Внимание!


.

суббота, 23 марта 2013 г.

К вопросу о развитии критического мышления... Статья 2

Сегодня только ленивый не упоминает о критическом мышлении. Причем если это учитель, то непременно в сочетании со словом «формирование». Одиннадцать педагогов города Краснодара (а начинали 25!) – первая и единственная группа краснодарских учителей, которая в 2003 году прошла подготовку в ходе четырех обучающих семинаров «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (RWCT), на это отреагирует так: «"Формирует" зона. Критическое мышление (у себя, учеников, их родителей) нужно стремиться развивать, создавая для этого благоприятную среду; если же речь идет о младших школьниках, то, как минимум, не мешать его становлению…»
От Калифорнии до Монголии, от стран Балтии до Македонии школьные учителя и университетские профессора стремятся привить своим ученикам (студентам) способность мыслить критически.  Понятно, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с вызовами ХХ1 века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем, осуществить переход от простой грамотности к грамотности функциональной.

- Но все же, что такое критическое мышление? – спрашивают и учителя, которые только начинают экспериментировать с новыми педагогическими подходами, и коллеги  с немалым практическим опытом именно в области критического мышления, и школьные администраторы, которые должны совершенно профессионально  ориентироваться  и ориентировать в педагогических инновациях (в теоретической и практической плоскостях). Вслух не задаются вопросом, но просто ОБЯЗАНЫ это знать эксперты или члены различных жюри. Дать определение этому термину весьма непросто: слишком много различных  параметров – умений, приемов, видов деятельности, ценностей – он в себя включает.

- Так о чем мы, собственно, говорим, когда произносим «критическое мышление»?
«В литературе встречается много определений этого термина, и отнюдь не все они пребывают в согласии. Между тем это явление должно быть одинаково понятно всем: от учительницы начальных классов до преподавателей университета, представителям различных этносов и культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким», - отвечает       Д. Клустер, профессор американской литературы, волонтер программы RWCT в Чешской республике и в Армении.

Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать НЕЛЬЗЯ. Думаю, придется согласиться с тем, что простое запоминание не есть критическое мышление. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. У компьютера память гораздо емче, но мы понимаем, что его способность запоминать еще не является мышлением. Правда, многие учителя по старинке ценят память превыше всякого мышления, и проверяются на контрольных и экзаменах исключительно объем памяти учащихся, но мы, сторонники критического мышления, все же ориентируемся на более сложные виды умственной деятельности.

Другой вид «некритического» мышления, без которого тоже не может быть учебного процесса, связан с пониманием сложных идей. На уроках биологии и математики, истории и литературы ученикам приходится иногда  как следует поработать головой, чтобы понять, что говорит учитель или что написано в учебнике. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из легких. К примеру, ученик пытается понять сонет Шекспира или ломает голову над теорией относительности. Идет сложный интеллектуальный процесс, но критическим мыслителем ученик пока не является.

Полагаю, некоторые читатели со мной не согласятся, считая, что истинное понимание всегда подразумевает критическое мышление, поскольку обучающийся  переводит чужие идеи на доступный для себя язык и мыслительный уровень. Но когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление пассивно: мы лишь воспринимаем  то, что создал другой. Критическое мышление включается, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются (!) Запоминание же фактов и понимание идей является необходимым предварительным, только предварительным условием для критического мышления, однако  они, даже в своей совокупности, критическим мышлением не являются.

Третий вид мышления, к которому не подходит определение «критическое», - это творческое или интуитивное мышление. Мозг художника, спортсмена, музыканта  проделывает сложнейшую работу, однако сами они этого даже не замечают: как правило, такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными, и при всей их ценности, не могут быть названы критическим.

