тендентамиВнимание!


25 октября в 15.00 в СОШ 35 состоится встреча с претендентами на участие в конкурсе "Учитель года города Краснодара-2018"!

пятница, 26 апреля 2013 г.

ТЕМА МЕСЯЦА. Апрель. "Учитель-миф", или Как успевать главное

Сегодня окинула взглядом свой письменный стол: две стопки рабочих тетрадей, один комплект изложений, какие-то тесты, заявление на аттестацию, вопросы к госэкзаменам, под ними – ещё стопка тетрадей. Что же это? Подруга заявила: «По-моему, ты ничего не делаешь!» Предпочла промолчать... Знакома ситуация? Мне кажется, в канун завершения учебного года – более чем. Всё чаще вспоминаю мамины слова: «Руби дерево по себе». Или дерево моё – кипарис, или дровосек устал? Легенда о всемогущем учителе уже неактуальна...


На Конурсе-2013 в ходе задания «Родительское собрание» Галина Владимировна Богина очень точно подметила, что «родитель, успевающий всё, - миф». Мы немного перефразировали: «Учитель, успевающий всё, - миф! Учитель, успевающий главное, - удача для ученика!» Возьму это в качестве немного запоздалого эпиграфа к сегодняшнему материалу. Не согласна только с одним: почему же удача ДЛЯ УЧЕНИКА? В первую очередь, такой успевающий (главное) учитель – удача для самого себя, для своей семьи, своего здоровья. Но обо всём по порядку...

Кто же он, тот самый мифический учитель? Персонаж, который описан в учебниках по педагогике? Человек-робот? Или реальная Вера Ивановна, которая проводит пять уроков каждый день, а проверку тетрадей довела до автоматизма? Но важно не это. Каждый день я пытаюсь представить, что я успеваю ВСЁ. Я пишу конспекты ко всем урокам (6 уроков * 30 мин = 3 часа), я проверяю тетради каждый день во всех классах (4 стопки * 40 мин = 2,5 часа), я готовлю ужин (1 час), я общаюсь с семьёй (1 час). Итого: 7,5 часов каждый день после работы + 7 часов сна (не говоря о том, что иногда хочется почитать что-нибудь, пройтись по магазинам или просто пообщаться с друзьями). И вот тут меня охватывает ужас: а ведь я встречала учителей, которые успевают всё! Как они это делают? Первая мысль такая (так мой брат говорил всегда): «Они просто не стараются». Но эту мысль я отметаю сразу! Не стараться можно, работая продавцом бижутерии в модном бутике, но учитель...обязан стараться! Мысль вторая: какой-то пункт они не выполняют. Это возможно, но трудно вообразимо (особенно для учителей начальной школы). Мысль третья: эти учителя – вправду миф. И вот сейчас последняя мысль кажется мне всё более реальной.

А как же быть с учителями, которые всегда казались мне всемогущими? Их не существует? Все мы не дорабатываем? Халтурим? (Всегда старающаяся Галина Витальевна сейчас посмотрела на меня с нелоумением)) Я поняла секрет учителей-супергероев... ОНИ УСПЕВАЮТ ГЛАВНОЕ! Секрет открылся, а его суть – нет. То есть как это? «Тетради – это главное, а семья подождёт»? Или «не буду ничего проверять, посижу в кругу родных»? Как же быть?

Наверное, читатели Блога Ассоциации уже заметили, что сегодня я особо падка на вопросы. Это так. На данном этапе моего учительства вопрос о главном волнует меня как никогда. Наверное, ещё не угас синдром отличницы, когда всё хочется сделать по высшему баллу. Поэтому я обращаюсь к вам, дорогие, мудрые, такие родные учителя! Давайте вместе попробуем разобраться в самых важных вопросах: Что для нас является главным? Возможно ли успеть всё? И стоит ли успевать? Существуют ли мифические всеуспевающие учителя? Или это только видимость? 


