Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 21 января 2013 г.

ТЕМА МЕСЯЦА. Январь. Молодость не порок! (Или в конце ставим знак вопроса?)


«Как вы, такая молодая, будете учить моего ребёнка?» - именно такие слова я услышала 30 августа 2011 года на предварительном сборе для 5-го класса. Хоть и потом эта родительница извинялась со слезами на глазах за «в муках ночей рожденное слово», но я никогда в жизни не забуду этот голос, эти интонации, этот попрекающий взгляд взволнованного родителя. Итак, поговорим о молодых и опытных учителях...

В интернете наткнулась на очень животрепещущую статью в «Комсомольской правде» (от 12 февраля 2009 года). Это «исповедь» молодого учителя, который в свои 23 (мой возраст) пришёл работать в школу учителем русского языка и литературы (мои предметы). То, что написал этот молодой человек, меня ужаснуло. Приведу некоторые выдержки:
  • Оказывается, в школе - как в армии: надо стать как минимум «старослужащим», чтобы заслужить уважение коллег и администрации, а пока ты «салага», ты - пустое место. И это чувствуют дети, с удовольствием поддерживая травлю. В общем, сплошная «бабовщина» (по аналогии с армейской «дедовщиной», но с учетом школьной специфики). 
  • Вместо помощи от коллег я получил «производственное собрание», где меня жестко отчитали и назвали бездарностью. Причем никто из них ни разу не был на моем уроке. Но именно они объявили моему буйному шестому классу, что я еще студент. Дети мне так и говорили: «Почему мы должны вас слушаться, вы даже институт еще не окончили?"
  • Администрация решила посетить мои уроки. Пришли директор и учительница 14-го разряда. После урока собрались на обсуждение. Мне слова вообще не дали. Критиковали мой урок нещадно. Каждое выступление начиналось со слов: «Я 25 лет работаю в школе». 
  • Меня постоянно критиковали. Иногда прямо при детях. Выходило, что у меня совсем нет достоинств, только ошибки и недостатки. 
Дочитав статью, я мысленно поблагодарила судьбу, что она избавила меня от этого кошмара. Но это ведь не просто выдумки молодого впечатлительного человека! Минимум 15 моих однокурсников работают или работали в школе, и примерно такие же рассказы я слышала от половины из них.

Неужели никто из опытных учителей («я 25 лет работаю в школе») никогда не был молодым? Неужели не помнят, что значит первый год работы?

Я часто думала, откуда вообще берется эта оппозиция «молодой учитель – опытный учитель»? Это ведь не может (и не должно!) быть оппозицией! Молодой учитель должен со временем стать опытным, стрелку вперед надо рисовать между двумя этими понятиями. Но не сможет «молодой» двигаться вперед, если на работе (любимой работе) будет чувствовать себя как на костре инквизиции. И движения вперед не получится. Движение возможно только одно в таком случае – вон из школы! Решительно. Навсегда. One way ticket.

Сколько раз я слышала от подруг и друзей: «С удовольствием работал(а) бы в школе, но...загрызут». Не только коллеги по цеху, но и дети, и родители. Вот тут немного другой вопрос встает. Если опытных коллег понять можно, ведь для многих опыт – это единственное, чем они могут похвастаться. Но почему родители бунтуют против учительской молодежи? («Как вы, такая молодая...») Возможно, это стереотип, сложившийся давно. Только такой учитель может чему-то научить: седые волосы стянуты в пучок, на плечи накинута тёплая шаль, голос строгий, взгляд пронзительный. Узнаёте? А что если по-другому? А по-другому «не положено», «не смотрится», «не внушает доверия». «Другой» (читай «молодой») учитель научить не сможет, у неё другое на уме, «ещё в декрет уйдёт не дай Бог» (тоже реплика, мною услышанная).

Хочу быть правильно понятой в плане моих реплик в сторону опытных учителей (столь дорогих мне опытных учителей). Я горжусь теми учителями, которые учили меня (все они были «опытные»), я дорожу помощью коллег своего лицея. Но учитель учителю рознь, как опытный, так и молодой. Я ежедневно наблюдаю учителя, который в свои 75 живёт школой, детьми, уроками. А есть и такие, кто в 30 идут на работу только потому, что «надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти»...

