Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Шесть уроков, семь идей...

2 апреля я действительно увидела шесть абсолютно разных уроков. Слово «урок» даже не совсем подходит к тем маленьким представлениям-спектаклям, зрителем которых я стала. Спектакли эти были совершенно разными, потому что разными были режиссеры-постановщики, разными были и исполнители главных ролей. Хоть и прошло уже несколько дней, но я помню почти каждое движение учителей-конкурсантов на уроке, помню каждый ответ ученика, помню, как иногда забывала, что я не ученица... Шесть уроков, шесть жизней, шесть спектаклей...


День начался с «прогулок по Серебряному Веку» с Галиной Владимировной Богиной, учителем гимназии №18. Потрясающее оформление кабинета, классной доски, настроение учителя – всё это потрясающе отражало атмосферу Серебряного Века русской культуры, а в частности – поэзии.
Ключевой принцип организации урока кроется в его теме: «прогулки». И действительно ученики вместе с учителем прошлись по стройным улицам символизма, широким бульварам футуризма и прогулялись по прекрасным паркам акмеизма. Ребята познакомились с творческим методом поэтов разных литературных направлений, нашли ключевые понятия (символ – для символизма, слово – для футуризма, вещь – для акмеизма). Это прекрасно, когда на уроке звучат литературные тексты, а ещё прекраснее услышать голос самого поэта. И ученики 9 класса услышали...голос Владимира Маяковского. «А Вы могли бы?» - такой вопрос задаёт нам поэт. В классе воцарилась тишина: голос Владимира Владимировича, вправду, потрясает. Хочется отметить, что раздаточный материал к уроку содержал тексты ключевых стихотворений, различные задания к ним, а также небольшой контрольный материал на проверку знаний учащихся.

Конечно же, такой объемный материал очень трудно уместить в рамки 40-минутного урока, поэтому, на мой взгляд, конец урока получился несколько «смазанным», но дух и атмосферу урока Галина Владимировна сохранить смогла. Обогатился ли мой опыт учителя-литератора? Безусловно! За это я и благодарна учителю, сопровождавшему всех нас во время «прогулки по Серебряному веку».

На полвека назад в истории русской литературы перенеслись мы на уроке Оксаны Владимировны Селивановой, учителя школы №16. «Кутузов и Наполеон в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - такова тема урока. «Да это старо как мир», - была моя первая мысль. Я с радостью признаю, что ошибалась!
Что такое величие? Кого можно назвать великим? Обязательно ли нужно обладать величием, чтобы быть великим? Именно с таких вопросов к ребятам 10 класса начала свой урок Оксана Владимировна. Мне показалось странным, что ребята сразу стали ассоциировать величие с «манией величия». Естественно, понятие величия окрасилось в негативный оттенок. Чтобы разобраться в значении этого слова, учитель предложила ознакомиться с толкованием этого понятия в словарях. «Величие – это наличие в ком-либо выдающихся свойств, качеств, вызывающих уважение», - так трактует данное понятие толковый словарь. Ребята задумались. И в этот момент учитель объявила тему урока. Потрясающий, на мой взгляд, ход – заявить тему урока в момент наивысшей эмоциональной концентрации учеников! Итак, ребята в течение урока пытались выяснить, кто же – Наполеон или Кутузов – является личностью, обладающей величием. Сравнение этих исторических персон (конечно же, с точки зрения Толстого) шло по нескольким критериям, причем критерии эти формулировали сами ученики, отвечая на наводящие вопросы учителя. И что же мы получили? Кутузова и Наполеона ученики сравнивали по критериям простоты (обращение с солдатами), добра (характер), правды (жизненная позиция). Конечно же! Конечно, Оксана Владимировна хотела подвести учащихся к цитате самого Толстого о величии: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». В тот самый момент я в который раз пожалела, что не увидела этого урока полтора года назад, когда изучала эту тему со своими десятиклассниками...

И снова не хватило времени урока... Такой гениальный (по моему мнению) писательский вывод (и учительский ход) был заглушен звонком об окончании урока. Ох, уж это время...

На уроке английского языка в 10 «Б» классе Виталий Викторович Бычковой продемонстрировал все возможности урока цифрового 21 века. Учитель гимназии №36 предложил ученикам тему, связанную с путешествиями. Как жаль, что я не учитель английского языка, поэтому могу лишь предположительно назвать цель этого урока: развитие и совершенствование устной речи учащихся.

