тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

четверг, 3 января 2013 г.

Работа в радость... возможно ли?

С 3 января начинают работать все службы европейских стран. А мы чем хуже?
Перед Вами, читатель, три статьи... в известном смысле, они подобраны предвзято, односторонне-проблематично... Они о больном и болезненном... С точки зрения циклограммы работы учителя - самое время обратиться именно к такого рода тематике... Это для всех образованцев... Что же касается участников Конкурса (как 2013-го, так и последующих годов), то
содержания всех наших блоговых публикаций ОТНЫНЕ будут "работать" и на их успешные конкурсные выступления...(!)
Хочу уточнить: изложенное в статьях не есть истина в любой (не то что последней!) инстанции, это - точка зрения автора... Ваша может отличаться, быть даже противоположной... но она (Ваша точка зрения, позиция), как минимум, ДОЛЖНА БЫТЬ...
Почитайте, предложите коллегам, поделитесь своими соображениями в Блоге. Интересным  может получиться разговор...

Статья   КАК РАБОТАТЬ С "ТРУДНЫМИ" РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ?

Статья   "КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ" ВО ВРЕМЯ КОНФЛИКТА

Статья   УЧИТЕЛЬ "НА АВТОМАТЕ"


23 комментария:

  1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Я с большим интересом прочитала статью "Как работать с "трудными" родителями учеников". Мне с классом повезло, да и с родителями, в основном, тоже. Но конечно же, конфликтные ситуации иногда возникали. Один раз, когда мы с подругой обсуждали нашу работу (она тоже учитель начальных классов), я не удержалась и в красках описала ей сложную ситуацию при общении с одним из родителей, возникшую у меня на работе. Подруга мне в ответ тогда сказала одну фразу, которую я не сразу поняла - "Если ты приходишь в банк или в кафе и тебя обслуживают непрофессионально, разве ты не возмутишься?"
    Меня это поначалу очень задело! Как можно нашу работу сравнивать с работой банка или кафе? Но потом я поняла, что в этой фразе доля правды есть. Может подруга выразилась и резко, но любые родители (и "трудные" тоже) ждут от учителя профессионализма. А есть родители, которые при слове "профессионализм" представляют, что учитель "в момент" решит все проблемы ребенка, сделает из него гения, наладит отношения с семье и школе. Но ведь так не бывает! В этом, наверное, и есть сложность нашей работы. Подруге я на ее высказывание ответила: " Разве сможет шеф-повар приготовить изысканное блюдо из испорченных продуктов? Разве сможет менеджер банка в одночасье решить проблему по кредиту, у которой срок давно истёк"
    Я думаю, одна из задач учителя при работе с "трудными" родителями - это "обыграть" свою работу с ними так, чтобы они "сменили роль". Если родитель поймет, что залог успешности ребенка - это взаимодействие школы с семьей, он (родитель), возможно, сменит тактику. Учитель должен наглядно продемонстрировать, что школа выполнила свои обязательства, а теперь - дело за родителями.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Вячеславовна! Рада тому, что Вы отозвались и включились в работу (хотя не грешно продолжать отдыхать и голове тоже...). Если позволите, отреагирую на Ваш комментарий чуть позже: и Вы еще "поживете" в материале (и быть может еще что-либо добавите), и коллегам дадим возможность сделать свои первые отзывы.
      Пока же, разрешите, только две реплики: 1. конечно же всякое сравнение "хромает" и не предает всех оттенков ситуации...; 2. а КАК "обыграть свою работу", чтобы родители сменили роль? какие здесь могут быть приемы? (я только ставлю вопросы и не настаиваю на Вашем ответе). Еще раз благодарю Вас.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Мария Вячеславовна! Очень интересный комментарий. В одном не могу согласиться с Вами – «…это "обыграть" свою работу с ними так, чтобы они "сменили роль"». Искренность + тактичность – так я, наверное, обозначила свою позицию в отношении с «трудными» родителями (плюс еще несколько составляющих). А еще очень помогают сами дети. Был в моей практике случай. Невзлюбила меня одна родительница. С виду-то я большая и строгая. А была она женщиной высокого ранга по должности, сын единственный, любимый. К начальству вызвали: «Надь, так, мол, и так. Чем не угодила, не знаем, но ситуация такова». Я не стала ничего менять в отношениях ни с мамой, ни с ребенком. Возможно, стала немного сдержаннее. И вскоре ситуация разрешилась. Через некоторое время она опять пришла к руководству: «Извините. Но если вдруг Надежды Александровны на работе нет, то ребенка и с постели не поднимешь. Как только она выходит – он бегом несется. А детей не обманешь». К чему привела этот пример? Просто это яркий показатель материнской любви. В последнее время склоняюсь к мысли, что «трудные» родители – это те люди, которые мало любят своих детей. «Золотые» слова в статье : « Несмотря ни на что нести людям свет и добро». Извините, если Вас чем-то обидела. Тема, действительно, непростая и злободневная. Искренне желаю Вам успехов в работе.

