Внимание!


.

пятница, 22 марта 2013 г.

К вопросу о развитии критического мышления...


Уважаемые коллеги, на последних минутах недельной учебы волны-2013 мне был задан вопрос о развитии критического мышления. Я понимаю, что на предстоящем конкурсе ОБЯЗАТЕЛЬНО кто-то из новой генерации участников будет упоминать о "технологии развития критического мышления" как о неотъемлемой части его практики... Вот почему своевременной и уместной нахожу эту публикацию именно теперь, в преддверии, так сказать...
Развитие критического мышления через чтение и письмо (RWCT- аббревиатура этого названия) - так называется американская стратегия обучения, вольно переименованная ее российскими "пересказчиками" в технологию, со своей - российской - аббревиатурой (РКМЧП)
Я подготовила две статьи, которые призваны в значительной степени пролить свет на то, что кто-то из вас будет представлять на Конкурсе как часть собственной практики...

Первый  материал - это фрагменты из моего выступления на Републиканском форуме по вопросам развития идей критического мышления, с которым выступала перед американскими и казахстанскими исследователями и популяризаторами Проекта по продвижению идей стратегии развития критического мышления в ...1997 (!) году в качестве национального тренера по развитию критического мышления.
Если ваши отклики покажут интерес к теме, сразу же опубликуем статью вторую - с более детальным пояснением важнейших слагаемых RWCT.

Третьего  не  дано
(полемические  размышления)
«Можно  ли  вытащить  дидактику  из  состояния  клинической  смерти?»  Один  из    номеров  российского  научно-практического  журнала  «Завуч»  открывается  статьей  с  таким  названием.  Автор – крупный  ученый – дидакт  Гузеев  В.  Все,  начиная  от  «оп-тимистического»  заголовка  публикации  до  ключевых  позиций,  пронизано  сомнением, даже  разочарованием  в  том,  что  прежде  провозглашалось  «самым-самым»  и  достигало  зенита  педагогической  науки.
Приведу  лишь  две  выдержки.  Первая:  «имеющиеся  на  нашем  образовательном  рынке  технологии  не  нашли  широкого  применения  главным  образом   потому,  что  обеспечивают  рост  эффективности  на  5-25 %,  увеличивая  при  этом  трудоемкость  работы  учителя  в  полтора – два  раза».
Вторая:  «Новый  антураж  вроде  непонятного  мониторинга,  обожествления  рефлексии  или  философских  рассуждений  вокруг  личностно – ориентированного  обучения  преодолению  клинической  смерти  нашей  дидактики  способствует  мало».
Иные  зрелые  педагоги,  ознакомившись  с  десятками  методик,  испробовав  немало  новаций  и  при  этом  имея  достаточно  высокие  показатели  в  работе,  склонны  к  неутешительному  выводу:   нужно  набраться  смелости  и  сказать,  что  не  знаем,  как  помочь  неблагополучным  детям,  как  помочь  всем  школьникам  перейти  на  новый  уровень  мышления,  как  увеличить  их  мотивацию,  как  взять  лучшее  из  идей  сторонников  педагогических   инноваций  и  учителей – традиционалистов.
Вслед  за  Д.  Тиаком  и  Л. Кубаном,  исследователями  инновационных  процессов, я вынужденно признала,  что  пединновации  имеют  короткую  жизнь.  А  те,  что  выжили,  вскоре  растеряли  свои  амбициозные  цели  и идеи,  превратившись  в  рутинные  изменения  того,  что  существовало  до   их  проведения.  Книга  П.  Друкера  «Инновации  и  предпринимательство»  и  вовсе  утверждает,  что  в  истории  человечества  большинство  идей  и  перемен  не  смогли  укорениться.  Я  бы  сформулировала  оптимистичнее:  идеи  становятся  успешными  инновациями  при  условии,  что  они  являются  выражением  целей,  которые  ясны,  просто  формулируются  и  включают  в  себя  способы  их  реализации  и  простор  для  своего  развития.

