тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

четверг, 21 февраля 2013 г.

И снова Конкурс...


Так  называется статья в одном из последних номеров журнала «Методист». Мы приводим из нее извлечения и  знакомим конкурсантов-2013 (и последующих лет) с толкованием сути конкурсных заданий, которое дала специалист Академии повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования (Москва). Правда,  в этой публикации речь идет о … Всероссийском финале «Учитель года».
На наш взгляд, ценным в статье является указание на то, что представляется наиболее значимым в том или ином задании (в «Учитель года России» конкурсные испытания называются несколько иначе, но смысл их тот же, что и в нашем конкурсе), а также на что нужно особое обратить внимание. 

Мы взяли лишь те фрагменты из публикации Е.Пахомовой, которые совершенно согласуются с концепцией «Учитель года города Краснодара».

ПАХОМОВА Е.М., 
к.п.н., заведующая кабинетом
педагогического опыта 
АПКиППРО

В статье представлены рекомендации по подготовке участников профессиональных конкурсов, прежде всего конкурса «Учитель года». Статья написана на основе анализа затруднений педагогов, вступающих в конкурс, с целью оказания им помощи в выборе подходов к представлению собственного педагогического опыта.

Ключевые слова: профессиональный конкурс, педагогический опыт, профессиональное мастерство.

В ходе региональных конкурсов участники включаются и в нетрадиционные в обычной профессиональной деятельности виды общения, которые помогают им раскрыться, а жюри и коллегам - обнаружить уровень не только профессиональной, но и социальной и гражданственной зрелости претендентов. Подобные мероприятия способствуют выявлению рейтинга участников конкурса среди своих коллег, поскольку именно в неформальной обстановке наиболее ярко проявляются и кругозор, и общая культура, и артистизм, и ораторское мастерство, и умение поддержать товарища и пр.
Для успешного прохождения  конкурсных испытаний требуются педагогическое мастерство, социальная зрелость и (что очень важно!) психологическая устойчивость.

Опыт проведения Всероссийского конкурса свидетельствует о том, что победителями чаще всего становятся учителя, чей стаж работы достаточно продолжителен, а педагогический опыт дает стабильные результаты. Примечательно, что учителя, ставшие абсолютными победителями - «Учителями года», как правило, имели стаж педагогической деятельности 10 или более лет.

Однако конкурс тем и значим для педагогического сообщества, что он не ставит преград перед талантом, творчеством и неординарностью. Стаж и педагогический опыт являются существенными признаками, определяющими степень профессиональной умелости, но не единственными. Лауреатами и победителями конкурса, в том числе и абсолютными (Е.И. Славгородский, Калининградская область, 2004 г.; А.Р. Гарифзянов, Тульская область, 2010 г.), становились учителя, имеющие стаж работы менее 5 лет или до 10 лет.

Успешность выступления в конкурсе определяют (наряду с высоким уровнем педагогического профессионализма): высокий уровень общей культуры, гражданская и социальная зрелость, интеллигентность, ответственность, открытость, бескорыстие, дружелюбие, скромность и др. Умение принимать неожиданные, неординарные профессиональные решения, быть самим собой и еще нечто такое, что сразу и безоговорочно заставляет нас полюбить этого человека.

С чего же начинается вхождение учителя в конкурс? Что является стимулом для участия в этом трудном деле? У каждого участника свой путь. Для одних учителей - это проба себя, для других - способ предъявить свой опыт широкому педагогическому сообществу, для большой части педагогов -это новый шаг в исследовательской деятельности.
Самые значимые вопросы для дальнейшего профессионального роста участников конкурса: каков я как учитель? Что замечено моими коллегами, учениками и родителями как индивидуальное своеобразие в моей работе? В чем главное условие моей успешности? С этого начинаются рефлексия, систематизация собственных находок, используемых приемов, дидактического материала, здесь истоки серьезного исследовательского процесса обобщения собственного педагогического опыта.