      Удалить

  2. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Спасибо за интересные и остроактуальные статьи. По поводу конфликтов – лично я стараюсь их избегать. Если человек по отношению ко мне настроен агрессивно, то просто молчу, не вступая в спор. Каждый из нас имеет право на свою точку зрения. И уж чему в жизни не позавидуешь, так это роли обидчика.
    По поводу статьи «Как работать с "трудными" родителями учеников?», то я во многом разделяю мнение автора. Но, к сожалению, как показывает практика, не всегда можно превратить родителей в соратников. Из опыта жизни могу позволить себе заметить, что очень часто «трудные» родители – это просто «трудные» люди (у себя на работе, с соседями…) В таком случае педагог практически бессилен что-то сделать. Такие родители мне чем-то напоминают каменотеса из притчи. Все чего-то ищут, переводят ребенка из школы в школу. От учителя к учителю, а проблема-то…
    Статья «Учитель на «автомате» для меня сейчас очень актуальна. Поэтому, прежде чем сделать какие-либо выводы, мне необходимо перечитать ее еще раз пять-шесть. И закрепить на «свежую» голову.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Александровна, добрый вечер! Не слишком рассчитывала на быстрый ответ, но он пришел. Спасибо.
      Это по-настоящему мудрая, на мой взгляд, позиция "замолчать"... Однако требует она невероятной выдержки, иначе...
      А пока Вы перечитываете "Учителя "на автомате"", быть может, стоит вернуться к "трудным" (очень) родителям: понимая тщетность попыток "перевоспитания" их, КАКУЮ позицию с Вашей точки зрения целесообразно применять к такой, как Вы обрисовали, категории "участников образовательного процесса"? (Конечно же Вы - не ученик у доски, а я не учитель, и потому вопрос мой можно расценивать как риторический...)

