Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 1 апреля 2013 г.

"Учитель - исследователь". День 1

Удивительная вещь – время… В прошлом году день начала конкурсных испытаний наступил для меня очень быстро, не успела оглянуться после Нового года, а уже 2 апреля – начало Конкурса. Помню, что накануне ночью шел снег, и во время приветствия участников Конкурса были сказаны слова о том, что на Кубани есть такая примета: всё, что начинается в дождь, всегда заканчивается очень удачно, ну а если снег весной – то это точно предвестник самых счастливых начинаний в жизни.
В этом году Конкурс начался 1 апреля, в День смеха, шуток и хорошего настроения. Весна в полном разгаре – на улице больше 20 градусов тепла, может, поэтому, настроение особенно праздничное.

В этом году честь принимать у себя Конкурс выпала лицею № 48. Из-за такого события каникулы у ребят наступили на неделю позже, чем у остальных учащихся города. Итак, сегодня, 1 апреля, лицей № 48 гостеприимно распахнул свои двери для участников Конкурса.

В уютном актовом зале зазвучали слова приветствия директора лицея, Учителя года города Краснодара - 2001, Гайдук Татьяны Алексеевны. 

Маленькие гусары и девочки в длинных платьях танцевали вальс, а я подумала, что вот так проходили торжества во времена Наташи Ростовой.

 Конкурсантов и всех учителей приветствовали Екатерина Великая и Михаил Ломоносов.  

       Татьяна Адольфовна Ваховская, Ответственный секретарь Конкурса, напомнила конкурсантам, что теперь они находятся в равном удалении (или приближении) к пьедесталу, что учитель может всю жизнь проработать учителем, так никогда им не став в полной мере, ведь самый главный показатель хорошего учителя – это способность вынести на суд свои опыт, талант, результаты деятельности . «Будьте вдохновенны и обаятельны, это страшная сила!», - напутствовала Татьяна Адольфовна.

     Я провела сегодня весь день в номинации «Учитель – исследователь», радуясь возможности без горячки, свойственной участнику, послушать выступления конкурсантов, ведь в прошлом году нервное напряжение не дало мне возможности в полной мере оценить выступления коллег.  Что значит – учитель-исследователь? Этот вопрос не давал мне покоя в прошлом году, ведь я выступала в Конкурсе в номинации «Традиции и новаторство». Тогда мне казалась эта тема ближе… Сейчас я бы тысячу раз подумала, прежде чем определиться с номинацией… Так кто же он – учитель-исследователь? Что он исследует? Почему позиционирует себя именно так? Вот с какими вопросами я вошла в кабинет № 13.
       Председателем жюри в этой номинации была красивая и обаятельная Светлана Дмитриевна Овечкина, директор школы № 89 , воспитавшая Учителя года -  2004 Мещерякову Елену Валерьевну.

        Расскажу о своих впечатлениях… Первое задание – самопредставление на тему «Когда я итожу то, что прожил» - единственное во всем Конкурсе, где очередность выступления определяется не жеребьевкой, а порядковым номером конкурсанта. В этом году, в первый раз за такой обширный срок, в Конкурсе исчезли кодовые номера, все участники выступали под своей фамилией, и порядковым номером стал номер образовательного учреждения, который они представляли. Это, как мне кажется, накладывает еще большую  ответственность на конкурсантов.
         Первой выступила Смаль Виктория Юрьевна, учитель начальных классов гимназии № 18. Ее представление запомнилось мне больше всего. Стихотворная форма подачи материала, удачное музыкальное сопровождение, легкая улыбка и свободная манера держаться – чувствовалась немалая подготовительная работа конкурсантки. Она рассказала о своей учительской династии, о разносторонних интересах «от коней, стрельбы, котов до разведения цветов», о любимой работе, где помимо учительства есть место редакторству детской газеты «Совенок»,  и о награждении нагрудным знаком.

Следующей выступила Долгушина Наталья Викторовна, учитель географии школы № 38. Она прочитала стихи о том, чему нас учит река, дожди, солнце и сказала, что настоящее открытие для учителя – это посмотреть на мир глазами ребенка. Чудесные слова!

Мария Вячеславовна Варзер, учитель начальных классов 57 школы, поразила меня своей манерой держаться перед публикой. Твердо и решительно, но в то же время очень проникновенно, начала она свое представление легендой о появлении на небе созвездия Стрельца. Ее звезда – это учительская звезда, которая загорелась на небе при ее рождении, и вопроса о том  - «Кем быть?» в детстве, перед ней никогда не стояло. Профессия учителя – самая лучшая, ведь  учитель воспитывает будущих инженеров, музыкантов, президентов, главное – зажечь в них звезду.

Спицына Любовь Ивановна, учитель физики школы № 64, самый зрелый участник Конкурса. Я с большим интересом слушала ее выступление.  Ее выступление было построено очень интересно – в виде интервью с самой собой, где дети (видеозапись) задавали вопросы, а Любовь Ивановна на них отвечала. «Влюбленным в физику не очень просто жить», - закончила она свое выступление такими словами. Жаль, что я не запомнила окончание этого стихотворения.