В соответствии с требованиями к представлению документов на Всероссийский конкурс «Учитель года России» участник конкурса не представляет текст, в котором содержится описание педагогического опыта. (В конкурсе «Учитель года города Краснодара» – это «Моя педагогическая лаборатория»)
 Необходимо помнить о том, что представление опыта - это одно из самых значимых конкурсных соревнований. Созданный текст, т.е. описание опыта в определенной логике, хорошо и грамотно сделанная презентация помогут участнику выступить успешно.

Реплика.
Будем помнить, что представление опыта - это еще не защита кандидатской диссертации и не научный доклад. Учитель осуществляет достаточно глубокое исследование собственного опыта, подвергает осмыслению лучшее в своей педагогической практике и представляет результат (не гипотезу) использования представляемых методов, технологий, приемов. Выступление на конкурсе не исключает ссылок на литературу, использования научных терминов, но они не должны его перегружать. Конкурсант представляет собственный опыт практического использования эффективных способов обучения и воспитания!

Немало и таких учителей, которые самостоятельно достаточно глубоко проникают в суть собственных педагогических действий. У них развито профессиональное мышление, они обладают глубокими знаниями в области философии, психологии, педагогики и т.п. Здесь рефлексия находит свое выражение в так называемой нормальной двойственности сознания, когда учитель по отношению к самому себе одновременно выступает как «Я - исполнитель» и как «Я - контролер", т.е. сама деятельность выступает для учителя в качестве особого предмета анализа, осмысления и оценки. Особые мыслительные усилия учителя рождают систему, высвечивают ее элементы и связи между ними, что нередко является совершенно новым продуктом, который становится интересным как для практиков, так и для ученых-педагогов.

Как же представлять опыт работы учителя?
Следует отметить, что педагогический опыт можно представлять как в целом (система), так и по компонентам, которые используются в системе и стабильно дают положительные результаты.
Следовательно, в материалы необходимо ввести подтверждение этой результативности. К примеру, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно лишь перечислить их. Важно показать, что нового привнес в их использование участник конкурса, как всем известные методы работают у него на уроках, привести два-три ярких примера из личной практики.
При подготовке материалов настоятельно советуем чаще обращаться к научно-педагогической литературе, что поможет избежать при выступлении неточностей в описании, а затем и в устных выступлениях на самом конкурсе.

Свои советы участникам конкурса мы сопровождаем памятками. Приведем одну из них.
Итак, с чего же начать работу над осмыслением своего опыта?
На наш взгляд, можно пойти следующим путем:
1. Вычленить противоречия, которые побудили вас пересмотреть свои взгляды на преподавание предмета и выстроить иную иерархию целей, задач и условий по сравнению с традиционно предлагаемой в существующих программах и методиках. Таким образом, сложится концепция педагогической деятельности.
2. Определить и сформулировать сущность своего опыта, ведущую идею. Выделить составные
части и выстроить их в логической иерархической последовательности.
3. Описать:
- сущность опыта;
- результативность;
- трудоемкость осуществления (для учителя и ученика);
- возможность и условия освоения.
Заметим, что это лишь совет, которым уже воспользовались многие конкурсанты. Вполне возможно, что вы выберете иной путь осмысления и описания опыта.
Если вы используете при этом научные концепции или теории, непременно сошлитесь на них. Ваша работа от этого только выиграет. Чрезвычайно важно отразить, на какие научные исследования вы опираетесь, кто из ученых, ведущих практиков был вашим предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей. Однако не следует перегружать свою речь фамилиями ученых - отразите их на слайде презентации.
Составьте список использованной литературы: с одной стороны, это будет свидетельством вашей теоретической осведомленности, с другой - будет отвечать требованиям научной и педагогической этики.
Представляя авторскую программу, проект, укажите, как они вписываются в уже принятые ФГОС? Что в них собственно авторское (новизна), а что заимствовано? Акцентируем ваше внимание на том, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств вашего материала, а лишь подчеркивает вашу компетентность.
4. Описать каждую составную часть вашей концепции (или компоненты учебно-воспитательного процесса), факторы успешности. При возникновении затруднений обратитесь за помощью к методисту, курирующему ваш предмет.
5. Отразить факторы успешности представляемого опыта работы в следующем порядке:
- название фактора успешности (что?);
- с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);
- структура, состав, последовательность операций (как?);
- что дает применение этого фактора (результат);
- за счет чего вы получаете высокие результаты (условия эффективности).
6. Описать условия обеспечения успешной деятельности учащихся, при которых «неизбежным» становится формирование метапредметных результатов (УУД) в заданных вами параметрах (быстрота, мера трудности, автоматизм, прочность и т.д.).