      Удалить
    2. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Спасибо за вопрос. Ситуация для меня жизненная. Обычно в работе у меня всегда складывались доброжелательные и мирные отношения с родителями. И, возможно, все так бы и протекало в моей жизни безоблачно, но… Был у меня уже набран первый класс, списки детей утверждены. И тут появилась она – добрая и заботливая мамочка, желающая отдать своего ребенка ТОЛЬКО в мой класс, грозя департаментом и всевозможными структурами. Взяли. И тут одна родительница, зная ее по детскому саду и по работе, говорит: «Все. Теперь не ждите спокойной жизни». Я, абсолютно позитивно настроенная, предупреждению не вняла. Два года прошли, как в кошмарном сне. Я не туда посадила ребенка, неправильно составлено расписание, я ОБЯЗАНА ставить оценки… Ребенок запросто мог не прийти в школу: «Мы решили дома побыть». Ноги на работу не шли. А человек все не успокаивался, пытаясь настроить против меня родительский коллектив: «Она учиться поступила. А как же наши дети?» (К слову сказать, на занятия в академию ходила после уроков). «Она ОБЯЗАНА заниматься только нами и нашими детьми» и т.д. Невроз проскакивал уже и среди родителей. Вместо поздравлений на 1 сентября я услышала из уст этой благочестивой особы упреки и нравоучения. Класс (родители) молчали. Венцом всему было поздравление с каким-то праздником: «Я Вам там на стол бросила…(смешок). Ну, в смысле положила подарок от класса». Это был единственный раз, когда я позволила себе прокомментировать ее выпад, обратившись к рядом стоящему родителю из нашего класса (не знаю, откуда взялись силы сказать ровным спокойным тоном, но твердо): «Обычно бросают собакам. Кости. Я Вас очень попрошу убрать то, что бросили мне на стол. От всего класса. Спасибо». И ушла. Не предать словами, что со мной творилось. Не реветь – выть хотелось.
      А теперь о моей позиции – не конфликтовать. Не скрою – и трясло, и плакала, но дома. Пила новопассит, афобазол. Обычно внешне спокойно выслушивала все претензии. «Я Вас услышала. Спасибо. Мне понятна Ваша позиция. Благодарю за то, что Вы с таким неравнодушием относитесь к школьной жизни. Спасибо за подсказку, я подумаю над Вашим предложением». Делала красивые презентации для родителей о нашей с детворой школьной жизни, распечатывала для родителей статьи на особо «острые» темы… Как-то услышала мимолетом фразу коллеги, разговаривавшей с кем-то о проблемах взаимоотношений с родителями: «Вот Самойлова - гасит конфликты». Спасибо… Чего мне это стоило? И увольняться хотела, и думала, что все - сил не хватит ни на что. Ведь такая ситуация здорово выбивает из колеи. Самое страшное – на глазах менялся ребенок, менялось его отношение к школе и к учебе. Видимо, в той семье я не раз была облита грязью при ребенке. Вот это действительно страшно. Поливая грязью меня за глаза, эта женщина, когда пришла за работами ребенка (я храню все работы детей – первые крючочки, первые диктанты, первые тетради...Отдам в 9 классе на выпускном), сказала: «Ой, Вы знаете, мы в другую школу переходим. Там к дому ближе и…» ряд семейных причин. И все извиняющимся тоном. Как ребенок малый.
      Вот такая позиция, Татьяна Адольфовна. Скорее всего, она правильная, т.к. конфликт ни разу не вышел за пределы школы, да и за пределы класса (были и другие учителя «плохие»- музыканты, физрук… всех нас надо было, как минимум четвертовать) редко когда выходил.
      После перехода героев моего рассказа в другую школу, жизнь в классе пошла заметно веселее и легче. Даже родители вздохнули с облегчением. Что касается дальнейшей судьбы героев, то где-то через 1,5 месяца после начала нового учебного года подошла ко мне родительница: «Вы знаете, в магазине видела бабушку Б. Спросила, как им новая школа. А она сквозь зубы процедила: «Везде хорошо, где нас нет».
      Р.S. А ребенка мне все-таки жалко.

      Удалить
    3. Понятна Ваша позиция, Надежда Александровна, она требует долготерпения, нечеловеческой выдержки, кротости и послушания (в православном толковании). Она вызывает уважение.
      Но... так разрушается Ваше нервно-психическое здоровье (даже не благополучие...), медленно отравляется сознание других родителей (а потом потребуется его оздоровление!), косвенно допускается нарушение морально-этического комфорта ребят (они так остро все чувствуют и понимают...). Такая позиция прекрасно "работает" в отношении умных и справедливых родителей, допустивших поведенческий сбой (гневная реакция, не разобравшись в ситуации, или когда поддались на неправедное поведение группы родитей, введенные в заблуждение)...
      В описанной Вами ситуации чего-то (другого) не достает... Чего?

