тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

четверг, 18 апреля 2013 г.

Свежий ветер перемен

Автор статьи:
Татьяна Алексеевна Петрова -
Учитель года Краснодара
и Кубани-2002.
С информацией об авторе
Вы можете познакомиться

Каждый год погружаешься в конкурс «Учитель года город Краснодара», как в море, а оно захлестывает тебя и несёт, увлекая в интересное путешествие.
Путешествую с конкурсом уже одиннадцатый год. И всегда удивляюсь тому, что конкурс не стареет, каждый год обретая как бы новое дыхание. Вот и в этом году по инициативе Татьяны Адольфовны (хвала её неиссякающему педагогическому энтузиазму!)
в ход конкурса была внесена свежая струя. Новые идеи, которые станут традицией (посещение музея участниками конкурса, вручение значков суперфиналистам), пришлись по душе пеликаньей стае.
Но традиционно выскажу свое мнение о финале и суперфинале конкурса. Сразу объясню: целью статьи является не критика кого-то конкретно, не стремление поумничать, а желание провести рефлексию, проанализировать некоторые моменты, чтобы следующие конкурсанты могли учесть это в своей деятельности.
Первый день финала начался воспитательным мероприятием – одним  из самых трудных испытаний. Конечно, даже количественно уроков учитель дает гораздо больше, чем классных часов, а если исключить из числа классных часов те, когда просто решаются организационные вопросы, записываются объявления, отчитываются нерадивые ученики (что, без сомнения, тоже нужно когда-то делать), то опыт поведения воспитательных мероприятий у конкурсантов, впрочем, как и у всех остальных учителей, невелик.
Сложность воспитательного мероприятия заключается в том, что в реальной педагогической практике любое воспитательное воздействие востребовано жизнью и, как правило, имеет предметность. То есть учитель может использовать ситуации из жизни детей, их реальный анализ дает хорошие результаты. В условиях конкурса учителю приходится искать другую предметность. В качестве такой предметности были использованы притчи, легенды, видеоролики.
Самыми удачными оказались реалии из жизни детей: В каких социальных сетях вы зарегистрированы? Сколько друзей у вас в этих сетях? Кого из них вы считаете друзьями на самом деле?
А вот другой пример, приведенный на конкурсе, не вдохновил детей. Было прочитано письмо 11 -летней девочки, которая ищет друга. Когда был задан вопрос о том, кто ответит на письмо девочки, одна девочка сказала, что не ответила бы, потому что девочка эта сама виновата в том, что у неё нет друзей.
Важно, чтобы контекст, выбранный для анализа, был понятен детям. В этом случае обращение к Интернету понятно детям, затрагивает их интересы, а вот апелляция к таким известным для старшего поколения фильмам, как «Офицеры» и даже «Гардемарины, вперед!» отклика в душе учеников не находят.
Еще одно замечание по отбору материала для воспитательного мероприятия. Одна из конкурсанток выбрала для обсуждения картинку с дерущимися воронами (назвав, правда, их при этом почему-то сороками) и репродукцию картины Рембранта «Ученый спор». Дискуссионна вообще возможность сопоставления этих произведений. К тому же, спроецированные через проектор, репродукции были вообще не видны учащимся, и учителю пришлось описывать содержание картины детям.
В воспитательном мероприятии очень важна организация пространства. Расстояние между партнерами по общению, соблюдение принципа невмешательства в личное пространство учащихся, позиционное положение учителя по отношению к учащимся (психологи называют это пристройкой сверху, снизу или рядом). В этом смысле значительно выигрывает педагог, осуществляющий пристройку рядом, находясь с детьми на одном уровне.
Хотелось бы отметить ряд общих ошибок.
Не стоит переносить приёмы и методы урочной деятельности на внеурочную (по кругу повторять одно и то же на уроке целесообразно, а на воспитательном мероприятии выглядит нелепо).
Воспитательное мероприятие предполагает умение вести диалог с детьми, а диалог невозможен без умения слушать. Это ярко продемонстрировали ученики второго класса лицея № 48, обучающиеся по новым ФГОС. Каждое высказывание они начинали словами: «Я согласен с мнением Вани (Серёжи, Наташи)...», «Я хочу продолжить (выразить несогласие). А какие мысли они высказывали: «Я дружу с одной девочкой, а она еще с одной, и мы боремся как бы с ней за эту, другую.», «У нас мальчики во дворе не очень хорошие, но мы, девочки, хотим с ними подружиться, а они нас отталкивают.», «Может у вас, у мальчиков так, а у девочек совсем по-другому». Дети слышат не только учителя, но и друг друга. По-другому выходило иногда у учителей. Иногда казалось, что вопросы, обращенные к ним, они не понимают. А уж сколько потенциально выигрышных ходов, предложенных учениками, не было использовано!
В ходе воспитательного мероприятия выполнялись различные упражнения на взаимодействие. И в этом тоже таится опасность. Так, например, один педагог предложил положить руку на плечо соседу. Видели бы вы лицо одной пары (девочки и мальчика)! Ослушаться учителя они не могли, но и прикасаться друг к другу им явно не хотелось.
Вообще хотелось бы, чтобы это конкурсное испытание было не мероприятием (принятием мер по каким-то вопросам), а событием для детей (от «со-бытие» - совместное бытие), в котором каждому участнику не навязывались бы готовые рецепты, а давалась возможность самостоятельного развития. Хотя, я понимаю, что за пятнадцать минут сделать это очень сложно.

