Внимание!


.

понедельник, 1 апреля 2013 г.

"Традиции и новаторство в педагогике". День ПЕРВЫЙ.


"Традиции и новаторство в педагогике"... Всего три слова, а сколько в них содержания! В прошлом году я сама была частью этой номинации, поэтому на Конкурс-2013 я пришла как зритель-критик именно сюда. Почему мне была близка эта номинационная "тема"? Год назад мне всё казалось легче лёгкого: я молодой учитель, значит я новатор! Как бы не так...

Но что это всё обо мне, предлагаю виртуально перенестись в 1 апреля 2013 года, в кабинет №12 48-го лицея и понаблюдать за выступлением учителей номинации "Традиции и новаторство в педагогике". Как учителя поколения-2013 понимают смысл слов "традиции" и "новаторство"? Какими педагогами они себя видят? Как строят работу с детьми?

Вначале сделаю небольшую техническую поправку: в ходе рассказа я не буду разделять задания "Самопредставление" и "Моя методическая лаборатория", так как, на мой взгляд, эти задания являются частью друг друга, и невозможно говорить о личности учителя ("Самопредставление"), обходя стороной его работу ("Лаборатория").

Итак, начнём...

Открывала первый день конкурса Наталья Викторовна Голега, учитель гимназии №23. Наталья Викторовна рассказала, что наша школа - это всегда школа волшебства, только вот к привычным волшебникам (Мэри Поппинс, Пэппи Длинныйчулок, Маленький принц) в современной школе добавились волшебники современные: Гарри Поттер, Стив Джобс и многие другие, такие близкие и понятные современному школьнику. Конечно же, учитель должен быть волшебником и должен уметь видеть и творить волшебство. "Только волшебство нужно видеть сердцем!" - заканчивает своё выступление Наталья Викторовна.


Очень интересно в плане сценария выстроила свою "Методическую лабораторию" Наталья Викторовна. "Камни - символы мудрости человечества". Эта мысль красной нитью пронизывала всё выступление конкурсантки. Наталья Викторовна - учитель английского языка, поэтому многое было сказано о проектной деятельности школьников на уроках английского. Рассказали нам и о практике обмена учениками в гимназии №23, когда в старших классах на уроках вместе с нашими ребятами присутствует ученик из другой страны. Признаюсь, позавидовала учащимся гимназии! В заключении мы увидели то самое волшебство, о котором Наталья Викторовна рассказывала ранее! Аквариум заполнили водой (вода - символ жизни), учитель наполнила аквариум камнями (камни - символ мудрости), а потом....выпустила в аквариум живых Золотых Рыбок (вот и свершилось волшебство)!

Подхватила эстафету первого конкурсного дня ещё одна учительница английского языка. Марина Сергеевна Терентьева из школы №42 в своём самопредставлении поведала педагогическую историю своей семьи. Мама - учитель... Как часто это становится решающим фактором выбора профессии. Так случилось и с Мариной Сергеевной. Красивый альбом, который держала в руках конкурсантка, был наполнен старыми фото из "школьной" жизни её мамы, Марина Сергеевна решила пополнять этот альбом уже более современными фотографиями СВОЕЙ учительской судьбы.

В задании "Моя методическая лаборатория" Марина Сергеевна рассказала об основных направлениях своей воспитательной и учебной работы. Было отмечено 5 "законов", по которым учитель строит воспитание ребят:
1) Закон саморазвития.
2) Закон верности традициям.
3) Закон ответственности.
4) Закон взаимоподдержки.
5)Закон физического и нравственного развития.

Инновационным на своих уроках Марина Владимировна считает использование аутентичных видео-материалов, т.е. материалов, созданных носителями языка. Учитель предлагает ребятам смотреть рекламные видео-ролики, короткие видео-записи, снятые в странах изучаемого языка. Кроме того, к данным видео-материалам даются разноуровневые и разноплановые задания.

Мир детей как прекрасный сад цветов представляется Анне Сергеевне Погребняк, учителю-филологу краснодарской СОШ №45. Учитель (подобно садовнику) должен растить свой сад, чтобы когда-нибудь услышать его сказочный аромат. 8 лет назад Анна Сергеевна, придя работать в школу, впервые ощутила аромат цветов. Только прекрасные цветы должны расти в школьном саду. "А сорняк - это цветок, который никто не любит. В моём саду нет сорняков!" - и почему-то веришь этой учительнице и невольно радуешься её успехам.

В "Методической лаборатории" Анна Сергеевна выделила приоритетное направление своей работы - развитие творческого потенциала учащихся. Для достижения этой цели учитель использует традиционные и нетрадиционные методы на уроках русского языка и литературы. К последним можно отнести лингвистические сказки, игры-перевёртыши, разыгрывание речевых ситуаций. В конце выступления Анна Сергеевна подчеркнула, что никогда не откажется от традиций нашей педагогики, но будет стараться вносить свежее дыхание в эти традиции.