      Удалить
    4. «Труд педагога есть страна мудрого и вечного: на сцене - человеческие сердца, за кулисами - человеческие души, в зрительном зале - человеческие судьбы» (цитата).
      Добрый день, Татьяна Адольфовна! Нет моральной удовлетворенности и чувства радости от проделанной работы. Вероятно, такая моя позиция во многом была проигрышной – все-таки я не смогла достичь главного. Родитель сменил школу, но не изменил своего отношения к школе и к учебному процессу. Это сильно огорчает. Слабо утешает лишь то, что этот случай был действительно единичным за всю мою практику. И здесь невозможно не согласиться с мнением автора : «Трудно потому, что меня этому никто никогда нигде профессионально не учил, не тренировал и практически не показывал, как именно такое важное и сложное дело следует делать». Поэтому еще раз благодарю за затронутую тему. Буду ждать комментарии коллег об их опыте работы. Возможно, в них найду то, чего мне не хватило для достижения положительного результата. Если возможно, то с радостью и благодарностью приму Ваш ответ (совет) – что-то надо было сделать не так. А что? Пока не знаю...

      Удалить
    5. Уважаемые участники "УГ-2013"! У нас в Конкурсе есть задание во втором туре "Я бы поступил(а) так... Комментарий профессионала". У нас с Наталией Александровной сложилась идеальная ситуация: она рассказывает о случае из своей практики. Представьте, что ВЫ (каждый на своем месте) получили лист с этим (Н.А. Самойловой) описанием. Дайте СВОЙ комментарий описанному случаю (обдумайте его, сформулируйте свои идеи, оценки, заключения, итоговый вывод и собственную аргументированную версию разрешения предложенной ситуации). Прикиньте, насколько профессионально-грамотно, убедительно-аргументированно Вы говорили (проговаривали про себя), насколько получилась у Вас роль эксперта-комментатора... Если почувствуете острую потребность поделиться - Блог к Вашим услугам.

      Удалить
  3. Татьяна Адольфовна, добрый день!
    Сегодня уже вплотную приступила к своей любимой (и это действительно так!) работе, и Ваш пост, как всегда, оказался в блоге «в нужное время». Внимательно прочитала статью А. С. Бикеевой, соглашаясь с тем, что необходима каждому учителю профессиональная подготовка и в таких вопросах, как работа с родителями, особенно с «трудными».
    Но сегодня я хотела бы говорить о других родителях.
    Как любому школьному учителю, мне приходится общаться с родителями своих учеников. На мое счастье, подавляющее большинство из них – люди, для которых ребенок был и остается главным смыслом их дальнейшей жизни. Они, несмотря на занятость на производстве или на фирме и множество бытовых проблем, находят и время и возможности, чтобы помочь своему ребенку справиться с учебной проблемой. Общение с такими родителями доставляет мне радость, особенно, когда «результаты» общения взрослых становятся видны в ответах и оценках ученика. Среди моих коллег - мамы успешных школьников, вот с них-то и надо брать пример тем родителям, которые в силу различных причин (иногда, очень серьезных) стали «трудными».
    Сколько себя помню – учеба была мне в радость и в удовольствие. Наверное, поэтому я всегда считала и считаю, что учеба – это желание, обязанность, ответственность, прежде всего, самого ребенка, и я говорю об этом своим ученикам! А вот сделать так, чтобы учеба во всех ее проявлениях стала интересной и желанной для малыша – задача его родителей, иногда весьма сложно решаемая.Вот отсюда, с самого раннего детства, и начинаются «трудные» дети, а воспитателю в детском саду или учителю в школе уже приходится исправлять этот родительский, домашний «провал» в воспитании и детей, и их родителей, которые неожиданно для самих себя становятся «трудными». Проблема «трудных» родителей есть. Анализируя её, понимаю, что приоритеты многих молодых родителей (25 – 40 лет), их воспитательные позиции сформировались в «смутное» время современной истории России. Но жизнь – хороший учитель для человека, понимание своих педагогических ошибок приходит к каждому, и тогда учитель сделает все, чтобы объяснить, подсказать и помочь и ребенку, и его «трудным» родителям.
    Я - сложный человек, но я - счастливый учитель потому, что ни разу за тридцать два года ни один из "трудных" или успешных родителей не сказал мне, что мои доводы, убеждения, мои требования к его ребенку неверны. Я горжусь своими учениками, а с "трудными" - работаю.