Хорошо сделать приложения (творческие работы) к описанию опыта. Это не менее трудоемкий процесс, поскольку необходимо отобрать из своей объемной педагогической копилки образцы, наиболее ярко подтверждающие описанный опыт. Это могут быть методические разработки, алгоритмы учебной деятельности школьников или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы и т.п. Названия, фотографии этих работ можно вынести на слайды презентации или оформить выставку собственных работ. Возможно, эти материалы станут основой для будущей публикации.
Заметим, что работа по анализу своего опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации.

Итак, вы завершили работу по описанию своего опыта, подготовили материалы. Предлагаем вам оценить их с педагогической позиции «встань на место Другого». Представьте, что вы рецензируете эти материалы на входе в конкурс. Прочтите их как опыт Другого и оцените в соответствии с конкурсными требованиями.
Как вы считаете, это завершенный труд? Все ли понятно? Автор убедителен? Нет ли на слайдах опечаток, неточностей, ошибок? Соответствует ли презентация требованиям эстетической культуры представляемых на конкурс материалов? Не перегружена ли она таблицами с мелким текстом? Читается ли текст издалека, с последней парты в классе? Ведь члены жюри располагаются именно там.

Следует помнить, что ваше выступление должно быть свободным, интересным, осознанным. Удалите из текста малоэффективные рассуждения, повторы, сократите громоздкие словосочетания. Обратите внимание на соответствие основной идеи и принципов ее реализации содержанию и технологичности изложения.
Подготовленный текст можно, конечно, читать. Но, подумайте, какое выступление вы лично слушаете с большим интересом.
Заметим, что разумная степень критичности на этом этапе подготовки к конкурсу поможет вам улучшить качество содержания и внешний вид представляемого на конкурс вашего профессионального портрета.

Здесь может возникнуть вопрос: может ли учитель представлять свой опыт более широко, не ограничиваться только опытом образовательной деятельности, т.е. тем, что он делает на уроке? Конкурсант сам выбирает то направление собственного опыта, которое, по его мнению, в его практике наиболее успешно. При этом важно, что члены жюри будут стремиться увидеть в его дальнейших выступлениях именно представленные приемы-способы-технологии. Например, если конкурсант представляет опыт внеурочной работы с учащимися, дополнительного образования детей и т.д., он (этот опыт или его составляющие) должен найти отражение на учебном занятии, в разговоре с учащимися, беседе с родителями.

Конкурсные выступления «Учебное занятие», «Разговор с учащимися», «Беседа с родителями» (такие конкурсные выступления включены в Порядок проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2012») должны стать иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все представленное в конкурсном выступлении «Методическое объединение». Важно в логической последовательности выстроить все виды конкурсных испытаний: представление опыта - учебное занятие - самоанализ УЗ - разговор с учащимися - беседа с родителями. Здесь, на наш взгляд, есть простор для демонстрации того, как вы формируете ключевые компетентности на уроке, во внеучебное время, в свободном общении с родителями, т.е. как вы реализуете метапредметный подход в свете принятых ФГОС.
Заметим, что каждый новый шаг должен расширять и углублять ваши позиции, вносить новые черты в ваш личностно-профессиональный образ.

