Внимание!


.

понедельник, 27 января 2014 г.

Сегодня я поразилась дважды...

Уже несколько дней занимаюсь своим архивом. Через руки, память проходят сотни и тысячи страниц различных текстов. Решаю, просматривая, какие брошюры, книги, папочный материал нужно отправить на макулатуру... И в Монбланах обречённого на уничтожение рука нашла, а глаз выхватил то, чем спешу поделиться с Вами, любезный читатель, поскольку уже много часов не прекращаю изумлённо обдумывать  сразу две мысли...

В первом случае это вопрос (в стратегии "Развитие критического мышления" его бы определили как МНОГОУРОВНЕВЫЙ: в нём есть несколько пластов - словом, не следует спешить с однозначным категоричным ответом, хотя кто-то из читающих эти строки, быть может, принципиально не пожелает "копаться" в нём, считая, что  ответ на него однозначный).

Может ли существовать педагогический коллектив как коллектив "звёзд"? 
Что скажете?

 Во втором случае это совершенно поразительное словосочетание, за которым нередко стоят огромные переживания, потрясения, боли и провалы разочарований... Точнее, горестные состояния охватывают учителей, которые, подобно мне, не знали его прежде (в лучшем случае интуитивно к нему приближались!) - СМИРЕНИЕ ПЕДАГОГА: профессиональное смирение педагога, которое предполагает, что умение переживать неудачи, есть необходимое качество личности любого педагога, тем более в той области делания, которая обращена к душе ученика.
Как многих горестных обид, разочарований, заблуждений были бы избавлены мои многочисленные коллеги и я, если бы раньше нам довелось это услышать... Я часто напоминаю себе и окружающим: педагогика не может всего! Но это лишь полушаг к тому, что узнала сегодня! (см.выше) 
Запомним: неотъемлемой чертой учительского профессионализма является смирение педагога. Как важно об этом помнить в преддверии конкурсных испытаний в том числе..! Или неправа?

23 комментария:

  1. Здравствуйте, уважаемая Татьяна Адольфовна! Меня очень затронул Ваш пост.
    Не может существовать педагогический коллектив как коллектив «звезд». Мы лишь можем помочь родиться или засиять новой звездочке. Не должно сияние «взрослой звезды» затмить тот Свет, ради которого мы пришли в школу. Но бывает, что директора школ стараются собрать в своем коллективе как можно больше "звезд". Не для статуса школы, а лишь для того, чтобы от их света засияли новые, совсем молодые и юные. Тогда может быть.
    Смирение педагога – это то, к чему на данном этапе своей жизни я подсознательно стала стремиться, но не могла понять своего внутреннего состояния, пока не прочитала написанные выше слова. Это большой внутренний душевный труд. Но это необходимо. Тогда (тут Вы, несомненно, правы) обойдет стороной и боль, и обида, и разочарование…Я лишь иду к этому…Потихонечку…Маленькими шажками…
    Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю за комментарий, Надежда Александровна. Мне представляется, что неискажённо поняла Вас и Вашу позицию...Если позволите, то по существу затронутых тем и Вашего комментария выскажусь чуть позже...

      Удалить
  2. Чирухина Наталья28 янв. 2014 г., 21:23:00

    Добрый вечер, коллеги! Татьяна Адольфовна, прочитала и сразу на ум пришла притча.
    Один ученик спросил своего наставника-суфия: " Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?"
    - Вставай!
    - А на следующий раз?
    - Снова вставай!
    - И сколько это может продолжаться - все падать и подниматься?
    - Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы".
    Это я думаю про УЧИТЕЛЕЙ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мудро, Наталья Николаевна, и поучительно. Сильная "прививка" от профессиональных деформаций, да?

      Удалить
    2. Чирухина Наталья30 янв. 2014 г., 14:01:00

      По словарю:
      ПРИВИВКА.Вакцинация — метод профилактики инфекционных заболеваний ( Это тоже нам необходимо. Только не как метод профилактии с инфекционных , а как способ профилактики профессиональных заболеваний ( Татьяна Адольфтвна, Вашими словами "Профессиональной деформации").