Вводная  информация.  
В  двух  десятках  стран  мира,  в  том  числе  в  России,  странах  Балтии,  в  республике  Казахстан  с  1994  года  осуществлялась  работа  по  подготовке  специалистов  (нас  называют  тренерами), по созданию  региональных  центров  и  обучению  на   русском  языке  учителей – обязательных  участников  4-х  обучающих  семинаров.  Завершившие  обучение – теоретическое  и  практическое – получают  соответствующий  Сертификат  и  обязательство  работать   в  Проекте  и  готовить  по  месту  работы  новых  участников  Программы  «Развитие  критического  мышления  через чтение  и  письмо»  (RWСT).
RWCТ  имеет  общую  цель  для  учителей  и  учеников – овладение  критическим  мышлением.  Мыслить  критически  означает  быть  любознательным,  использовать  стратегии  поиска  ответов,  это  использование  вежливого  скептицизма,  позитивных  альтернатив  к  установленным  позициям.  заботливое  и  осторожное  отношение  к  аргументам  других  и  проверка  логики  этих  аргументов;  не  пассивное  усвоение  «учительских»  знаний,  а  использование  приемов  поиска – через  чтение,  письмо,  дискуссии – обучать  самих  себя.
В  ряду  позитивных  перемен  есть  и  многочисленные  проблемы  и  затруднения.  На  одной  из  них  хочу  остановиться  подробнее.  На  конкретном  примере  зарубежной  образовательной  стратегии  и  личной  практики  хочу  поделиться  размышлениями,  почему  наша  дидактика  находится в  состоянии  клинической  смерти  и  есть  ли  способы  ее (дидактики) реанимирования.
Как  правило,  педагогическая  общественность  очень  вольно  толкует,  что  есть  «Развитие  критического  мышления  через  чтение  и  письмо».  Называют  и  методикой,  и  педтехнологией,  и  Программой,  и  приемами.
Думаю,  одна  из  главных  причин  этого  кроется  в  том,  что  в  практике  экс–советских  учителей,  в  нашей  практике,  не  было  прежде  приема  овладения  образовательной  стратегией.  Мы  изучали  и  внедряли  ППО  (передовой  педагогический  опыт)  и  сталкивались  с  безуспешностью   попыток  переноса  его,  чужого,  в  свои,  иные  условия;  работали  с  методиками  и  методическими  приемами,  путаясь  и  не  понимая  в  них  разницы.  В  последнее  время  их  вытеснила  педтехнология  (понятая  лишь  узкими  специалистами,  которые  еще  не  определились  в  ее  дефиниции,  а  в  массе  учительства  расцениваемая   как  та  же  «методика»,  но  названная  на  новомодный  лад).
Мы  никогда  прежде  не  имели  дела   со  Стратегией – это качественно новое  явление.  Оно  много  сложнее,  чем  методика  или  педтехнология,  поскольку  включает  в   себя  и  особую  структуру,  и  обязательные  условия  к  содержанию  образовательной  среды,  и  набор  переменных  методических  приемов,  и  самое  главное –  особый  дух  и  свою  философию  образования.  А  потому  самое  блестящее  владение  только  методическими  приемами  из  Стратегии  или  неукоснительное  соблюдение   структуры  урока  само по  себе  еще  не  означает,  что  ты – критический  мыслитель  и  в  духе критического мышления обучаешь  других…
Приведу  пример: я давала  урок  инспектирующим  нашу  работу  и  консультирующим  нас,  тренеров,  Исполнительному  директору  Проекта  и  американским  профессорам – волонтерам.  Казалось  все  было  учтено.  А  главное,  мои  одиннадцатиклассники,  к  тому  времени  уже  два  года  «творившие»  на  уроках  обществознания  в  духе  Стратегии,  работали  вдохновенно  и  творчески,  предлагали  идеи,  размышляли,  представляли  свои проекты…
Комментарий  моих  американских  учителей  был  прям,  короток  и  строг:  ты  работала  как  учитель  традиционалист (!?!).
Дело  в  том,  что  ученики  сидели  за  столами,  стоявшими  как  обычно  рядами,  ну  а  я,  разумеется,  перед  ними,  вольно  или  невольно  ставя  себя  и  их  в  позицию:  Я – главный  вершитель,  Судья  и  Прокурор.  Среда,  а  в  след  за  ней   и  атмосфера  «Развития  критического  мышления»  исказилась…  при  совершенно  выдержанных  остальных  требованиях  и  подходах.
Самое  худшее,  если  кто–то  сейчас  подумает,  что  все  дело  в  том,  как  должна  стоять  мебель…
Все  дело  в  том,  что  выстраивая  свою  практическую  деятельность,  мы  не  должны,  первое,  недооценивать  теории.  Незнание  теории  мстит  нам  тем,  что  мы  не  проникаем  в  глубины  Знания  и  Понимания.  Большинство  наших  коллег – учителей  желают  только – и  с  большой  радостью  прихватывают – новые  методические  приемы,  пополняя  собственный  методический  багаж,  вынужденно-терпеливо  выслушивая  как  «общие  слова»  наши  объяснения  специфически  присущего  только  Стратегии. В результате - обязательное искажение самого-самого в RWCT...
Не  идет  ли  эта  традиционная  нелюбовь  к  теории  от  нас,  руководителей?
Второе.  Нам,  методистам,  тренерам,  несущим  ответственность  за  «чистоту»  Стратегии,  нужно  научиться  «держать  удар»:  отстаивать  идеи  развития критического мышления,  а  зачастую,  и  работу  (уроки)  своих  участников  от  вышестоящих  лиц.  Никогда  не  забуду,  как  директор  и  завуч,  очень  именитые  и  заслуженные,  сами  же  настоявшие  на  открытом  уроке (в русле Стратегии)  своей  учительницы-нашей  участницы  на  II  республиканском  форуме,  потом  признавались,  что  им  хотелось  прервать  урок,  встать  и  уйти,  когда  увидели,  что  дети  работали  над  разными,  не  общими  для  всего  класса  заданиями,  что  обсуждение  велось  в  группах  и  ответы  отдельных  учеников  были  достоянием   только  группы,  а  не  молча  взирающего  класса  на  одного  отвечающего.  «Я  даже  не  умею  наблюдать  такие  уроки»,–  призналась  директор, – не  знаю,  на  кого  смотреть,  кого  слушать…  И  если  бы  не  ваше, Татьяна Адольфовна, спокойно-удовлетворительное,  явно  одобрительное  выражение  лица,  а  затем  ваш  совместный  с учительницей  анализ  проведенного  занятия,  я  бы  в разборе урока «уничтожила»  учительницу».