Учебное занятие, как центральная часть испытания, требует от конкурсанта большого напряжения. Каким должно быть это занятие? На этот счет существует много точек зрения. Бесспорны несколько позиций.
Важно, чтобы урок был профессиональным! проблемным! Важно, чтобы на занятии было взаимодействие, диалог!
Учебное занятие в контексте заявленного вами опыта должно быть иллюстрацией вашей системы работы, научных позиций, технологии, ваших педагогических убеждений.
Важно, чтобы после занятия в душе остался праздник творческого единения автора-исполнителя с детьми, с коллегами, с членами жюри.

Конечно, УЗ своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства - вот залог успешности учителя на конкурсном УЗ. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть одновременно раскованным и сдержанным, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации.

Заметим, что одним из важнейших качеств учителя для любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием.
Необходимо отметить, что при всех различиях предметов и образовательных областей для каждого учителя-конкурсанта являются обязательными (и это входит в критерии оценки):
- глубокое знание своего предмета (некорректное оперирование научными понятиями; неточности, ведущие к искажению смысла, оговорки, речевая небрежность снижают уровень оценки работы учителя на уроке);
- грамотное, в соответствии с целями и задачами УЗ, использование новых современных или традиционных способов передачи знаний;
- коммуникативные способности, актерское и ораторское мастерство;
- умение достигать метапредметный результат в любой ситуации при любом уровне подготовленности детей (заметим, что ссылка на незапланированный уровень подготовленности детей некорректна).

Разумеется, каждый предмет имеет свое образовательно-информационное поле и требует использования специфичных методов, приемов, форм. Например, совершенно очевидно, что уроки физики, химии, биологии интересны (зрелищны!) и результативны, когда учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую работу. Каждый предмет должен, с одной стороны, отражать присущую только ему специфику, а с другой - носить метапредметный характер.

Конкурсные испытания «Разговор с учащимися» и «Беседа с родителями» направлены на выявление наиболее сложных в педагогическом профессионализме качеств: глубинного знания проблем детей и молодежи, осознания сущности пространства детства, искренности и импровизационности.
Однако есть общий взгляд на учителя-победителя: он неординарен в общении с детьми, он в своем предмете открывает новую страницу (в оригинальной трактовке произведения, в новой технологии, в использовании своеобразных средств передачи информации и т.д.).

Мастер-класс
Теперь мы подошли к Мастер-классу. Что здесь требуется от учителя? Каковы задачи этого конкурсного испытания? Кто его оценивает? В каких условиях он проводится?

Что же такое Мастер-класс? Можно ли его подготовить в течение суток? Что его отличает от обычного учебного занятия?
Кто-то склонен думать, что Мастер-класс - это все-таки шоу, спектакль и что он не может считаться серьезным конкурсным испытанием. Но в большинстве своем и конкурсанты, и члены жюри, и методисты уверены в противоположном.
Ведь такое занятие - звездный, победный час! -вынашивается задолго до конкурса, хотя это происходит порой подсознательно. Но такова логика творческой профессии, к которой относится профессия педагога. Задача конкурсанта - мобилизоваться перед занятием, сосредоточить усилия на раскрытии своих интеллектуальных ресурсов. Безусловно, без соответствующей психологической подготовки работать на сцене в течение 15 минут с группой взрослых и держать внимание большой профессиональной аудитории трудно. Победу в таком испытании одерживают педагоги, обладающие не только высокими профессиональными, но и яркими личностными качествами.

