Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

вторник, 11 февраля 2014 г.

Неделя методических консультаций и тренингов: день второй

О втором дне Недели 
методических консультаций и 
тренингов для участников 
профессионального конкурса
«Учитель года города Краснодара-2014» 
рассказывает Торяник Яна Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №96 г. Краснодара.


«Час ученичества настал!»
Думаю, что каждый из нас, конкурсантов волны 2014 года, с нетерпением ожидал неделю методических консультаций и тренингов. Как лучше подготовиться к конкурсу? Какую новую информацию мы узнаем и осмыслим? Что важно для настоящего профессионала? Эти и многие другие вопросы, уверена, возникали у всех нас.
Для меня 1-й день наших тренингов был похож на новую книгу, которую, как я считала,  сейчас прочитаю, всё пойму, узнаю много важного и интересного. Но я ошиблась! Нет, не читаем здесь мы новые книги, мы пишем свои! Каждый конкурсант по-своему воспринимает услышанное, преломляет  через свое сознание и старается очень многое запомнить, чтобы потом воплотить в жизнь!
2-й день начался с интересного момента, когда, закрепляя услышанное нами накануне о двух мировых кризисах в образовании и гармонизации парадигм, Татьяна Адольфовна неожиданно применила «золотой приём»: на фоне изученного ввела принципиально новую для нас информацию о важности воспитания в процессе обучения. «Смысл этого педагогического приёма состоит в том, чтобы, повторяя освоенное прежде учениками, учитель включает что-то принципиально новое!» - учила Татьяна Адольфовна.
 И тут же нам было предложено ответить письменно на вопросы:
1. Самая большая моя педагогическая удача?
2. Самая большая моя педагогическая неудача?
Мы погрузились в размышления … Уж очень «болевые» точки были задействованы нашим наставником.
Но каково же было удивление, когда Татьяна Адольфовна попросила желающих зачитать написанное. О самом откровенном вслух? Мы заглянули в себя, в свои удачи и неудачи. И стали говорить конкурсанты, многим хотелось быть услышанными.

Температура в нашей аудитории резко возросла, стало жарко. Но градус был поднят ещё выше, когда Татьяна Адольфовна предложила  прочитать письмо «По ком звонит последний звонок» А. Колесниченко «Новые известия» от 26.05.09.




И оказалось вопросов больше, чем ответов.  «Давление классной комнаты» - это ситуация, ежедневно воздействующая  на учителя по-разному.
Но не стоит унывать! Выход есть:  мы должны стремиться к достижениям, нужно оставить след в мире – как свидетельство своего существования.
И вновь интереснейшие вопросы адресует Татьяна Адольфовна к нам, конкурсантам:
- Почему человечество обратилось к инновациям?
- В чём суть инновации?
- Чем инновация отличается от методики преподавания?
- Как стать учителем-инноватором или хотя бы подойти к этому состоянию?
-Может ли один урок быть инновационным?

Мы слышим правдивые истории из личного опыта нашего наставника, вновь спорим, ищем ответы…

