Внимание!


.

четверг, 10 января 2013 г.

Первый комментарий по ФЗ "Об образовании в РФ" №273 от 29.12.2012

У законов об образовании в РФ традиционно сложная судьба: они все время запаздывают, их "неправильно" трактует читатель, они подвергаются жесточайшей критике слева и справа...  Не является исключением и нынешний ... Все же свершилось: и на исходе 2012 года президент закон подписал. Теперь нужно в нем разобраться, изучить. И начать с того, что точно запомнить его название...

Предлагаемый материал коротко восстанавливает историю вызревания Федерального Закона, коротко останавливается на самых спорных его вопросах и конспективно перечисляет то принципиально новое, что содержат его статьи.

Школа по уму 


Новый закон "Об образовании в РФ" меняет всю российскую школу

"Российская газета"опубликовала очень актуальный материал, спешу поделиться и призвать изучить самым тщательным образом ДО освоения Вами первоисточника, как этап пропедевтики…

Эта статья (автор И. Ивойлова) является комментарием к:
31.12.2012 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Президент подписал Закон "Об образовании в РФ", работа над которым длилась больше трех лет. Текст первой версии закона содержал почти 400 страниц и включал в себя множество мелких вопросов, вплоть до размера окладов профессоров вуза.

По словам Виктора Садовничего, ректора МГУ, вначале проект был похож на справочник, пересказывающий нормы семейного, трудового права и даже антимонопольного законодательства. "А слишком большое количество декларативных норм может любой закон "провалить" - так комментировал ректор первый вариант.

За три года проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете. На специальный сайт поступило 11 тысяч комментариев. После слушаний все поправки от граждан были проанализированы, обобщены и включены в текст новой версии. А потом споры снова продолжились. В итоге даже на первом и втором чтениях в Госдуме закон значительно дорабатывался. По словам председателя Комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в Комитет Госдумы обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 тысяч коллективных сообщений.

ПТУ отменяется 

Бурные дискуссии в свое время развернулись вокруг отмены уровня начального профобразования. По словам члена Комитета по образованию Григория Балыхина, в Думе шли очень острые споры - быть или нет ПТУ. В итоге начальное профобразование включено в среднее профобразование, которые предлагает два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Во время обсуждения законопроекта были внесены многие поправки и устранены неточности. Например, в законе появилось понятие "семейное образование". Большой блок связан с художественным и музыкальным образованием.

Есть билет на балет 

В России исторически сложилось так, что некоторые творческие учебные заведения, например, балетные, музыкальные училища, давали одновременно и школьное, и профессиональное образование. В эти учебные заведения детей отбирают по особому конкурсу, и учебные планы предусматривают не только школьные предметы - русский, математику, историю, биологию, но и профессиональные дисциплины. Поначалу проект закона "Об образовании в РФ" не учитывал эти нюансы. Получалось, что целый ряд училищ выпадал из законодательного поля.

Сейчас в законе закреплено право учебных заведений вводить интегрированные образовательные программы и давать одновременно и школьное, и профессиональное образование. Разрешено отбирать детей по способностям сразу после окончания ими начальной школы, а при выпуске давать им не только аттестат, но и диплом о получении среднего профобразования.

Еще важная деталь: в законе "Об образовании в РФ" есть понятие "безопасность школьной среды". В последние годы в школах резко выросло число несчастных случаев. При этом предъявить претензии родители не могли - не существовало никаких регламентирующих документов. Директорам в таких ситуациях приходилось заполнять документы образца 1990 года с аббревиатурой СССР. Сейчас в законе все детали прописаны.

Не частный горшок 

По закону дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом дошкольное образование отделено от "присмотра и ухода" за детьми, что значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья будут созданы такие учебные заведения, где они "без дискриминации" смогут получить качественное образование. Отдельным пунктом в законе прописано понятие "инклюзивного образования".

По мнению директоров школ, где есть инклюзивные программы, финансирование на одного ребенка с особыми образовательными потребностями, должно быть в 2-3 раза выше, чем на остальных учеников. В Москве, к примеру, такой норматив уже заложен в бюджете. На одного "особого" ученика школы с инклюзией отпускается от 240 до 360 тысяч рублей в год в зависимости от диагноза. И эти средства позволяют успешно интегрировать не вполне здоровых детей.

На село накинут сеть

В законе прописан высокий социальный статус учителя и сохранены льготы сельским учителям по ЖКХ, вокруг которых тоже было много споров. Кроме того, педагогам гарантировано, что их зарплата не будет ниже средней по экономике региона.