    ОтветитьУдалить
  4. Любовь Ивановна, здравствуйте! Интересный поворот сюжета - работа с "заинтересованными" родителями... Ведь зачастую они просто благосклонно воспринимаются классным руководителем (учителем). А как сотрудничать с "нетрудными"?
    ..."смутное время"? Да, оно отсекло деятельность-влияние на детей различных общественных организаций школьников, обнажилось и усилилось чисто семейное...социум внес свою разрушительную лепту...
    А как быть уверенным, Любовь Иванолвна, что семья (ребенок и его родители) ВОСПРИНЯЛА твои (школы) ценности-требования и стремится следовать им, а не имитирует согласие, прикинувшись-подстроившись..? я только задаюсь вопросом...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Перечитала предложенные Вами статьи. Совпадение, но сейчас перечитываю книгу Алины Бикеевой "Испытание школой: ребёнок и учитель" (очень много проблем современной школы раскрывает автор, и хоть книга и 2003 года, но многие поднятые автором темы актуальны и сейчас). Поэтому рада была познакомиться с ещё одной статьей А. Бикеевой. "Трудные" родители встречаются у каждого учителя, но сможем ли мы не довести наши отношения с ними до конфликта зависит от нас. Как и к детям, так и к родителям нужен индивидуальный подход. Может быть я человек позитивный, бесконфликтный, или может мне повезло с родителями, но мы с ними единое целое. Родители должны видеть в нас только союзника, который заинтересован их ребёнком. Каждый учитель это психолог. И уже по первым встречам с родителями ты можешь предположить, что ожидать от того или иного родителя. И исходя из этого и выстраивать свою работу с ними. Главное в моей работе это уважение, тактичность, спокойствие, умение управлять своими эмоциями. Мы должны уметь не только говорить, но и быть активными слушателями. Только общаясь мы сможем решить возникшую проблему.
    "Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать" Уинстон Черчилль.
    А как мы распорядимся этой властью зависит от нас, будет ли она во благо или приведёт нас к краху...

    ОтветитьУдалить
  6. ...а знаете, Марина Владимировна, я далеко не со всем в материале согласна: вероятно, МОЙ жизненный и "производственный" опыт таковы, что не все я разделяю и принимаю у этого автора...
    Почему-то казалось, что читатели Блога заговорят об этом...))

