Внимание!


.

суббота, 8 декабря 2012 г.

О грустном... Нет! о самой острой проблеме педагогики и не только

Задумывались ли Вы о том, сколько стоит человек? Сколько стоите Вы сами, Ваши дети (собственные и "государственные")? По подсчетам одного ученого - не более 5 долларов... Он посчитал и сложил стоимость металлов, которые находятся в организме человека, стоимость воды, которой больше всего в нашем теле, прибавил незначительное количество драгоценных примесей, и оказалось, что мы с Вами фактически ничего не стоим.
 О чем это я? Вернитесь, читатель, к заголовку... Скажите, какая, на Ваш взгляд, самая острая проблема педагогическая, социальная "просвечивает" через приведенный факт? Как Вы бы его прокомментировали?

15 комментариев:

  1. Сколько стоит человек? Сколько стоят наши "государственные" дети и мы, их учителя? Расскажу об одном случае...
    Есть в шестом классе у меня мальчишка один. Это сейчас он в шестом, а тогда был в пятом. Наверно, в апреле или мае месяце он целую неделю не унимался и спрашивал, сколько я зарабатываю. В конце недели я сдалась и назвала примерную цифру. Он ее записал. "Я пропала", - первое, что пришло на ум. "Понесёт сейчас родителям, потом начнется"... Через неделю пятиклашка заходит ко мне до уроков в кабинет с листом, на котором какие-то нехитрые математические вычисления. Его выводы меня сразили наповал...
    "Галина Витальевна, я вычислил, что каждый из нас на уроке стоит 5 рублей. Это правда? Мы такие дешевые?"...
    Тогда я не нашлась, что ответить. Теперь Ваш вопрос, Татьяна Адольфовна, заставил подумать. Мне бы и в голову не пришло оценить каждого ученика "в денежном эквиваленте", а ребенок это сделал... То есть всё сейчас оценивается деньгами? Получается, что самые любимые дети, самые умные, самые где-то "выстраданные" стоят...ничего не стоят?
    Вот и проблема современного общества и проблема образования. Напрасно мы думаем, что все можно оценить деньгами. Есть бесценные вещи. Вещи, цена которым - наша совесть, наша гордость, наша жизнь. Каждое слово ребенка, каждый его жест (это не говоря о ЦЕЛОМ "пятирублевом" уроке) стоят ровно столько, сколько ты как учитель вложил в это слово и в этот жест.
    Жизнь ребенка, наша с вами жизнь, жизнь наших близких бесценна, потому что она и есть та самая цена, которую мы платим за каждый наш прожитый день.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что сказать Вам, Галина Витальевна? Мне и моему поколению, Вам (пока) довелось жить и работать во времена, когда в нашем Отечестве ярко и цветисто, патетично даже говорят об учителе два раза в год...
      Но нам нужны не столько слова, сколько дела и поступки. А вот с этим напряженка... В мои времена даже неприличным считалось заикаться о размере зарплаты, мы были просто ...обязаны...
      Ныне уже говорят, но это не то, что ждет, на что рассчитывать вправе современный учитель. Не легче и от того, что точно известно, что сколько угодно территорий РФ, где учительские "доходы" значительно скромнее наших, краснодарских.
      ...точно знаю, что Вы пришли в школу осознанно. Наверняка знали, что денег в школе НЕ заработать... но пришли. Почему?
      Точно знаю, что работа учителя, если это Учитель, сродни служению, трудному до исступления, до Креста... тогда говорить о цене Человека ли, Ребенка ли просто кощунство. Не об этом думал в последние минуты Януш Корчак, не тем озабочены сотни и тысячи педагогов-наших современников... потому что у них ИНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ...
      ...наши личные, семейные тяготы усиливаются тем, что нам приходится продираться через совсем другие представления о жизненных приоритетах некоторых своих коллег, далеких от педагогики, и родителей, ожесточившихся против всех и вся...
      Нужно выстоять и победить тех, кто оценивает Вас, меня, наших товарищей в 5 долларов...

