Внимание!


.

пятница, 5 апреля 2013 г.

ФИНАЛ: воспитательное мероприятие, или Учитель - всегда воспитатель...

4 дня длится Конкурс. 4 коротких дня… Но какая колоссальная подготовка им предшествует. Сколько бессонных ночей, размышлений, пересматривания наработок, переделывания (в какой уже раз) созданного…
3-ий день конкурсных испытаний… 10 финалистов… Немножко утомленных, но счастливых и гордых финалистов. Им это удалось – пройти не только отборочный тур, но и с блеском представить задания 2-х предыдущих дней.
Сегодня их ждали задания финала – воспитательное мероприятие-экспромт (до 15 минут) и  родительское собрание (до 20 минут). Во время учебы конкурсанты получили 6 тем воспитательных мероприятий и 5 тем родительских собраний и сами определились с возрастной категорией детей, которые им будут нужны. Сегодня из нескольких тем они узнают ту, которую им надо будет раскрыть.
Татьяна Адольфовна поприветствовала участников Конкурса и предоставила слово председателям номинационных, или, как мы их называем, директорских жюри. Было сказано немало добрых слов в адрес участников, особо отметилась активность конкурсантов, стремление провести достойный урок,  использование интерактивного оборудования, увлеченность педагогов в профессии. Прозвучали слова о том, что участие в Конкурсе  - это не только учеба и получение опыта для конкурсантов, но и учеба для членов жюри.
Участники волны 13-ого года поблагодарили председателей жюри за доброжелательность и конструктивизм и подарили им цветы.
Я, как человек бывалый, всё ждала одного особенного момента, знала, что именно сейчас одного из участников поведут в «тайную» комнату. Так и случилось, еще не закончились аплодисменты, как из зала очень тихо вывели Смаль Викторию Юрьевну. Именно ей выпала честь первой провести воспитательное мероприятие-экспромт. Глядя на ее вмиг побелевшее лицо, я будто вернулась в тот день, когда мне также надо было выступать первой… 
На доске высветились темы воспитательных мероприятий, и конкурсный день начался.

В актовый зал ввели крошечных, но таких серьезных первоклассников, вошла уже улыбающаяся и собранная Смаль Виктория Юрьевна, прозвучало неизменное: «Время!» от Татьяны Адольфовны, и жюри начало свою работу. 
 «Ищу друга!» - так звучит тема внеклассного экспромта.  «Как много можно успеть обсудить за 15 минут!», - каждый раз думаю я, будучи на таком мероприятии. Прочитать стихи, составить правила дружбы, выяснить, что самый первый друг – это мама, что дружить можно с животными, что за дружеским советом можно обращаться к книгам, что природа – это наш друг, который нуждается в нашей заботе и любви.  Дети работали просто на «ура», говорили разумно и полно, и в конце прозвучал вывод о том, что друга можно найти не только среди людей, но и во всем окружающем мире.

Сразу за первоклассниками вошли третьеклассники и Брунь Марина Владимировна. Дети услышали притчу о дружбе и попытались найти ответ на вопрос: «Почему у одних людей друзей много, а у других нет вовсе». Как хорошо и по теме говорили дети, обязательно начиная свои слова с фразы: «Я согласен с …», или «Я поддерживаю слова …». Ребята объясняли, с каким цветом у них ассоциируется слово «дружба», с каким запахом. Здесь прозвучал удивительный ответ: «С запахом цветов и воздушных шариков». Дети сделали вывод, какими качествами должен обладать друг, и трудно ли быть настоящим другом.

Эсауленко Анжелика Владимировна давала внеклассное мероприятие на детях 5 класса, где тема звучала уже так: «Товарищества твердые законы». Началось все с объявления «Ищу друга»… Дети обсудили, что такое товарищество, каким законам оно подчиняется, выяснили, что дружба – это когда все друг другу помогают и находятся рядом. В конце ребята так и сделали – встали рядом, положив руки другу на плечо.

Бычковой Виталий Викторович начал свое внеклассное мероприятие с загадки: «Что каждый из нас хочет найти и боится потерять?», рассказал притчу о дружбе между львом и человеком, помог детям выяснить, кто такой друг, и являются ли несколько десятков, а то и сотен друзей в социальных сетях друзьями. Ребята заканчивали фразу: «Друг – это тот, кто …». Особенно удачно звучала фраза: «Друг – это тот, кто подходит тебе, как паззлы друг другу», и в конце учитель пожелал ребятам встречать в жизни только таких людей.
Буштец Наталья Федоровна объяснила детям значение слова «товарищество»,  и вывела вместе с детьми законы, которым надо подчиняться, чтобы стать настоящим другом.