(Виталий Викторович, простите горе-репортёра! Я так увлеклась Вашим уроком, что не сделала ни одной фотографии...)

Работа на уроке шла в трёх группах и по нескольким направлениям. Сначала ученикам было предложено назвать 11 стран, в которых бы им хотелось побывать за 44 дня. (Я совсем забыла упомянуть, что Виталий Викторович вёл урок полностью на английском языке!) Возможно, из-за волнения ребята вспомнили не так много стран, тогда учитель показал видеоматериал, снятый во время такого 44-дневного путешествия по 11 странам. Кадры сменялись с бешеной скоростью, но по очертаниям главных достопримечательностей этих стран, ребята угадали названия мест, где побывал наш путешественник. Второй вопрос урока: «Что же вы будете делать в этих странах?» Сначала – ответы учеников, потом - снова видеозапись того же путешественника, после которой ребята дополнили свои ответы. Также Виталий Викторович поинтересовался у десятиклассников, чему бы они хотели научиться в каждой из этих стран. Ответы были экзотическими: готовить пасту – в Италии, танцевать танго – в Аргентине и т.д. Вторую часть урока ребята работали в группах. Каждая группа составляла своеобразный «план» путешествия в определенный город мира. Ученики должны были указать, как добраться до этой страны, какой валютой там можно расплачиваться, ребята сами выбирали отель, узнавали, как на местном языке звучат ключевые разговорные фразы, как можно провести досуг и проч. и проч. Всю информацию искали в интернете...он-то и подвёл немного... Но несмотря ни на что хочу поблагодарить Виталия Викторовича за потрясающую динамику урока, за внедрение интернет-технологий и прекрасную английскую речь!

Урок Анастасии Геннадьевны Минаевой, учителя русского языка и литературы гимназии №69, вновь вернул нас в Серебряный Век. Как же здорово, когда есть возможность увидеть два урока на одну тему, но таких разных урока! Трудно сравнивать, так же трудно сравнивать Пушкина с Маяковским и Москву с Лондоном. Приглашаю читателей просто побывать на уроке, посвященном творчеству Александра Блока. Слово «просто» я употребила не совсем уместно: ох, как всё было не просто на этом уроке! Оттого так ценны и так дороги мысли, вынесенные ребятами с этого урока литературы.
Итак, мы снова путешествуем по Серебряному Веку русской литературы, только маршрут несколько изменился: мы посетили мир поэзии Александра Блока. «Путь» - вот ключевое слово этого урока литературы в 9 классе. Как правильно выбрать свой путь в жизни? Как вы выбираете свой путь? На эти вопросы ребята с удовольствием ответили в начале урока. «У символиста Александра Блока тоже была своя дорога, свой путь в истории русской литературы, и мы постараемся отправиться по этой дороге вслед за поэтом», - вот так обозначила Анастасия Геннадьевна «маршрут» урока.

Ребята работали в трёх группах. Каждая группа анализировала одно стихотворение Блока: «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», «На поле Куликовом». Ребята, не стесняясь, выходили к доске и зачитывали стихотворения. После первого прочтения группам было предложено поделиться теми наблюдениями, которые удалось провести на этом этапе урока. Первая группа сделала вывод, что Блок в стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы…» ищет образа Прекрасной Дамы (учитель пояснила, что это понятие тесно связано с философией Владимира Соловьева). Ребята второй группы заметили, что в стихотворении «Незнакомка» появляется демонический женский образ (учитель сравнила иллюстрацию к стихотворению и картину Врубеля «Демон сидящий» - сколько же много похожих черт!!!). Результаты работы третьей группы немного сбили ребят с толку: в стихотворении «На поле Куликовом» нет женских образов, появляется образ России (но мы-то, филологи, знаем, что этот женский образ в стихотворении есть, учитель намеренно оставила этот вопрос неразрешенным). Итак, на доске в виде схем появились опорные листы: Прекрасная Дама – Незнакомка (Демон) – Россия. Уже обозначилось некоторое движение поэта по той самой дороге, о которой было сказано в начале урока.