      Удалить
  2. Спасибо за затронутую тему.Отвечу (сугубо личное мнение): НИСКОЛЬКО и ВСЕ! Во - первых, мы Россияне, а русского человека купить очень сложно (слишком силен русский дух).Во- вторых, есть прекрасная русская пословица про веник. Пока мы вместе (пример Вашей Ассоциации тому подтверждение)- мы сила!И поэтому- все! По поводу "государственных" и своих. Случилось в моей жизни так, что к двум своим чадам я взяла на воспитание еще одного- братишку (мама одна,отцы разные, родители погибли).Чудил в школе, не знамо как. Вызвали меня- все солидные:"А мы у Вас его заберем, он ведь у вас не на опеке и никак не оформлен". Сжав зубы, ответила: "Только попробуйте! У вас в детских домах сирот мало?" В ответ услышала: "Все вы, мамаши, такие"...И... пауза...не мамаша...Кусаю губы, чтоб не разреветься.Без НИСКОЛЬКО-ВСЁ! Пока для нас все дети -свои ли, школьные, но все равно свои... Так хрупка человеческая жизнь, так сложна и так неоценима...Пусть считают американцы и взвешивают всё в унциях золота или своей валюты. Мы, русские, будем любить.И тогда у нас все сложится.Все будут хорошо.Извините и спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Все- таки это жестоко, Татьяна Адольфовна. Но сейчас наревелась и могу продолжать. Майкоп. 1991 год. Мне 17. Детский дом. Я там потому, что меня попросили найти двух девочек. Никогда не забуду их глаза и слова: "Ты моя мама?"Что могла ответить девчонка в семнадцать?..Не помню.Долгие-долгие годы после того мечтала работать в детском доме. Бог не дал. Наверное, сердце маленькое.В нынешней жизни я мало что понимаю.Всегда. До конца своих дней.Сколько во мне будет сил и любви...Я все- все отдам детям.И я верю в силу любви. А любовь и деньги- понятия несовместимые.По крайней мере, для российского педагога.Сколько стоит человек? Пишу и реву.Ведь мы не такие?

