Внимание!


Продолжает свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

суббота, 22 июня 2013 г.

"Прямая связь" с Наставником: выпуск 7

Как часто мы используем эти выражения: "Здравствуйте!", "Благодарю Вас!", "Спасибо!"? Думаю, Вы согласитесь со мной, что любой вежливый человек употребляет эти слова огромное количество раз в день, а если нас окружает много людей, то и в час....
А Вы задумывались, что же они обозначают? Предлагаю обратиться к словарям...

Здра́вствуйте (здра́вствуй) — слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова — пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» — быть здоровым, благополучно существовать.
Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Да и само слово "благодарю", как известно, возникло от слияния двух слов "благо" и "дар". Не стоит за мелкую услугу "рассыпаться в благодарностях", но слово "спасибо" всегда должно быть наготове. Вот, что известно о значении и этимологии  этого слова. В словаре Ожегова читаем: «Спасибо  – частица. Выражение благодарности». У Шанского: «Слово "спасибо" возникло в результате сращения в одно слово устойчивого сочетания "спаси Бог". В конце второго слова исчезла буква "Г", и из двух слов образовалось "спасибо", которое имеет следующий смысл: "Я вас благодарю и желаю вам всех благ"». И слово это известно в русском языке с 16 века.

Мы, учителя, очень часто здороваемся и благодарим. Вежливы ли мы? Конечно! Но сегодня мне хотелось бы затронуть вопрос вежливости в наших интернет-ресурсах, вернее, как правильно и не повторяясь, здороваться с разными людьми и благодарить их за что-то.
Я попросила нашего Наставника, Татьяну Адольфовну Ваховскую - начальника отдела КНМЦ, куратора краснодарских профессиональных педагогических конкурсов, человека с энциклопедическим философским образованием, ответить на некоторые вопросы, помочь нам, учителям-блогерам и "сайтодержателям", научиться (кто-то умеет? Будем рады Вашему включению в беседу!) правильно здороваться и благодарить на страницах своих интернет-ресурсов.

Л.П.: Татьяна Адольфовна, здравствуйте! Помогите разобраться, как правильно здороваться с постоянными читателями и гостями на страницах наших интернет-ресурсов? Всегда ли уместно начинать пост с приветствия читающих?
Т.А.: Здравствуйте, Лилия Павловна! Несколько смущена отведенной мне ролью, поскольку даже  само слово "сетикет" впервые услышала от Вас...  Понимаю, что вопрос Вы ставите не только в прикладном значении (блогосфера), и потому искренно благодарю Вас за приглашение к разговору. Сразу же оговорюсь, что выскажу сугубо личное мнение, так сказать, субъективную точку зрения.
На мой взгляд, в настоящее время эта  аксиома, что прежде всего надо поздороваться, а потом вступать в диалог (полилог), несколько размыта. Как часто мы видим выпуски теле- и радиопередач, когда ведущий делает короткое энергичное вступление, а только потом приветствует слушателей (зрителей). Или называет себя и тему разговора (сюжета) и только потом здоровается. Но здесь речь идет о месте (последовательности), а не о самом факте приветствия/неприветствия.
Несколько иначе, на мой взгляд, протекает виртуальное общение. Я допускаю мысль, что пост может начаться с череды риторических вопросов, с обрывка мысли или цитаты и прочего, когда автор захвачен содержанием и "классический" речевой этикет как бы отступает на задний план, уступая место сгустку эмоции или содержания. Я склонна понять в этой ситуации автора и совершенно не среагирую на его "невоспитанность". Меня скорее оттолкнет бытующее в Интернете приветствие типа "Доброго времени суток!" (мне оно почему-то напоминает бытовавшие во времена моей юности приписочки на солдатских треугольничках вроде "Лети с приветом, вернись с ответом!"), но, полагаю, что могу здесь быть неправа. А вот близкое к процитированному в скобках, но совсем иного порядка начало-обращение: "Добрый день или вечер, ты удивлена? Это я..." Безусловно, это не вариант для начала поста, когда обладатель интернет-ресурса довольно точно знает круг своих читателей, а они, в свою очередь, знают, куда и к кому пожаловали. Я привела этот пример только с одним: если вам важен сам факт приветствия как незыблемая норма, то к вашим услугам всегдашнее "здравствуйте!", а если вы желаете быть абсолютно искренним и с первого слова отразить свое состояние или суть предстоящего сообщения и при том хотите настроить на нужную волну своих читателей, то ... плывите на волне своего состояния: "Спешу поделиться с вами, мои вдумчивые читатели,...", "Вы готовы выслушать меня?...", "Произошло совершенно непредвиденное - и мне очень важно..." Вы в таких случаях, как мне кажется, не проигнорировали приветствие, а просто опустили его, сокращая время и расстояние.
Приведу пример иного порядка. Представьте, что в зале идет обсуждение какого-то вопроса, один выступающий сменяет другого и вот выходит очередной. ...дцатый  и начинает: "Здравствуте, уважаемые участники....!..." Ситуация, когда это "здравствуйте" не только звучит нелепо, но и разрушает общую нить разговора. Аналогичное происходит в случае завязавшегося полилога  в Сети или идущего массива комментариев (ветки) на какой-то пост...
На мой взгляд, более существенную роль играет тональность поста, его искренность и уважительное или, как минимум, корректное отношение к своим читателям.

