Внимание!


.

вторник, 16 апреля 2013 г.

"Прямая связь" с Наставником. Выпуск 4.

В наш блог в раздел "Прямая связь" с Наставником" поступил новый вопрос к Татьяне Адольфовне Ваховской, Ответственному секретарю Оргкомитета конкурса, модератору Финала и Суперфинала, Наставнику Краснодарских Пеликанов. Вопрос задаёт Якимцева Оксана Евгеньевна, финалист Конкурса-2012, член Совета Ассоциации:


"Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Я не видела выступлений финалистов и суперфиналистов, а только читала репортажи об этих мероприятиях в блоге Ассоциации. Разрешите задать Вам несколько вопросов. Что Вам понравилось/не понравилось в проведенных родительских собраниях? Можете ли Вы назвать самое удачное родительское собрание? самое настоящее? самое лучшее? Кто их авторы, если они, конечно, были. Хотелось бы увидеть эти собрания Вашими глазами. Спасибо.
Якимцева Оксана Евгеньевна, участник конкурса 2012 года, член Совета Ассоциации."

Вы правы, Оксана Евгеньевна, думаю, многим хочется узнать о том, чьё родительское собрание было НОРМАЛЬНЫМ (знаю, что с недавних пор Вы любите употреблять это слово), а чьё - отличным или... и почему. В этом году я видела все собрания, попыталась описать их в статье, но получились просто небольшие наброски. Вместе с Вами, затаив дыхание, жду ответа Татьяны Адольфовны...

Татьяна Адольфовна: Лилия Павловна, а ведь Оксана Евгеньевна совершенно права: "нормальный" - это лучшее из возможного в данной ситуации: таким смыслом мы наполняем это слово после лекции-презентации " О правильном образовании", т.е., нормальный - это немало.
Позволю себе заметить: тот факт, что отвечаю на вопрос НЕ финалиста-2013, а заинтересованного, доброжелательного, но "наблюдателя", обязывает меня к некоторой сдержанности по этическим соображениям (это как разговор если не "за спиной", то уж точно "за глаза")... Возможность иметь ПРЯМУЮ связь с наставником -  в смысле ПРЯМОЙ разговор - о родительском собрании на Конкурсе сами финалисты пока не использовали ("И хочется, и колется"..?)
Мне по душе Ваш репортаж об этом испытании, Лилия Павловна, он - образец оптимистческого позитивизма :)). Однако наступила "эпоха критического анализа, и хотелось бы далеко идущих, а главное, поучительных и конструктивных выводов" (говорю об этом с известной долей иронии).

Л.П.: Спасибо, Татьяна Адольфовна! Это же был именно репортаж...