Если    «вживание»  в  Стратегию  идет  успешно,  то на  III-IV  семинаре  самый  главный  вопрос,  возникающий  у  наших  участников,  та-кой:  «Как  быть  уверенным,  что  ты  являешься  молодым,  растущим,  но  подлинным  критическим  мыслителем?  Как  быть  уверенным,  что  не  изменяешь  духу,  идее  критического  мышления?»  Обратите  внимание,  как  это  отличается  от  вопроса  иного  слушателя:  «А  какие  новые  методические  приемы  мы  еще  узнаем», - который  исходит  от  учителя-технолога  (учителя-методиста),  но  не  критического  мыслителя.
…Не  стану  утверждать,  что  именно  стратегия  образования  «Развитие  критического  мышления»  вытащит  дидактику  из  состояния  клинической  смерти.  Но  очевидно,  что  это  по  силам  только  образовательной  стратегии – сплава  новых  ценностей  в  образовании,  способов,  содержаний,  методических  приемов,  среды,  характера  общения,  оценок,  управления  содержанием  образования,  выступающих  не  как  «элементы»,  но  как   система,  пронизанная  духом  и  идеями  философии  открытого  гражданского  общества.
И  еще.  Стратегия – это  система.  Цельная.  Органичная.  В  этом  смысле  позиция  иных  педагогов,  типа  «Я  внедряю  элементы  критического  мышления  (или  этнопедагогики  и  проч.)»  созвучны:  «Я  немножко  беременна».  Стратегия  либо  есть,  либо  ее  нет.  Третьего  не  дано.

