Внимание!


.

вторник, 2 апреля 2013 г.

Конкурсные уроки номинации "Свобода и демократические ценности в образовании"

New! - добавлены новые репортажи!
Урок
Свободный, демократичный
Развивает, обучает, воспитывает...
Именно так, немного в духе синквейна захотелось рассказать о тех уроках, которые сегодня прошли в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании".


Что это были за уроки?
       1 урок:
Литература, 9 «А» - Богина Г.В., № 18.
       2 урок:
Окруж. Мир, 2 «А» - Солдатова Н.В., № 52;
Литература, 10 «А» - Селиванова О.В., № 16.
       3 урок
Англ. яз., 10 «Б» - Бычковой В.В.,  № 36.
       4 урок
История, 7 «Б» - Лях Е.В.,  № 68.
       5 урок
Биология, 7 «В» - Ершова С.А.,  № 53;
Окруж. Мир, 3 «Г» - Брунь М.В., № 96.
       6 урок
Литература, 8 «А» - Бойко А.И., № 48;
Чтение, 4 «В» - Кантемирова Т.Г.,  № 89.
___________________________________________________________
ИТОГО:
9 уроков очень разных учителей,
большая часть которых была номинирована
на награждение Кубком "За Урок XXI века"

Сегодня кроме номинационного жюри (директора школ), работали предметное жюри и межпредметное жюри. Предметное жюри оценивало конкурсный урок и самоанализ урока в соответствии с Положением о Конкурсе, а межпредметное жюри - в соответствии с Положением о награждении Кубком "За урок XXI века". Члены Ассоциации участников профессионального конкурса "Учитель года города Краснодара" побывали на всех 29 уроках. И после обсуждения кандидатур на награждение пришли к единому решению... К какому? Узнаем 4 апреля, а сейчас давайте обратим внимание на 9 уроков, проведённых конкурсантами  номинации "Свобода и демократические ценности в образовании"...

 Урок литературы (Богина Г.В.)
"Прогулки по Серебряному веку" - именно так назвала свой урок Галина Владимировна. И не случайно. Ведь это действительно были прогулки - по программе данный урок является обзорным знакомством с культурой Серебряного века. В учебнике для 9 класса этому материалу посвящена всего одна страница, поэтому у ребят не складывается целостная картина восприятия материала. До этого момента понятие "Серебряный век" не было введено, но у детей уже с 5 класса было точечное знакомство со стихотворениями С.Есенина, А.Блога, А.Ахматовой...
Вместе с ребятами я вспомнила, что такое "аллитерация" и "ассонанс" и мы погрузились в культуру той эпохи...
Футуризм, символизм, акмеизм - что это и как выражалось в стихах, живописи, музыке, архитектуре Серебряного века?
Символисты.
Роза - символ. Красная - любви, жёлтая - разлуки, чёрная - грусти, белая - непорочности... Пишу и понимаю - а не от символистов ли и нам достались такие ассоциации с цветом розы?
Ребята читали стихи К. Бальмонта, А.Блока, смотрели картины художников -символистов...
Скандальность как средство воздействия на публику - это уже футуристы. Понравилось стихотворение кубофутуриста В. Хлебникова, где автор играет со словом "смех". Необычно...
Яркий представитель футуризма - В.Маяковский. (на уроке звучало его стихотворение в исполнении автора). Кубофутуризм в поэзии связан с кубизмом в живописи (учитель показала ребятам ряд репродукций картин - Н.Гончарова "Цветы", А.Вентулов "Портрет...").
 А вот роза глазами футуристов была бы прекрасной, только если бы её разложили на элементы или свели к какой-то одной фигуре...
Ребята под музыку А.Скрябина "Гимн человеку-творцу" создали свою футуристическую композицию "Будущее" (рисовали).
  А вот акмеисты воспевали красоту вещи, стремление к вечной красоте ("акме" - высшая степень чего-либо). Для акмеистов роза - это роза. Читали стихи А.Ахматовой, познакомились с творчеством М.Цветаевой (её творчество не относится к какой-либо из групп). В качестве закрепления ребята  определяли стихи по направлениям...
Запомнились два ученика - Миша и Никита, которые не только очень выразительно читали стихи, но и были самыми активными на уроке!
А красивая роза - "символ", "вещь", "фигура" весь урок дарила всем присутствующим свой неповторимый аромат...
Урок Галины Владимировны был номинирован на Кубок "За урок XXI века".