Мы приходим к выводу, что инновация – это такое новшество, которое даёт улучшение в учебно-воспитательном процессе с заранее поставленной целью. Нас учитель-мастер приводит к открытию, что инновация – это не всегда что-то новое, но ВСЕГДА что-то лучшее! Дух захватывало у многих из нас! Вот он «час ученичества»!
Все ждали анализа нашего тестирования «Новое педагогическое мышление». И вновь новые открытия и маленькие секретики, которыми так  искренне делится с нами Татьяна Адольфовна. Мы говорили и о перегрузке современного учителя, и о необходимости создания благоприятного психолого-педагогического климата  в школе, и об умении преодолевать сложности и трудности в профессии …
Я увидела слезинки на глазах моих коллег, когда Татьяна Адольфовна сказала о том, что равных российским учителям в мире нет, которые могут научить ребёнка с «2» на «3», и что результаты контрольных работ, которые так много значат для учителя, не показывают точной картины. «Мы измеряем неизмеримые результаты»,- говорила наставник. И что при  всей сложности, трудности нашей профессии всё-таки нужно уметь находить время для общения с родными детьми. Ведь так важно, когда в семье учителя его близкие понимают и поддерживают.
И в этот момент внутреннего погружения в данную тему разговора Татьяна Адольфовна негромко, с горечью в сердце говорит нам о том, в чём её самая большая неудача. И каждая из нас, присутствующих в аудитории женщин, понимает и благодарит за такую колоссальную поддержку.
 Вот только-только говорили в перерыве о том, как сейчас всем конкурсантам трудно, как вновь обделены вниманием близкие… И как будто наполняешься вновь пониманием, что ты не один, кому так трудно! И рождаются новые силы для работы, творчества! И вспоминается наше, учительское, очень-очень личное:
Пришла из школы, тихо села,
Глаза прикрыла и молчу.
Ребёнок подошёл несмело,
Но я общаться не хочу.
«Прости, сынок, я так устала,
И на столе тетрадки ждут,
Мне, может, ночи будет мало…»
А мысли чередой бегут:
«На завтра нужно план составить,
Нарисовать к весне плакат,
Да классный уголок подправить,
Сводить в музей своих ребят…»
И муж, и сын всё понимают,
Муж знал, кого он в жёны брал,
А сын с пелёнок твёрдо знает,
Что маму бог такой создал.
Она, когда не на работе,
Сидит за письменным столом,
А если в творческом полёте,
На цыпочках весь ходит дом.
Года бегут секундной стрелкой,
Мой взрослый сын уже студент,
И я с душевно дрожью мелкой
На кухне, улучив момент,
Тихонечко его спросила:
«Скажи по правде мне, сынок,
Я с папой вас не обделила
Любовью? Мне был дан урок:
«О чём ты, мама? Мы же знаем,
Что ты без школы – никуда,
Тебя мы умницей считаем,
Тобой гордились мы всегда,
А ты такой вопрос наивный,
С какой-то стати задаёшь,
Учитель – статус самый дивный,
Важнее, вряд ли где найдёшь!»
Вот это – лучшая награда,
Выходит, что не зря порой,
Мой сын сидел со мною рядом,
В ночи с тетрадною горой!

У каждой из нас есть своя «тёмная комната»…
Вот и закончилась наша встреча с Татьяной Адольфовной… Как не хотелось расставаться с таким интересным человеком, педагогом-наставником! Так и хотелось крикнуть: «Не уходите, расскажите ещё, научите, подбодрите!» Да, действительно, начинаешь не просто говорить, а восхищаться… УЧИТЕЛЬ – достояние России!

Далее мы завороженно слушали директора КНМЦ Ваховского Фёдора Ивановича, который так просто и доступно рассказал нам о ПНПО, национальной стратегической инициативе «Наша новая школа», о ФГОС, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ».
Теперь мы - конкурсанты волны 2014 года. А всё ли мы знаем самое важное о профессиональном стандарте педагога? Фёдор Иванович порекомендовал прочитать брошюру, в которой сжато написаны все тезисы о новом ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», тест по которому нам, конкурсантам, предстоит писать  в первый день участия в конкурсе.

"Приоритетный национальный проект «Образование» 
(год восьмой)
Модернизация системы общего образования:
Россия — Краснодарский край — Краснодар."
В помощь руководителям и педагогам для подготовки и проведения педагогических советов, конференций, самообразовательной работы. 
Автор-составитель:
Ваховский Федор Иванович,
директор  МКУ «Краснодарский научно-методический центр»

Возникла небольшая полемика о рождаемости в стране, о новых школах, учительский народ развеселился и не хотел отпускать наставника, задавая всё новые и новые вопросы. Хотелось услышать мнение одного из заслуженных людей Краснодарского края!
Будет трудно, но знаниями мы вооружены, а остальное всё зависит от нас самих!
Усталые, но довольные, весёлые, поверившие в свой успех, расходились конкурсанты по домам.
И сегодня, проанализировав второй день семинара, я уверена, что завтра мы продолжим писать следующую страницу своей книги…

Рефлексию на второй день наши конкурсанты отметили следующими словами:
Удивление, птица в полете, сомнение, «у нас никогда не будет таких учителей, их съедят!», противоречие, «понравились примеры по поводу объяснения нового», «горячий спор-рассуждение», «Инновации – такое новшество!», радость от продуктивно потраченного времени, «много тем, очень волнительных для меня, сегодня было затронуто», «информативно», «Татьяна Адольфовна говорит правильные вещи, но о профессионализме учителя наша администрация судит иначе» «размышление, внутренний спор», «очень захватывающе», «начинаю понимать, почему инновациям 60 лет», «лекция на «5», «я расту», «я впечатлилась!», «я сегодня получил ответ на вопрос, который давно меня волновал!», «довольна!»