Минаева Анастасия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы гимназии № 69, рассказала о тропках и тропинках, которые встречаются в жизни, о книгах-компасах, которые помогли ей выбрать нужную дорогу в профессии. «Цветаева, Шмелёв, Сухомлинский, Пушкин, Достоевский словно нашептывают мне путь», - так звучали ее слова. «Не опускаться до уровня детей, а подниматься до их чувств, чтобы не обидеть», - приводила она в пример слова Януша Корчака.

Благовещенская Елена Петровна, учитель географии школы № 83, раньше занималась парашютным спортом, у нее за плечами 105 прыжков, уже давно увлекается туризмом, ходит с детьми в походы, создала туристический клуб «Альтаир», ведет блог и считает, что «Вся гордость учителя в учениках, в росте посаженных им семян».  А ученики такие, которыми впору гордиться!

Чекунова Виктория Алексеевна, учитель начальных классов гимназии № 92, начала свое выступление с притчи, в которой рассказывалось о том, что мало иметь цель и средства для достижения своей мечты, надо еще знать дорогу, мало иметь знания, надо иметь наставника. Я тут же вспомнила лекцию Татьяны Адольфовны, где были слова о том, что в жизни каждого человека должен быть Учитель, Мастер.
 В конце выступления в класс вошли дети, милые, улыбающиеся, они внесли очень позитивную нотку в выступление Виктории Алексеевны.

Следующим конкурсным заданием было задание «Моя методическая лаборатория», на которое отводилось до 15 минут. Здесь очередность выступления определялась жеребьевкой.

Чекунова Виктория Алексеевна первой представляла свою методическую лабораторию. Она рассказала о тех образовательных технологиях, которые занимают ведущие позиции в ее деятельности;  о проектах, которые создают  и в которых принимают участие ее дети. В своем выступлении Виктория Алексеевна рассматривала методы и приемы обучения, которые помогают ей  сделать образовательный процесс эффективным.


Смаль Виктория Юрьевна во время своего выступления рассказала о направлениях своей методической системы – учебных, воспитательных, о профессиональном развитии учителя, о способах сотрудничества с родителями. Очень интересные виды письменных творческих работ учащихся использует Виктория Юрьевна в своей работе – написание сказок, небылиц, эссе, хокку. Виктория Юрьевна является активным пользователем сети Интернет, ведь она не только ведет свой блог, но и имеет странички на таких известных порталах как Сеть творческих учителей и ПроШколу.ру.

Долгушина Наталья Викторовна использует в своей работе проектную деятельность,  технологию развития критического мышления и здоровьесберегающие технологии. Перед собой она ставит вопросы: «Как заинтересовать ученика, как подарить ему минуты радости?», учит детей, что «Без географии вы нигде», придерживается твердого принципа, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить и всегда помнит о том, что каждый ученик на уроке географии – это Христофор Колумб.

Благовещенская Елена Петровна применяет в своей работе творческий подход, использует групповую и парные виды деятельности учащихся, учит их добывать знания, грамотно формулировать и выражать свои мысли, проводит рефлексию своего и детского опыта, придерживается принципа: «Учитель на уроке – не источник знаний, а организатор и помощник ребят». Создание в школе туристического клуба «Альтаир» - прекрасное начинание для учителя-географа.

Минаева Анастасия Геннадьевна сравнила себя со средневековым алхимиком, который за каменными дверьми создает философский камень. Только современный учитель за деревянными дверьми проживает с детьми со-бытие, а «бытие – это то, чего никогда не будет, а есть здесь и сейчас».

 Рефреном сегодняшних выступлений Анастасии Геннадьевны звучали слова о том, что педагогика – это наука не о ребенке, а о человеке. Интересные проекты создаются ею вместе с детьми, причем международного уровня, например «Италия далекая и близкая в произведениях Н. В. Гоголя».

Спицына Любовь Ивановна рассказала о том, что в 64 школе уроки физики начинаются не с 7 класса, как в обычных школах, а с 5-ого. 
На уроках используются ментальные карты, ею ведется кружок, где дети исследуют свойства воды, решают нестандартные задачи. В своей деятельности Любовь Ивановна использует когнитивно-информационную парадигму, ведь главное для нее – заложить основы знаний.

Варзер Мария Вячеславовна начала притчей, которая учила, что если хочешь изменить мир, начинай с отдельно взятого человека, т.е. с себя. 

Большое внимание Мария Вячеславовна уделяет воспитанию, использует в работе принцип трех П – принять, понять, поддержать, считает, что классные часы – не монолог учителя, а дискуссия между учащимися. В конце своего выступления она поделилась планами на будущее – открыть детский сад, где, возможно, будут обучаться и ее собственные дети.

После перерыва на обед (который был очень вкусным, большое спасибо лицею за это), началось следующее конкурсное задание «Я бы поступил так…»Комментарий профессионала…

Педагогические ситуации, предложенные участникам, были очень различны, касались многих актуальных вопросов: поведение учащихся, неадекватное отношение к учителю. Комментарии, данные участниками, были большей частью разумными и профессиональными.

