Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

"Прямая связь" с Наставником. Выпуск 2.

Вот и поступил первый вопрос от читателей нашего блога в раздел "Прямая связь" с Наставником" .
Свой вопрос задаёт Брунь Марина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 96, суперфиналист конкурса "Учитель года города Краснодара-2013":

"Участник - 2013. Брунь Марина Владимировна. Уважаемая Татьяна Адольфовна, добрый день! Закончился конкурс, но самокопание продолжается, не всё получилось так, как бы хотелось, где-то нервы, где-то возможно недостаточная подготовка. Хотелось бы получить "взгляд со стороны", на что обратить внимание. Только объективный взгляд поможет сделать вывод и позволит двигаться дальше."

Татьяна Адольфовна, нужен Ваш мудрый совет, помощь в поиске дальнейшего направления развития учителя... Мне показалось, что учитель-суперфиналист просит именно принципиальный ответ...

Татьяна Адольфовна: Да, Лилия Павловна, согласна: Марина Владимировна, на мой взгляд, именно тот наш коллега, который желает иметь ВСЕ настоящее, высокой пробы и без скидок на какие-то там обстоятельства...  И при том она сейчас находится на той ступени своего профессионального развития, когда очень многое (так что кажется порою, что исчерпано уже почти все, дающее улучшение) взято на вооружение, получается, но... в чем-то появляется "примыленность" взгляда, привыкание и, как следствие, неудовлетворенность ... при полном внешнем благополучии.

Лилия Павловна:  Марина Владимировна, рада, что первый вопрос именно от Вас - человека сколь публичного, столь вдумчивого. Я бы только одно поправила: продолжается не "самокопание", а саморефлексия, что является одним из признаков успешности современного учителя! Предстоит большая работа, но Вам она под силу!

Т.А.: Марина Владимировна, позвольте тезисно.
Первое. Полагаю, что "самокопание" нужно отбросить - оно есть непродуктивный пережог, отбирающий энергию и не достойный классного учителя, способного к развитию. Правильно, что задали вопрос: волнующую Вас тему нужно ПРОГОВАРИВАТЬ и АНАЛИЗИРОВАТЬ, а не мучительно жевать в одиночку. Заранее прошу извинить меня, если Вам покажется, что Татьяна Адольфовна пошла "не туда"... Конечно, такое не исключено, но тогда знайте, что Ваше профессиональное предъявление на Конкурсе, например, ПРОИЗВОДИТ НЕ ТО, которое Вам хотелось бы , ВПЕЧАТЛЕНИЕ и  нужно серьезно подумать-позаботиться об адекватном восприятии Вас окружающими.
Второе. Вы были близки к победе? Думаю, что да. Но победителем (единственным) не стали... Почему? Мне представляется, что Вы в момент подготовки конкурсных заданий были ... в плену у них. Вам не хватило ШИРОТЫ педагогического маневра, бОльшей САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  МЫШЛЕНИЯ, чем Вы себе позволили. Вы остались сильной, опытной, но ...учительницей начальных классов (уже вижу "запенившихся" иных читателей, готовых патетически восклицать, как это много - быть учительницей начальных классов))).
Поясню. Вот Ш.А. Амонашвили, Ваш коллега.  Маловероятно, что кто-то о нем скажет, что он учитель начальных классов... Педагог! Понимаете, о чем это я?  Досадно, что эту самую "широту", "самостоятельность", "глубину" - НЕЗАШОРЕННОСТЬ - Вы имеете, но "включаете" их по потребности. Не всегда. Осторожничая, видимо, или по привычке. Вы были совершенно великолепны, когда только одну оброненную мною фразу, к слову, адресованную ВСЕМ суперфиналистам, "услышали" и самостоятельно РАЗВЕРНУЛИ: на мое пожелание "не играть "на понижение", не опускаться до обывательского, а все время "повышать планку", Вы ответили самым ЛУЧШИМ, что мне довелось слышать из Ваших уст, - вступлением к конкурсному заданию суперфинала (Вы понимаете, о чем это я? Мы опубликуем в сборнике "Краснодарские Пеликаны-2013: лучшее от лучших" все конкурсные работы суперфиналистов, и народ сможет оценить Вашу поразительной силы и смелости Мысль об участи учителя).

Или другой пример. ВАШ мастер-класс (та версия, что являлась домашней заготовкой) был классной ДЕМОНСТРАЦИЕЙ, но не более того... Одного движения губ модератора - "Действуйте!"- было достаточно, чтобы из Вас прямо на глазах зрительской аудитории, жюри стал "прорезаться" подлинно МАСТЕР, показывающий и анализирующий свой класс...(Вы каждое мгновение стали использовать для пояснения, комментария, характеристики, оценки того, что делали дети и Вы, а главное, ОБЪЯСНЯТЬ, В ЧЕМ СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ этой деятельности). Есть порох в пороховницах!

Третье. Было ли  в Вашей деятельности что-то такое, что не дотягивает до уровня, масштаба или позиции Большого Пеликана или не согласуется с ними? Было. Например, на родительском собрании из Вас вылетела "не учительская реплика", когда маме якобы Вашей ученицы Вы посоветовали: "Пусть Ваш ребенок ПОДОЙДЕТ КО МНЕ!"(с какой-то там поведенческой трудностью). Оставлю без комментариев. Много бы отдала, чтобы этой фразы, а главное - кроящейся за ней соответствующей позиции учителя - не было. Воистину и на солнце бывают пятна...