    ОтветитьУдалить
  4. Надежда Александровна, Вы нам поведали так много и так сильно... Вы и в первом , и во втором своем рассказе употребили ключевые слова "жизнь так хрупка, сложна и неоценима"... и еще "жестокость".
    Мы не такие?!?
    Мы разные, Надежда Александровна. И это Вы очень часто видели и испытывали в своей жизни. Вы мечтали работать в детском доме...пишите, что не привелось... Да, Вы не работаете, Вы ЖИВЕТЕ в доме детей...будь то школа, будь то Ваша семья...
    Но есть другое. Именно в таком, оценивающем в 5 долларов человека, КРОЕТСЯ ПРИЧИНА НАСИЛИЯ (и неценения жизни)- детского, со стороны взрослых; физического и психологического...Источником насилия является семья, общество и его производные - СМИ, идеология, общественные (антиобщественные) организации, даже жестокие компьютерные игры...
    Все знающая статистика свидетельствует: в каждой ВТОРОЙ российской семье имеет место насилие над детьми. А если учесть все угрозы, запугивания (до старшего подросткового возраста дети расценивают угрозы взрослых КАК УЖЕ ОСУЩЕСТВИВШУЮСЯ расправу), побои, то практически каждый ребенок сталкивался с проявлениями жестокости и насилия со стороны своих родителей. При том я не слова не сказала о сексуальном насилии (так называемом "эбьюзе"), которое, как раковая опухоль катастрофически разрастается...не привела цифры - в динамике - зверских родительских побоев и покушений на убийства своих детей. В основе такого рода чудовищных бесчинств лежит отношение к человеческой жизни, как к полушке.
    Утрем слезы. И не пройдем мимо, не оставим без внимания ни одного факта насилия и жестокости, мы будем спасать не только сегодняшнее существование ребенка, подростка, но и завтрашнее: 95% людей, теперь находящихся в колониях, в детстве были жертвами насилия или его свидетелями.
    И я, Надежда Александровна, верю в силу любви. Мы знаем, чем противостоять злу - Любовью, Добротой, Неравнодушием.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда мне говорят :"Везет тебе!Ты работаешь в школе", отвечаю: "Не завидуйте. Вы отучились, а я каждый день учу уроки". Когда меня жалеют: "Бедненькая, это ж сколько сил и нервов надо?..", говорю:"Никто и никогда не видел столько любви, сколько испытала я от своих учеников".Вы правы. Боль раздирает душу, когда смотришь на происходящее вокруг. Никогда б не написала этих строк, если б Вы так не "рванули" мое сердце.Знаете, иногда думаю: "Надька, а зачем тебе все это надо? Ведь уйдут из "началки", а дальше?"...И жизнь сама дает ответ на мои вопросы. Дальше их подхватывают педагоги, которым тоже небезразлична детская жизнь, их душа и сердце.Я рада, что работаю в 34ке. Школа маленькая, все на виду. Мы так стараемся их уберечь...Когда-то написала выпускнику начальной школы 201_ года:"Частичку сердца Тебе отдаю, В путь большой Тебя отправляя. И просто "Спасибо!" Тебе говорю. И просто счастья сегодня желаю. Спасибо тебе за радость, капризы. Спасибо за всё. Но САМОЕ ГЛАВНОЕ-СПАСИБО ЗА ТО, ЧТО ТЫ БЫЛ В МОЕЙ ЖИЗНИ. С любовью и благодарностью. Надежда Александровна".Пока живу...Пока дышу...Всё, что могу...Жаль, что могу не все.СПАСИБО!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Тема, затронутая Вами, очень ( на мой взгляд) противоречива, но актуальна . Наша жизнь и жизнь наших детей бесценна.Да, действительно, многие дети подвергаются насилию со стороны родителей ( бывает, что и со стороны нерадивых учителей).Но в последнее время всё чаще мы слышим, что стали подвергаться насилию и учителя.Бывали случаи убийства, избиения.Разве раньше такое могло произойти...
    Я не могу себе такого даже представить.Заходя в класс, видя своих учеников, как горят их глаза, сердце радуется. Мы одно целое, вместе переживаем, вместе радуемся, мы живём одной жизнью.

    ОтветитьУдалить
  6. Виктория Юрьевна, конечно тема остро-актуальная, изложенный факт о цене человека поражает... но, если честно, то цель моего сообщения в блоге была иной.
    Ко мне обратилась претендентка-2013 с просьбой НА ПРИМЕРЕ показывать, какие дальше их ждут конкурсные задания, "к которым Вы, Татьяна Адольфовна, сказали, что невозможно подготовиться в домашних условиях"... "так что, если я не попаду во второй тур, то и не узнаю?!" Тогда я решила показать всем вам задание "Я бы поступил(а) так... Комментарий профессионала". Дала этот сюжет (в конкурсе у каждого будет свой, не повторяющийся), и решила, что когда появятся (если появятся) Ваши комментарии, объясню, что нечто подобное будет у Вас в задании второго тура, что Вы уже теперь можете "проверить" себя, подготовив ответ на поставленный мною в посте вопрос в течение 15 минут - столько времени будет у Вас в реальной конкурсной обстановке. К слову сказать, самый первый комментарий, здесь опубликованный, Г.В. Падалка так и создала: прочла сюжет, поставила перед собой часы и за 15 мин. создала свой "конкурсный ответ"...
    Но далее все пошло по-другому сценарию. В блог пришло несколько совершенно пронзительных писем, которые заставили мое сообщение и последующие комментарии зажить своей собственной самостоятельной жизнью... Вот так.
    Но если Вас также интересует, что там будет из "НЕ домашних заготовок" во втором туре конкурса, то я Вам демонстрирую вариант конкурсного задания "Я бы поступил(а) так... Комментарий профессионала": персональный сюжет - 15-минутное размышление - ответ(до 10 минут). Вам нужно прокомментировать позицию автора сюжета(в данном случае ученого и его мнение) и потом дать СВОЙ комментарий - УЧИТЕЛЬСКИЙ - к тому, что содержать будет доставшаяся Вам карточка с заданием...