Урок окружающего мира (Солдатова Н.В.)
Очень по-доброму и искренне встретила Наталия Владимировна ребят перед уроком. Они успели поговорить о своём городе, их школе, готовы ли ребята помогать друг другу...
 Ребята потёрли свои ладошки (проверили работоспособность), улыбнулись друг другу, и урок начался. Вместе с учителем выяснили, что такое лес, придумали правила, по которым нужно жить в лесу и сложили их в корзинку.
 А дальше говорили об ярусности леса. что это такое, какие бывают ярусы в лесу - из предложенных карточек (а выбиралась карточка по заранее придуманным детьми! загадкам) выбирали нужные и крепили их на доску. Ребята практически определяли предложенные веточки и кору на принадлежность к тому или иному ярусу (по признакам).
 А потом в класс залетела совсем почти настоящая летающая тарелка - НЛО, которая, как оказалось, может сесть на третий ярус - травы. Поработали с понятием "травянистые растения" и...
 ... решили подзарядиться космической энергией по музыку:
 Ребята работали в группах - собирали пазл, а в конце урока, когда оставалось всего полторы минуты до его окончания, составляли собственный рецепт чая. В эти минуты мне сразу вспомнился урок на сцене победителя-2013 Владимира Андреевича Копылова - казалось, времени не хватит, но он всё успел!
Чуть ниже опубликован отзыв Шемякиной Э.У. об уроке Наталии Владимировны Солдатовой.
Урок Наталии Владимировны был номинирован мною на Кубок "За урок XXI века".

Английский язык (Бычковой В.В.)
 Сразу же прошу извинить и поправить, если что-то поняла и описала не так, но... урок полностью шёл на английском языке...
Стремительное начало урока - ребята вспоминали названия стран, отвечая на вопрос о том, какие бы 11 стран они хотели бы посетить.
 Несколько энергичных видео-знакомств со странами, чтение названий стран вслух, рассказы о том, в каких странах ребята были и какие им нравятся...
 Учитель собрал детей у доски и они вместе называли предметы на картинках...
Виталий Викторович разделил детей на группы и они стали выполнять проект - составлять по плану описание трёх городов мира. Ни низкий заряд батареи одного из ноутбуков, ни "зависший" компьютер не смогли помешать запланированному ходу урока - учитель просто переместил группу работать за свой ПК. Легко, естественно, спокойно. Сразу видно, что трудности не станут помехой к постижению новых знаний!
 Ребята делились с друг другом полученными сведениями. В конце - домашнее задание на слайде.
А это Лариса Валерьевна Маслова, помощница Виталия Викторовича Бычкового (заместитель директора гимназии №36),  которая показывала ему с помощью разноцветных листов, сколько времени осталось до конца урока. Отличный способ, коллеги, он был опубликован в нашем блоге в рубрике "Советы и советики"!
Урок Виталия Викторовича был номинирован на Кубок "За урок XXI века".

История (Лях Е.В.)
 Урок Евгения Владимировна начала с рассказа о том, как Екатерина II взошла на российский престол... И сразу же - проблемный вопрос урока: "Почему внутренняя политика Екатерины Великой называется политикой "просвещённого абсолютизма"?"
 На этот вопрос ребята и отвечали целый урок. А ведь действительно, почему?
 Но пройдёмся по основным этапам урока...
Ребята рассмотрели термины "просвещение" и "абсолютизм", во время работы в группах распределили предложенные события той эпохи по темам...
 ... выходили к доске и защищали проекты по предложенным темам...
 ... посмотрели видео с выступлением Губернатора Краснодарского края А.Н. Ткачёва на форуме "Имя - Россия"...
  Ответили на вопрос, как они относятся к тому, чтобы Краснодар был переименован в Екатеринодар.
А потом "в гости" к ребятам пришла автор учебника по истории... Ребята вскрыли предложенные конверты и разделили тексты по соответствию понятиям "просвещение" и "абсолютизм".
Урок Евгении Владимировны был номинирован на Кубок "За урок XXI века".