Т.А.: Оксана Евгеньевна, я как-то в Вашем поколении Пеликанов говорила об "уроках нереализованных возможностей", так вот в обобщенном виде Родительское собрание-2013, по моему убеждению, стало конкурсным заданием НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ наших финалистов (даже если они удовлетворены своими выступлениями и/или считают их нормальными). В этом конкурсном испытании они не только не превзошли самих себя, они НЕ ДОТЯНУЛИ до "своих  уровней": и в части отбора главного, и в части глубины-полноты содержаний, предлагаемых родителям (особенно пострадала "психологическая" составляющая); и соразмерности "теория-практика-личный опыт-совет-прогноз" учителя, делящегося с родителями своим вИдением и пониманием темы собрания; и спокойно-ненатужное, но уверенное УПРАВЛЕНИЕ собранием; и научение родителей (не демонстративное, но наглядно-убедительное ), как относиться к возникающим затруднениям в вопросах воспитания и решать их (классные руководители же либо отрицали существование педагогических "заторов", вызывавших неудовлетворение или обеспокоенность родителей, убеждая их, что "все хорошо, прекрасная маркиза" и увеличивая при том дозу похвалы в адрес детей сомневающихся родителей, либо недоуменно-растеряно ответствовали, что-де "не замечали", или давали согласие, чтобы ребенок подошел к ним со своей проблемой(!)).
Нормальных (в НАШЕМ прочтении), полноценных, созвучных времени (знаете ли, 21 век на дворе!) родительских собраний НЕ БЫЛО в поколении-2013.
Были единичные удачные находки, идеи, фразы, "правильности", и выступали они как ЭЛЕМЕНТЫ, которые кардинально изменить общий ход, картину собрания, как и всякие ЭЛЕМЕНТЫ, были не в состоянии.Что к ним отношу? Например, неизбывную доброжелательность тона (установки, позиции) "классного руководителя" (а если учесть, что это учитель математики, то цена этому "элементу" резко возрастает). Или исполненные мудрости пожелания родителям, высказанные учителем-педагогом спокойно и взвешенно, без тени укора (помните, у Д. Карнеги: лучший способ уничтожить добрые чувства и отношения - это начать упрекать...). Или попытка поставить родителей в ситуацию, виртуально приблизив к состоянию, в котором пребывают их дети. Или набор очень толковых советов-рецептов-рекомендаций по конкретному направлению... Но! Только из этого НЕ МОЖЕТ строиться и состоять родительское  собрание (хотя не будь бы перечисленного, оно стало бы кратно слабее, как и становилось в худших вариантах, нами увиденных), поскольку родительское собрание не есть только дружелюбие, кладезь мудрых мыслей или рецептурная книга...
Что я отношу к худшему в Родительских собраниях-2013? Отвечу...
Это постыдно, когда из 5 финалистов, работавших по одной теме, трое(!) взяли одну и ту же разработку (вот когда Интернет припозоривает!) с той только разницей, что в одном случае  фигурировал сын, в другом- дочь... "Постыдно", потому что каждый из этих троих финалистов способен без большого напряжения создать свой сценарий собрания куда более грамотного, выразительного и убедительного, чем подвернувшаяся интернет-версия; потому что изначально они навязали себе "не свою" роль, не свои слова, не свою логику, поскольку по природе своей они очень энергичны и самодостаточны, они лидеры... (давшие слабину и обманувшие надежды зрителей, жюри, которое почувствовало себя при первом повторе слегка обманутым,  при втором - одураченным, а при третьем... бесконечно много потеряли уже финалисты в глазах окружающих).
Далее. Жалко выглядит, когда классный руководитель НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО СОБРАНИЯ взывает к родителям: "скажите мне", "ответьте мне" (в смысле "поясните-растолкуйте-просветите в темности моей"...). Апеллировать к родителям на собрании - сильный прием, способный вывести коллективный разговор на новый уровень, придать ему особую глубину и доверительность. Обратиться искренно к родителям в поисках ответа (не как запланированный ход) - это черта зрелого педагога, который в поисках альтернатив включает в круг существующих мнений и точки зрения родителей своих учеников. Но биться на протяжении большей части собрания в педагогическом бессилии, с придыханиями вопрошать родителей - бесславная вещь. Впечатление, что родители пришли в школу, чтобы проконсультировать своего классного руководителя, преодолеть-уменьшить его незнание.
Сомнительна позиция и классручки (слыхала и такое!), которая в глубокой задумчивой сосредоточенности-самопогруженности затрагивает широкий веер вопросов-проблем, адресуя их слегка ошалелым родителям, никак не возьмущим в толк: к чему это она? А учительница, похоже, и сама не вполне понимает к чему, но время еще не истекло и она продолжает "проблематизировать" окончательно сбитых с толку родителей...
А вот другой образчик - сюсюкающий учитель о  "детках", "ручках", "глазках"; с одной стороны, изливающий елей, с другой - совершенно неуступчивый  и уверенно-холодный...
Кроме того, весьма сомнительным мне представляется и такой поворот собрания, когда педагог начинает бесконечно длинное чтиво с действующими героями-животными, прибегая к аллегориям... Зачем? Чтобы завуалировать остроту мысли, которую хочет провести? Потому что не хватает мужества точно и прямо сформулировать свою позицию? Чтобы получить упрек иного обидчивого родителя, что классный руководитель уподобляет их детей животным? Оставим аллегории классической литературе и не станем прибегать к фигурам иносказания и умолчания хотя бы из уважения к родителям.
Могу привести пример, когда учитель все собрание "взбивает пену", то бишь изображает наличие проблемы и свою озабоченность там, где нет для нее (озабоченности) почвы: слишком благополучны и воспитаны лицеисты, чтобы дать основание бить (тревогу) в молчащий колокол... Полагаю, можно и пора остановиться.
Так что ж так и не было ни одного достойно справившегося с заданием финалиста? У каждого свое мнение на этот счет...
Я помню финалистку, умную и грамотную, но ...слишком вошедшую в роль педагога. В результате мы получили вариант этакого рафинированного, совершенного и ...чужого, отстраненного воспитателя, лишенного жизненной силы, обаяния, если хотите, огня.