Напоминаем темы предыдущих месяцев:
Февраль 2012 "Детский суицид"
Март 2012 "Домашние задания"
Апрель 2012 "Работа с родителями"
Октябрь 2012 "Школьные оценки"
Январь 2013 "Молодые и опытные учителя"

13 комментариев:

  1. Да-да, Галина Витальевна, «Жизнь коротка, но так много надо успеть сделать», - это слова Н. И. Вавилова! В начале моего учительского пути был девиз «Больше дела – меньше слов», но в последнее время это не удается. Еще в древности, когда какого-либо человека очень долго не видели, то говорили что он или умер или подался в педагоги.
    Поделюсь перечнем наиболее существенных поглотителей времени:
    1. Нечеткая постановка дела;
    2. Отсутствие приоритета в делах;
    3. Попытка слишком много сделать за один раз;
    4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения;
    5. Личная неорганизованность;
    6. Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров;
    7. Отрывающие от дел нетелефонные разговоры;
    8. Не способность сказать «нет»;
    9. Отсутствие самодисциплины;
    10. Неумение довести дело до конца;
    11. Синдром "откладывания";
    12. Незапланированные встречи.
    Работать без удовлетворения можно, жаль, что только недолго. Поэтому цель каждого из нас, учителей, не только вложить в ребенка сумму знаний, которую он может приложить в жизни, но, прежде всего, получить моральное удовлетворение от того, чем мы заняты. А если работа приносит удовлетворение, мы ВСЕ успеем!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна, за Ваше "письмо"! Сижу сейчас, смотрю на этих поглотителей времени и понимаю, что злоупотребляю как минимум половиной...
      А про моральное удовлетворение Вы верно подметили. У моей тёти 10 лет назад родилась тройня, три мальчишки. Все недоумевали, как это она так справляется, при этом прекрасно выглядит. Она всегда отвечала: "Я люблю своих детей, поэтому не замечаю, что что-то делаю"))

      Удалить
  2. Здравствуйте, уважаемая Галина Витальевна!

    Читая Вашу статью, в очередной раз порадовалась: «Какие замечательные учителя работают с детьми! Молодые, энергичные, творческие, старательные! Но, самое главное, думающие и задающие вопросы».
    Вы пишете, что пытаетесь всё успеть, пытаетесь не утонуть во множестве попечений. Беспокоитесь о том, чтобы и тетрадки были проверены, и документы на аттестацию поданы вовремя, и ужином накормлены близкие, а ночью ещё тема месяца в блоге задана. Как всё успеть?!
    Вы правильно ставите первый вопрос: «Что для нас является главным?»
    Это ни подготовка к урокам, ни тетрадки, ни даже родные.
    «Ищите прежде Царствие Божие, а все остальное приложится вам». Где оно находится? «Царство Небесное внутри вас есть», - говорит Христос. И вот это искание Царствия Божия и есть главное. Как писал Николай Васильевич Гоголь, нужно «пуститься в странствие в недра своего сердца», то есть возделывать свою душу, и самое главное, встретиться в её глубинах с Богом. Вот главное!
    Но это ни в коем случае не означает, что мы должны исполнять наши обязанности кое-как…
    Учите детей, но не забывайте, что «один у Вас Учитель - Христос!».
    Отдавайте работе руки-ноги, но не отдавайте ей сердце.
    «Живите, как колесо вертится… оно только одной точкой коснулось земли и опять к Небу!» (Преп. Амвросий Оптинский)
    Уважаемая Галина Витальевна! Не посчитайте мои слова как назидание. Ни в коем случае не хотела поучать Вас. Просто я тоже, как и Вы, желала всё успеть. Но теперь знаю, что моё желание всё успеть, всё сделать, причём правильно, ничего не упустить является не добродетелью (как я думала), а грехом, которому название многозаботливость. Этим своим знанием я делюсь с Вами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Первые отклики столь емкие, Галина Витальевна, что трудно добавить что-то толковое... Тема остра, и мировая статистика, что 80% всей работы выполняет 20% сотрудников, здесь не помогает-не убеждает: каждый один на один остается с проблемой.
      Обращусь к той самой "одной точке", связывающей нас с землей, по преп. Амвросию Оптинскому. Замечу: она есть ТОЧКА ОПОРЫ и не исчезает, не прекращается никогда. Так как же достойно через нее дОлжно пройти, чтобы взмыть в Небо, а не быть погребенным в грязи..?
      ...не забудем, что не готовятся к урокам, отправляясь на работу, около трети всех учителей. Точно понимаем, что это не наш путь экономии сил и времени.
      НО нет ли в нашей деятельности парадной заорганизованности, мертвенного блеска перфекционизма? Они своей отрепетированностью лишают дело живой души, искренности. "Синдром отличницы" - вещь хронически неполезная в ученичестве и невозможная в учительстве. Конечно же я не за "сырые" уроки или за непродуманные и дурно организованные мероприятия. Я - за умение понять, до КАКИХ ПРЕДЕЛОВ следует грузить-оттачивать-отрабатывать: гора рождает мышь... Это первое.
      ..."Кто везет, того и погоняют". Как распределена Ваша нагрузка, Галина Витальевна? Есть классная вещь, которая называется "делегированием полномочий". Самое ценное в нем состоит в том, что трудно сказать, кто здесь больше выигрывает - обратившийся к детям (их родителям, иногда коллегам) за помощью или откликнувшийся, пришедший на помощь. Это нужно делать и в педагогических целях: ничто не бывает столь убедительным подтверждением уважения-ценения человека, как оказанное ему доверие, доверие дела. (И пусть Ваш брат встречает Вас с работы с горячим чайником и начищенной картошкой...) Можно и по-другому - грамотная передача своих полномочий - самый короткий путь к обретению ребенком ли, взрослым ли соответствующих компетентностей. Это второе.
      ...замечали ли Вы, Галина Витальевна, как сверхсложное и затратное по времени дело при его добром завершении, казалось "возвращает" тебе силы, и ты еще можешь горы свернуть? Значит, нужно стремиться во всем искать доброе и испытывать чувство благодарности даже за малое - за внимание к Вам и отзывчивость, за готовность прийти на помощь, за доверие. Это то "малое", без чего - даже при наличии времени - Вы не сможете быть интересной, продуктивно-успешной, оптимистичной, справедливой, близкой и понятной (перечислила те качества, которые, судя по опросам, более всего ждут от Вас ученики). Это третье.
      Четвертое. Иногда "смертельно полезно" полениться - после этого успеваешь сделать в разы больше.
      И последнее: всерьез подумаем о грехе многозаботливости (спасибо Наталии Владимировне!), благо Великий пост к этому располагает...