Окружающий Мир (Брунь М.В.)
Темя урока - "Ремёсла". В начале урока Марина Владимировна провела небольшой тест, который ребята сами проверили.
 Вместе с учителем ребята выяснили, какие ремёсла они знают и почему они так называются... Эти ремёсла крепились на доску в "корзину идей".
 Ребята поискали ремёсла в названиях улиц...
 Марина Владимировна рассказала о различных ремёслах России, показав их на слайдах.
 Ребята составили коллаж по разным видам ремёсел и...
 Пустились в пляс под заводную "Калинку"!
 А как хороша была учительница! Вместе с детьми она танцевала и напевала слова песни!
Эксперты, выбранные из числа ребят, оценили работу в группах - все ребята отлично усвоили, какие есть ремёсла в России и почему они так называются!
А этот милый ребёнок - сын Марины Владимировны, который уже второй день помогает своей активной маме следить за временем - показывает, сколько времени остаётся до окончания времени конкурсного задания.
Урок Марины Владимировны был номинирован на Кубок "За урок XXI века".
Вот такие замечательные уроки!

Итак, слово Якимцевой Оксане Евгеньевне:
Уже второй день я живу прошлым…прошлым годом. Находясь в аудитории, слушая участников, я постоянно ловлю себя на мысли: «А у нас было так, а я говорила так, а похоже было у..., а такого не было».
И сейчас я хочу рассказать о некоторых своих впечатлениях этого насыщенного дня. Я посетила много уроков: разных, самобытных, заставляющих думать, вспоминать. Я расскажу, о чём  узнала, что почувствовала.
На уроке Богиной Галины Владимировны я как будто перенеслась в прошлое, в Серебряный век. Узнала об направлениях этой жемчужины русского искусства,  прониклась духом той поры. Оказывается, Серебряный век был не только в поэзии, но и в живописи, и в музыке. Мне, как математику, было очень познавательно посмотреть на соотнесение каждого направления Серебряного века с геометрическими фигурами.

А на уроке моей тёзки, Селивановой Оксаны Владимировны,
 я поняла разницу между великим и величием, узнала способы, которыми Л.Н.Толстой показывал эту разницу. ВЕЛИКИЙ русский писатель сказал  в своём ВЕЛИКОМ произведении: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Именно к этой мысли учительница подводила ребят в течении урока, и ей это удалось.

Было очень приятно находиться на уроке Ершовой Светланы Анатольевны (биология).
 Интересные  продуманные задания, разнообразные виды учебной деятельности. Мне очень понравилась игра  «Верните зверей в слова». Предлагаю и Вам в неё сыграть.
Подводя итог,  хочу сказать: конкурс – это лучшее, что было в моей профессиональной жизни. И я очень надеюсь, что участники 2013 скажут также.
Успеха Вам, участники, финалисты и суперфиналисты!

"Отзыв об уроке" - именно так назвала свой рассказ об уроке Селивановой Оксаны Владимировны член межпредметного жюри Карнажитская Людмила Александровна.
Вот он:
"Позвольте предоставить вниманию всех читателей блога Ассоциации отзыв об уроке Селивановой О.В.. Я скорее чувствую, чем думаю, что Селиванова О.С. - интровертированный тип педагога, тонко чувствующего и нешаблонно мыслящего. Ее урок нужно было чувствовать, обращаясь «во внутрь себя». И ученики это попытались сделать изо всех своих сил настолько, насколько способны это осуществить наши современные дети, для которых «внешнее» часто превалирует над «внутренним».
Чем больше я думаю над эстетическим минимализмом внешней атрибутики урока, тем более убеждаюсь, что педагог намеренно использовала минимум наглядных средств в обучении, чтобы «форма» не довлела над «содержанием». Данное обстоятельство оттеняет основную мысль урока «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Очень интересно, что учитель, следуя плану, была готова к развитию нетривиальных и парадоксальных ситуаций во время урока и сознательно побуждала учащихся к  интересным и неожиданным вопросам.
Сдержанная манера поведения учителя, его демократичный и в то же время исполненный чувства собственного достоинства стиль общения с учащимися, а также, бесспорно, личное человеческое обаяние сразу же располагает учащихся к открытому и искреннему диалогу. На данном уроке это был скорее «диалог сердец». Это чувствовалось многими (в том числе, членами предметного жюри), хотя внешне могло показаться, что «учащиеся не раскрылись».
Слова и действия учителя были рассчитаны на внутреннюю и не всеми заметную работу души, не только во время урока, но и за его пространственными и временными пределами.
Главная особенность урока Селивановой О.В.– его высокий потенциал как элемента, порождающего цепные реакции рождения «мыслеобразов».
Позвольте выразить свою личную поддержку достойному претенденту на победу в конкурсе!"

