Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 14 апреля 2013 г.

"Прямая связь" с Наставником. Выпуск 3.

Следующий вопрос, поступивший в раздел "Прямая связь" с Наставником", от Минаевой Анастасии Геннадьевны, учителя русского языка и литературы МБОУ гимназии №69, суперфиналиста конкурса "Учитель года города Краснодара-2013":
"Участник - 2013. Минаева Анастасия Геннадьевна. 
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна!Во-первых, я очень Вам благодарна за разговор, случившийся неделю назад так для меня кстати. После него я на многое посмотрела,если не по-другому, то совершенно с другого ракурса. Вы увидели (да и не могли не увидеть) мою проблему - чрезмерную эмоциональность, демонстративность и, я бы сказала, иногда и лицедейство.Я всю свою жизнь стараюсь с эти бороться, теперь вот и в профессиональном плане. Очень бы хотелось услышать педагогический совет именно от Вас, в контексте этой темы. И, во-вторых, о Нобелевской лекции. Она была у меня очень сырой, а доработать ее очень хочется, и я бы тоже хотела получить Ваш комментарий на ее счет."

Татьяна Адольфовна, могу ошибаться, но мне показалось, что Анастасия Геннадьевна стала обладателем Приза зрительских симпатий не только благодаря тем конкурсным заданиям Финала, что она показала, но и благодаря своей эмоциональности. Так ли это плохо? С этим действительно нужно бороться?

Татьяна Адольфовна: Знаете, Лилия Павловна, как-то принято считать, что эмоциональность - это изначально хорошо, даже ценно. Это так, но лишь отчасти. И применительно, главным образом, к детям. Нет ничего безнадёжнее для педагога (и того, кто работает со взрослыми учениками-студентами или на курсах повышения квалификации), чем эмоционально недоступная аудитория (родительская, например). Чрезвычайно трудно преодолеть дефицит ответной реакции или излишне горячее реагирование детей ли, администрации на урок, собрание или их (эмоций) проявление при личном контакте... Но развив детскую эмоциональность, мы тут же начинаем в лучшем случае учить ребенка ею управлять, а в худшем случае - ее подавляем-пресекаем сами: "Учитесь властвовать собой!".
Ситуация резко осложняется, когда недостаток или избыток эмоциональности присутствует в ...учителе. Мера - высшая добродетель, но прописные истины даются нам труднее всего. Как-то мне довелось прочитать диссертацию по теме "Культура горя"(!), а здесь речь идет об ОБЩЕЙ культуре проявления чувств...

Анастасия Геннадьевна, поскольку благодаря Вашему приходу-обращению ко мне у нас УЖЕ состоялся разговор, буду кратка.
Всякая избыточность - от лукавого. Поскольку Там и Тогда нет места ПОДЛИННОМУ, искренности... А что является главным Воспитателем? Убийственно выразительное слово? Суперсильный поступок? Да нет же... Искренность Слова и Дела!
Не эмоциональность плоха, но ее перебор, граничащий с дурной театральностью, когда ученик не столько за мыслью (чувством ) учительницы следует , сколько наблюдает за ...ее игрой (то, КАК она СТАЛА, КАКОЕ ИЗОБРАЗИЛА выражение лица и т.д. Старшим детям это будет УЖЕ неинтересно...).Слов нет, артистизм важен в нашем деле, но в дозах гомеопатических, не отвлекающих от главного, а ПОМОГАЮЩИХ полнее понять это главное. Давайте сформулируем, Анастасия Геннадьевна, так: не соблюдающий меру учитель не есть Профессионал. Это - аксиома. А то, как обуздывать себя, как держать себя в рамках разумной выразительности, Вам лучше знать...

Теперь о Нобелевской лекции. Тема, подходы, развитие аргументации - превыше всех похвал! Но, представьте, мощно и высоко занесенная над головой рука вдруг безвольно падает вниз... Это образ того, что прозвучало со сцены в Вашем исполнении... Пересмотрите ведущую идею на предмет того, ЧТО СЛЕДУЕТ ПРЕДПРИНЯТЬ социуму- научно-педагогической общественности - родителям-правительству и родному министерству-педколлективам-лично Вам, чтобы обозначенная Вами проблема кардинально решалась, снималась ее острота, минимизировались последствия... Дайте умный, убедительный, эффективный (может даже оригинальный!) КОНСТРУКТИВ и пути его достижения. Только тогда это не ПОТУГИ, но подлинно Нобелевская лекция. За 12 лет таких, по МОЕЙ табели о рангах , было лишь две.


Благодарим Татьяну Адольфовну за быстрый, развёрнутый и конструктивный ответ! Каждый вдумчивый читатель, конечно, найдёт, что почерпнуть из ответа и для себя...

Напоминаю, уважаемые Краснодарские Пеликаны, читатели, гости нашего блога, что все вопросы к Татьяне Адольфовне Ваховской должны быть написаны в комментариях к этому сообщению. Также обязательно соблюсти условие: указать, от какой категории читателей поступил вопрос (участник-2013, ветеран "УГ", коллега-педагог, школьный администратор, член семьи участника, будущий претендент, любопытствующий, член Ассоциации и проч.). Конечно же, приветствуется обращение от собственного имени.
P.S. Ответы на "Прямую связь" с Наставником" могут дать и зрелые Пеликаны, которым есть, что сказать по обсуждаемому вопросу!

3 комментария:

  1. Спасибо, Татьяна Адольфовна.Я Вас УСЛЫШАЛА. Буду работать и бороть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ..."бороть"? Быть может нам стоит больше стремиться к просветленной несуетности..? От души желаю этого Вам и себе.

      Удалить
  2. Уважаемая Анастасия Геннадьевна, ловлю себя на мысли, что подспудно не прекращаю, как та Мартышка из мультфильма, обдумывать, спросив разрешения, мысль Слоненка...
    ...Я о проявлении эмоционального в нас начала. А может не надо Вам надевать на себя "узду" сдержанности. Это необходимо делать мне (по моему убеждению!), но быть может, это не Ваше... Быть может, именно выдержанность будет для Вас игрой, а не естественной (искренной) формой существования..?
    Простите мне мою категоричность. Живите своим умом, руководствуйтесь собственными убеждениями. Просто знайте о существовании и того, о чем я писала Вам.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!