- Как же в таком случае определить критическое мышление? – в нетерпении восклицает читатель.
Первое. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда учебное занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки, убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением – это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.  Самостоятельность есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. Мышление критическое - ВСЕГДА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ.
Второе. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой»: чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Я не собираюсь приравнивать критическое мышление к традиционному изучению фактов – ясно, что фактические знания отнюдь его не исчерпывают. Однако и учительская- преподавательская работа не сводится к одному только обучению критическому мышлению: мы учим своих подопечных воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Обучение критическому мышлению – это лишь часть многогранной работы преподавателя. Не следует считать, что критическое мышление, усилия по его развитию со стороны учителя ДОЛЖНЫ НОСИТЬ ТОТАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР, исключая другие мыслительные действия.  
Мыслить критически можно (и нужно!) в любом возрасте: не только у студентов, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже малыши способны думать критически и вполне самостоятельно (те, у кого есть дети, прекрасно это знают).
В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый (очередной) факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Третье. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человеческие существа любопытны по своей природе: замечаем что-то новое – и хотим знать, что это такое. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей, чем у старшеклассников и студентов – увы, зачастую таково воздействие школьного образования на детские умы. (В большинстве случаев "обучение учеников" есть вытравливание из них природно заложенной тяги к критическому мышлению и тем активнее, чем в меньшей степени их учитель является критическим мыслителем.) Однако подлинный познавательный процесс на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей. Следовательно, сложность обучения критическому мышлению состоит отчасти в том, чтобы помочь ученикам разглядеть бесконечное многообразие окружающих их проблем.
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что надо заменить традиционное «накопительное» образование – когда головы учеников служат своеобразными «счетáми», на которые учителя кладут знания, - на образование «проблемно-постановочное», когда ученики занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами. Учение, считает он, пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы – в том числе экономические, общественные и политические – на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школьное образование. (Попутно отмечу, что если что-то полностью не удавалось учителям в конкурсе "Учитель года города Краснодара" так это СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ, лежащую в основе предложенной ситуации, которую нужно было решить педагогу-конкурсанту.) Особенно много внимания Фрейре уделяет вопросам подавления личности. Он уверен, что правильно организованное образование способно освободить  учеников от этого подавления, поэтому его образовательная концепция называется «освободительной педагогикой». Каково?!
Американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. (Посмотрим другими глазами на проектную и проектировочную деятельность учителя и ученика!) По мнению Дьюи, фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению: только "сражаясь" с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, ученик действительно думает. 
Из этого следует, что при подготовке к занятиям учитель должен определить круг стоящих перед учеником проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
Четвертое. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны ИНЫЕ решения этой же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее других. Подлинные критические мыслители зачастую и ищут именно их, иные решения, сравнивают, сопоставляют, чтобы сделать НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР, принять самое лучшее - компетентное - решение.  (При том многие из нас, будем честны, не в силах внятно объянить себе, другому, чем факты отличаются от аргументов, а что есть доказательство...)
Пятое. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими, - или, как пишет философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чем-то присутствии. Когда мы спорим, читаем-обсуждаем, возражаем-обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды письменных работ учащихся. (Другими глазами посмотрим и на коллективные формы обучения и воспитания!)
Пишущий всегда активен. Он просто «вынужден» мыслить самостоятельно и пользоваться при этом имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает  достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование  и «публикацию», т.е. обнародование получившегося текста – учитель может обучать своих учеников, помогая им справиться с трудной задачей. Для школьников ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением, и что они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, другими учителями, родителями. Письменная работа – эффективное средство обучению критическому мышлению. Написанное имеет бОльший шанс стать достоянием бОльшего числа людей. (Подумаем тепло и уважительно об активных учителях-блогерах, которые МНОГО ближе к критическим мыслителям, чем их "безресурсные" коллеги!)

Среда для развития критического мышления, организация учебного процесса, методические приемы, используемые учителем, структура учебного занятия – все это особенное, «специфически неповторимое» в стратегии RWCT. Это следует принять к сведению школьным администраторам, руководителям МО, коллегам, тому или иному жюри, идущим на урок к учителю, который работает в русле развития критического мышления; и уж, конечно, прежде чем выносить заключительный вердикт, дать слово учителю для самоанализа проведенного урока.
И еще. Всегда можно обратиться за разъяснением к «незаинтересованной» стороне – авторам-разработчикам Стратегии, их книгам и пособиям, обладателями которых можно стать  ТОЛЬКО при условии обязательного личного изучения идей Стратегии на специальных семинарах или к национальному тренеру по RWCT, автору этих строк: "мы ответственны не только за тех, кого приручили", но и за своих учеников, даже если они – опытные, самодостаточные педагоги.

Овладевшие стратегией - это учителя новой генерации, несущие новое педагогическое мышление, успешно овладевающие тем, что дано не каждому – аналитическим мышлением, ибо в английском языке слово critical thinking означает на русском вовсе не «критическое», но «аналитическое» мышление. «Критическое мышление» как термин «прилипло» к названию данной стратегии и должно быть признано неудачным. Но как стремящиеся стать  подлинными Критическими Мыслителями мы понимаем – главное суть, содержание, а не название… Беда, когда педагог бездумно-безответственно козыряет тем, в чем нисколько не разбирается и исходит из буквального значения им понятого, как ему представляется, словосочетания. 