Говорить можно много, говорить можно с разными оттенками в голосе, но проблема остается не решенной. Вернее, это и не проблема вовсе. Это разные понимания. А что если делить учителей не на «молодых» и «опытных», а, скажем, на «творческих» «традиционалистов», «развивающихся» и «остановившихся». Это было бы честнее...

А что думаете вы, читатели Блога? Встречали ли вы на своём учительском пути разделение на «молодых» и «опытных»? Или, быть может, сами стали «жертвами» такого разделения? Считаете ли вы, что иной молодой педагог может так же, как и опытный, быть достойным учителем? Как в вашей школе принимают «молодёжь»? Помогают ли?

Очень надеюсь на диалог, Ваша Г.В.

Напоминаем темы предыдущих месяцев:
Февраль 2012 "Детский суицид"
Март 2012 "Домашние задания"
Апрель 2012 "Работа с родителями"
Октябрь 2012 "Школьные оценки"

14 комментариев:

  1. Спасибо, Галина Витальевна, за столь актуальную и животрепещущую тему. Поделюсь своими размышлениями на сей счет. В моей гимназии, Слава Богу, травли нет. И учителя, и администрация попались мне понятливые, заботливые и даже где-то снисходительные. Да и с родителями повезло. Не знаю, можно ли употреблять тут слово повезло. Наверное, все зависит не только от действительности, окружающей молодого педагога, но и от него самого, от внутреннего его состояния. Ведь зачастую в нас самих есть этот психологический барьер - страшно идти в класс, особенно к старшим детям (я же выгляжу младше их), страшно проводить родительские собрания(ну чему я могу научить взрослых людей, у которых дети уже есть), страшно выступать на педсоветах, "громко" заявлять о себе (Господи, опытные заклюют, подумают, что я выскочка). Но ведь это не так. Надо быть честным самим с собой, надо хорошо делать свою работу, надо просить помощи у опытных, если сам не справляешься, потому что 25лет в школе, это все-таки весомо. Это противостояние опыта и молодости не пройдет, мне кажется, никогда, как не исчезнет извечный спор "отцов" и "детей".
    А по поводу родителей, им тоже надо доказать, что под покровом твоей юности все-таки скрыт диплом и профессионализм. Они отдают свое чадо в школу и очень боятся, что чадо чему-нибудь не научится, что за ним не уследят. Как призналась мне одна моя классная мамочка, я сама не знаю, что делать с моим ребенком, он растет, меняется, выходит из-под контроля; так у меня он один, а у вас их тридцать, как тут можно чему-то научить. Родители -то все учились в той старой школе, и многие из них предпочли бы опытного старого педагога с указкой, достающей до последних парт. А тут приходим мы с горящими глазами.
    мне кажется, и молодой педагог может быть достойным учителем, и опытный может быть просто работником, дело не в возрасте, дело в Деле.У каждого есть выбор быть или казаться, и делить учителей не надо, это было бы честнее. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Анастасия Геннадьевна, что поддержали тему разговора. Ведь мы-то с Вами знаем, что это не просто разговоры...
    Конечно же, Вы правы, что слово "повезло" не совсем подходит, когда мы говорим о родителях, детях, школе, коллегах. Да, "повезти" может, но везение будет сопровождать молодого учителя месяц, от силы - два! Потом надо что-то делать, как-то себя проявлять. Дети - очень чуткие существа, они сразу чувствуют, надеется ли учитель на везение или на свои силы, свои знания, свое желание сеять "свободное, доброе, вечное"...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, как различаются наши с Вами времена: в нашу бытность говорили "сеять РАЗУМНОЕ, доброе, вечное"...))) Оговорка, что называется, по Фрейду..!

      Удалить
    2. Стыдно мне, Татьяна Адольфовна.... Но уже все: что написано пером, то не вырубишь, как говорится, топором;))

      Удалить
    3. Ну, что Вы, Галина Витальевна! Я, напротив, восхитилась, как молодое поколение по-новому, исходя из остроты насущных проблем, дает свои формулировки (не штука процитировать - дать новую версию да "в тему" - это не фунт изюма!)