Евгения Владимировна Лях помогла детям настроиться на нужный ряд с помощью песни из кинофильма «Гардемарины, вперед!». Что может мешать наладить дружеские отношения? Например, чувство зависти. «Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует» - из писем академика Лихачева. «Добрые поступки надо высекать на камне, а плохие – на песке», – сделали ребята вывод из прослушанной притчи.

Бойко Анна Ивановна рассадила детей так, что они смотрели друг на друга, затронула с ребятами вопрос о детском суициде, о его причинах , помогла ребятам сделать вывод, что главное – принимать друга таким, какой он есть, составила с ребятами законы товарищества и закончила внеклассное мероприятие словами: «Пусть ваша доброта  и дружба помогает любому, кто в вас нуждается».

Минаева Анастасия Геннадьевна выбрала возрастную категорию старшеклассников для проведения внеклассного мероприятия, поэтому тема уже была: «Как отстоять свое мнение?». Все время улыбаясь, словно светясь изнутри, задавала она детям свои вопросы. Сделать вывод о том, что такое спор,   помогли ребятам репродукции картин. Дети рассуждали,  в каких случаях надо отстаивать свою точку зрения, как это надо делать, как вести цивилизованную дискуссию, почему это умение необходимо. Ребята создали свиток «Кодекс спора» и обсудили его. Учителю удалось включить в беседу каждого и завладеть полностью вниманием детей.

Богина Галина Владимировна внеклассное мероприятие «Как отстоять свое мнение?» начала с того, что спросила детей, почему важно умение ставить цель и постепенно подвела их к теме. Дети сделали вывод, что уметь отстаивать свое мнение может только волевой, целеустремленный человек, уважающий прежде всего себя и своего собеседника.

Селиванова Оксана Владимировна начала мероприятие с ответа на вопрос о том, чему она говорит «да», а чему «нет» и попросила ребят продолжить. «Да» - это здоровый образ жизни, книги, новые впечатления»,- сказали дети, -  «нет» - унынию и вредным привычкам». Человек должен уметь отстаивать свою позицию, уметь говорить нет, когда это необходимо. Ребята сделали вывод о том, что слабый, неуверенный человек идет на поводу у обстоятельств, боится обидеть своим отказом друзей, не имеет своего мнения. Учителю удалось увлечь детей, каждый принимал участие в беседе, видно было, что вопросы их «цепляют». Ребята вывели правила спора: «Каждый имеет право на свое собственное мнение. Это всего лишь мнение, а не бесспорный факт.  При споре надо помнить, что перед тобой не враг, не оппонент, а такая же личность, попробуй поставить себя на его место», узнали о методе «Салями» - постепенное подведение собеседника к полному согласию. Закончила Оксана Владимировна словами: «Помните, что перед вами – личность!», а мне казалось, что она говорит и о себе, ведь ее поведение с детьми было уважительное, без игры «в поддавки».

Вот такие 10 внеклассных мероприятий просмотрели члены Большого жюри на 3 день Конкурса. Такие разные мероприятия на одну тему. Как интересно было сравнить способы раскрытия темы у конкурсантов, умение вести диалог с детьми, владеть классом. 

Иосиф Мусаевич Гамзаев, директор департамента образования и Председатель Большого жюри, сказал несколько добрых слов участникам, и в то же время сделал замечание, что маленькие дети гораздо свободнее высказывают свое мнение не только в силу возрастных особенностей, но и во многом благодаря учителям начальных классов, которые работают по ФГОС.

P.S. Копирование фотоматериалов и перепечатка текста данной статьи возможны только при наличии активной ссылки на блог Ассоциации. Давайте будем взаимовежливы!

2 комментария:

  1. Эльвира Ульфатовна, спасибо за оперативное, грамотное и полное доброжелательности отображение финала Конкурса. Уверена, что многие из финалистов остро посожалели о том, что готовились к самым ответственным итоговым испытаниям ("Конец - всему делу венец!") не на пределе своих сил и возможностей... а жаль..!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Татьяна Адольфовна, согласна с Вами... Чувство стыда и сожаления еще долго не будет покидать некоторых конкурсантов.

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!