      Удалить
    3. Наталья Николаевна, это не придуманное мною словосочетание, это официальный термин из педагогической психологии (штука пострашнее будет, чем профессиональное выгорание педагогов (психологическое), поскольку настигает ВСЕХ, лишь с разной силой и на разных ступенях профессиональной деятельности. Педагогические деформации имеют громадную поражающую мощь и, на мой взгляд, для окружающих более болезненны и очевидны, чем для их носителя ...)

      Удалить
    4. Чирухина Наталья30 янв. 2014 г., 19:14:00

      Да, Татьяна Адольфовна, я это и имела ввиду.

      Удалить
  3. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна. Коллектив "звезд"... Сразу вспомнились строки В.Маяковского: «Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!» Я считаю, что в школе должны быть «звезды», но разной величины. Чтобы не стоять на месте, а расти профессионально, методически развиваться и самосовершенствоваться. Иногда молодой педагог так засияет, что меркнут все звезды первой величины.
    А вот по поводу «профессионального смирения педагога» долго думала, спорила сама с собой. В педагогическом терминологическом словаре вычитала: «Смирение — нравственное качество, противоположное гордости и самомнению; одна из христианских добродетелей, характеризующих такое внутреннее состояние человека, при котором он не считает себя способным к самостоятельным добрым поступкам, а во всём уповает на Бога. В античной литературе С. в житейском плане преимущественно означало покорный образ мыслей, приниженность человека, убогость». Уважаемая Татьяна Адольфовна, позвольте с Вами поспорить. Как может педагог быть смиренным в вопросе воспитания. Да, мы можем и должны переживать неудачи, потери, разочарования, нести только позитив в массы, но разве мы можем смиренно смотреть, как «черствеет» душа подростка. Не педагог ли должен быть борцом за очищение душ человеческих?...Пока думала, нашла в своих записях слова А Достоевского "Смирись, гордый человек... победишь себя, и усмиришь себя, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя". Так все-таки с чем педагогу нужно смириться? Со своей гордыней? К чему? Да просто нужно понять каждого, кто доверил тебе свою душу…