 Конкурсанты приводили примеры из собственной учительской жизни, опирались на свой опыт. Вопросы были непростые, но, думаю, все конкурсанты успешно справились с заданием.

Закончился первый день Конкурса. Я благодарю конкурсантов за возможность обдумать многое, за качественно подготовленные задания! Завтра нас ждет таинство – Его Величество Урок.
Желаю всем удачи, выдержки, позитива!

P.S. Копирование фотоматериалов и перепечатка текста данной статьи возможны только при наличии активной ссылки на блог Ассоциации. Давайте будем взаимовежливы!

11 комментариев:

  1. Эльвира Ульфатовна, добрый день!
    Вот только сейчас, когда перешла в ранг тех, кто завтра придёт от всей души поддерживать коллег, продолжающих отстаивать звание "Учитель года", прочитала Ваш пост.
    Спасибо Вам за неподдельный интерес к каждому конкурсанту в номинации "Учитель - исследователь", за добрые слова, умение увидеть главное в характере,в деятельности конкурсанта.
    Для меня участие в конкурсе это, действительно,подведение итогов тому, что прожито и пережито в жизни, ведь главная её составляющая - дети, школа и физика!
    А понравившееся Вам стихотворение, оно и мне "упало" на сердце", я опубликовала в своём блоге!
    Спицына Л.И., учитель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Ивановна! Конкурс закончился, и теперь начинается новый этап в Вашей жизни. Подводить итоги рано, ведь тот опыт, который Вы получили во время Конкурса, изменил что-то в Вас. Вы согласны?
      P.S. Спасибо за стихотворение

      Удалить
  2. Уважаемая Эльвира Ульфатовна!Большое спасибо, что были с нами - конкурсантами, в этот трудный для нас день! Первый день - самый сложный, а читая Ваш такой интересный и по-дружески "тёплый" репортаж о нас - учителях-исследователях, понимаю, что день этот запомнился не только волнением и переживаниями, но ещё и массой позитивных эмоций!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Мария Вячеславовна! Знаю по опыту, что во время конкурсных испытаний "градус зашкаливает", и очень многое стирается из памяти. Все конкурсанты выступили очень достойно, и эти дни останутся в Вашей памяти навсегда. Желаю Вам не останавливаться на достигнутом!

      Удалить
  3. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Какой замечательный у Вас получился репортаж. Как точно Вы смогли подметить все самые лучшие моменты у нас, конкурсантов. Читая репортаж, я имела возможность вновь пережить все те моменты, которые испытала в первый день.Сегодня он порождает какие-то новые, иные чувства, не такие как 1 апреля.
    Спасибо за возможность вновь всё это ещё раз вспомнить и пережить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Виктория Юрьевна, чем больше будет проходить времени, тем значимее будут для вас воспоминания об этих днях. Вы прекрасно держались, выступать первой всегда труднее, а Вы задали, так сказать, темп и ритм. Спасибо!

      Удалить
  4. Классная работа, Эльвира Ульфатовна! То, чего не удалось увидеть, замечательно восполняет Ваш репортаж и выпуски Лилии Павловны и Галины Витальевны! А где-то затерялся в безбрежном Интернете репортаж от Хомутовой Н.А.!))
    Так радостно и прекрасно жить в окружении талантливых боевых подруг-альтруисток! мне несказанно повезло..!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Участвуя в Конкурсе в прошлом году, я получила бесценный опыт, и каждый раз с благодарностью вспоминаю дни подготовки и дни участия, а присутствуя в этот раз в качестве наблюдателя, мое восприятие стало глубже и шире, а опыт обогатился различными приемами и средствами... Помню Ваши слова, что мастерство рождается не из опыта, а из рефлексии. Как они мне теперь близки. Спасибо Вам, Татьяна Адольфовна!

      Удалить
  5. Чекунова Виктория2 апр. 2013 г., 23:51:00

    Уважаемая Эльвира Ульфатовна! Присоединяясь к мнению своих коллег,хотела выразить Вам благодарность за вновь и вновь переживаемые чувства. Огромное спасибо за теплоту Ваших глаз,которая вселяла в нас чувство уверенности. Хочу поблагодарить Уважаемое жюри за доброжелательное отношение ко всем конкурсантам.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Виктория Алексеевна, рассказывать об увиденном было нелегко, ведь хотелось выделить главное в ваших выступлениях. Знаю, что трудно бывает справиться с нервами, но Вам прекрасно это удалось. Ваши дети внесли свежую струю, очаровали всех. Представляю, сколько было у них потом эмоций.

      Удалить
  6. Эльвира Ульфатовна, спасибо за Вашу работу! Сколько добрых слов Вы сказали о каждом! А какие все творческие и красивые! Сколько бессоных ночей каждый провёл в подготовке к конкурсу. Но собранность всем помогла выступить достойно!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!