"Дорогу в 25 лет" прошла Елена Олеговна Булатова, учитель русского языка и литературы 51-й школы, но это только середина пути. Верными спутниками в дороге всегда оставались книги. Главная цель учителя, по мнению Елены Олеговны, - суметь повести за собой учеников. Но иногда в школьной жизни было и по-другому: были остановки в пути, когда опускались руки, было и такое, что впереди шли дети, а ей приходилось догонять. Это лишь участки пути, это работа учителя. «Повести за собой всех, а за кем-то и пойти вослед», - вот учительское кредо этого учителя.
С притчи про школу для животных начала второе конкурсное задание Елена Олеговна. Утка, кролик, белка, орёл, олень – всё это ученики одного класса, которых учат по одной системе и оценивают одинаково. Не это ли самое встречается иногда в школе? Елена Олеговна гордится, что в её 51 школе такой «уравниловки» нет: дети могут учиться в общеобразовательных и коррекционных классах, «ведь не ребёнок должен приспосабливаться к школе, а наоборот». В связи с такой направленностью школы особое внимание Елена Олеговна обращает на культурологическую парадигму в образовании. На неделе методических тренингов учитель открыла для себя технологию развития критического мышления через чтение и письмо, поэтому мечтает больше узнать об этой технологии в дальнейшем. Сама Елена Олеговна работает в классах коррекции 7-го вида, но благодаря её трудам многие дети переводятся в общеобразовательные классы.

Эсауленко Анжелика Владимировна, учитель географии школы №54, начала свою педагогическую жизнь с работы в детском доме, где для многих ребят она стала мамой. «Где же у этих детей детство?» - именно этот вопрос она задавала себе при виде ребят, лишённых родительской заботы. Поэтому забота о мире детства – важнейшая часть работы Анжелики Владимировны в школе. «Жизнь ребёнка – факел, я хочу заставить его пылать ярче», - вот цель этого учителя.
В «Методической лаборатории» Анжелика Владимировна представляла свой опыт визуализации учебной информации на уроках географии. Использование ИКТ, новейших технологий – всё это позволяет вызвать у ребят устойчивый интерес к этому предмету. Поражают результаты статистики: 100% качества на ГИА и ЕГЭ по географии! Так держать, Анжелика Владимировна!

Единственный учитель физкультуры пришёл в конкурс из школы №57. Это Екатерина Владимировна Гончарова – молодой педагог со «стажем» достижений. Екатерина Владимировна – Мастер Спорта по гандболу, в школе работает уже 5 лет. Своё самопредставление учитель наполнила выдержками из личных дневников разных лет, где она рассказывала о первых спортивных успехах, о решении стать учителем, об учёбе в университете. «Учитель физкультуры – это первый тренер всех великих спортсменов», - считает Екатерина Владимировна, и я как бывший спортсмен не могу с ней не согласиться.
Екатерина Владимировна уверена, что здоровье формируется в школе. Исходя из этого она и строит свою учительскую работу. Об этом мы узнали на задании «Моя методическая лаборатория». Учитель сообщила факты, которые многих ужаснули: только 8-10% современных выпускников школ здоровы. А ведь счастье – это, в первую очередь, здоровье, поэтому здоровыми, а значит – счастливыми, делает своих учеников Екатерина Владимировна. В виде «лестницы здоровья» жюри и зрителям были представлены те мероприятия, которые этот учитель проводит в своей школе по созданию условий для укрепления здоровья. «Здоровье – это больше, чем отсутствие болезней», - и я снова мысленно соглашаюсь с Екатериной Владимировной.

Учитель русского и литературы школы №62, Ольга Геннадьевна Куликовская, - тоже дочь учителя, и мелодия школьного звонка для неё – самая пленительная мелодия на свете. На уроке для Ольги Геннадьевны важно, чтобы ученики становились не только умнее, но и добрее. За сложными орфографическими правилами она учит своих учеников видеть красоту родного русского языка. «Место встречи с детьми – не школа, а сердце»... Как же повезло ученикам Ольги Геннадьевны.
В «Методической лаборатории» Ольга Геннадьевна рассказала о созданной ею «Программе мирного воспитания», которую она разработала, будучи учителем киргизской школы. В эту программу входят «Уроки мира» для 1-9 классов с подробным описанием каждого урока. Такие занятия рекомендуется проводить не рее одного раза в неделю – тогда только ученики станут толерантными. В планах Ольги Геннадьевны – разработка таких уроков для 10-11 классов.

Наталья Фёдоровна Буштец уже 19 лет гордится тем, что она учитель. Учитель математики СОШ №100 начала свою педагогическую деятельность в Таджикистане. Во время учёбы в пединституте, она и ещё четыре студентки были захвачены в плен террористами. Профессор этого института проявил огромное мужество, спасая своих учениц. Именно этот человек стал образцом настоящего учителя для Натальи Фёдоровны...
Второе конкурсное задание Наталья Фёдоровна посвятила описанию методов обучения, которые она использует в своей работе. Проблемный метод, метод программного обучения, эвристический метод, наглядный метод – это педагогический «арсенал» Натальи Фёдоровны.

Итак, два конкурсных задания позади! Зато сколько всего ещё впереди... Коротко хочу рассказать об одном из моих любимых заданий: «Я бы поступила так...» Мой отчёт несколько затянулся, поэтому я приведу ответы лишь некоторых конкурсантов.