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спорить не буду, ибо не вижу предмета спора: Да и Вы сами себе в комментарии не единожды оппонировали.
      Я в своём сообщении ДАЛА толкование профессиональног смирения педагога, потому вести разговор целесообразно, лишь исходя из очерченного автором (мною) круга понятия... В противном случае мы будем иметь дело с софистикой (умышленной или неосознанной подменой логического, смыслового основания-наполнения словосочетания, приведённого мною).
      Не "к смирению в вопросе воспитания" обращены мои взоры (я всё-таки мало-мальски просвещённый педагог, имеющий 25-летний практический опыт каждодневного сотрудничества со студениами и школьниками), но к собственному отношению к своей педагогической деятельности и личной оценке её результатов и перспектив.
      Вопроса о том, К ЧЕМУ преодолевать собственную гордыню, передо мною не стоит, ибо она -великий грех. И последнее. "...просто нужно понять каждого..." (это из Вашего комментария): хотела бы я увидеть того (это ведь Господь Бог!), для кого это просто... (То есть нам, видимо, только КАЖЕТСЯ, что это "просто"): самые близкие люди, кровные родственники сплошь и рядом не понимают, не слышат, не чувствуют друг друга...
      Видите, Анна Борисовна, спор может состояться между людьми, примерно глядящим в одном направлении, но это не про нас с Вами в означенной теме...) Ведь, думаю, Вы свободны от расространённого заблуждения, что-де "В споре рождается истина"?
      А про "звёзды" чуть позже, идёт? Ваше мнение мне представляется очень интересным.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Анна Борисовна!
      Как обещала, возвращаюсь к Вашему комментарию. Так сложилось, что развернувшийся в Блоге обмен мнениями, прямо или косвенно был продолжением или развитием вопросов, обозначенных Вами. Несколько позиций остались "неотреагированными"... Реагирую!
      "...в школе должны быть звёзды, но разной величины", - цитата из Вашего комментария. Должны-то должны, но это - увы! - явление нечастое. И, положа руку на сердце, нужно признать, что Ваш брат, директор, не слишком жалует незаурядных, самодостаточных учителей (говорю не о Вас лично!). По данным проф. Смирнова (МГУ), из 33 положительных качеств педагога, предложенных к рассмотрению многочисленной директорской аудитории, "инновационность педагога" была в рейтинге поставлена на предпоследнее место (!), а самым высоко ценимым руководителями оказалась "управляемость"... Звёзды, как правило, ершисты, строптивы, а то и капризны... Вот почему дивно глубокие читатели нашего Блога вывели зависимость: если звезда подлинная, а не мнимая, дутая, то масштаб её звёздности напрямую зависит и согласуется с профессиональным смирением педагога (в христианском значении).
      Далее. Мой опыт свидетельствует, что профессиональное развитие педколлектива зависит не от наличия звёзд разной величины как главного движителя, хотя не исключаю и Ваш вариант как частный случай.
      Ещё раз благодарю Вас за отклик и участие в разговоре!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Как же я люблю Ваши вопросы, которые заставляют внутренне "попотеть"! Так и на этот раз...
    О звёздах. Звёзды бывают разные. Я не очень сильна в астрономии, но точно знаю, что есть заезды-гиганты, звезды-карлики, новые, сверхновые, потухшие звезды (и еще сотни разновидностей, которых я не знаю). Если учителей в педколлективе метафорически сравнить с этими звездами, то мой ответ "да, педагогический коллектив может существовать как коллектив «звезд»".
    Я постараюсь объяснить. Звезды-гиганты выделяются интенсивностью свечения. Разве нет в школе учителей, которые "светят" так ярко, что способны осветить своей деятельностью большой участок педагогического пути (своего и пути коллег). Сверхновые звезды характеризуются тем, что загораются быстро, но погибают от "катастрофического взрыва". Есть и такие "звезды" в каждом школьном коллективе (мысль об этом не дает мне покоя). Самое для меня интересное - потухшие звезды. Звезды нет, а свет от нее доходит до земли еще тысячи тысяч лет. То есть мы наблюдаем видимое свечение этой звезды, когда сама звезда уже не существует. Есть в школе и такое... И потом, не всем же быть Альфой Центаврой или Сириусом! Надо же кому-то побыть и далекой звездой E5674 из Туманности Андромеды. От этого звезда не перестанет быть звездой. А все вместе мы составляем то прекрасное звездное небо, которое можно наблюдать только в ЯСНУЮ ночь (не до конца разобралась, что я понимаю под фразой "ясная ночь" в контексте педколлектива, но что-то есть в этом интересное).
    А насчет смирения педагога скажу одно: это понятие несовместимо с максимализмом и перфекционизмом. Смирение педагога - это то, чего мне пока не хватает. Но я уверена, со временем можно приблизиться к этому состоянию. И неправильно будет считать, что смирение = безразличие. Если считать именно так, то можно стать каменным изваянием с одним единственным желанием вернуться домой после работы.
    Пока я считаю так, кто знает, быть может, через несколько лет мои взгляды поменяются.
    Татьяна Адольфовна, еще раз спасибо за интересную тему!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как же интересны, познавательны, поучительны, Галина Витальевна, Ваши комментарии, родившиеся после Вашего "внутреннего потения"! Как же они обогащают и дают импульс к новому витку размышлений!
      "Светит, но не греет!"- кто не знает такого?! И более новое - "звездит"(!) При том размер звезды и сила её свечения здесь уже роли не играют... Когда, при каких условиях появляется тепло, а то и жар зведы? (к примеру, Солнце - звезда и не самая крупная, просто она находится ближе всех к Земле.) Свечение, сияние - это замечательно, но это не всё, на что способна звезда! Свечение - для красоты, для восхищения, если хотите, это сияние "для себя" и увековечения себя..!
      Тепло, энергия, исходящие от звезды, даримое звездой - для Жизни... (при том, что ею так же восхищаются, но это любование отходит на задний план, поскольку на первый выходит иное, куда более значимое! К.В. Россинский это определял как "расточение себя")
      Что делает звезду горячей, поддерживающей Жизнь? СМИРЕНИЕ! Оно - залог БЛИЗОСТИ к живому и ИСТОЧНИК неиссякаемой энергии (такой, что когда закончится жизненный земной цикл звезды, добрая память и плоды её усилий ещё долгим светом будут идти к людям, согревать их...)