Работа со стихотворениями не закончилась. Анастасия Геннадьевна предложила ребятам поработать над произведением Блока «Трилогия вочеловечения» (слово «трилогия» вновь вернуло нас к тем трём ключевым образам, которые возникли у ребят). Каждой группе достался прозаический отрывок из этой книги, соответствующий тем стихотворениям, которые ребята разбирали. Задание: выписать на большой презентационный лист ключевые моменты отрывков, а потом презентовать их классу. Во время ответов каждой из групп учитель ещё раз возвращала учеников к стихотворениям. Выводы ребят о ключевых образах каждого этапа жизни Блока, подтвердились словами самого поэта. На доске появились презентационные листы с записями ребят. Конечно же, учитель остановилась на третьем, непонятном пока, образе России. Девятиклассники сами догадались, что вот он – ключевой женский образ зрелой поэзии Блока – образ России. Русь как любимая женщина, Русь как любящая мать – такой поэт видел свою страну. Перед ребятами отчетливо вырисовалась дорога, которую прошёл поэт в своей жизни и русской литературе. И как прекрасно под мелодию школьного звонка звучали заключительные слова учителя о своей дороге в жизни, как только завершилась мелодия, завершился и этот урок…

В совсем иной мир, мир детства, возвратил меня урок окружающего мира в третьем классе, который провела Марина Владимировна Брунь, учитель начальных классов школы №96. Я заранее извиняюсь перед учителями начальной школы за возможные неточности в формулировках: совсем не знакома я с тем чудесным миром школы, когда учитель – это вторая мама, а глаза детей светятся преданностью и желанием поделиться всем самым сокровенным.
Итак, мы отправились в путешествие по миру ремёсел. Наверное, это был самый насыщенный урок, который я видела в этот день. Вот уж вправду: если тема урока – ремесло, то совершенно необходимо действовать, мастерить, создавать! Как я поняла, ребята начали изучение этой темы ранее, поэтому учитель начала урок с небольшого теста, который третьеклассники проверили сами. Единственное, что мне показалось не совсем верным, - это методика проверки теста. Ученики должны были согласиться или не согласиться с предложенными утверждениями. Потом Марина Владимировна вывела на доску ответы в виде такой схемы: + + - + - + и т.д. Дети отметили, правильно или нет они отметили плюсы и минусы, но на какие вопросы они отвечали, уже и вспомнить было невозможно. Мне кажется,
 было бы лучше, если учитель в момент проверки ещё раз проговорила бы вопросы, чтобы третьеклассники понимали, где именно они ошиблись. Но на это, конечно же, надо гораздо больше времени, а ремесло не ждёт.

Сначала ребята назвали те ремёсла, которые им знакомы, потом каждая группа склеивала коллаж, в котором была загадка об этом ремесле и несколько изображений. В каждой группе был выбран эксперт, который потом предоставлял результаты работы, читал загадку, показывал коллаж. А как же идёт Марине Владимировне русский платок, в котором она показывала ученикам движения танца во время динамической паузы. «Калинка-малинка», учитель в русском платке, напевающий слова песни – как же хотелось тоже пуститься в пляс. Ближе к концу урока учитель раздала каждому ребёнку деревянные заготовки в виде различных фигурок, которые дети начали разрисовывать фломастерами. Тут же был задан вопрос: «Марина Владимировна, а ремесленники тоже рисовали фломастерами?» Вот поэтому я так была очарована этими малышами: в старшей школе такого вопроса не услышишь… В качестве итогов урока эксперты каждой группы проанализировали работу своей команды: что получилось, что понравилось, что не удалось?

Не уверена, читает ли этот материал учитель этого третьего класса, но хочется сказать ей огромное человеческое и учительское (филологические) спасибо за то, что в третьем классе ребята способны грамотно строить свои высказывания, выражать своё мнение, соглашаться или не соглашаться с одноклассниками. Это дорогого стоит!