Л.П.: А в комментариях? Для меня очень важен ответ на этот вопрос, т.к. уже около года бОльшую часть своих комментариев как в собственном блоге, так и в тех, которые читаю, я начинаю со слова "здравствуйте" и обращения. Но в подавляющем большинстве блогов не принято (или просто так выглядит) здороваться..
Т.А.: Лилия Павловна, делать ли приветствие в комментариях или его опустить, с моей точки зрения, определяется многими обстоятельствами - Вашим отношением ( знанием/незнанием) к автору поста или комментатору, кому Вы отвечаете; тем, сколь объёмен Ваш комментарий или ответ (комично поздороваться и написать, например, "Да"); сколько времени прошло с момента появления поста; какой по счету Ваш комментарий и мн. другое. Причем, все это "просчитывать" вовсе и не нужно: наш "внутренний компьютер" довольно точно это определяет сам, если мы имеет  свою позицию, свое понимание на этот счет, которое определяется, конечно, нашим уровнем культуры (общей и коммуникативной) с поправкой на специфику интернет-общения)) А совет Вам рискну дать такой (с точностью до наоборот): продолжайте здороваться и в комментариях - это уже Ваша неотъемлемая часть, будьте узнаваемы с первого слова (!) уже ТАКИМ образом, это круто!

Л.П.: Татьяна Адольфовна, а какими ещё словами кроме "приветствую Вас" и "рада Вас видеть" можно начинать диалог с читателями? Уместны ли эти выражения в качестве замены "здравствуйте"?
Т.А.: Уверена, что уместны. Как и "Привет!" (близкому другу или как показатель легкого, непринужденного вступления). Думаю, что все зависит от конкретных обстоятельств и ситуации, когда вполне уместно может прозвучать даже "Здоровеньки булы!", "Добрейший утречок!" или "Желаю здравствовать!" Здесь важно все, но более всего необходима МЕРА и уверенность, что Вас правильно "услышат" и поймут. При малейшем опасении быть непонятой - у нас есть прекрасное и нестареющее "здравствуйте!"

Л.П.: На страницах своих интернет-ресурсов мы рассказываем об ученических и своих победах в конкурсах, викторинах и т.д., пишем поздравления с праздниками и значимыми датами, просим совета в каком-либо вопросе. Наши друзья, постоянные читатели, гости в ответ поздравляют нас, дают совет, и мы пишем им (в большинстве своём) такие фразы: "Спасибо за поздравления...", "Благодарю за внимание к...", "Спасибо за совет..." Можно ли как-то разнообразить применяемую нами палитру благодарности? Какими словами/фразами это можно сделать?
Т.А.: "Признательна", "позвольте выразить свое признание (благодарность, восхищение)", "Вы очень любезны!", "премного благодарна", "примите мои заверения в ..." - от этих выражений кому-то пахнет нафталином, а мне они представляются совершенными по глубине и полноте передачи чувства, с налетом старины (помните, "коленоприклонённо", "благоговейно", "милосердно"). Но опять-таки они "зазвучат" только тогда, когда будут уместны, а не в спешке или по пустячному делу.

Л.П.: Татьяна Адольфовна, позвольте несколько отойти от обсуждаемой темы... Конечно, все учителя, ведущие свои интернет-ресурсы, становятся публичными людьми, получают не только положительные отклики и благодарности, но и негативные высказывания. Не публикую оскорбления и что-то совсем неприличное, но бывают комментарии, окрашенные неприкрытой злобой или "нравоучением", и поступают они чаще всего от анонимных авторов (недавний пример в моём личном блоге). Вопрос о публикации/не публикации решает, конечно, сам автор, но если такой комментарий опубликован, стоит ли на него отвечать? Стоит ли здороваться с Анонимом или даже благодарить его за внимание к обсуждаемому вопросу?
Т.А.: Могу сказать одно: хам не достоин того, чтобы перед ним "бисер метать". Но вместе с тем, коль скоро вы приняли решение выпустить в свет непотребную дерзость или что похуже, вы должны найти в себе силы и благовоспитанность не скатиться на нечто подобное, что позволил себе аноним. Мне очень импонирует  идея опубликования БЕЗ комментария ("Молчание - блеск мудрецов и достоинство сильных..."), но поймут ли другие? Ибо "молчание - это и прибежище глупых". Не думаю, что стоит расточать матерщиннику или хаму  приветствий и пожеланий всех благ - не для того вы ему "дали слово", а, видимо, для ответа, так отвечайте - сухо, строго, по существу... или иронично и даже с юмором (хотя далеко не всегда стоит все выводить в смех), как, впрочем, Вы, Лилия Павловна, блестяще делаете в таких - редких - для Вас обстоятельствах.