      Удалить
  5. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна29 янв. 2014 г., 22:47:00

    Добрый вечер, коллеги! Татьяна Адольфовна! Читая сегодня пост и комментарии, почему то появлялись немного другие мысли. Мне понравилось интересное сравнение "звезд" коллектива со звездами нашей галактики, которое привела Галина Витальевна. Похоже))) Но... Эти звезды светят, но от них нет тепла, увы. Так и учителя титулованные и "звездные", но не любимые учениками. Я неоднократно "за глаза" слышала о себе на работе и в социуме о себе - "она же звезда наша..." с нее и спрос. А мне неловко и неудобно, слушая это. Кстати, понятие "смирение учителя " идет рядом с его уровнем звездности. Вряд ли кто испытал за короткий срок быстрый подъем, высокое чувство своей значимости и, затем резкий спад, когда не слышишь себя в списке конкурсантов, прошедших в 15 - ку "Учитель года России". А я видела как люди ломались: стресс, надрыв и прочее... Анализ своих и чужих ошибок , разумное поведение воспитывает смирение и помогает адекватно воспринимать обиды и боль других учителей и наших учеников. Возвращаясь к теме звездности, скажу - есть еще одна звезда - Солнце. От него и светло , и тепло, и радостно. В каждом учителе есть лучик солнца, значит и причастие к звездности ( свой уровень сияния)))) Это сияние может выражаться не только в профессиональной компетентности, но и в умении быть человеком, другом, товарищем, мамой, женой, искренним и сочувственным коллегой....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Внутренне аплодирую Вам, Наталья Юрьевна, и очень горжусь Вами, прочитав Ваш комментарий! А Ваше тонко подмеченное: "...смирение учителя идёт рядом с его уровнем звёздности", как я поняла Вас: мера подлинной звёздности учителя определяется, измеряется степенью его профессионально-личного смирения, - потрясающее открытие-умозаключение!

      Удалить
  6. Добрый вечер,уважаемые Татьяна Адольфовна, коллеги. С интересом перечитала все комментарии к заметке. Позвольте несколько мыслей вслух,навеянных темой разговора. Три года назад мы с детьми читали на уроке произведение "Звезда" Викентия Вересаева (надо заметить впервые за свою жизнь встретилась с этим автором). Там есть такие строки вначале: "Быть может мы в силах сорвать их (звезды) с неба и водрузить здесь,среди нас, на радость всей земле! Пойдемте же искать пути, пойдемте искать света для жизни!" Но вот когда звезду "доставили" с неба, оказалось,что она осветила совсем безрадостное существование жителей. К сожалению,героя, принесшего свет звезды, изгнали и все снова погрузилось во мрак. Так было удобно жителям: не видеть недостатков вокруг-это так удобно. Я наблюдала в своей практике много раз,что когда в учительском коллективе появляется "звезда" (активный, инициативный,болеющий за дело душой человек), то поначалу все радуются,и даже рукоплещут, а позже наступает стадия, когда вздыхают и тихо начинают ненавидеть слишком активного. Ведь он доставляет столько неудобств,рядом с ним чувствуешь себя неуютно,когда сам ты безынициативен и учительская профессия для тебя-это РАБОТА, когда закрыл дверь школы и забыл до завтрашнего РАБОЧЕГО времени.Вот когда рядом есть такие же творческие люди, как и ЗВЕЗДА, тогда и ей светится ярче и остальным быть рядом комфортно. Получается, что звезды могут существовать только в созвездии, а значит в коллективе. Или поодиночке, но тогда это СУПЕРГИГАНТЫ. Вот им-то особенно потребуется смирение.О нем мне впервые сказала моя попутчица в поезде в далеком 1998 году. Тогда я была молодым специалистом, которому в школе приходилось очень нелегко. "И ведь никакой благодарности от родителей и детей!" - посетовала я. А она мне ответила: "Как только ты начинаешь ЖДАТЬ благодарности за свой труд,ты как учитель умираешь". Смирение, на мой взгляд, это когда ты НЕ ЖДЕШЬ благодарности за свой труд. Как только тебя посещает эта мысль, как звезда ты гаснешь.Ты творишь вопреки досужим разговорам, вопреки рутине,ты спешишь сделать жизнь интереснее по мере своих сил. И это внушаешь себе каждый день. Тогда и звездная энергия нескончаема!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталия Львовна!
      Затаив дыхание прочла Ваш комментарий. Сильно. Глубоко. Волнующе.
      Позволите поделиться возникшими мыслями?
      Чем ярче звезда, тем больше взоров к ней обращено, тем больше суждений разных и всяких, тем труднее ПРОДОЛЖАТЬ нести свой ясный немеркнущий свет.
      Звезда находится в созвездии? Тогда всему созвездию в целом и каждой звезде (звёздочке) в отдельности - нужно немало понимания-скромности-благородства-жертвенности-великодушия,- СМИРЕНИЯ, чтобы сохранить созвездие и сохраниться в нём, продолжая служение...
      Ты одиночная звезда? Тысячекратно нужно быть СМИРЕННОЙ, иначе ЧИСТОТУ, СВЕТ свой и ЭНЕРГИЮ растратишь не на созидание.
      ...сколь же праведным нужно быть, чтобы самоотверженно трудясь, не рассчитывать на людскую благодарность, "хвалу и клевету приемля равнодушно"...