В отличие от прежних нормативных актов, в новом законе есть понятие "конфликт интересов педагога". И разъясняется, что это значит: заинтересованность в получении материальной выгоды при выполнении своей работы. Скажем, когда учитель ведет и уроки, и платные занятия у одних и тех же учеников.

Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Четко прописано, что считается местом учебы для тех, кто получает знания через Интернет.

Впрочем, исключение сделано для некоторых программ. Закон закрепляет высокий статус МГУ и СПбГУ, которым, как и федеральным и национально-исследовательским университетам дано право устанавливать свои собственные образовательные стандарты. Но это право может быть и у некоторых других вузов.

Есть новости для абитуриентов: с будущего года изменятся правила поступления в вузы. Основной льготой у многочисленных категорий абитуриентов, которые пользовались преимуществом при зачислении, станет не поступление в вуз, а учеба на бесплатном подготовительном отделении вуза. Причем воспользоваться льготой разрешается только один раз.

Кстати 

Что принципиально нового появится в российском образовании после принятия Закона "Об образовании в РФ"

В школе:
·преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной территории;
·индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в средних и старших классах.
·отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения.
·закрыть сельскую школу можно будет только с одобрения сельского схода.

В колледжах, техникумах:
·закрытие профессиональных техучилищ, которые предлагают программы начального профобразования.
·право учебных заведений на инклюзивные и интегрированные программы и отбор учащихся.

В вузах: 
·результаты единого государственного экзамена будут действительны 5 лет;
·список льготников при поступлении сократится;
·устанавливается квота для поступления детей-инвалидов, других категорий инвалидов в пределах (10%), все другие категории пойдут учиться бесплатно на подготовительных отделениях вузов;
·бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза допускается лишь один раз;
·все вузы, включая частные, будут обязаны участвовать в мониторинге минобрнауки.
·На бесплатные подготовительные отделения вузов принимаются:
·дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
·граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя - инвалида I группы;
·чернобыльцы;
·дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств.

13 комментариев:

  1. Добрый вечер всем! Опять Татьяна Адольфовна задала задачу. О том, что вышел новый закон, услышала еще в школе. Как-то все молчат (в блоге), и я страшусь комментировать. А вообще-то - чего бояться? Вот я у себя на сайте разместила сразу несколько статей.
    1. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ
    Ссылка, по которой можно ознакомиться с законом Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
    2. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
    Принципиально новое в российском образовании после принятия закона "Об Образовании" (Комментарий И.Ивойловой).
    3. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ.
    Начальное общее, основное общее и среднее общее образование. Статья 66.
    4. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ. РОДИТЕЛЯМ.
    Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
    5. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ. ПЕДАГОГАМ.
    Правовой статус педагогических работников. Права и свободы. Обязанности и ответственность.
    6. НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ. РОДИТЕЛЯМ.
    Обязанности и ответственность обучающихся. Права, обязанности и ответственность родителей.
    За все спасибо Блогу и Татьяне Адольфовне. По ссылке в Блоге я смогла в полной мере ознакомиться с Законом. Кстати, сегодня третий день моей сессии (я учусь заочно). На бакалавриате. Хоть девчонкам смогла объяснить сегодня (с опорой на новый закон= опять Татьяне Адольфовне спасибо= разве не так?), что бакалавриат= высшему образованию (Глава 2. Система образования
    Статья 10. Структура системы образования
    5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

    1) среднее профессиональное образование;

    2) высшее образование – бакалавриат.
    Так что… Я опять промолчу. Ибо, по словам прп. Арсения Великого : «За свои слова я часто раскаивался, а за молчание — никогда».
    Спасибо, мой любимый(теперь уже), Блог!!! Спасибо всем, кто его создал. Но ведь и вправду-то – помогает?!?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна! благодарю Вас за отклик. Пример Вашей реакции на сообщение в Блоге - идеальный. Назначеие данного поста - дать посыл. Вы его приняли, развили, направили далее. Что касается комментариев, то я с пониманием отношусь к сдержанности читателей: пока примем к сведению (исполнению) и подождем ПОДЗАКОННЫХ актов... Что здесь важно? 1.Свершилось. 2.Нужно изучить. 3.Следует разобраться.
    ...в январе будет конкурс "Директор школы года" - уже составила задания по новому ФЗ №273 "Об образовании в РФ"...