В заключение хочу принести извинения читателям-словесникам за свои доморощенные разглагольствования :)

Л.П.: Уважаемая Татьяна Адольфовна, благодарю Вас за исчерпывающие ответы на мои вопросы. Не стану скрывать - данный выпуск инициирован мною, т.к. в последнее время я стала замечать, что мои "спасибо" и "здравствуйте" стали несколько однообразными... Думаю, что как и я, каждый читатель Блога Ассоциации извлечёт из нашей виртуальной беседы что-то полезное.
Буду очень рада всем откликам, а быть может, своим версиям ответов на вопросы.
Благодарю за проявленный к нашему Блогу интерес и, как бы странно это не прозвучало в конце статьи, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Т.А.: Желаю здравствовать!

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Лилия Павловна, спасибо за тему! Честно сказать, даже не задумывалась об этом, когда писала комментарии. Специально посмотрела в своем блоге :), крайне редко начинаю комментарии с приветствия. Конечно же, это не значит, что я не желаю здравия своим читателям :) Для меня очень важно, чтобы мои гости почувствовали мое искренне расположение к себе, мою радость и благодарность за оставленный комментарий. Очень надеюсь, что они это действительно чувствуют. Не думаю, что обязательно нужно начинать с приветствия. Для меня все же важнее не форма, а содержание. Но... Ваш пост, Лилия Павловна, навел на размышления: права ли я?

    В своем блоге я не предоставила возможность анонимам писать комментарии. Это не значит, что я принимаю только лестные высказывания, я готова к любым мнениям, но - лицом к лицу, а не из-за угла. Если критика конструктивна, буду только благодарна. А если просто злобные выпады - я отвечаю :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Валентина Викторовна!
      Всегда рада видеть Вас в Блоге Ассоциации, слышать Ваш мудрый голос!
      Сколько педагогов - столько и мнений на вопросы давать/не давать возможность высказаться анонимным пользователям, публиковать/не публиковать неучтивые комментарии... Наверное, всё дело не только в позиции автора, но и в его самоощущении - способности или не способности ответить на выпады. Получается, даже запретив анонимов, можно получить негатив в гостевой книге...
      Спасибо за ссылку, я прочитала как Вы ответили, - сдержанно, но с юмором. Браво!
      И Вы совершенно правы - искренность в общении с читателями обязательна, никакими "вежливостями" не скрыть пренебрежения и высокомерия, если оно есть...

      Удалить
  2. ПРИВЕТСТВУЮ Вас, Валентина Викторовна! Я ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЬНА Вам за то, что поддержали затронутую тему: многие блогеры, как мне представляется, крайне восприимчивы к слову, им адресованному, но не слишком разборчивы в употреблении слов. Особая статья - анонимы, но не буду о них в это прекрасное воскресное утро. С праздником Святой Троицы, наша дорогая подруга!

    ОтветитьУдалить
  3. Приветствую авторов и читателей блога! Благодарю Лилию Павловну и Татьяну Адольфовну за очень интересный и познавательный пост. Тема, которую Вы затронули, уверена волнует многих. Я полностью поддерживаю позицию авторов, а также признательна за подсказанные фразы.
    Со светлым праздником, дорогие коллеги!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана Евгеньевна, благодарю за поздравления и ЗДРАВСТВУЙТЕ!,

      Удалить
  4. Здравствуйте, уважаемые авторы и читатели блога! Здравствуйте, Лилия Павловна! Обращаюсь к Вам отдельно, потому что давно уже заметила, что Вы начинаете все свои комментарии с приветствия, что меня в первое время несколько смущало, каюсь... Сама обычно спешила ответить на комментарии, даже не утруждая себя обращением. Начала переучиваться. Считаю, что Вы правы, Сетикет надо соблюдать. Очень благодарна Татьяне Адольфовне за подсказки, обязательно ими воспользуюсь. Хотя главное, что я вывела - все должно быть к месту.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Эльвира Ульфатовна!
      Приветствую Вас (давно не слышала Вас в блогах...)! Вы ещё раз напомнили мне одну фразу, услышанную несколько месяцев назад от коллеги: "Лиля, тебе не надоело здороваться? Ты так, смотри, всех и приучишь здороваться!" Я помню, как тогда искренне "вскинулась", не понимая, что в этом плохого...
      Теперь, благодаря Татьяне Адольфовне, палитра выражения признательности расширена, получены ответы на все интересующие вопросы, осталось их правильно и как Вы верно заметили, к месту, применить.