Подытожу:
- критическое,  а  значит,  аналитическое  и  позитивное  мышление   должно  стать  методологической  основой  непрерывного  развития  личности;
поскольку
- необходимость  решать  много  проблем:  анализировать   и  критически  оценивать  ситуации  в  различных  сферах  жизни,  уметь  видеть  альтернативные  точки  зрения,  принимать  продуманные  решения  в  профессиональной,  учебной,  бытовой  сферах;  брать  груз  ответственности  за  них – без  критического  мышления  мы  становимся  заложниками  либо  обстоятельств,  либо  чужой  воли;
а  значит,
- педагогу  важно  самому  быть  образцом  воплощения  демократических  ценностей  и  принципов  в  реальную  практику  собственной  жизни,  школы  и  ученика;
при  том,  что
- использование  разнообразных  форм  и  приемов  научения  критическому  мышлению  превращает  учебную  ситуацию  в  лабораторию  демократического  диалога,  демократического  опыта,  который  дол-жен  быть  прожит  человеком;
а
- диалог – высшее  мастерство  граждан  демократического  общества.
Д.  Мухамедхан,  исследовавшая  работу  санкт-петербургских  и  алма-атинских  учителей  в  части  организации  ими  диалога  со  школьниками,  приводит  следующие  факты:  из  500  проанализированных  вопросов,  адресованных  ученикам  на  уроках,  60%  предполагали  односложный  ответ:  «да»  или  «нет».  75 %  всех  задаваемых  учителями  вопросов  относились  к  вопросам  одного  уровня:  фактические,  требующие  перечисления  фактов…
Какое  уж  тут  «критическое  мышление» !?
В  завершение  подчеркну:  непреложным  является  тот  факт,  что  существенно  улучшить  образование  возможно,  лишь  дав  эффективную  Стратегию  (не  методику  или  технологию,  не  план  или    программу,  пусть  даже  комплексную)  в  руки  очень  хороших  учителей,  прошедших  соответствующую  подготовку.  Любые  другие  виды  реформ  бессмысленны  вне  зависимости  от  того,  каким  убедительным  бы  ни  выглядело  их  философское  обоснование.  Образование  больше  не  может  себе  позволить  накопление  результатов  даже  неплохо  продуманных  мероприятий,  но  произведенных  при  отсутствии  объединяющих  идей – при  отсутствии  Стратегии   образования.

9 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Прочитала несколько раз Вашу статью. И с нетерпением жду следующую. Последнее время эта тема сильно заинтересовала меня. Прочитала книгу «Развитие критического мышления на уроке» С.И.Заир-Бека. Появилось огромное желание пройти семинары по этой теме, научиться критически мыслить самой и научить этому других.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Владимировна! Рада, что отозвались и таким образом подтвердили факт Вашего ко мне вопроса о развитии критического мышления. Отлично, что нашли и изучили (?) рекомендованного мною автора по обсуждаемой теме. Вы - на правильном пути. Буду рада, если на Конкурсе - без деклараций и победных реляций - что-то сообщите о новом направлении Вашего профессионального движения в освоении Стратегии...

      Удалить
  2. Спасибо, Татьяна Адольфовна, что проделали такую огромную работу! Вы знаете, как меня интересует эта тема.
    Читая Ваш материал, ещё раз убедилась, что Стратегией в моей работе и не пахнет... Конечно, я пытаюсь НЕКОТОРЫЕ уроки строить именно по схеме уроков РКМЧП. Написала слово "некоторые" и представила, как Вы сейчас мысленно ругаетесь. Я знаю, что нельзя использовать "элементы стратегии", эти Ваши слова я запомнила. Жаль, что по-другому пока не получается((
    Я не хочу показаться смешной, но единственное, что я использую ВСЕГДА (на каждом уроке с каждым классом), - это особые типы вопросов. Сначала приучала себя отказаться от вопросов типа "В чем отличие причастия от прилагательного?" или "Назовите черты характера Герасима". С такими вопросами дети скучают. (Это мне кажется) Приучала себя долго, больше полугода. Теперь стараюсь задавать другие вопросы и предлагать другие задания. Вместо банальных "назовите отличия" я могу написать на доске по три слова прилагательных и причастий. Я не думала, но дети, несколько секунд анализируя эти слова, с легкостью НАШЛИ (а не назвали) различия прилагательного и причастия.
    Я не уверена, связано ли это как-то с технологией РКМЧП... Но так ребята могут найти свои мысли, а не воспользоваться моими.
    Татьяна Адольфовна, но вот "жить" в русле этой технологии не получается. Наверно, проблема в количестве уроков каждый день и в отсутствии должного образования. Самоучкой быть сложно и непрофессионально.
    Поэтому, если когда-нибудь Вы решитесь собрать группу краснодарских учителей для обучения этой стратегии, знайте: я в первых рядах!:)
    Еще раз спасибо за материал.
    П. С. А я эту тему взяла для выступления на Педмарафоне в среду. Дилетантизм буду показывать:((