Вы, Марина Владимировна, не единожды разрывали "путы" "учительницы из началки" - и тогда к Вам приходил успех! Как в конкурсе лучших блогеров. Знаете, однажды я так Вас представила в ходе "УГ" и сразу услышала реакцию: "А почему только про заслугу-успех Брунь Вы упомянули? А у нас есть учителя-тьюторы, "Лучший учитель РФ" (ПНПО)"... Что я могла тогда сказать? Разве только то, что скажу теперь: о Ваших реальных и потенциальных возможностях Вам нужно напоминать, чтобы Вы не позволяли себе ВЫСТУПАТЬ НИЖЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, до которых нужно очень настойчиво дорабатываться.

В заключение. Самое опасное, если у кого-то явится мысль о том, что Ваша сложность - недостаточная уверенность в себе, своих силах. Это не так. Вы знаете себе цену, Вы осознаете свои возможности. Дело в ином: нужны дополнительные усилия (продумывание, осмысление, обогащение уже созданного, поиски его альтернатив, уязвимых мест, сравнение и сопоставление с уже соданным кем-то и проч.), чтобы выйти на КАЧЕСТВЕННО новый уровень мысли и действия, превосходя себя прежнюю...

Благодарим Татьяну Адольфовну за быстрый, развёрнутый, конструктивный ответ, в котором многое может почерпнуть для себя не только задавший вопрос, но и любой думающий и способный самокритично размышлять читатель!
А я напоминаю, что все вопросы к Татьяне Адольфовне Ваховской должны быть написаны в комментариях к этому сообщению. Также обязательно соблюсти условие: указать, от какой категории читателей поступил вопрос (участник-2013, ветеран "УГ",  коллега-педагог, школьный администратор, член семьи участника, будущий претендент, любопытствующий, член Ассоциации и проч.). Конечно же, приветствуется обращение от собственного имени.
P.S. Ответы на "Прямую связь" с Наставником" могут дать и зрелые Пеликаны, которым есть, что сказать по обсуждаемому вопросу!

6 комментариев:

  1. Наталья Александровна Хомутова14 апр. 2013 г., 17:34:00

    Добрый день,Татьяна Адольфовна! Ваш ответ Марине Владимировне - это обращение ко всем учителям начальной школы. Редко эта категория учителей (к которой принадлежу и я) попадает в суперфинал Конкурса, не смотря на то, что самая многочисленная в профессии и Конкурсе. Ваши Советы, Советы Наставника, помогают действующим учителям и помогут будущим участникам. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Адольфовна, благодарю Вас за ответ! Несколько раз прочитала (даже не прочитала, а прожила) Ваши слова, думаю, что ещё не один раз буду возвращаться к ним. И именно родительское собрание и пресс-конференция оставили у меня чувство неудовлетворения. Но я поняла, что конкурс даёт потребность в дальнейшем росте, хочется превзойти себя прежнюю, а для этого предстоит огромная работа над собой. Есть ещё многое, что хочется поменять в себе, в своей работе.
    Хочу ещё раз сказать Вам СПАСИБО, за Вашу поддержку конкурсантов. Иногда только Ваш взгляд, лёгкий кивок головы придавал уверенности и помогал взять себя в руки.

    ОтветитьУдалить
  3. Наталья Александровна, в этом "сезоне" от претендента на участие в Конкурсе я получила вопрос, который содержал легкий вызов: что-де учителей начальных классов " не пущают" в Победители? Помню только общий смысл своего ответа: как только в Конкурс придет учитель из начальной школы, который будет соответствовать требованиям, предъявляемым к современному учителю, и при том будет конкурентноспособным в своем поколении участников, - мы получим "Учителя года города Краснодара". Опыт Марины Владимировны Брунь подтверждает, что это очень трудно. А от себя добавлю: "Но это вовсе не означает, что невозможно!"

    ОтветитьУдалить
  4. Шемякина Эльвира Ульфатовна15 апр. 2013 г., 2:06:00

    Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Удивительное Ваше умение давать ответы на вопросы, которые еще не были заданы и даже сформулированы... Я не знаю, то ли хотела услышать Марина Владимировна, но все сказанное - действительно о нас, о "началке". Перечитала несколько раз! Спасибо, Марина Владимировна, за Ваши выступления и Ваш вопрос! О дополнительных усилиях - особенно актуально.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, это скорее Ваша способность из ВСЕГО извлекать нечто полезное для СЕБЯ - очень ценное качество (правда, нередко ведущее к неврозам!)))
      Благодарю Вас за то, что умеете настроиться

      Удалить
  5. Добрый день, Марина Владимировна! Многих конкурсантов "спасли" дети, которые не просто работали, не просто отвечали на вопросы, а своей заинтересованностью и стремлением к знаниям помогали учителю проводить конкурсные занятия. Казалось, что не учитель руководит ребятами, а ребята, подхватив его идеи, ведут учителя за собой! Хотя, наверное, в душах детей было не меньше волнения от происходящего, чем у конкурсантов... Чувствовалось, что ученики целеустремленные, любят и умеют учиться, отстаивать свою точку зрения... И самое главное - они подарили всем присутствующим на конкурсе море улыбок и тепло своих отзывчивых сердец! Спасибо педагогам и ученикам лицея за гостеприимство!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!