Внимание!


.

вторник, 30 апреля 2013 г.

Так было 2500 лет назад... А ныне? (как в нас "работает" "Тема месяца")

Роль автора-администратора-комментатора коллективного блога очень легка: умничай, рассыпай налево и направо советы, давай оценки-квалификации (наверняка кто-то поддержит, а будет непотребный комментарий - отправит в спам).
Участь того самого автора-администратора-комментатора очень непроста: как подать тот или иной сюжет, как быть конструктивным и не свалиться в огульную критику, на что отреагировать в комментарии, чтобы не задеть достоинство автора и быть честным перед читателем (недремлющий Анонимный выдаст такое, что потом удивляешься себе - зачем умираешь от чьей-то мерзости)?
...три дня обдумываю "советы", что дала в последней "Теме месяца"... ох, не дают они мне покоя.
А здесь на глаза попал цитатник китайского философа Лао-Цзы (4-3 вв. до н.э.) Привожу то, что "зацепило", из-за "Темы месяца" не в последнюю очередь....

* ЕСЛИ Я НЕ ВМЕШИВАЮСЬ В ДЕЛА ЛЮДЕЙ, ОНИ ЗАБОТЯТСЯ О СЕБЕ САМИ. (Так,  я больше ни гу-гу!)
* ЕСЛИ Я НЕ КОМАНДУЮ ЛЮДЬМИ, ОНИ ДЕЙСТВУЮТ САМИ. (Ясненько, почему активность иных коллег оставляет желать лучшего - больше ни одной директивы, пусть сами...)
* ЕСЛИ Я НЕ НАВЯЗЫВАЮ ЛЮДЯМ СВОИ ВЗГЛЯДЫ, ОНИ СТАНОВЯТСЯ САМИ СОБОЙ. (Ужас,  чему я препятствовала и ведь полагала, что мои действия во благо..!)
* ЕСЛИ Я НЕ  ЧИТАЮ ПРОПОВЕДИ, ОНИ СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ САМИ. ( Так вот почему так проблематично с усовершенствованием учителей!?!)
 Благоговею перед мудростью Востока.
Но почему, почему НЕ заботятся, НЕ действуют, НЕ совершенствуются и упорно не расстаются с привычными (удобными?) масками? "Запад есть запад, восток есть восток - и вместе они не сойдут",- писал поэт Р.Киплинг. Времена не те? Психология иная у нас, европейцев? Не умеем увидеть позитив, излишне строги и взыскательны? Ведь мудрые мысли древнего философа В ПОЛНОЙ МЕРЕ следует распространить и на отношения "учитель-ученики"... Отчетливо вижу "зашитую" в каждой цитате идею напрасно потерянного времени и сил...
Давайте искать ответы вместе.

7 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Первая цитата напомнила урок плавания: чтобы научить плавать, человека бросают в воду...очень похоже на естественный отбор. С другой стороны именно физическое вмешательство (генетическую усталость), академик Е.А.Ямбург называет как проблему и угрозу современности...
    А вот на счет становления человека самим собой - думаю, очень по-азиатски. Но ведь европейской авторитарности ставят в пример японское воспитание. Пробовала многое разрешать детям до пяти лет... Не все получалось, как планировала...
    Цитату на картинке скачала на рабочий стол)))

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья Александровна, но ведь можно (и нужно!) говорить и помнить о традициях западной (европейской) демократии, с одной стороны, и восточного деспотизма, с другой. (О воспитании в Японии не говорю, поскольку это глобально-неподъемная вещь: оно осуществляется не только не ДО 5 лет, но продолжается до скончания жизни и даже ...после ее завершения. И всякие попытки скопировать какую-то его часть неизменно терпят провал.)
    Размышляю О МЕРЕ вмешательства... а судьи кто? А если, "становясь самими собою", люди становятся ...много хуже? Проповедь - только священнику дозволена? А как же воспитывать без вмешательства (и в известном смысле без насилия в форме ВТОРЖЕНИЯ)?
    Буду думать дальше и ждать комментариев...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Так пришлось, что опыт общения с азиатскими семьями состоялся во время моего декретного отпуска. Сравнивая особенности воспитания малышей, отметила, что в этот период детям в азиатских семьях позволяется многое. В наших семьях все больше звучали запреты во благо(?). Согласна,что способ воспитания нельзя назвать авторитарным, скорее привитием правил и традиций.
      Думала, и о том, что "если "становясь самими собою", люди становятся ...много хуже". Когда цитату переносишь на воспитание детей - все понятно, так и есть. А если на взрослых, на себя...- возникает сильнейшее чувство благодарности к тем, кто "вмешался"...

      Удалить
  3. Значит, Наталья Александровна, надо признать, что приведенные здесь мудрые мысли, точнее, их смысл не может в равной степени быть отнесен к взрослым и детям...
    В бОльшей мере это "работает", применительно к взрослым, меньшие "дозы" должны быть для детей. И это как тенденция. Поскольку наверняка можно найти и примеры исключительно обратных пропорций (как единственно возможных для успешного исхода дел): к детям - по полной и в гомеопатических дозах к взрослым...

    ОтветитьУдалить
  4. Жанна Валерьевна11 мая 2013 г., 20:58:00

    Ответить хочется словами М.И.Калинина: " учителя, должны быть людьми, с одной стороны, высокообразованными, а с другой стороны - кристально честными. Ибо честность, я бы сказал, - неподкупность характера, в высоком смысле этого слова, она не только импонирует детям, она их заражает, она оставляет глубокий отпечаток на всю их последующую жизнь." В жизни каждого учителя есть тот человек, который когда-то вмешался, когда-то навязал, когда-то прочитал проповедь и поэтому он стал учителем, а хорошим учителем стал в процессе педагогической практики, где ты встретил мастера и его уроки останутся с тобой до конца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Валерьевна, не от того ли у нас меньше, чем хотелось бы иметь , как Вы пишите, "хороших учителей", поскольку они стали учителями лишь только потому, что "вмешались", "навязали", "прочитали проповедь" им... и не более того..?

      Удалить
  5. Жанна Валерьевна13 мая 2013 г., 21:56:00

    Порой бывает так , что только после того , как "толкнешь"," вмешаешься" начинается процесс и движение вперед.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!