Мы благодарим Яну Алексеевну за такой подробный рассказ и просим Татьяну Адольфовну Ваховскую - Наставника Краснодарских Пеликанов, поделиться своими впечатлениями прошедшего дня.
Всматриваюсь, вслушиваюсь... Убеждаюсь в том, сколь различны-непохожи "волны". 
Мысленно отмечаю:
- нынешние участники Конкурса в массе своей ещё не исчерпали возможностей "традиционки": перемены-инновации для многих не есть насущная потребность;
-жизнь большинства конкурсантов отнюдь не изобилует значительными (масштабными) событиями, проектами, акциями. Кого-то это - полутона - устраивает, единицы приходят к пониманию нереализованности (пока!) в профессионально-личностном плане;
-нынешнее поколение умеет довольствоваться малым (хорошо ли это? сразу и не поймёшь), загорается. но не надолго...
-наши коллеги не задаются вопросами (мои успехи, мои неудачи), они плывут по течению, не замечая, как скатываются в трясину, которую Г.Гегель определил как "дурная бесконечность бессмысленного движения".
Подытожу: создаётся впечатление, что большинство учителей скорее устраивает уровень их профессионального состояния (а фактически, стояния!), они не слишком озабочены поиском эффективных или хотя бы новых путей, которыми хотели бы (следовало) устремиться...
Наша совместная работа продолжается, взаимопонимание нарастает. Самое время сказать: ещё не вечер...

Татьяна Адольфовна, спасибо Вам за Ваши слова, за то, что Вы нашли время и силы поделиться с нами своими наблюдениями! Думаем, что они помогут участникам-2014 что-то обдумать, в чём-то разобраться и стать лучше, успешнее...

16 комментариев:

  1. Яна Алексеевна!С огромным удовольствием прочитала ваш репортаж! Спасибо за четкость и лаконичность в суждениях,все очень тонко подмечено,особенно настрой аудитории.Акценты поставлены, есть каждому над чем задуматься. Ирина

    ОтветитьУдалить
  2. Яна Алексеевна, спасибо Вам за репортаж! Вам удалось передать дух и настрой лекций Татьяны Адольфовны, темы которых иногда трогают до слез и заставляют взглянуть совсем по-другому на себя и свою работу, свои стремления и свой обычный день. Не стоять на месте, так бы я одной фразой выразила все то, что услышала тогда, 2 года назад... Рефлексия разная у конкурсантов, каждый вынес свое, и я тоже, пусть побывав только виртуально, получила новый толчок. Лекцию про инновации вспоминаю часто, она была словно глоток свежего воздуха.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, Яна Алексеевна! После Недели методических консультаций и тренингов у Вас появится возможность с другого ракурса посмотреть на собственную педагогическую деятельность, - а это здорово! "Окунулась" в репортаж с головой, вспоминая свое участие в конкурсе, лекции Татьяны Адольфовны, мастер-классы коллег... Спасибо за детальные подробности, словно прожила этот день вместе с вами!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Яна Алексеевна! Вы очень подробно, эмоционально и ярко описали второй день учебы. Спасибо. Я после второго дня чувствовала себя совсем глупой. Если в первый день я чувствовала себя учеником, то во второй - дошкольником. (В третий и последующие я поняла, что не знаю вообще ничего). Долго "переваривала" услышанное, не спешила с выводами, старалась удержаться от эмоций, выявить главное и удержать его в себе. (Воспоминания нахлынули...)
    Прекрасная брошюра Федора Ивановича. Буквально вчера обращалась к ней. Удивительная способность автора - говорить и писать о серьезных вещах предельно просто и понятно.
    Счастливые вы люди - поверили в успех! Я же казалась себе наиглупейшим созданием на земле и ни о каком успехе даже помыслить не могла... Вот уж действительно - все люди разные.
    Удачи Вам в предстоящей учебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Надежда Александровна. "Поверить в успех", на мой взгляд, должны быть основания... В противном случае это называется иначе - "лжесамодостаточность"... Или не права? "Наиглупейшие создания на земле", Вы были благородны и благодарны, отзывчивы, с потрясающим чувством товарищеской солидарности. За что уважаю и люблю.