Это занятие не должно быть обычным, рабочим, состоящим из всем известных этапов, приемов, действий. В некоторых регионах его называют «сценическим уроком».
Здесь вовсе не обязательно излагать в полном объеме содержание и требовать от аудитории «полного ответа»: ведь в импровизированном классе - коллеги, они владеют содержанием предмета. Необычный ракурс предмета, отбор метапредметного содержания, малоизвестных занимательных фактов - всё это будет способствовать интересу к мастер-классу, оценке высокой компетентности в области своего предмета, т.е. профессиональному принятию конкурсанта как членами жюри, так и педагогическим сообществом. Вместе с тем следует учитывать, что мастер-класс - это класс мастера, где демонстрируются, презентуются профессиональные инструменты (методы, способы, технологии), благодаря которым учитель получает высокие результаты.
Мастер-класс - это увлекательное действие с оригинальной постановкой проблемы, с открытием удивительного в обычном, когда его участники открывают для себя новое, учатся у своего коллеги Мастерству.

Ответы на вопросы Большого жюри (5 мин) в присутствии большой профессиональной аудитории - завершающий этап мастер-класса.
Это занятие, по мнению большинства, как правило, ярко проявляет личностные интересы и особенности конкурсанта, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость Учителя-Мастера.


11 комментариев:

  1. Теперь, уважаемые конкурсанты, мне, как в рекламе, настало время спросить Вас, подобно Той Белке: " Ну, что?Лучше?!"
    В ответ "слышу" хор Ваших голосов: "Лучше!!!" :)
    Не пора ли нам, старикам, угомониться с обилием советов, пожеланий-наставлений? Нужны ли Вам в Блоге еще материалы, статьи и проч.? Только от Вас мы можем узнать "правильный" ответ... Не робейте, отвечайте! Отвечайте как есть!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Адольфовна, доброе утро!
    Эта статья при том, что за Неделю методических консультаций и тренингов я приобрела ОГРОМНЫЙ опыт и материалы для дальнейшей педагогической деятельности, статья для меня стала тем "зёрнышком для неоперившегося птенца", которое придаёт силы, чтобы "встать на крыло". Сегодня я могу сказать, что моё видение конкурсных заданий практически сформировано, хотя каждый день родившееся в уме действие, фраза перечёркивается, критикуется... Я знаю, что это метание будет до самого последнего предконкурсного дня, но ...
    Сейчас работаю с педагогической литературой, и всякий раз, находя для себя интересную статью, то, что пропустила, за своё решение принять участие в Конкурсе благодарю ...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Любовь Ивановна, здравствуйте!
      Спасибо за комментарий, мне было полезно услышать Ваше мнение.
      Важно не упустить тот момент, когда следует остановиться в раже еще и еще чего-то Вам "додать"... Д.И.Менделеев образно сравнивал возможности студента с камином, наполняемым дровами: туго набитый топливом камин начинает дымить и вовсе затухает... не забываю об этом...

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Все дни учебной недели были "до краев" наполнены информацией - крайне необходимой и актуальной всем участникам. Но мне всегда хотелось узнать о российском конкурсе - а как ТАМ? Какая планка? Не нашла удобного случая спросить, а вчера ахнула: "Вот же ответ, в Блоге, как по-заказу." Не сомневайтесь, все посты читаем и принимаем с благодарностью, разве знание бывает лишним?
      Фантастическая поддержка Ассоциации для нас очень нужна, и чем ближе конкурс , тем больше.

      Удалить
    3. Татьяна Геннадьевна, планку Всероссийского финала я Вам показала даже ДО начала Недели консультаций и тренингов, когда на встрече в январе презентовала конкурсное задание "на России" (мет. лабораторию) Балагуровой-Шемота Н.Ю.
      На сегодня первоочередная задача, на мой взгляд, не просто прочитать и даже понять все адресованное-рекомендованное Вам... а усвоить-присвоить-овладеть этим материалом настолько, чтобы он стал ЧАСТЬЮ ВАС... и, конечно же, "выстрелил" на Конкурсе.