      Удалить
    2. Наталия Владимировна, я благодарю Вас за "прочтение" этой проблемы истинно верующим человеком! Не со всеми Вашими словами я согласна разумом, но сердце подсказывает, что Вы говорите о каких-то очень нужных, точных и правильных вещах. Спасибо ещё раз! Мы всегда рады Вашему голосу в Блоге.

      Удалить
    3. Татьяна Адольфовна, если позволите, я прокомментирую некоторые Ваши слова.
      Говоря о подготовке к урокам, я не имела в виду "оттачивать" каждый свой шаг. Это стало бы похоже на зубрёжку экзамена некоторыми студентами. Никогда ничего не зубрила! Так же и с уроками. Я имела в виду слова, которые Вы однажды мне сказали: "Надо до такой степени продумывать урок, чтобы тебе самой было на нём интересно".
      Про "делегирование полномочий"... Это опять же моя мечта (пока не сбывшаяся). Мне даже родители на собрании однажды сказали: "Галина Витальевна, дайте нам часть дел, не тащите на себе". Я сначала послушала, разгрузила себя немного, а теперь вот снова за старое!
      Ну и с возвращением положительных эмоций полностью согласна)) Порой так тебя награждают за труд, что забываешь то, как тяжело было. Главное за проблемами и беготнёй не упустить этого момента награждения!
      Спасибо, Татьяна Адольфовна, за Ваш отклик на такой важный для меня материал!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Галина Витальевна, Татьяна Адольфовна, читатели блога Ассоциации! Позвольте и мне рассказать немного о том, как успеть всё. Я часто слышу вопросы про то, не пять ли у меня рук и глаз, что много успеваю, пишу об этом...
    Расскажу.
    Приняв 10.04.2010г. решение участвовать в конкурсе ПНПО-2011, я столкнулась с проблемой, что сделать надо много, а времени на это мало, что не всё зависит от меня и моей работоспособности. И тогда я выработала для себя несколько простых правил, которым следую до сих пор. Именно они позволяют успевать и при том не чувствовать себя "загнанной лошадью":
    1. Все дела и заботы надо разделить по степени важности и приоритетности. Сначала выполнить ВСЕ очень важные, а потом хотя бы половину просто важных.
    2. Если делать ничего не хочется или совсем не можется, то надо отдохнуть и сделать дело потом (но тут важно сразу наметить себе хотя бы примерно, когда это "потом" и не переносить выполнение дела ещё раз "на потом"),
    3. Всегда вокруг нас много людей, которые могут нам помочь. Не обязательно взваливать всё только на себя. Нужно оглянуться, ведь рядом часто есть люди, которые делают с Вами общее дело. А потому нужно иногда попросить о помощи, дать поручение, но ОБЯЗАТЕЛЬНО потом проверить правильность выполнения.
    Вот и всё. Это, на мой взгляд, поможет успевать чуточку больше. Но вышеперечисленные советы (или даже не знаю, как их назвать) мне помогают уже не первый год. Но уточню. Они касаются только работы. Здоровье близких, семья - это главное!
    Счастья и здоровья Вам и Вашим близким! Когда дома всё хорошо, и в школу хочется бежать, и успевается многое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, признаюсь, от Вас очень ждала советов)) Я тоже вопрошаю, не десять ли у Вас рук?)
      Спасибо! Я после закрытия этой "Темы месяца" смогу составить небольшой сборник рекомендательных материалов от лучших педагогов Краснодара! Я уже представляю тираж этого издания...
      И Вы правы про "погоду в доме". Всё хорошо в семье - хорошо везде!