      Удалить
  7. Добрый вечер, уважаемые коллеги! Как же здорово все написали на очень философскую тему, предложенную Татьяной Адольфовной! Какой высокий уровень мышления, профессионализма у Вас, коллеги! Спасибо за возможность оторваться от обыденности и поразмышлять, помечтать о "звёздности".
    Может ли коллектив учителей существовать как коллектив "звёзд"? Мой ответ: "ДА, если возглавляет педагогов самая яркая звезда - директор школы!" Именно этот человек может видеть и предвидеть возможности, способности, слабости и сильные стороны своих учителей! Директор и направит, и поможет, и "окрылит". Без его понимания и поддержки,на мой взгляд, тяжело стать "яркой звездой".
    Смирение? Быть мирным? Это очень важное и нужное качество для учителя, но смотря в какой ситуации. Я проявляю смирение только перед теми людьми, кого очень уважаю, чьим мнением дорожу, кого боготворю... В других же ситуациях нужно много выдержки, самообладания и понимания. А если говорить о конкурсе, мне нравится Ваше пожелание, Татьяна Адольфовна: важна не цель, а путь, по которому ты идёшь. Вот и всё, просто нужно жить и трудиться...

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна! Очень важные вопросы затронуты Вами. Размышляя о звёздной учительской команде, смотрю со стороны на светские школы и вижу, как меняются (деформируются) учителя под влиянием портфолио, соревновательности, рейтингов, стремясь к успешности. Вряд ли такая команда, где каждый учитель - лидер, сможет успешно работать. Мне часто приходится быть и жить в среде православных педагогов, каждый из которых в своей школе -звезда. Их, конечно, как и меня, также не обошла деформация профессиональная. Но уверена, что такая команда может вместе соработничать, так как в ней есть соборность: в главном (мировоззрение, основанное на вере в Бога) - единство, в спорном (характеры, привычки, интересы, воспитание) - свобода, и во всём - любовь.
    О смирении педагога также важно. Если вспомнить Нагорную проповедь, то в ней главное - Заповеди блаженства. Блаженство - это счастье, самое большое счастье, которое может получить человек. Заповеди блажества - это заповеди счастья. Они говорят о том, что такое настоящее счастье, как его достичь. Они показывают лестницу, дорогу к счастью. И первая заповедь Христа: "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Тот есть для того, чтобы попасть в Царствие Небесное нужно всего одно условие - нищета духовная (смирение). Нищий духовно понимает, что без Бога он ничто. Моё у меня - только грехи, а всё остальное - таланты, дарования - всё от Бога. Потом идут ещё 8 Заповедей Блажества, но эта о духовной нищете, смирении - фундамент.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Владимировна, быть может, не права, но, на мой взгляд, НЕ идея портфолио или рейтингов плоха (первый побуждает держать в поле зрения ПРОДУКТИВНОСТЬ, эффективность собственной деятельности, а вторые выверять успешность/не успешность и общие тенденции в образовательном процессе); худо то, что и в эти сугубо процессуальные "производственные" вопросы-дела просочилось, внедрилось неправедное: ложь, зависть, тщеславие... И подобно тому, как деньги сами по себе не являются ни добром, ни злом, так и соревновательность..., но она оказалась поставленной на службу отнюдь не благому. И такой характер ей придали мы, участники образовательного процесса, сосредоточившись не на преодолении своих недостатков, а на "зарабатывании" очков и баллов (причём любой ценой!).