Вот почему американские авторы-разработчики называют проект «Развитие критического мышления» не методикой, не технологией, а стратегией образования. Напомню: стратегия образования – в их толковании - понятие более сложное и емкое, чем педтехнология. Образовательная стратегия – это новые ценности в образовании: сплав обновленных содержаний, методических приемов, оценок, особая среда обучения, характер общения, выступающие не как элемент, но как СИСТЕМА, пронизанная духом и идеями открытого гражданского общества.
Как правило, нам очень трудно дается новое, осложняющее нашу деятельность, требующее дополнительных усилий (нравственных в том числе), времени и знаний. Вот почему проект «Критическое мышление через чтение и письмо» рассчитан на педагогов, которые ищут способы поддержки демократических процессов в образовании, которым по силам пересмотреть обучение в классе, связанное с методикой преподавания, обеспечивающего критическое мышление; а главное – им по силам ПЕРЕБОРОТЬ САМИХ СЕБЯ с некритически мыслящих на критических мыслителей… Вот почему когда-то поначалу собранная на конкурсной основе из грамотных и заинтересованных  педагогов группа (кто осваивал стратегию на моих семинарах) сократилась более, чем наполовину: одно дело ПОБУЖДЕНИЕ к обновлению и переменам – другое дело РЕАЛЬНАЯ МУЧИТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАД СОБОЙ, способность к восприятию нового и к изменению.
Судите сами. RWCT имеет следующие цели:
Для учеников
Для учителей
§         мыслить критически
§         создавать в классе атмосферу для открытого и ответственного взаимодействия
§         принимать на себя ответственность за собственное обучение
§         использовать структуру преподавания, чтобы обеспечить критическое мышление
§         работать в сотрудничестве с другими
§         использовать эффективные техники обучения для обеспечения критического мышления (при обучении согласно учебным программам)
§         проявлять постоянный интерес к процессу познания
§         быть готовым принимать изменения и изменяться, непрерывно учиться дальше
§         быть открытым, готовым делиться полученным опытом с другими учителями

- Что ж, цели высокие и благородные, - скажет иной  читатель, - но что стоит за этими словами? 
Давайте разберемся. Создавать в классе атмосферу открытого и ответственного взаимодействия означает использование образцов коммуникации, которые побуждают учеников задавать вопросы и находить ответы, сотрудничая  в парах и группах, искать новые знания, быть ответственным за свои высказывания (!)
Использовать структуру преподавания, чтобы содействовать критическому мышлению -  значит стремиться к такой модели обучения, которая эффективна для достижения названной цели, для этого она выстраивается в определенной последовательности и имеет три стадии:
§                    evocation – создание интереса через опыт своих знаний по данной теме, побуждение к говорению;
§                    realization of meaninq – поиск ответов из опыта собственных знаний, мотивация к исследованию неизвестного, организация понимания, осмысления данной темы;
§                    reflection – рефлексия, обмен полученными знаниями, заинтересованность в более глубоком изучении темы на качественно новом уровне, осмысление факта обогащения знаний, осмысление полученного опыта ученичества и изменения самого себя.
Использовать эффективные технологии обучения для обеспечения критического мышления (согласно учебной программе) означает использование различных методических приемов (их в стратегии RWCT более 100), включающих чтение и письмо с пониманием, интерпретированием текстов, кооперативное обучение, дискуссии и дебаты.
Быть готовым принимать изменения и учиться означает продолжать учиться преподаванию: тщательно наблюдать, анализировать, в соответствии с анализом осваивать новые методические приемы и рождать свои.
Быть открытым, готовым делиться полученным опытом с другими учителями означает, что учителя будут развивать навыки в коммуникации и обмене опытом с другими учителями, включая демонстрацию новых методических приемов. Наличие собственного интернет-ресурса здесь – вещь неоценимая…
Будем честны: не каждому учителю по силам (волевым, моральным)  образовательная деятельность в таком ключе. Допускаю, что у идей, подходов RWCT есть и будут свои оппоненты. Особенно, если учесть, что «критическое мышление» (в смысле стратегии RWCT) означает отнюдь не огульное отрицание, критику, негативизм и т.п.
И для учеников, и для учителей (обратите внимание: это адресовано обеим сторонам!) мыслить критически означает использование вежливого скептицизма, позитивных альтернатив к установленным позициям, вопросов: «Что, если…». Это значит относиться заботливо и осторожно к аргументам других и проверять логику этих аргументов, принимать на себя ответственность за свое собственное обучение, работать в сотрудничестве с другими, быть уверенными в возможности выполнения дела осмысленно. Это значит овладевать умением находить ответы на вопросы, пользоваться  источниками знаний,  применять навыки учения. Этим обеспечивается постоянный интерес к процессу познания.
- Да есть ли что-то в этой стратегии ли, технологии ли такого, что было бы принципиально новым и уж, тем более, способным «обеспечивать постоянный интерес к процессу познания"? – усомнится искушенный в новациях иной читатель.
Вероятно, не существует совершенно новых, неизвестных методов преподавания (чего не скажешь о методических приемах). Есть лишь различные контексты времени и пространства применения существующих методик, разные цели их применения. В этой связи мне очень импонирует идея, изложения в одном из учебных пособий для изучающих RWCT: «Большую опасность представляет введение новых методов обучения, где учитель просто добавляет новые приемы ведения урока, выбирая их наугад». Так ли часто мы задумываемся об этом? А, быть может, даже поощряем подобные «новации» учителя. По мнению авторов-разработчиков стратегии развития критического мышления они (наугад взятые новые методы) не просто нежелательны или вредны, но даже опасны. Опасны потому, что создают видимость перемен, не приводя к ним реально. Опасны потому, что почти никогда новая методическая инструментовка урока не затрагивает его содержания – прежнее соответствие формы и содержания разрушается, а новая, точнее обновленная, версия учебного занятия не всегда дает общее улучшение – возросшую обученность учащихся.
Вот почему школьным администраторам, экспертам, учителям, чьи коллеги изучили и работают в духе (проекте, русле) развития критического мышления следует иметь ввиду: RWCT – система, которая включает в себя не только специально переработанное содержание, соответствующие ему методические приемы, но и создание среды для развития критического мышления.  