      Удалить
  3. Анастасия Геннадьевна, по существу Вашего комментария, если позволите...
    1."...под покровом твоей юности скрыт диплом и профессионализм"...
    Понятие "юность" как раз исходит из того, что это пора (как правило, до 20 лет), когда еще нет соответствующего образования и тем более профессионализма...(выбирайте: или не считайте себя "юной" или признайте наличие инфантилизма со всеми вытекающими отсюда следствиями...)
    2.Про Вашу "классную мамочку"... Знаете, Анастасия Геннадьевна, моя полустарческая память услужливо выдала из своих тайников ну очень отличную от Вашего сожета зарисовку(она принадлежит великому Я.Корчаку, который в книге "Как любить детей" писал:"Я не знаю и не могу знать, как неизвестные мне родители могут в неизвестных мне условиях воспитывать неизвестного мне ребенка, подчеркиваю - "могут", а не "хотят", а не "обязаны..."")
    3.А с чего Вы решили, коллега, что именно в "той старой школе" процветало рукоприкладство (указкоприкладство)? Нечеловеческая дикость вкупе с дипломом о педагогическим образованием - явление - увы! - вневременное (вспомним, как сравнительно недавно педагогическая пресса штормила по поводу учительницы - нашей (Вашей)современницы!- которая заставила ребенка языком слизать с пола следы, что он оставил на свежевымытом полу...).
    4. Наукой точно установлено, что ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА педагогов продуктивно-накопительными являются ТОЛЬКО первые 12 лет педагогической деятельности, затем следует период стагнации и далее(у кого-то резко-обвальное, у кого-то плавно-отчетливое) ПАДЕНИЕ эффективности профессиональной деятельности (а с позиции периода полураспада компетентности оно происходит уже через 2,5-3 года практической деятельности по окончании вуза). Все это, разумеется, при пассивно-попустительской позиции учителя и школьной администрации. Опыт педагогический не является абсолютным благом - это устойчивый миф в нашей учительской среде... О своем "весомом"(временном) опыте может говорить ТОЛЬКО невежественный учитель, которому больше НЕЧЕГО противопоставить оппоненту, ибо больше аргументов в пользу своей профессиональной состоятельности у него просто нет; как нет и знания-понимания того, что чем более продолжительный срок он работает, тем (вольно или невольно) дольше и в большей степени он подвергается разрушительным профессиональным деформациям... В годы моей учительской молодости у нас очень популярным было цитирование одного классика (захотите - найдете): "Долгое пребывание в учительстве отупляет!" )))
    5. С великим прискорбием констатирую, что из современной школы практически напрочь ушел учитель-интеллигент, энциклопедически образованный, несущий высочайшую речевую и поведенческую культуру...Тогда ни о какой конфронтации "молодой-зрелый-старый" и речи не могло бы быть. Горько от сознания нашего оскудения...
    ...правда, тогда бы не появилась эта "Тема месяца" и сообщение Галины Витальевны и Ваш, Анастасия Геннадьевна, комментарий. Спасибо вам, коллеги!

    ОтветитьУдалить
  4. Вопрос действительно вечный, мне тоже кажется, что такое разделение не уйдет никогда. Про себя помню такой случай: в 19 лет, когда я в первый раз устраивалась на работу в школу, меня попросили провести урок, а потом ... не взяли. Завуч объяснила, что я ничего не умею, что прикрепить ко мне наставника нет возможности, учителя перегружены, а меня надо еще учить и учить, ну и так далее. Я рыдала, когда уходила. Но, как говорится, все, что ни делается, к лучшему, ведь через некоторое время я пришла в другую школу, где меня также не гладили по головке, но дали наставника, посещали мои уроки с последующим анализом и приглашали на свои.