Самый трудный конкурс, на мой взгляд, - родительское собрание. Как повести коллективный разговор с группой людей разного уровня образования и культуры, разного возраста и социального статуса, которых объединяет только одно - дети, обучающиеся в одном классе?
Задача в этом году была усложнена тем, что сведения, полученные на воспитательном мероприятии, должны быть использованы педагогами на родительском собрании и должны были максимально приблизить ситуацию к реальности. Правда, практически никто из конкурсантов этой возможностью не воспользовался. А напрасно, потому что родителям интересно только то, что касается их собственных детей.
К сожалению, большая часть заготовок конкурсантов заканчивались уже через десять минут после начала собрания, и родители, роль которых исполняли члены ассоциации «Учитель года города Краснодара», как могли помогали им, задавая наводящие вопросы. Думаю, что в реальной жизни в таком случае тоже нашёлся бы какой-нибудь помощник, который предложил что-то типа: «Скажите, сколько надо платить, и разойдемся по домам.»
Чего категорически нельзя делать при беседе с родителями?
Во-первых, давать советы, особенно если их у вас не просят: родители все же взрослые люди.
Во-вторых, неуважительно относиться к собеседникам (непозволительны реплики, типа: «Я уже об этом говорила, вы, наверное, меня невнимательно слушали.»)
В-третьих, употреблять слова, в знании значения которых педагог не уверен (тогда не будут спутаны «пубертат» и «турбулентность»).

Второй день начался с мастер-класса. Не ошибусь, если скажу, что этот конкурс ждут больше всего, ведь учитель будет открывать свои секреты, показывать, как он учит детей (а это самое привычное для него дело!) Но это-то и сбило с толку конкурсантов. Они пытались показать фрагмент урока или воспитательного мероприятия, и хотя эти фрагменты были по большей части достаточно удачны, все же конкурс требовал другое. Пожалуй, только Бойко А.И. открыла секреты своей мастерской, показав технологию «тим-билдинг».

Пресс-конференция по-прежнему поражала глубиной вопросов. К сожалению, не все ответы были столь же глубоки. Так, самый простой, казалось бы, вопрос о том, чем можно было бы дополнить новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вызвал трудности. Создавалось впечатление, что закон просто недостаточно внимательно прочтён конкурсантами, хотя это «наш закон», по которому нам жить уже через четыре месяца.

И Нобелевские лекции в этом году почему-то не впечатлили, хотя читались с большим воодушевлением. Длинные предложения, вводящие в транс, в конце произнесения которых слушатели уже не помнили, что было в начале, - самый популярный приём, который использовался выступающими. Такой приём используют, когда хотят, чтобы слушатель потерял нить логики рассуждения оратора. Не знаю, ставили ли ораторы такую цель? Между тем, существует множество приёмов, которые украсили бы выступление: повтор, иносказание, перекрещивание, антитеза (противопоставление), гипербола (преувеличение) и другие. Но самое главное требование к лекции такого характера - соблюдение границ темы высказывания, формирование определенных убеждений у слушателей и призыв к конкретному действию.

Но в целом конкурс мне понравился. Очаровала «пятерка» лидеров: легкая, спонтанная Анастасия Геннадьевна Минаева, серьёзный Виталий Викторович Бычковой с его великолепным знанием английского, методичная «классная мама» Марина Владимировна Брунь, глубокая и вдумчивая Оксана Владимировна Селиванова, и, конечно, настоящий учитель- исследователь - Анна Ивановна Бойко.
Желаю всем участникам конкурса дальнейших творческих успехов!

С любовью и уважением, Ваша Т.А.Петрова

1 комментарий:

  1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Алексеевна!
    Благодарим Вас за аналитическую статью, которая, наверняка станет верным путеводителем по заданиям Финала и Суперфинала для будущих участников Конкурса, а для Пеликанов-2013 - источником для саморефлексии и последующего развития!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!