15 комментариев:

  1. Татьяна Адольфовна, добрый день!
    Давно не писала, но сейчас, прочитав статью, в очередной раз отметила для себя, что она - ответ на один из вопросов педагогики, которые меня интересуют. Материалы статьи помогут мне при подготовке к конкурсным выступлениям, работа над которыми не завершена. Искренняя благодарность Вам за такие методические материалы.

    ОтветитьУдалить
  2. Любовь Ивановна, здравствуйте! Рада, что материал "ко времени". Буду рада, если работа над этой темой продолжится и после Конкурса: мне кажется, что развитие критического мышления очень "попадает" в Вас, это очень Ваше...

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая Татьяна Адольфовна, добрый день! Большое спасибо Вам за 2 статью! Распечатала её для себя, и абзац за абзацем изучаю. Пришла к выводу, о необходимости пройти семинары, да, самообразование - это хорошо, но когда это делает Тренер, который тебя направит, покажет направление, в котором следует двигаться, ответит на твои вопросы - это совсем другое.

    ОтветитьУдалить
  4. Марина Владимировна, добрый день! Вы совершенно одинаково мыслите с авторами-разработчиками Стратегии: они позволяли работать в русле развития критического мышления, обеспечивая соответствующей литературой, только тех, КТО САМОЛИЧНО прошел через обучающие семинары (в роли учеников-школяров, реально "проживая" те или иные приемы RWCT, испытывая каково это...), в противном случае, ты не в праве использовать печатные труды Авторов...не вправе ссылаться на Стратегию...

    ОтветитьУдалить
  5. Татьяна Адольфовна, здравствуйте. Большое спасибо за статьи, они, действительно, очень вовремя и во время... В процессе подготовки к конкурсу много всего перечитала и по этой теме тоже, но на просторах интернета такая разнообразная информация по поводу этой стратегии(хотя как ее только не называют разные источники), что голова кругом. А Ваши статьи авторитетны. Рекомендованную Вами на курсах книгу С.И. Заир-Бека "Развитие критического мышления на уроке" из рук не выпускаю, хотя без мудрого и толкового совета и объяснения чувствую, что упускаю что-то очень важное. Если все-таки возможность проведения семинаров окажется реальностью,я бы очень хотела стать их участником.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анастасия Геннадьевна, я приняла к сведению Ваше пожелание...
      Успешной подготовки к конкурсным испытаниям!