      Удалить
  4. Очень актуальная тема, Галина Витальевна! И большое спасибо всем за советы! В конце года, когда делать уже просто вообще ничего не хочется (а надо!), они особенно полезны!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Эльвира Ульфатовна! Немножечко нам осталось поуставать - и лето нас встречает! Так что советы и вправду особенно актуальны сейчас, как и тема:)

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Витальевна! Только умение организовать свою жизнь и своё время позволит успевать многое. Мне очень часто коллеги говорят, когда ты всё успеваешь? Не знаю, может это мой знак Близнецы помогает мне в этом. Я привыкла жить в быстром темпе, и никогда не жалуюсь на нехватку времени. А может всё, чем я занимаюсь у меня вызывает большой интерес и любовь. И если именно сейчас я хочу почитать книгу, то я отложу все остальные занятия и окунусь в то, что интересно мне в этот момент.
    "Время – самый бесценный, самый незаметный ресурс, идущий по самой жёсткой цене – 60 минут в час. Если не научишься управлять, убежит словно песок сквозь пальцы. Придёт Время и захочешь посмотреть на то, что ты в этой жизни сделал. А вдруг оно убежало, а ты так ничего и не успел?"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина Владимировна! Вы одна из первых в моём списке учителей-мифов. Всегда всё успевать, всегда чудесно выглядеть, любить то, чему посвятил жизнь... В ответ Вам я вспоминаю слова Ремарка: "Если всё наполнено чувством, места для времени не остается".

      Удалить
  6. Здравствуйте, Галина Витальевна, авторы и читатели Блога! Как все успеть? - этот вопрос задают себе многие учителя, в том числе и учителя начальной школы. Одним из качеств современного учителя называют мобильность. Но все чаще соглашаюсь с Алисой, героиней сказки "Алиса в стране чудес", что "приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее". С другой стороны, "время есть мысль или мера, а не сущность". Как распланировать свою работу, выделить главное, определить второстепенное?
    В начальной школе невозможно "сэкономить" на уроке, общении с детьми, внеклассной работе. Иногда мечтаешь о том, чтобы в сутках было 48 или 72 часа, ну хотя бы 25... Большую часть работы, напрямую несвязанную с функционалом, переносишь на вечернее время. Но, как сказала Татьяна Адольфовна, "при добром завершении" дело возвращает силы.
    Однажды о распределении обязанностей, как мне понравилось название "делегирование полномочий"!, сообщил доктор, как о психологическом способе лечения межпозвоночной грыжи. И в школе использую этот совет: и малыши, и родители рады помочь общему делу.
    Слышала фразу от администрации школы, что "если уносишь на проверку тетради домой, не умеешь работать". Попыталась перестроиться - тетради не забираю, часть подготовки к урокам - в школьном кабинете, остальное - все равно дома. Но здесь важно найти оптимальный отрезок времени между семьей и отдыхом.
    Проблема поднятая Вами, Галина Витальевна, очень актуальна, важна. Благодаря комментариям, смогла посмотреть на привычное со стороны. Маме и то сложно выделить главное: что долгое время считаешь главным уходит на второй план. Учителю сложнее, но ему (и маме) пришли на помощь Стандарты второго поколения - стало проще, яснее расставлять акценты педагогической деятельности.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!