Л.П.: Татьяна Адольфовна, так в чём же секрет успешного родительского собрания? Отличаются ли секреты успешного обычного (школьного) родительского собрания и конкурсного собрания?

Т.А.: Секрет, конечно же, есть. Он открывается далеко не всем, но всем нужно стремиться овладеть им. Собрание должно быть выношено Учителем-Профессионалом - Педагогом и Психологом. Данное собрание должно стать ПОТРЕБНОСТЬЮ, способом самореализации и самым действенным способом решения насущных задач, которые считает учитель первоочередными на данном этапе... Профессиональный учитель, если он молод, использует эту данность, чтобы быть особенно убедительным в глазах родителей; зрелый педагог - употребит свой опыт во благо... Как? Они, профессионалы, знают и умеют!
Для наших финалистов собрание было и осталось лишь конкурсным заданием. Как ни странно, Лилия Павловна, но в реальной жизни наши финалисты были бы много более убедительными на реальных собраниях. Некоторая искусственность, нарочитость собрания как конкурсного задания абсолютно преодолима, но для этого БЫЛИ НУЖНЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСИЛИЯ, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА, на которую они не отважились. Или не захотели. Или не смогли. Нужна была также способность к педагогическому моделированию ситуаций, с чем, похоже, дела у наших героев обстоят не очень. А у кого-то - очень не...

В последних строках скажу, что члены нашего Общественного жюри (из Управляющего Совета лицея №48, настоящие родители) сказали, что они обогатились на родительских собраниях Богиной Г.В., Бычкового В.В., а к Смаль В.Ю. отвели бы своего ребенка... На собрании Минаевой А.Г. уже подняли руку, чтобы отвечать, но вовремя опомнились...)))

Спасибо, Татьяна Адольфовна! Теперь многое стало на свои места. Читаю Ваши слова с конспектом всего увиденного и услышанного мною на Конкурсе-2013. И красной пастой заношу туда новые строки. Ведь Конкурс - не только учёба для тех, кто в нём участвует, для конкурсантов, но и для всех членов жюри, всех присутствующих. Рада, что и наши вдумчиво-размышляюще-рефлексирующие читатели и гости блога тоже имеют возможность учиться...

Напоминаю, уважаемые Краснодарские Пеликаны, читатели, гости нашего блога, что все вопросы к Татьяне Адольфовне Ваховской должны быть написаны в комментариях к этому сообщению. Также обязательно соблюсти условие: указать, от какой категории читателей поступил вопрос (участник-2013, ветеран "УГ", коллега-педагог, школьный администратор, член семьи участника, будущий претендент, любопытствующий, член Ассоциации и проч.). Конечно же, приветствуется обращение от собственного имени.
P.S. Ответы на "Прямую связь" с Наставником" могут дать и зрелые Пеликаны, которым есть, что сказать по обсуждаемому вопросу!