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемые авторы, читатели и гости Блога! Не скрою, пересмотрела все свои комментарии у себя на сайте. Да, здороваюсь я далеко не всегда. Наверняка, это неправильно. Лилия Павловна пишет: «…в последнее время я стала замечать, что мои "спасибо" и "здравствуйте" стали несколько однообразными...» А мне кажется, что это очень правильно. Во-первых, это показатель культуры и воспитанности. Признаюсь честно - когда пишу комментарии к статьям незнакомых мне людей, то, вспоминая Вас, Лилия Павловна, всегда начинаю со «Здравствуйте».
    Ну и, как всегда, не могу без историй. Так вот на счет однообразия. Работала на Севере в детском саду. Обычно, по понятным причинам, меня ставили на подготовительные к школе группы (там с этим очень строго). И однажды меня вызывают из отпуска – в д/с открывают экспериментальную группу, оборудование привозят из Питера, Москва «держит руку на пульсе», а меня главным из двух воспитателей ставят на «прорыв». В принципе, особых эмоций у меня данное обстоятельство не вызвало, если бы не одно НО. Группа набиралась из трехлеток. Оба моих сына уже ходили в школу, и про общение с представителями трехлетнего возраста я успела порядком подзабыть. Но по опыту коллег знала точно, что эти маленькие сокровища имеют обыкновение громко плакать по утрам, расставаясь с родителями. Ох, как мне было страшно! Видимо, с перепуга каждое утро я взяла за правило встречать детей улыбкой и радостным: «Ну, здравствуй, мой дорогой (-ая)! Как же я рада тебя видеть!!!» И дальше каждый раз что-то новое, что могло заинтересовать ребенка (в это время родители незаметно уходили, и все обходилось без слез). Главное, что осознала уже потом, – первая фраза у меня всегда оставалась неизменной. И так случилось, что месяца через 2,5 я ушла на сессию. Когда через три недели я вернулась на работу, мня встретил восторженно-радостный крик Антошки (нашего главного хулигана -драчуна и кусателя детей): «НадеЗда Аликсанрровна!!! Ну ты зе мАая дАррАгаяяя!!! Ну как зе я ррад тебя видеть!!!»
    Так что, уважаемая Лилия Павловна, Ваши «однообразные» "спасибо" и "здравствуйте", несомненно, для кого-то имеют очень большое значение. Возможно, и сила стиля – в постоянстве.
    А за статью – спасибо большое. Культура общения в интернете, неоспоримо, нужна и важна.Поэтому считаю все сказанное Татьяной Адольфовной очень ценным. Еще раз спасибо. Желаю всем здравствовать, и до новых встреч!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна!
      Ваш рассказ заставил задуматься и улыбнуться - поднял настроение на целый день! Детки всё помнят, всё "впитывают", и мы должны подавать им правильный пример!
      Как же хорошо, что у нас, Краснодарских Пеликанов, есть Наставник и Друг - Татьяна Адольфовна Ваховская, которая всегда поможет советом и ответит на мучающие вопросы! Я думаю, что многие педагоги нашего города прочитают ей ответы на вопросы, пусть кто-то промолчит, но выводы будут сделаны правильные, мы станем чуточку ближе к вежливости в Сети и жизни!

      Удалить
  6. Здравствуйте коллеги!
    Очень познавательный пост. Спасибо.
    Также хочу добавить, что отмечают 11 января всемирный день"СПАСИБО" и 21 ноября "ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРИВЕТСТВИЯ".

    ОтветитьУдалить
  7. Наталья Александровна Хомутова26 июн. 2013 г., 9:48:00

    Добрый день, уважаемые Татьяна Адольфовна, Лилия Павловна, читатели! Порою испытываешь неловкость от того, что слова приветствия или благодарности повторяются из комментария в комментарий (несмотря на всю искренность автора))) Благодаря беседе с Наставником поняла неточность "своей" фразы: внесла корректировки в имеющийся словарный запас. Учиться, учиться и учиться...но не всегда можешь найти ответы на имеющиеся вопросы. Признательна Вам, Лилия Павловна, за волнующие многих вопросы!
    Татьяна Адольфовна, позвольте выразить свою благодарность за урок Русского языка!!! (Замечаю, что стараюсь строить свои фразы в соответствии с Образцом)))

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!