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна!
    Изучение статей я начала с последней – уж очень заинтересовало название, и не разочаровалась. Распечатала, выделила маркером самые главные мысли и спросила себя: «Можно ли назвать меня учителем «на автомате»?». Сейчас – нет, нельзя, а вот ещё 5-6 лет назад было можно. И это было действительно так!
    Я думаю, что абсолютно у каждого учителя бывает это время – время работы «на автомате», когда идёшь НА РАБОТУ, а не В ШКОЛУ… Может, не права, но именно ответ на вопрос «Куда я иду каждое утро – на работу или в школу, к детям?» является очень важным для учителя…
    Что изменилось? Или это я изменилась несколько лет назад? Почему? Я знаю ответ на этот вопрос… Выскажу собственную точку зрения - во многом обстановка дома, в семье, даже в семейном положении сказываются и на профессиональной деятельности педагога. Может ли быть успешным, позитивным, активным учитель, у которого «голова болит» от личной неустроенности?, от нерешённого квартирного вопроса?, от проблем в семье? И я не могла… Но надо только начать менять свою жизнь, не сворачивая с выбранного направления, и всё обязательно поменяется, и дома, и в школе.
    Сейчас мне многие твердят, что я успешна, что всё, за что я берусь, обязательно получается, постоянно спрашивают, когда же я отдыхаю. А я умею распределять своё время, я научилась (как бы странно это не прозвучало) извлекать урок для себя из каждого события … Мои «фильтры» направлены на самообучение.
    Не поздравили в праздник? А что, обязаны??? Не отметили на школьном сайте? Ну что ж, можно сказать, традиция такая… Но примеров коллег, которые только жалуются, ругают администрацию, детей, родителей, таких примеров очень много… Мы, учителя, по-разному пришли в профессию – кто-то от искреннего желания учить, развивать, помогать, кто-то - от безысходности, а кому-то вообще было (и есть) без разницы, кем работать, лишь бы деньги были…
    Я никогда не забуду один случай из практики, когда для того, чтобы хорошо подготовить ребят к ГИА, я сделала 1 раз в неделю доп.занятия, но мой кабинет был занят, пришлось просить коллегу перейти. Она искренне была удивлена, зачем мне надо тратить время, бумагу, краску принтера, деньги на телефоне для обзвона детей и родителей… Ведь меня никто об этом не просил, ведь мне за это не заплатят… И слова мне вслед: «Ты ещё молодая, поймёшь, что незачем для них стараться, отработала – иди домой, что время зря тратить, лучше набери репетиторства»… Я не хочу становиться такой.
    Иногда мне кажется, что очень мало учителей выкладываются полностью на уроках, а остальные просто приберегают силы для того, чтобы ПОТОМ «работать» и во время уроков «ищут себе учеников»… Не права? Очень хочу в данном случае быть неправой…
    Я не знаю, можно ли сказать, что я отдаю себя детям бескорыстно, ведь я получаю за это зарплату... Но даже если эта зарплата будет очень мала, я знаю, что не уйду со школы.
    Каждое утро я иду В ШКОЛУ, я иду к ДЕТЯМ! Мне очень нравится то, что я - учитель!

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер,Татьяна Адольфовна!С интересом прочитала статью о работе с "трудными" родителями и уже два дня веду "внутренний диалог".Знаете, наверное мне повезло, ведь родителей каждого своего выпуска я вспоминаю с теплом и благодарностью в сердце!Родители-люди конечно разные,но я думаю,что главное в НАШИХ отношениях- это ОБОЮДНОЕ доверие.
    Мне сразу хочется обратиться к "беспроигрышным мыслям" из статьи:
    " •ВСЕ родители ВСЕХ моих учеников не могут разделять мои взгляды и суждения. Кроме того, они не обязаны слушать меня, открыв рот, повинуясь мне во всём. У них свои ценности и приоритеты в жизни, а также свои заботы и проблемы."
    Я четко знаю, что семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно, а значит...
    если ценности семей(родителей) и мои ценности не совпадут,едва ли можно говорить о продуктивном сотрудничестве,а именно его я ставлю во главу угла.
    В этом году у меня ПЕРВЫЙ класс и свою работу с родителями я начала еще в апреле, когда на предворительном собрании провела самопрезентацию своей работы, потому что считаю,что РОДИТЕЛИ вправе выбирать стиль работы учителя, сопоставлять свои и его ценности,жизненные приоритеты,но ВСЯ ЭТА РАБОТА,по моему мнению, должна проводиться ДО 1 сентября,а после-мы учимся становиться единым целым( и здесь конечно предстоит работать ВСЕМ).МЫ учимся быть семьей с ЕДИНЫМИ ценностями! Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники.Я стараюсь сделать так,чтобы родители не чувствовали себя гостями в нашем классе,а были его полноправными жителями.А все трудности(с новым коллективом их не мало)- мы переживаем сообща.
    А в канун волшебного праздника, очень хочется пожелать...
    И Рождество как маг, волшебник,
    Как драгоценный талисман.
    Здоровья, бодрость и веселье,
    И счастье пусть подарит Вам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Владимировна, здравствуйте! Отрадно, что поделились прочитанным-обдуманным... Спасибо.
      А было что-то такое, что вызвало сомнение (несогласие даже), что было полезным, так сказать, практико-ориентированным? или глаз привычно выхватил лишь то, что согласуется с Вашим опытом..? (я не только об одном материале, я обо всей подборке)