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за столь подробый комментарий. Перечитала несколько раз. Теперь пойду переосмысливать. Но все-таки посмею себе вопрос по поводу родителей. Януша Корчака, к сожалению, из них не все читали. Юной я себя, конечно, не считаю, но молодым педагогом в глазах родителей от этого быть не перестаю, поэтому многие моих рекомендаций не услышат. А как же быть тогда? Как выстраивать линию поведения именно с родителями?

    ОтветитьУдалить
  6. Анастасия Геннадьевна, цитировала Я.Корчака не "для родителей" - для Вас (чтобы наглядно показать, как разительно отличается отношение-подход Ваш - "классная мамочка" - и уважительный до почтительности Педагога-легенды...)
    Будут слушать или нет рекомендации молодого педагога завит ТОЛЬКО от Вас - это мое совершеннейшее убеждение (знаете, свои первые родительские собрания я проводила тоже не с седой головой, моя позиция была слабее Вашей - мне было препоручено кофликтное разбирательство на собрании, которое я вела будучи практиканткой...), сейчас есть хотя бы мизерная прослойка родителей, считающих, что молодой учитель ближе к их взрослеющим детям...
    Как быть? Здесь, в этой рубрике есть удивительная тема месяца, посвященная родительскому собранию, оказанию влияния на родительскую общественность. Материала(рекомендаций, идей) хватит не на одно поколение учителей. А случится у Вас вопрос - формулируйте, попытаюсь ответить.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо большое. Буду читать и формулировать. И за цитату из Я. Корчака спасибо, я не перестану никогда учиться у него и восхищаться его жизнью и подвигом.

    ОтветитьУдалить
  8. В современной школе остро востребованы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание подрастающего поколения, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора - это не определяется возрастом и педагогическим стажем учителя! Конечно, молодому учителю нелегко в начале профессиональной деятельности, но мудрая пословица гласит: «Дорогу осилит идущий». Чтобы процесс адаптации начинающего педагога прошел успешно, многое зависит от администрации школы, которая должна помнить: плохой хозяин выращивает сорняки, хороший - рис, умный возделывает почву, дальновидный растит помощников!

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, уважаемые коллеги!!! Близка мне эта тема!!!!Близка!!! "Молодой - значит глупый" - приходилось мне слышать в свой адрес... Благодарна своей судьбе, что на моем жизненном пути появился замечательный коллектив МБОУ СОШ № 42!!! Именно он позволил осуществить все задуманные планы и поверить в то, что инициатива бывает ненаказуемой!!! А на прошлом рабочем месте все наоборот. Главное, что практически весь педагогический состав со стажем как минимум 15 лет. и коллектив из 20 человек... и я с молоденькой учительницей по биологии... Казалось бы, что нам делить у всех одно общее дело???Проработав в этом учреждении 1 год, к сожалению, пришла к следующему: - многие не хотят ничего менять в своих рабочих буднях, тем более, если это требует дополнительного времени; - некоторые придерживаются позиции "как это так? я еще не принимала участия, а она только пришла и нос свой сует...", не знаю как правильно сказать "зависть"??? или "дедовщина" или...? В итоге скучно стало, неинтересно, даже обидно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина Сергеевна, знаете, в оправдание прежних Ваших коллег-стажистов напомню, что есть такая поговорка: "Кто не был молод, тот не был глуп!" ...может это так звучало? не персонально..?
      А вот что касается второй части Вашего комментария - смерти подобно останавливаться учителю в своем развитии. Я провожу педдиагностику некоторых полных учительских коллективов (не выборочно, а поголовно!), так результат ошеломляет: есть целые школы, где до 80% учителя - махровые традиционалисты, которым НИЧЕГО не нужно, а всякие перемены вызывают в них приступы ярости... как же?! кто-то покушается на их "комфортно-дремотное прозябание"... Там нет воздуха! Хорошо, что Вас судьба увела.

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна!!! Я полностью согласна с данной поговоркой, именно поэтому считаю, что старшему поклению стоит дать совет нам, направить нас в правильное русло, откорректировать направление. Ведь именно на них мы сначала равняемся, когда приходим в школу. Метод проб и ошибок очень эффективен, но иногда слишком долог... Кто, если не вы, наши старшие и опытные коллеги???

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!