Слово Эльвире Ульфатовне Шемякиной, которая расскажет об уроке литературного чтения, который провела Кантемирова Татьяна Геннадьевна:

" Кантемирова Татьяна Геннадьевна давала урок литературного чтения по теме: «А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Уже в самом начале, еще до урока, учитель смогла настроить детей на позитивный лад, расположить их к себе, рассказав детям, как здороваются люди в разных странах. Дети здоровались как в Японии, как в Индии, как зулусы, как в Африке… Тут прозвенел чудесный музыкальный звонок 48 лицея, и урок начался.
За первые 10 минут ребята сделали дыхательную гимнастику, потренировали артикуляционный аппарат с помощью чистоговорок, рассмотрели картины известных художников о цветах, подобрали в группах нужные эпитеты к ним и вывели тему урока. «Удивительный мир платоновских произведений» открылся детям на примере сказки – были Андрея Платонова «Неизвестный цветок».
Меня поразило, как много успели сделать дети за урок, хотя учитель так плавно и словно не спеша вела их за собой. Вот оно – рациональное и бережное распределение времени на уроке. Дети работали в группах, в парах и индивидуально, собирали цветок добра, горячо обсуждали варианты ответов, работали с текстом, находили значение слов…
За несколько минут до конца каждый ребенок создал свой цветок для мамы, помня о том, о чем говорили на уроке. Ребята получили разноуровневое (!) домашнее задание и провели рефлексию. В подарок детям Татьяна Геннадьевна оставила живой цветок – гузманию. Чудесный урок! Он надолго останется в памяти детей.

Урок Солдатовой Наталии Владимировны
Не могу не остановиться на таком живом, динамичном, замечательном уроке, который я посетила у Наталии Владимировны. Только зайдя в кабинет, я увидела, что на столах стоят маленькие весы, какие-то баночки, лежат карточки, веточки… Уже становилось ясно, что детей ждет насыщенная работа. Наталья Владимировна  вела детей за собой весь урок,  свободно и непринужденно помогая им решить проблемные ситуации, уча их работать в команде и уметь договариваться. Дети сами определили отличие деревьев от кустарников, травянистых растений от всех остальных. Проверка домашнего задания - подбор загадок про растения, Наталия Владимировна превратила исследовательскую работу, ведь отгадки-картинки еще и надо было охарактеризовать. и разместить на правильном ярусе леса. Учитель использовала очень много наглядности, виды деятельности детей постоянно сменялись,  "летающая тарелка" помогла ребятам и на физминутке, и в дальнейшей работе (а как часто физминутка на уроке сама по себе, а урок сам по себе).  Домашнее задание было по выбору, а самым захватывающим действием за полторы минуты до конца урока стало приготовление травяного чая по рецепту. "

Отзыв об уроках Богиной Г.В., Селивановой О.В., Бычкового В.В., Брунь М.В. и Бойко А.И, написанный Падалка Галиной Витальевной, учителем русского языка и литературы МБОУ лицея № 4, Вы можете прочитать в её статье "Шесть уроков, семь идей..." в нашем блоге.

А вот и обещанные ведомости - итоги 2 дня в номинации "Свобода и демократические ценности в образовании":
КАРТИНКА КЛИКАБЕЛЬНА!