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Татьяна Адольфовна! Читала Ваш материал и в который раз думала: "Где если не в Блоге я узнала бы о подписании нового закона об образовании!"... У меня возникло несколько вопросов, помогите, пожалуйста, разобраться.
    1) Татьяна Адольфовна, что такое семейное образование? Это когда ребёнок обучается дома?
    2) Что значит фраза "дошкольное образование отделено от присмотра и ухода"? То есть в детских садах основной акцент будет сделан на образовании, а уход за детьми станет дополнительной платной услугой? (Простите, если поняла в корне неправильно)
    3) Очень животрепещущая мысль о "конфликте учительских интересов". Татьяна Адольфовна, получается запретили одному и тому же учителя вести уроки и платные занятия в одном и том же классе?
    4) О вузах. Бесплатное обучение на подготовительном отделении вуза гарантируется только абитуриентам-льготникам?
    Буду ждать Ваших ответов, Татьяна Адольфовна! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Витальевна! на все Ваши вопросы отвечаю так: все ответы-предположения, высказанные Вами, верны (будем ждать подзаконных актов, разъясняюших и дающих МЕХАНИЗМ осуществления декларированных ФЗ норм). В качестве уточнения добавлю: 1.При осуществлении дом. образования промежуточную и итоговую аттестацию дети проходят бесплатно в школе. 2.За обучение детей в дошк. учреждениях не взимается плата (оно бесплатное), родители платят за УХОД за детками (это чрезвычайно важно для организации детсадов на дому и когда детей в сад приводят на некоторое время). 3.Да, у детей Ваших классов Вам нельзя репетиторствовать. 4.Отныне льгота состоит ТОЛЬКО в бесплатном подготовительном отделении(рабфак), а не зачислении льготников в вуз (не ясна ситуация по не больным детям или сиротам, а победителям Всерос. предметных олимпиад особенно в ситуации, когда несколько вузов получили право на СОБСТВЕННЫЕ стандарты образования в вопросах зачисления...).

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Будем наблюдать, как всё это станет функционировать:)

      Удалить
  4. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна13 янв. 2013 г., 15:20:00

    Спасибо Татьяна Адольфовна за этот материал! Ждала все каникулы и знала, что Вы не оставите без внимания самый основной наш документ. Вижу уже появились первые комментарии наших коллег. Изучая материалы и статьи здесь на блоге, многие молодые учителя и немолодые))) тоже повышают свой уровень профессиональной компетентности. Ждем, Татьяна Адольфовна, новых интересных мыслей и откровений.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья Юрьевна, мы не имеем адреса Вашего ресурса...если он, конечно, доступен для нас... та ссылка, которую даем - остывший очаг...что противоестественно применительно к Вам.

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Новый Закон об Образовании долго ждали (анонс-первые разъяснения были в нашем Блоге). Очень верно Вы подметили реакцию блогеров-учителей: изучаем и разбираемся. Ваши комментарии очень помогают - а мы их пересказываем в родном ОУ)))

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Очень своевременно вышла Ваша статья о новом Законе об образовании. Мы буквально после новогодних каникул на заседании МО пытались обсудить его, но так как все ещё не владеем достаточной информацией, у нас этот вопрос остался открытым. Очень много вопросов, которые требуют детального рассмотрения. Замечательно, что у нас существует такая возможность консультироваться у Вас и получать очень подробные ответы на наши вопросы.

    ОтветитьУдалить
  8. Жанна Валерьевна15 янв. 2013 г., 10:33:00

    Татьяна Адольфовна, очень Вам благодарна за такой краткий анализ Закона об образовании.Но это еще не конец. К нему будут прилагаться подзаконные акты, которые ,возможно, уточнять многие неясности. Закон конструктивный , требует переосмысления и даже "перестройки" самого себя и своей деятельности во многих аспектах.

    ОтветитьУдалить
  9. Совершенно с Вами согласна, Жанна Валерьевна! В этой связи у нас есть идея, которую мы скоро предложим читателям Блога... Следите за нашими объявлениями (может быть подключите своих школьных учителей?!), скоро мы обнародуем условия тематического конкурса для учителей-блогеров..!

    ОтветитьУдалить
  10. Татьяна Адолоьфовна, что на Ваш взгляд существенного в Законе о дошкольном образовании, его отличие от прежднего.

    ОтветитьУдалить
  11. огромная просьба поясните статью 58 в новом законе,заранее спасибо

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!