Режиссером-постановщиком и главным дирижёром шестого урока этого дня стала Анна Ивановна Бойко, учитель русского языка и литературы лицея №48. Дописывая этот материал, я уже знала, что именно этот учитель станет обладателем Хрустального Пеликана и звания «Учитель года города Краснодара-2013». Но сейчас хочется взглянуть на урок Анны Ивановны глазами не знающего результатов зрителя.
Урок литературы в 8 классе. Заходя в класс, ребята, конечно же, обратили внимание на оформление доски: портрет Виктора Астафьева и композиция из книг этого писателя. Ребята уже изучали биографию этого автора, поэтому Анна Ивановна попросила назвать те факты из жизни писателя, которые восьмиклассники особенно запомнили. Учитель объявила, что сегодня ребята попытаются понять замысел рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Начали с того, какую роль фотография (как жанр искусства) занимает сейчас в нашей жизни. В 21 веке фотокамера есть в каждом мобильном телефоне, а тогда, в первой трети 20 века, фотография была событием, к которому готовились неделями. «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, его настенная история», - эти слова В.Астафьева очень убедительно прозвучали голосом Анны Ивановны Бойко.

На уроке ребята работали в группах, причём все старались отвечать, высказывать своё мнение; ответы восьмиклассников поражали глубиной и искренностью, и, на мой взгляд, это огромная заслуга учителя – настроить учеников на такой искренний диалог в присутствии членов жюри и двадцати (если не больше) зрителей. Ученики сделали выводы об Учителе (он являлся героем рассказа) – человеке высоких нравственных качеств, о дружбе, ради которой можно пожертвовать фотографией, об истории нашей страны, которая навсегда останется в фотографиях… В конце урока видеоряд сменяющихся старых фотографий еще раз подчеркнул настроение, царящее на этом учебном занятии: настроение причастности к той тайне, которая досталась нам от наших дедов и прадедов.

Мне кажется, что ещё долго можно описывать эти уроки… С каждым днём мне открываются новые и новые детали, гениальные идеи и их не менее гениальное воплощение. С каждым днём всё выше и выше вырастает образ того самого Учителя из рассказа Виктора Астафьева. Как же нам повезло, что таких Учителей Конкурс-2013 повидал немало.

P.S. Почему же я назвала свой материал «Шесть уроков, семь идей»? Я открою вам секрет)) Где-то в промежутке между этими шестью уроками (а, быть может, и во время) у меня родилась идея моего собственного урока, который (кто знает) тоже может стать частью этого движения вперёд под названием «Учитель года». Но это уже совсем другая история…

4 комментария:

  1. Галина Витальевна, спасибо за возможность побывать на уроках Мастеров!!! Одно сожаление присутствовало во время Конкурса - совпавшее по времени расписание занятий. Благодаря Блогу, Татьяне Адольфовне, авторам, это сожаление больше не актуально. Конкурс "Учитель года" - это "движение вперед", бесценный опыт, самосовершенствование, профессиональные открытия, удивление!

    ОтветитьУдалить
  2. Для меня Конкурс завершится только тогда, когда появится последний о нем материал... Так что по моим внутренним часам, Галина Витальевна, еще ооочень долго до закрытия "УГ-2013"..! Спасибо за статью!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Галина Витальевна, за отзыв. Мне в силу подготовки, волнения, своего урока не удалось увидеть многого, поэтому Ваш материал восполнил хоть на чуть-чуть этот пробел. Комментарий своего урока хочу дополнить только одним: ДЕТИ. Вы тоже, должно быть, помните, какой замечательный был 9Б. Отзывчивые на любой вопрос, любую эмоцию, интересующиеся, увлекающиеся. В работу включились все, а как они читали стихи!! Это и правда было исследование, исследование творчества Александра Александровича, исследование и ученических, и моих возможностей! После урока дети сделали большой плакат с благодарностями за урок(храню его с ценными детскими посланиями), а в пятницу после закрытия конкурса ко мне подошла их классный руководитель и передала приветы от 9Б! Я до сих пор под впечатлением.

    ОтветитьУдалить
  4. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна8 апр. 2013 г., 17:11:00

    Спасибо, Галина Витальевна! Интересный репортаж и подробный. И позитивный))))) Моя мама очень внимательно прочитала про урок Марины Владимировны, она ведь учитель начальных классов, а именно 3"Е" класса. Оценила по достоинству замысел урока. Кстати, у меня сегодня 2 урока в 7 классе прошли по методу тим-билдинга, а в 10 классе глазами Эйлера посмотрели на современную геометрию. Вдохновения после конкурса полная чаша! Спасибо конкурсу и всем организаторам и конкурсантам за творческий подъем!!!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!