и общие итоги первых двух дней Конкурса. Внимание, известны финалисты, т.н. "десятка":
КАРТИНКА КЛИКАБЕЛЬНА!

6 из 9 участников номинации "Свобода и демократические ценности в образовании" становятся финалистами-2013! Но это только начало! Вперёд, к успеху!!!

P.S. Копирование фотоматериалов и перепечатка текста данной статьи возможны только при наличии активной ссылки на блог Ассоциации. Давайте будем взаимовежливы!

6 комментариев:

  1. Добрый вечер, Лилия Павловна! Спасибо огромное за великолепную возможность заглянуть на каждый урок и порадоваться профессиональным победам коллег!Лично мне очень важна Ваша оценка и ценен взгляд со стороны. Благодаря Вашему репортажу перед глазами вновь пронесся второй день конкурса, со своими волнениями ,сомнениями и победами. Хочется еще раз поблагодарить всех, кто поддерживает нас , переживает вместе с нами наши падения и взлеты, терпит раздражительность и старается предупредить все наши желания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталия Владимировна! Конкурс закончился... Не знаю, как Вам, а мне три года назад день окончания Конкурса напоминал чем-то окончание школы - знания получены, оценки в "аттестатах" у всех разные, разное и кол-во и качество полученных знаний, как каждый воспользуется ими в дальнейшем - мы не знаем... Но как-то немного грустно... Завтра у Вас "выпускной"! )))
      Обязательно прочитайте репортажи моих коллег, членов Совета Ассоциации, о других номинациях! 29 учителей участвовали в одном Конкурсе, но ведь у каждого он был свой...
      Буду рада Вашим рассказам о тех конкурсных уроках, что Вы посетили-посмотрели во второй день!

      Удалить
    2. Как хочется быть рядом с вами... Спасибо за интересные репортажи. Желаю все успехов!!!
      И персонально:
      Vitaly Viktorovich! I wish you to win!

      Удалить
  2. Сердечно благодарю Карнажитскую Людмилу Александровну за отзыв об уроке Селивановой Оксаны Владимировны. Людмила Александровна, Вы тонко подметили, что это был именно диалог сердец. Каждое Ваше слово совпало с моими мыслями об уроке Оксаны Владимировны. Вчера я видела 5 конкурсных уроков ( 3 как член жюри, 2 как гость). Что-то больше мне понравилось, что-то меньше. Что-то на этих уроках показалось, на мой взгляд, блестящим. Какие-то интересные находки взяла на вооружение. Но этот учитель и этот урок меня поразили. Правда. Второй день размышляю об Оксане Владимировне... Умная, думающая. И такая настоящая.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер, Всем членам Ассоциации. Хочется выразить Вам слова благодарности, что так подробно освещаете весь конкурс. Из-за волнении и переживаний все проходит на одном дыхании, а придя домой можно опять, с "холодной" головой окунуться в этот волшебный и чудесный мир конкурса. У него такая потрясающая энергетика, замечательные организаторы, жюри, и много слов поддержки и сопереживаний. Всем огромное спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Знаете, Лилия Павловна, читая Ваше сообщение (так и хочется сказать сводку событий с "горячей" точки), не переставала думать о том, ЧЕМ ДЛЯ КОНКУРСАНТОВ был их урок? Он был в ряду десятков и сотен подобных уроков из их ежедневной практики? он стал событием, вехой на профессиональном пути? просто чуть тщательнее подготовленным учебным занятием? чем?
    ...в завершение "урочного" дня ко мне, обессилившей от переживаний (лучше бы самой было дать 29 уроков - переживаний было бы меньше...) и ярких впечатлений от увиденного, в Оргкомитет зашел уже одетый директор-член одного из номинационных жюри и проговорил, что совершенно не понимает, зачем иные конкурсанты пришли в Конкурс: их уроки были самыми заурядно-заштатными, им нечего было сказать своим КРНКУРСНЫМ ЗАДАНИЕМ.
    Не скрою - стало горько, как-то тоскливо...

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!