что надеешься.
    Конечно же, не стоит полностью "закрываться" от окружающих, ведь может получиться так: я делаю свое дело, а ваше мнение меня не волнует.
    У меня был только один пример в жизни, когда я пыталась что-то отстоять. Когда я боролась за то, что мне по душе. Это было чуть больше двух лет назад, когда все мои родственники и друзья (мама, папа, бабушки, подруги, брат) устроили мне негласный "бойкот" по поводу моего намерения идти работать в школу... Я наслушалась разного: "Ты погубишь свою жизнь!", "Ты будешь жить в нужде!", "Ты будешь несчастна!"... Вот тогда важным было продолжать верить в то, что ты делаешь, стиснуть зубы и идти дальше.
    Можно ли сказать, что я что-то отстаивала? Не могу сказать наверняка...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, благодарю Вас за то, что длительно обдумывали-размышляли (Вы, сами того не ведая, спасли от подобного рода конкурсных вопросов-заданий участников-2013!))) На 15-минутное обдумывание ТАКОГО рода вопросы, вероятно, непосильны...
      А теперь по существу Ваших сомнений-неприятий... Галина Витальевна, индивидуальность ВСЕГДА выпадает из "типичности", точнее, из стереотипов, даже привычных норм (не в смысле правовых), каждодневной обыденности... А БЕЛЫХ ворон не терпят, их ЗАКЛЕВЫВАЮТ! ...порушенные судьбы, погубленные таланты, несостоявшаяся блестящая незаурядность - краски мира...
      Вместе с тем, Индивидуальность - это не всегда борьба, схватка, нередко навязанные ИЗВНЕ.
      Когда Поэт писал "добро должно быть с кулаками", то, в первую очередь, уверена, подразумевалась большая сила воли, Духа, ВНУТРЕННЯЯ способность устоять, не изменить себе и своим ценностям и принципам, не сдаться серой безликости(простой до примитивизма и удобной до безвольной беспринципности).
      Вы совершенно точно почувствовали напряжение в этом слове "отстаивать", но разве ВЫСОКОЕ дается без огромных усилий? над собой, над чуждым..?
      ...я ни в чем не подвергаю сомнению Ваше понимание, я только предлагаю посмотреть и под иным углом зрения... При всей самодостаточности, афористичности приведенной цитаты А.Г.Асмолова, контекст книги исчез - я пытаюсь Вам расширить поле для обдумывания... И еще раз благодарю за осуществленную работу ума и души.

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Ваш ответ как всегда наталкивает на новые вопросы)
      Я подумала: что если я прочитаю эту книгу Асмолова, чтобы восстановить контекст данного высказывания? Тогда чуть позже смогу вновь включиться в обсуждение этого вопроса)

      Удалить
    3. Конечно, Галина Витальевна, это мудрое решение.

      Удалить
  6. 19.12.12 Вот и приближается этот день))))))))))))Он уже стучится "в двери" наших блогов!!!!Главное спокойствие и решительные действия! Всем претендентам удачи в последнем рывке!А жюри, побольше терпения и хорошего настроения!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина Юрьевна, не сомневайтесь: все сделаем на высшем уровне! Проведем инструктаж междисциплинарного жюри, выработаем механизм и уровень взыскательности ВСЕХ членов жюри - Вы будете в равных условиях с другими претендентами! Обязательно вложимся в сроки. А потом сообщим результат...))) Скажу по секрету: уже заготовила для Вашего жюри предновогодние сувенирчики и гостинцы - так что и настроение у экспертов будет соответствующее!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Екатерина Юрьевна!
      Спасибо за добрые пожелания! А я желаю всем претендентам-2013 только успеха и... быть понятыми!

      Удалить
    3. Спасибо Вам большое)))Что-то я начинаю переживать...