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Спасибо за пояснение к статье.
    Вопрос интересный и неоднозначный. Дело в том, что мы не в ломбарде, а люди не ювелирные изделия. Где оценивают исключительно «живой» вес изделия, не принимая в расчет возраст и качество изделия. Надо оценивать еще и тот вклад, который человек вносит в окружающую жизнь.
    Попробую объяснить на примере класса. Условно обозначим уровень комфорта в классе 100 %. Возьмем любого условного ученика А. Это ученик из той категории, которых называют «душой компании», которые хорошо со всеми общаются, сглаживают конфликты. Благодаря таким ученикам уровень комфорта в классе поднимется до 150 %. Таким образом, благодаря А ученики в школу идут с бОльшим удовольствием и в хорошем настроении, что положительно сказывается на процессе обучения. В то же время в классе может оказаться условный ученик В, который напротив всех задирает, провоцирует конфликты, и вообще плохо себя ведет. Из-за такого ученика уровень комфорта в классе может упасть например до 75 %, вследствие чего ученики будут идти в школу неохотно, в плохом настроении, и, соответственно, будут хуже усваивать учебный материал.
    Разве можно ученика А и ученика В условно оценить одинаково?! Конечно же нет. Вот и в нашей жизни точно так. Думаю, что каждый из нас среди своих коллег и знакомых может найти прототипа учеников А и В. Я уж не говорю о гениальных врачах, ученых, полицейских, военных, и многих других людей, в противовес которым можно поставить людей, ведущих образ жизни медведя: полгода едят, полгода спят.
    Я считаю, что нельзя придумать такие параметры, в соответствии с которыми можно оценить всех людей. Каждый индивидуален. И каждого стоит оценивать по его поступкам, а не по количеству воды в организме.

    ОтветитьУдалить
  8. ... а я уверена, что ЛЮБОЙ человек - "А" или "В" - САМОЦЕННЫ. И жизнь Нобелевского лауреата и бомжа или юродивого одинаково драгоценны, ибо они - люди, человеки, созданные по образу и подобию Господа. У них есть душа, которая болит и плачет, мечется и желает счастья и понимания. У них разные судьбы, IQ,социальная значимость... так ли это важно..?! Да, мы не в ломбарде и потому нельзя доллары заменить на проценты ... человеческой полезности что ли.
    Речь завел тот самый ученый о "цене человека" - это настолько кощунственно, что сразу же получает читательский отпор (посмотрите на комментарии), но это при рассмотрении сюжета "в лоб". Второй, более глубинный слой приведенного мною факта, является основанием для возникновения (объяснения и/или оправдания) насилия над человеком на грани полного не ценения жизни (своей и чаще чужой). ТАКАЯ постановка вопроса (человек=5 долл.) ПОРОЖДАЕТ чудовищную жизненную позицию (философию), требующую огромных усилий по ее преодолению-развенчанию и педагогами, и социумом...
    Виктория Юрьевна, Вы поняли: первый абзац этого моего комментария касался СУТИ изначального сообщения (моего поста), а второй абзац - некий вариант ОТВЕТА НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС в моем посте (если его рассматривать как конкурсное задание).