      Удалить
  9. Добрый день, Татьяна Адольфовна! Не первый день думаю над поставленными вопросами. Сначала попробовала определить, какие родители вызывают трудности. Было сложно (ведь сама работа с родителями непроста в силу многих причин - и одной из них, несомненно, является отсутствие специальных знаний и дисциплин в ВУЗе), но попробую выделить главную для себя проблему. Мне всегда сложно с родителями, которые становятся скорее на защиту своих интересов, чем интересов ребенка. Этим и отличаются учителя от сотрудников банка, что отстаивают не столько права учреждения, сколько права ребенка. Пример Надежды Александровны подтверждает мои предположения - ребенку учиться комфортно, маму многое не устраивает. В моей учительской судьбе были разные дети, с разными возможностями - физическими и социальными. Я всегда открыто говорю с родителями ученика о возникающих проблемах, советуюсь, как помочь малышу справиться с первыми жизненными трудностями. Сложно, когда родители не могут принять или изменить ситуацию, сложившуюся порой задолго до поступления в первый класс. Читаю специальную литературу, консультируюсь с психологом школы (который является частым соавтором родительских собраний), с социальным педагогом. Понимая, что "учитель строг, потому что желает добра", родители принимают сторону школы, учителя. Над вопросом, как этот процесс сделать скорее (убедилась, что время важный фактор) и конструктивнее, ищу ответ в собственной практике и практике коллег, в научно-практической литературе. Рада, что Блог Ассоциации помогает в решении важного вопроса. Спасибо авторам и читателям Блога!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Наталья Александровна, Вы правы... бесспорно: родители - взрослые, сложившиеся люди, нередко уже имеющие опыт воспитания детей, и каждый по-своему прав и ...не прав. Важно разобраться, с кем имеешь дело... Но тысячу раз важнее НАЙТИ СПОСОБЫ, ДОИСКАТЬСЯ и затем ДОРАБОТАТЬСЯ до такого состояния, когда бы - при всех различиях - учитель и родители становились единомышленниками или хотя бы людьми, смотрящими и действующими в одном направлении... И инициатива здесь должна исходить от учителя, если он, конечно, ПЕДАГОГ...

      Удалить
  10. Добрый вечер! Наконец-таки, в двадцатый раз перечитав статью «Учитель на «автомате», позволю себе не согласиться с ней. Что-то подсознательно настораживало. Что?
    1. Название как бы подразумевает другое. (Возможно, усталость, перенагрузку…) До сих пор не могу прочувствовать фразу : «Не имея внутренней уверенности в своей эффективности…»
    2. «Неудовлетворенность на работе обобщается, переносится на большую часть жизненных ситуаций… Одна за другой появляются болезни». А сколько педагогов находят отдушину в работе? Для скольких она является смыслом жизни? А не наоборот ли – измотанные жизненными ситуациями мы находим сердечное утешение в своих учениках?
    3. Не могу понять, что еще, но не ложится эта статья мне на сердце в своей целостности, и все. Возможно, потому что училась у педагогов, которые каждой своей клеточкой отдавали себя ученикам. А, возможно, просто ошибаюсь. Хотя не покидает ощущение, что, между двумя проведенными автором гранями, истина находится где-то посередине…

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за отзыв, Надежда Александровна! Конечно же Ваша точка зрения и даже позиция, высказанные в комментарии, имеют право на существование!
    ... а может быть Вы - трудоголик?! и рекомендованную (для профилактики) статью не принимаете, поскольку она посягает на "неотъемлемое" право Вашей работы главенствовать над Вами?