      Удалить
  3. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Я- Светлана Евгеньевна Зинченко, участник краевого конкурса профессионального мастерства педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII вида Краснодарского края - 2013. Я не являюсь членом Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара", но , с недавнего времени являясь постоянным читателем, хотела бы поделиться своими мыслями.
    Подготовку к конкурсу, наоборот, начала с просмотра "московских" заданий прошлого года. В оьбщем, все было понятно, но ... сделать собственные - мешало то самое среднее, общее. Параметры конкурсного Интернет - ресурса скачала с блога Ассоциации. Огромное Вам спасибо за эту возможность!
    А вот, что делать дальше, не сразу определилась. Ваша статья помогла мне выстроить "скелет" собственных выступлений, раскрыла идею мастер-класса как задания (до этого было много споров с коллегами) . Для участников краевого конкурса не предусмотрены курсы, которыми обладают краснодарские коллеги. Поэтому ловлю каждую весточку в блоге.
    Статья крайне необходима и полезна! Блог Ассоциации - единственный ресурс, который ответил на многие мои вопросы и разрешил существующие сомнения.
    Татьяна Адольфовна, разрешите задать вопрос? Мастер - класс - это только "сценический" урок" или допускаются методические комментарии для жюри, зрителей? Заранее спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Евгеньевна! Мне можно не говорить, что Вы не являетесь членом Ассоциации,)) так как КАЖДОГО из участников (не только что членов Ассоциации) профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" за 12 лет его существования (как муниципального) я знаю лично и прекрасно помню (и самого Пеликана, и его конкурсные выступления)...
      А теперь ответ на Ваш вопрос: мастер-класс - это ПРЕЖДЕ всего Ваше вИдение-толкование-комментарий-обоснование какой-то педагогической(методической) идеи, а уж только потом демонстрация... Если говорить ОЧЕНЬ упрощенно и схематично, то мастер-класс - это методический семинар ПЛЮС ФРАГМЕНТ (фрагменты, их может быть несколько, но коротеньких!) показа...и не обязательно только урок (можно и фрагмент урока, и мероприятия, и род. собр., если в каждом из этих жанров присутствует ИДЕЯ Вашего мастер-класса). Только выбирайте САМОЕ выразительное - и следите за временем: уважающий Конкурс участник, тем более если он себя позиционирует как профессионал, НИКОГДА не нарушит регламента.
      Я ответила на Ваш вопрос, Светлана Евгеньевна?

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за подробный ответ и советы. Теперь я имею четкое понимание задания.

      Удалить
    3. Успеха, Светлана Евгеньевна! Вдохновения! Будьте неотразимы и внешне, и - главное! - внутренне: глубоки, убедительны, наступательно-активны! В добрый час...

      Удалить
  4. Катунова Римма Анатольевна23 февр. 2013 г., 18:17:00

    Добрый вечер, Татьяна Адольфовна. Большое спасибо за разъяснение «мастер-класса». Я не участник конкурса, но Ваши рекомендации помогли мне правильно осмыслить это задание, а значит методически грамотно выполнять его самой и давать рекомендации своим коллегам, т.к. я по роду своей деятельности являюсь методистом. У меня сразу, после прочтения, возникло много идей о том, что бы я показала на мастер-классе, чем заинтересовала бы своих коллег.
    На краевом туре конкурса «Учитель года» (среди коррекционных школ) необходимо выполнить творческую самопрезнтацию. Можно ли воспользоваться вашими рекомендациями по визитной карточке и самообобщению опыта, объединив их. Посоветуйте, пожалуйста, на что мы должны обратить больше внимания, чтобы справиться с этим заданием. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Римма Анатольевна, не могу ответить на Ваш вопрос, поскольку мне не известны КРИТЕРИИ оценивания творческой самопрезентации, а также требования к этому конкурсному заданию... Нет у нас в "Учителе года города Краснодара" и понятия "самообобщение опыта"... В отличие от Вас я не могу давать рекомендации, исходя только из НАЗВАНИЯ конкурсного задания, наверное потому, что методистом не являюсь...извините, не приемлю непрофессиональных консультаций.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!