    ОтветитьУдалить
  9. Жанна Валерьевна12 дек. 2012 г., 22:22:00

    Вспомнила своего лектора по древнерусскому языку, когда она пришла с банкой и камнями , рассказала притчу о камнях, песке и воде. Думаю все знают ее. Поэтому важно изначально наполнить себя фундаментальными камнями, чтобы в течении жизни проточная вода смывала только песок и банке для него оставалось меньше места.А жизнь? Разве мы можем дать ей цену , своей или чужой,тем более ребенка?Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда порой может по неопытности, может от сложившихся ситуаций, поступил не так как требует мораль. А потом до боли себя истяжаешь. И наоборот, когда тебя лицом в грязь, а ты все равно делаешь правое дело. потому что жить по-другому не можешь.А те учителя, когда определили "цену" не задерживаются в учительстве.Для нас важна любовь, материнство , нужность не только своим , но и чужим детям.
    Нам предстоит очень тяжелое перерождение и преломление идеалов сегодняшнего поколения " Все можно купить, даже душу".
    Коллеги, похоже правительство к нам повернется тем самым лицом, которого мы так давно ждем. В.В. Путин четко определили отношения к учителю. Хочется верить, что в ближайшее время мы перестанем думать о цене человеческой жизни, а скорей о ее счастливом наполнении.

    ОтветитьУдалить
  10. Деньги, деньги, деньги… всё время – деньги! А где душа, загадочная РУССКАЯ ДУША, которую мы видим в произведениях русской классикой литературы, та душа, которой так боялся Наполеон и Гитлер? Где она? Сотни лет жила, а теперь исчезла? Наверное, сломалась? А кто сломал? Ленины, Сталины, Хрущёвы и Брежневы, - да нет. Тогда была, а вот сейчас нет! А, значит все те, кто был после, её ломали и в землю втаптывали. Тоже нет! Веками кованная и такая хрупкая? Нет!
    Душевность - она или есть, или её нет! Душевным стать невозможно, им нужно родиться. Это дар БОЖИЙ, им как талантом наделены не все. Но в этом и есть смысл жизни - подарить свою душу, разорвав на кусочки раздать близким и далёким, - всем, кто будет рад взять её.
    Духовные ценности всё больше подменяются материальными. Да, неприятно осознавать, что маникюрша-девочка без высшего образования за неделю работы получает половину месячной твоей зарплаты. Но у неё нет того, чем можем гордиться любой учитель, а именно любовь, признательность, добрая память твоих учеников. Порой не помнишь имени, не узнаёшь в лицо, а тебе говорят «Здравствуйте!». Значит, твой труд оставил след в сердцах учеников, значит, часть твоей души была принята, и это «Здравствуйте» - знак благодарности за тепло, которое исходит от душевного учителя.
    «Он честный, добрый, справедливый. Он душевный, он наш!» - вот настоящие звания и награды, как учителя, так и просто человека. Считая гроши, помните – душевные люди живут долго в сердцах и памяти благодарных учеников!
    С уважением Эсауленко Анжелика Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  11. Где Душа... Недавно прочитала у одного священнослужителя, что годы злодейств, душегубства порождают ответные невиданные по глубине и массовости примеры народного великодушия и жертвенности - и так было на протяжении всей истории человечества. Значит в периоды бОльшего благополучия отступает, растворяется в нас лучшее в большинстве своем...
    Спасибо за то, что поделились своими размышлениями, Анжелика Владимировна.

    ОтветитьУдалить
  12. Каждый человек самодостаточен, и у всех есть душа, ирония судьбы заключается в том, что не каждый человек направляет свои помыслы в нужное русло...

    ОтветитьУдалить
  13. Здравствуйте, коллеги!
    С интересом прочла все комментарии. Сначала писать не хотела, а потом решила высказаться. Стоить должен не человек, а его труд, это же так понятно. Сердце, душа, понимание - неотъемлемые составляющие Учителя. Но, как среди учеников есть нерадивые (вариант В), так и среди, увы, учителей. Я запомнила на всю жизнь (еще в начале своей педагогической деятельности) слова одной из моих родительниц на собрании, которая сказала: "Ирина Владимировна, есть Учителя, а есть работающие учителями". Так вот оцениваться в денежном эквиваленте должен труд, а оценка учителя, как, впрочем, вообще человека, может быть только качественной.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!