10 комментариев:

  1. Татьяна Адольфовна, огромное спасибо за Ваш труд! Даже и не представляю, каково это каждый день не просто давать ответ на вопрос одного Пеликана, а создавать целый исследовательский материал...
    Позвольте мне дать взгляд со стороны "родителя", присутствовавшего на этих 10 собраниях. Имён называть не буду, ибо не в этом суть моего комментария. Хочу поделиться той атмосферой, которую удалось (или НЕ удалось) создать учителю во время родительского собрания.
    Помните, Татьяна Адольфовна, когда закончился Конкурс-2012 мы собрали общее собрание Ассоциации, и каждый имел право высказать предложения/замечания по ходу конкурса? Так вот тогда я ("ничтоже сумняшеся") подняла руку и спросила, дескать, почему это на одних собраниях родители безмолвствовали, а на других прямо-таки "валили" конкурсанта. Тогда я не УСЛЫШАЛА Вашего ответа, а лишь запомнила его: "Одному учителю удалось настроить родителей на свой лад, на свою атмосферу, а другому - нет".
    Тогда, на Конкурсе-2012, я сидела в зале и думала: "Ну точно одного ХОТЯТ закидать вопросами, а с другим молчат, помогают". Теперь, на Конкурсе-2013, я сидела за партами во время родительского собрания, а после его окончания слышала реплики: "Они меня/тебя/её завалили".
    Татьяна Адольфовна, теперь-то я Вас услышала (не ожидала такого годового предательства от скорости звука)...
    Были собрания, на которых, действительно, хотелось молчать! Не потому, что "была установка" и проч. и проч. Потому не хотелось говорить, что учитель так очаровал собой, что хотелось просто слушать его и соглашаться! Я не говорю, что для этого надо было улюлюкать! Нет. Мы-то тоже не "девочек из соседнего двора" играли, очень хорошо чувствовалось иногда это заискивание. На других же собраниях даже мне, ещё пока НЕ родителю, многие вещи, которые говорил учитель,казались странными и противоречивыми. И на самом деле хотелось возразить, спросить, уточнить... Когда учитель на вопрос родителя отвечает "Я это уже сказала в начале собрания", после чего мечет глазами молнии, тогда уж, конечно, говорить ничего не хочется, но это не самое лучшее молчание, это из серии ученического "скорее бы конец урока".
    Татьяна Адольфовна, я не выполняла это конкурсное задание на Конкурсе-2012 и не судила его в составе жюри, но хочу сказать, что были собрания и учителя, которых хотелось слушать, с которыми хотелось соглашаться...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за комментарий, Галина Витальевна, Вы в тексте обращались ко мне - и это очень показательно... Я бесконечно рада, что какая-то "работа постконкурсная" в Вас продолжается, и - при кажущейся пассивности волны-2013 - хочется верить, они нам отвечают и "большим", и "маленьким" язычком...)) Очень нужно, чтобы вновь и вновь участники мысленно "прокручивали" свои выступления: "Мастерство рождается не из опыта - мастерство рождается из РЕФЛЕКСИИ опыта"...

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за комментрий. Для меня конкурсные задания - родительское собрание и воспитательное мероприятие - остались непройденным Рубиконом. Давая себе оценку, я поставила твердую два. Анализируя их уже сейчас на "трезвую" голову, я понимаю, что мне не хватило подготовки, серьезности, глубины. И самым пагубным в этом всем оказалось то, что я отнеслась к ним просто как к конкурсным заданиям. Подобное было у меня, когда я снимала урок. Тогда ничего не получилось, но была возможность переснять, что-то изменить. Тут такого шанса не было. Надо было выйти сделать, а когда особо не знаешь, что делать, приходиться выходить и показывать. Вот и получились показательные выступления. Что я вынесла для себя из них? Надо расти профессионально. Ведь ни импровизация, ни подготовленный материал из интернета, как выяснилось, не спасут, если подобно К. Станиславскому ты кричишь "не верю" сам себе. Я задумалась, а как я выгляжу в глазах своих родителей, что я смогу им рассказать, когда они придут за советом, и захотят ли идти. Значит надо иметь такой багаж знаний, чтобы действительно помочь. Вот только у меня возник вопрос, к самой себе сначала, а теперь и к Вам, Татьяна Адольфовна, а из чего этот багаж формируется? Из прочитанных книг по педагогике и психологии, из опыта, из уверенности в себе? Я не могу себе пока на него ответить. Для меня оказалось, что родительское собрание - это очень сложно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...ну, на счет "твердой два" - это чересчур, Анастасия Геннадьевна. Троечка... Это более точная отметка, на мой взгляд. И на счет "...приходится выходить и показывать"... В Вашем случае мне показалось это выглядело, как "выходить и ИЗОБРАЖАТЬ"..:)(помните из "Принципа Питера"?)