      Обратим взор свой к звёздному небу: самые наполненные звёздами созвездия так гармоничны и прекрасны! И в голову никогда не придёт мысль о том, что их -де слишком много (а применительно к педколлективам слышу: да там одни звёзды! В смысле - поуменьшить бы их...) Начни "прорежать" звёздные потоки на небосклоне - и разрушится, "ослабеет" всё созвездие. А иные учителя откровенно тяготятся наличием ярких, даровитых коллег, брюзжа и злословя в их адрес. Не оттого ли, что в отличие от звёзд, большинство из нас лишены смирения и не стремится жить по Заповедям Блаженства..? А это, к сожалению, так... Чаще, чаще об этом нужно вспоминать и думать.

      Удалить
  9. Добрый день, уважаемая Татьяна Адольфовна, читатели Блога! Замечательно сказано в комментарии о сиянии звезд и об их свете, тепле. Все верно, свет должен быть направлен на созидание. Сложность в том, что прежде чем создать новую модель образования, нужно разрушить старую. И вот здесь, действительно, только профессиональное смирение способно оказывать действие во благо. Мне представляется, что каждый учитель примерял к себе образ звезды (специфика профессии). В последние дни замечаю, что в педагогических коллективах есть учителя и работающие учителями коллеги (с портфолио или без, зрелые или молодые). Тепло и свет звезды зависит, скорее всего, от того, насколько близко она находится к человеку (а учитель к ребенку), здесь отстранение (или возвышение) и чрезмерная опека губительно сказываются на всем живом.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чтобы овладеть новыми подходами в образовании (читай, новыми ценностями в образовании!), необходимо многое, на мой взгляд:
      1. понимание исчерпанности старых или важность новых приоритетов;
      2. воля к овладению новым и отказом от устаревшего;
      3. профессиональное смирение, поскольку и первое, и второе будут даваться очень нелегко...
      Мне так представляется, Наталья Александровна.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна, коллеги!
    "Сегодня" уже полтора часа как прошло, но я до сих пор оглушена и поражена случившимся в Москве... За что? Почему? Как? Думаю, даже ответы на эти вопросы это такая мелочь по сравнению с жизнью... Постоянно в голове вертится мысль, что никто ни от чего не застрахован. Профессия учителя становится опасной...
    Вспоминаются слова моего дедушки, сказанные ... цать лет назад: "Будешь учительницей, будешь сидеть на стульчике, в тепле, все тебя будут уважать, будешь книжки читать - это хорошая профессия, она не опасна". Неужели к нам с Запада идёт новая волна опасности, неужели наши школьники, насмотревшись ТВ и фильмов, снятых по происшествиям в школах США, будут брать с них пример, или даже не знаю как сказать?
    Я сегодня была поражена... Всю вторую половину дня в голове пульсирует мысль о том, какие слова я должна сказать на своих уроках, чтобы не допустить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Давайте подумаем вместе.
      Опасная профессия? Да. Особенно если учесть, что Учитель за всё ответственен (он учил и и учит настоящих родителей и будущих - презедентов, министров, учителей, полицейских, охранников, директоров... а ещё он ОБРАЗОВЫВАЕТ своих учеников).

      Удалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!