    ОтветитьУдалить
  12. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Конечно, работа с родителями, на мой взгляд, одна из самых сложных. Никогда не знаешь какие к тебе придут новые ученики и какими будут их родители. Я за свою педагогическую жизнь повстречала очень многих удивительно разных родителей. Ведь перед тем как привести ребёнка в школу они 6-7 лет его воспитывали, вкладывали в него свою душу,формировали его характер. Для каждого родителя его ребёнок это самое ценное и любимое, что может быть в жизни. Конечно, каждый из них считает , что его ребёнок самый лучший и многие не могут адекватно воспринимать и реагировать на замечания учителей. Они считают, что к его ребёнку просто придераются. В этой ситуации,конечно, нужно быть очень корректным, что иногда бывает и сложно. Но я всегда себе говорю: "Имей терпение, найди нужные слова". Конечно бывает по-разному, не всегда родители согласны с мнением учителя, но в этом и заключается мудрость и профессионализм учителя, чтобы родители стали союзниками о созидателями . Ведь это наше общее дело и от того как мы его сделаем зависит дальнейшая судьба ребёнка.

    ОтветитьУдалить
  13. Добрый вечер, уважаемые коллеги!Выражаю огромную благодарность ВАМ, Татьяна Адольфовна, за столь актуальные статьи, которые не могут оставить нас равнодушными. Но сегодня,мне бы хотелось акцентрировать свое внимание на статье "О работе с "трудными" родителями", наверное, потому, что совсем недавно пришлось столкнуться с такой проблемой лично. За недолгое время своего УЧИТЕЛЬСТВА в этом году я во второй раз стала классным руководителем (в 5 классе). С детьми и их родителями знакома еще с начальной школы, т.к. вела уроки английского языка и посещала почти все родительские собрания. Начался новый учебный год и спустя один месяц к нам в класс перевелась замечательная девочка из другой школы. При знакомстве с родителями, мама рассказала, что ее ребенок учится на одни пятерки, принимает активное участие во всех мероприятиях и вообще, что это "находка" для меня как для классного руководителя. Со своей стороны, я сделала все возможное, чтобы ребенок быстро влился в коллектив и обрел себе новых друзей в лице своих одноклассников.Все было хорошо до тех пор, пока не появились первые оценки, а с ними и первые недовольства родительницы... Чем больше их становилось, тем больше я узнавала о себе, как о неопытном и некомпетентном участнике как учебного, так и воспитательного процесса. От посещения школы мама на отрез отказывалась, поэтому все беседы проходили исключительно по телефону. Слышать, что на ее дочь поступают жалобы от учителей о том, что у нее нет не только домашних заданий, но и тетрадей она не хотела. А записи в дневнике просто игнорировались. Конфликт развивался с каждым днем, дошло до того, что я со слов родительницы не создаю благоприятных условий для обучения, настраиваю против девочки весь класс, и что у нее появляются мысли обратиться в более высокие инстанции. Я начала избегать все разговоры, не брала трубку и даже радовалась, когда девочка не приходила в школу. Спустя какое-то время я задала себе вопрос: "А в чем заключается моя радость? В отсутствии негативных разговоров или в том, что я не вижу ребенка на уроках?" Ведь девочка с удовольствием ходит в школу, тянется ко мне, говорит, что хочет быть похожей на меня. Получается мама и не в курсе многих событий, не разделяет всех радостей своего чада. За неделю до конца второй четверти решила посетить семью. Девочка болела и не пришла на классное мероприятие, посвященное "Дню именинника", а я пользуясь случаем, зашла подарок от класса вручить и с родителями как раз встретиться. Разговор прошел лучше, чем я предполагала. Мама ребенка спокойно отреагировала на сложившуюся успеваемость дочери в школе. Как выяснилось, родители разводятся, а маме не удается совмещать работу, контролировать учебную деятельность и решать дополнительные проблемы. Возможно, я неправильно поступила в этой ситуации, может быть и непрофессионально, но после моего визита прекратились все угрозы и выяснения отношений тоже закончились. Теперь, если родительница звонит, то только узнать домашнее задание по какому-либо предмету...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю, Марина Сергеевна за рассказ сколь искренний, столь и поучительный... Если не будете возражать, в заключительной своей статье по затронутой теме коснусь и Вашего сюжета. А пока спасибо, что отозвались.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!