      Удалить
    4. Не переживайте, действуйте! Все будет хорошо! ...мое сердце - вещун )))

      Удалить
  7. Татьяна Адольфовна, спасибо за то что Вы есть)))За ваш тонкий подход к каждому из нас!И отдельное спасибо за поднятие настроения жюри)))

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Спасибо за приглашение обсудить выпущенную Вами на простор мысль. Что такое личность? Это образ Божий в человеке. Помните, во время богослужения священнослужитель идёт по храму и кадит иконам и людям. Почему? Потому что икона – образ Божий. И человек - образ Божий, пусть искажённый грехами, затёмнённый, закопчённый образ, но он продолжает оставаться святыней! Когда училась в школе, не могла понять, почему Татьяна полюбила Онегина. Теперь понимаю: она разглядела в нём этот замысел Бога о человеке. В течение жизни (развитие личности) человек должен приблизиться к идеальному образцу человека, который дал нам в своем Лице Иисус Христос. Как дерзновенно говорят святые отцы, Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. Это и есть цель жизни человека – обОжение. А индивидуальность -это то, что в результате обОжения должно будет уступить место чему-то несравненно большему, потому что индивидуальность - явление временного, земного и даже греховного порядка. Индивидуальные, т.е. отличительные черты, указывают на некую недостаточность, несовершенство, несоответствие идеалу, первообразу. Индивидуальность – это результат рассечённой грехом природы. Стоит ли её отстаивать? С уважением, Наталья Владимировна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Владимировна, очень рада Вашему участию в общем разговоре. Внимательно изучила Ваш комментарий. Глубоко задумалась. Искала причину ТАКОГО Вашего прочтения понятия И. А потом поняла, что Вы исходили из ОБЩЕГО толкования этого термина. Но я оговорила тот факт, что процитированная мною мысль взята из научного труда по ПСИХОЛОГИИ. Наталия Владимировна, должно быть Вы знаете, что определение (дефиниция) того или иного понятия ОЧЕНЬ различны в зависимости от науки, которая пользует данный термин и наполняет его своим специфическим содержанием. И. в психологии это, прежде всего ГЛУБИНА личности, ее совершенство и гармоничность...это, показатель, если хотите, способности человека приблизиться к Совершенному, тому, что Вы в своем письме определяете как ОБОЖЕНИЕ...
      К сожалению, толковые словари крайне примитивно трактуют понятие И. Сошлюсь на источники:
      ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
      (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.
      1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.
      2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид — личность — И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а И. — «глубиной» личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.
      Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Оллпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.
      В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)
      Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). — М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. — М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник о развитии ребенка. — М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. — М., 1957; Мухина В. С. Близнецы. — М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.


      Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
      Наталия Владимировна, да неужто усредненный серенький более приближен к образу Спасителя? ..отказываюсь верить...

      Удалить
    2. ...глубину , содержательность свою, чистоту нужно отстаивать: от приступов собственной слабости, от искушений и соблазнов - вот почему речь идет об ОТСТАИВАНИИ.

      Удалить
  9. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за приведённые Вами определения индивидуальности. Надо мне "поносить" (в себе) Ваш комментарий...
    Я тоже не верю, что "усреднённый, серенький более приближен к образу Спасителя". Но, только приближаясь к Нему, мы будем иметь способность к творчеству, будем обладать харизмой, так как "будьте совершенны, как Отец мой совершенен". Мы с Вами единомысленны здесь. И если рассматривать отстаивание индивидуальности, как Вы очень хорошо сказали, как отстаивание"от приступов слабости, искушений и соблазнов", то и здесь мы с Вами "едины сердцем и едины устами".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Владимировна, как мне отрадно читать Ваши строки... а то уже леденящая душу тревога начинала проникать все глубже: мало того, что сама недостойно разумела, так еще и других вторгала в сомнительное, а то и не угодное Господу...
      Пусть споры о терминах и их наполнении будут прерогативой ученых мужей - нам главное не сбиться с пути верного по сути, по смыслам.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!