    ОтветитьУдалить
  3. Уважаемая Татьяна Адольфовна, впервые услышала о критическом мышлении при подготовке к конкурсу УГ от участников прошлых лет. Знаю, что среди краснодарских учителей есть педагоги, которым посчастливилось стать участниками единственной группы, которых обучал Тренер. Я говорю о Ваших, Татьяна Адольфовна, лекциях в 2006 году (по-моему, с датой не напутала). Предупредили меня сразу: элементы это не есть Стратегия, использовать не в системе не рекомендуется. Читала с миру по нитке подпольно))) С лета имею в своей библиотеке книгу С.И.Заир-Бека, штудирую...Если есть возможность организации занятий по развитию критического мышления, прошу записать меня второй(понимаю, что конкурс на место будет огромный!).
    Честно говоря, когда прочитала название статьи - не поверила свои глазам...
    Жду с нетерпением выхода второй статьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, Вы правы, в волне-2006 года несколько часов в ходе недельной учебы будущих Пеликанов посвятила теме "Развитие критического мышления как стратегтя образования". Если же говорить о полном курсе (120 часов), не считая еще серии практикумов, то группа в обучении была лишь одна - самый яркий ее представитель - Ровгач Марина Евгеньевна.

      Удалить
    2. Добрый вечер, уважаемые коллеги!
      Татьяна Адольфовна, а есть ли шанс, что как и в 2006 году Вами будет создана группа для обучения? Мне бы тоже хотелось научиться, с азов научиться...

      Удалить
    3. Лилия Павловна, вопрос непростой. Во-первых, это может быть только каникулярное время: нужно серьезное погружение в тему; во-вторых, пропуск 2-3 часов занятий означает отчисление из группы - значит нужно действительно создать условия обучающимся для напряженной и продуктивной работы. Своих студентов, в-третьих, я должна обеспечить 8 книгами (брошюрами), созданными авторами Стратегии, с изложением материала, методическими рекомендациями, заданиями (значит их заранее нужно изготовить). В-четвертых, нужно провести конкурсный отбор (учителя, желающие войти в группу обучающихся, должны письменно ответить лишь на один вопрос: почему они хотят изучать Стратегию) и, наконец, в-пятых, найти на все это силы... Не скрою - я "сгораю" на обучающих семинарах по развитию критического мышления.
      ...но Вы, наверное, правы, Лилия Павловна, было бы желание...

      Удалить
  4. Галина Витальльевна, вовсе и не "ругаюсь", напротив, очень рада Вашему движению и горжусь Вами и тем, чему Вы УЖЕ научились: Вы осваиваете шаг за шагом (какие-то составляющие) RWCT. Как я поняла, Вы прочно усвоили СТРУКТУРУ занятия, которое проводится в духе развития критического мышления (1.эвокация-вызов - 2.реализация замысла-достижение понимания - 3.рефлексия); кроме того, Вы работаете по использованию разноуровневых вопросов (научаетесь сами их искать-создавать и при их помощи ПОБУЖДАЕТЕ Ваших учеников СТАНОВИТЬСЯ НА ПУТЬ КРИТИЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ)... На мой взгляд (сложно делать заключение на основе коротенького Вашего сообщения), Вам нужно активнее двигаться в направлении создания СРЕДЫ для развития критического мышления (Вашего и еще более Ваших учеников)... Приведенные Вами примеры подтверждают, что ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ. Вы наполняете свою практику слагаемыми RWCT, как пазлами картину, заполняя пустоты новыми фрагментами: каждый из них - это не Развитие критического мышления, но все вместе - при условии продолжения Ваших усилий и обогащения Вашей деятельности НОВЫМИ составляющими Стратегии - в какой-то момент дадут полную "картину" развития критического мышления...
    Много уроков, запредельная нагрузка... Подлинный критический мыслитель воскликнет: "Мне повезло! ПЛОТНОСТЬ, концентрация учебной деятельности дает мне ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ в освоении Стратегии развития критического мышления..!" Что имел он в виду и почему так считает, Вы, двигаясь по пути развития критического мышления дальше, когда-то нам здесь объясните...
    На Краснодарском педмарафоне Вы будете показывать ВХОЖДЕНИЕ В ОСВОЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ стратегии развития критического мышления! (а вовсе не дилентантизм!)
    И вот Вам еще один урок: критический мыслитель не станет ни преувеличивать, ни преуменьшать значения осуществленного - ведь он пропустил КАЖДЫЙ шаг своей деятельности и его учеников через мощную РЕФЛЕКСИЮ.... потому адекватен.
    Поспешу со второй статьей - она, кажется, Вам показана, как и Марине Владимировне...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Периодически просматриваю блог, перечитывая Ваши статьи. Особенно тогда, когда в очередной раз понимаю, как не хватает мне систематического образования. Если группа будет создана, я очень надеюсь в нее попасть. Мысленно уже продумываю ответ на вопрос: "Почему я хочу изучать Стратегию?" И самое главное, мне не хватает теории.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!