Ольге Геннадьевне Куликовской досталась проблемная ситуация про ученика старшей школы, который не считал нужным прилагать усилия к изучению предмета, так как считал себя способным. Учитель ответила, что «многие считают себя способными, но не многие таковыми являются».
Мне очень понравился вариант решения этой ситуации нашей конкурсанткой. Она бы поступила так... «Ты не способный.... а ОЧЕНЬ способный ученик, поэтому просто не имеешь права останавливаться на достигнутом».

Очень грамотно, на мой взгляд, разрешила педагогическую ситуацию Наталья Викторовна Голега. Мальчик из её задания отказывался работать в паре с девочкой, на что учитель заявила, что ребёнок поступает глупо и всё будет так, как сказал учитель. Наталья Викторовна заметила, что учитель дала оценку деятельности ученика (а, быть может, и самого ребёнка): «ты поступаешь глупо». Конкурсантка бы предложила ученику стать лидером в этой паре, учитель сделал бы так, что ученик почувствовал себя нужным.

Вот таким был день 1 апреля 2013 года, первый день Конкурса «Учитель года города Краснодара»-2013. Я благодарю участников «своей» номинации за те силы, которые были отданы подготовке и исполнению конкурсных заданий. Результаты получились вот такими...

И в завершении - фото счастливых конкурсантов в подарок нашим читателям!


С Вами была Галина Витальевна Падалка. До скорых встреч!

8 комментариев:

  1. С упоением прочла Ваш репортаж, Галина Витальевна! Как же повезло номинации с собкорром! Огромное спасибо от Оргкомитета Конкурса за оперативную вдохновенную работу! Я горжусь работой нынешнего Совета Ассоциации на конкурсе! Вы являете образцы бескорыстного и удивительно воодушевляющего подвижничества! Благодарю за бессонные ночи и готовность подставить плечо - это работа не для слабых! и уж точно не для тех, кто ждет благодарности - она как-то не наблюдается пока...

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Галина Витальевна, за репортаж. Очень подробно, выделяя главное, не упуская детали. Но главное, с любовью к учителям-конкурсантам.Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  3. Галина Витальевна, СПАСИБО вам за эту замечательную и подробную статью о нашей номиниции, а так же за поддержку, которую вы оказывали во время первого конкурсного дня!!!
    Если позволите поделюсь своими эмоциями и впечатлениями!Уж очень трудно молчать! Я очень довольна, что представилась возможность принять участие в таком ВЕЛИКОМ конкурсе. Ведь именно благодаря ему я познакомилась с замечательными людьми, общение с которыми, надеюсь, продолжится на долгие годы, приобрела огромный багаж знаний и опыта... Волнение переполняло, это не могло сравнится даже со сдачей ГОСэкзаменов и защитой диплома, это что-то большее в десятки раз! И вот моя очередь представить конкурсное задание "Я итожу то, что прожил...", влажные ладони, дрожь по телу и в голосе. Но глядя на доброжелательное жюри и благоприятную атмосферу, царящую в кабинете, исчез страх, а за тем и волнение. А еще мне повезло и в том, что по счасливой случайности на моей "Визитной карточке" присутствовала Татьяна Адольфовна, глядя в глаза которой я как бы зарядилась уверенностью и поддержкой. Ведь кто, как ни она переживает за нас, за всех!СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!!! Для меня вы - ЭТАЛОН! Именно к ней мы всегда торопились, то за советом, то на исповедь...
    Огромную роль для каждого участника играл наш небольшой коллетив "Традиции и новаторство в педагогике", даже не коллектив, а семья в составе 8 человек!Такие искренние отношения редко встретишь в современном мире и это наша гордость!
    К сожалению, я выбыла из конкурсных испытаний!Но это есть стимул совершенствовать себя, работать над собой, стремиться к большему. И, возможно, попробовать себя еще раз!Всем участникам волны 2013 желаю удачи, творческого роста и всего самого наилучшего!

    ОтветитьУдалить
  4. Уважаемые администраторы блога! не пойму ничего, почему я пишу комментарии, а их не публикуют? у меня проблемы с интернетом или что-то еще?

    ОтветитьУдалить
  5. Марина Сергеевна, не взыщите - только оказалась дома, вернувшись из лицея №48, все подготовив к завтрашнему суперфиналу: вместо ужина - работа в Блоге. Вы излишне строги - есть предел человеческим силам...))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Без всяких сомнений!!! И вообще я считаю, что нашему городу, особенно в части образования крупно повезло, что есть такой ответственный, разносторонний человек как ВЫ! Спасибо вам еще раз!

      Удалить
    2. ...хочу, чтобы завтра Вы в момент пресс-конференции "маленьким язычком" давали ответы на мои вопросы суперфиналистам - это очень интересно, когда каждый зритель может стать "участником" конкурсного испытания...

      Удалить
  6. Спасибо, Галина Витальевна за репортаж. Как интересно ещё раз вернуться в начало, и уже более внимательно всё просмотреть, всё вспомнить. Сколько талантливых педагогов прошло через конкурс.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!