      Удалить
    2. Анастасия Геннадьевна, первый комментарий, почти шутейный, дала, не дочитав Вашего письма. Теперь по существу.
      У Вас есть огромные преимущества перед зрелыми учителями-коллегами в глазах Ваших родителей. (Я даже не имею в виду известную цитату о том, что долгое пребывание в учительстве отупляет). Если они, родители Ваших учеников, этого не знают-не понимают, то найдите способ им помочь это узнать-понять-принять как существенную информацию о Вас - молодом специалисте.
      Первое. Вы недавно со студенческой скамьи - значит, Вам известно последнее слово Науки об их детях, о возможностях образования, об эффективном обучении и результативном воспитании, о средней и высшей школе, об образовательной политике, ГИА и ЕГЭ и многом другом. Это придает Вам вес, авторитет и уважение со стороны родителей.
      Второе. Вы еще очень хорошо (неискаженно) помните себя в детстве-подростничестве-юности, это время не за горами, значит, Вам дано очень точно схватить, почувствовать и передать родителям те состояния, эмоции, мысли, намерения и проч., которые присущи их детям. Это вызывает доверие к тому, о чем Вы сообщаете-просите-"втуляете" (как говорят на Кубани) родителям.
      Третье. Вы близки по возрасту своим ученикам, и только это уже добавляет Вам в их глазах и отношении к Вам больше открытости и доверия. Родители это понимают, ценят и готовы прислушаться к Вашему голосу.
      Однако, скорее всего эти "плюсы" на деле вещь почти нереальная, точнее, несуществующая (так "готовят" к работе в школе Вузы и не готовимся к учительствованию в течение студенческой пятилетки мы сами).
      Значит, НАДО СДЕЛАТЬ то, что ждут от Вас родители и на что рассчитывают, РЕАЛЬНОСТЬЮ. Через самообразование, повышение квалификации овладеть и следовать педагогической науке, общей и возрастной психологии, стремиться стать (и на деле быть) доверенным лицом своих ребят.
      Это очень непросто. Это "то, чему нельзя научиться во сне". Это значить стать и быть учителем не словах, а на деле.
      Однако трудно - не значит невозможно.

      Удалить
  4. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Не передать словами, как я благодарна Вам за ответ на мой вопрос. Я получила не просто ответ, а полный сравнительный анализ увиденных Вами собраний. И эти характеристики, пусть временами и очень чувствительные для конкурсантов, уверена, помогут не только конкурсантам понять свои ошибки, но пригодятся будущим участникам. А уж для меня это просто кладезь информации,многое пригодится мне в работе. Еще раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
  5. Оксана Евгеньевна, я ведь не о финалистах, а о тех образах, которые возникали в Конкурсе, и об их конкурсных продуктах.
    Ни разу не нарушила этическую норму: "за спиной" говорила то и так, как сделала бы это в присутствии коллег-участников.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Татьяна Адольфовна (за Принцип Питера отдельно :)). У меня через неделю родительское собрание, думаю, пойду на него уже другой, чем была до конкурса.

    Может немного не в тему, но сегодня на уроке пришлось долго объяснять ребенку, упорно писавшему изобрОжать, что слово это не от слова "рожа" (в чем детеныш был уверен), а от слова "обрАз". Вот еще чему научил меня конкурс - уж если сам себя загнал в рамки изображения, так пусть оно будет не от слова "рожа".

    ОтветитьУдалить
  7. Анастасия Геннадьевна! "Изображает" (не кривляется, не лицедействует) Выдающийся учитель (по Питеру!), у Вас впереди осталась лишь одна ступень - "воодушевляет", ну, так это по силам лишь Великому Учителю!) Ступени "плохой" и "посредственный", по мнению этого автора, Вами уже пройдены... Вперед!

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо! Я как раз сейчас скачала себе его книгу и сижу читаю!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!