      Удалить
  6. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Снова удивилась, как это Ваши материалы так совпали с темой моего доклада на Педмарафоне!
    Удивилась одному моменту в этом материале: понимание не есть критическое мышление. Всегда думала, что запоминание, да, это не самое сложный мыслительный процесс, но вот ПОНИМАНИЕ... Согласна теперь, что понимание - это приятие чужих мыслей, а не созидание своих.
    Татьяна Адольфовна, позволите мне включить некоторые Ваши цитаты из статьи в моё выступление в среду?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Витальевна, конечно можно, пользуйтесь. Если Вам понятен смысл и Вы разделяете его, то "расковычивайте" приведенные фразы, абзацы, адаптируйте под себя, под уровень будущих слушателей (аудиторию), заимствуйте или находите свою логику (последовательность) изложения... и все время прислушивайтесь к себе: ВСЕ МЫСЛИ, сомнения, комментарии и проч., КОТОРЫЕ У ВАС БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ в связи и по поводу содержаний, с которыми Вы будете работать, и есть ПРОДУКТ критического мышления (даже если эти мысли, идеи, позиции окажутся впоследствии ошибочными или спорными...)

      Удалить
    2. Спасибо, Татьяна Адольфовна! Смысл понятен, но многие мысли надо перечитать много-много раз, чтобы сделать их "своими" окончательно. Поэтому к среде выберу лишь самое близкое на данные момент, так как времени уже маловато осталось((

      Удалить
    3. Конечно, тем более, что ТОЛЬКО из теоретических выкладок, даже очень упрощенных и потому понятных слушателям, Ваше выступление состоять и не должно...

      Удалить
  7. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна. Спасибо за статьи, признаюсь честно - давно ждала этого материала.И все же, можем ли мы надеяться на полный курс обучения?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Анатольевна, обещаю вернуться к этому разговору по завершении Конкурса...

      Удалить
  8. Наталья Александровна Хомутова26 мар. 2013 г., 20:46:00

    Спасибо, Татьяна Адольфовна, за продолжении лекции. К сожалению, из всех Вами перечисленных особенностей Стратегии: среда для развития критического мышления, организация учебного процесса, методические приемы, используемые учителем, структура учебного занятия - более менее понятны некоторые методические приемы. Структура урока тоже известна, но на моих уроках этап осмысления часто переходит в этапы урока, построенного в технологии проблемного обучения. Что касается среды, организации - с этим вообще много неясностей. Может быть в этот юбилейный год семинара по развитию критического мышления в городе Краснодаре будет сформирована еще одна группа? Очень хотелось бы в это верить..., и надеяться.

    ОтветитьУдалить
  9. Татьяна Владимировна Потёмкина27 мар. 2013 г., 18:39:00

    "В-четвертых, нужно провести конкурсный отбор (учителя, желающие войти в группу обучающихся, должны письменно ответить лишь на один вопрос: почему они хотят изучать Стратегию)...".

    Море... Бескрайнее море... информации. Семинары, уроки, конференции, статьи, аттестация, инновация... Тону... Тону и пониманию, что уже не вижу чего-то важного, того, что позволит выплыть. Нет! Не выплыть! Плыть-то никуда и ненужно... Необходимо (да, именно - необходимо!), изменить не море, не технику плаванья, не зрение, а ПОНИМАНИЕ своего положения, изменить ВИДЕНЬЕ себя и моря... Возможно, подняться над ним или просто взять его в ладони.
    И тогда не будет ощущения вечно тонущего, нет - вечно выплывающего человека (учителя). А для этого НЕОБХОДИМО менять сознание... Возможно RWCT - это та "волшебная палочка", или, скорее, бесконечная лестница в небо, которая позволит взглянуть на "море" внизу с другой высоты... Очень хочу в группу!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, о чем Вы, Татьяна Владимировна, написали, очень точно определено ярчайшим представителем немецкой классической философии Г.Гегелем так: "...дурная бесконечность бессмысленного движения..."
      Может ли изучение Стратегии и следование ей прервать или упорядочить эту дурную бесконечность? И да и нет. В любом случае, на мой взгляд, Вам предстоит: 1. определиться в понятиях (в приведенном Вами ряду ошибочно оказалась "инновация", если Вы это не "фигурально" выразились, для красного словца); 2. выявить приоритеты (профессионально-личностные); 3. и, конечно же, плыть... мощно, целенаправленно, осмысленно (желательно с ускорением), меняясь при том кардинально.
      Вы верно предчувствуете - это работа не для слабых.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!