      Удалить
    2. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Должны быть. У многих, достигших определенных результатов в конкурсе, годы работы, бессонные ночи за плечами. Падение и вновь взлет...
      Долго размышляла и поняла, что во время подготовки к Конкурсу я вообще не рассматривала такие понятия как "успех" или "неуспех". У себя на "АС" как-то писала:"... ибо серьезно полагала, что люди, попадающие в Конкурс, должны чем-то отличаться от всех. Не знаю, чем именно, белой костью ли или составом крови в совокупности с выражением лица..."
      Говорят, что во мне очень много комплексов. Может, и так это. Но настрой у меня на Конкурс был таков: "Господи, только б не опозориться". Успех? Нет. Точно не думала. Если и победа - то только над собой. Ну и из вредности немного.

      Удалить
    3. Уважаемая Надежда Александровна! А я думала, что только у меня в голове сидит эта фраза: "Только бы не опозориться! Только бы жюри не подумало, что вместо Пеликана к ним пожаловал Павлин!"

      Удалить
    4. Добрый вечер, Наталия Львовна!
      Позора своего не избежала. И больно было, и очень больно, и еще больнее. И слезы текли безостановочно, и удивлялась, почему еще светит солнце - в пору сквозь землю провалиться было.
      А все по одной причине - вовремя не обратилась к людям знающим за советом и помощью.
      Конкурсный путь нелегкий. Не осилить его в одиночку. Поэтому лучше ПЕРЕД конкурсом показаться глупой, но спросить и переспросить, чем потом в Конкурсе - бух! И за всю жизнь не сотрется этот провал из памяти и сердца.

      Удалить
    5. Спасибо,Надежда Александровна, за совет. Обязательно к нему прислушаюсь. Мне тоже приходилось терпеть фиаско,НО помните замечательные слова "Все что нас не убивает, делает нас сильнее"? Мы сильные!Удачи!

      Удалить
  5. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Вот уже не первый раз пересматриваю слайды презентации и так хочется оказаться рядом с вами, на учёбе...
    Яна Алексеевна, позвольте поблагодарить Вас не только за подробный репортаж, но и за его прекрасную техническую передачу. Мне как выпускающему редактору репортажей участников-2014 было очень приятно работать с Вашим текстом и фото. Спасибо!
    Коллеги, обратите самое пристальное внимание на брошюру, которую рекомендовал Фёдор Иванович Ваховский в своём выступлении: она доступна для скачивания и самого пристального Вашего изучения!

    ОтветитьУдалить
  6. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Здравствуйте, читатели Блога! Я хочу поблагодарить Яну Алексеевну за столь подробный материал!
    Особое спасибо хочу сказать за слайды. "По ком звонит последний звонок"... Признаюсь, задело... Пока у меня нет своих детей, но постоянно слышу вокруг: "Дети врачей всегда болеют чаще, дети учителей чаще "страдают" плохим поведением". Почему так? И можем ли мы сказать, что плох тот учитель, который НЕ научил (читай - "не воспитал") своего ребенка? Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Недавно у меня произошел очень горячий спор с одним из однокурсников насчет стихов. Звучит странно, но я поясню. Человек, который НИКОГДА не писал хороших стихов, взялся судить (и очень строго) остальных людей. Я очень однозначно заявила: "Нельзя судить тому, кто сам не достиг успеха!" А теперь я снова возвращаюсь к своим словам... Только теперь вместо поэтов учителя. Если не учитель тот, кто не воспитал достойно своего ребенка, то что мы должны сказать о людях, которые волей судьбы (или обстоятельств) не имеют своих детей. Они тоже не могут считаться настоящими учителями? Вновь не могу ответить однозначно...
    Вот так "Остапа понесло". Один слайд вызвал столько мыслей! Благодарна за такую возможность Татьяне Адольфовне и нашему корреспонденту, Яне Алексеевне! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  7. Галина Витальевна, спасибо за то, что поделились размышлениями. "Сапожник без сапог" не должно быть про учителя.
    От себя скажу: "Остап, заглядывай в Блог и дальше!" :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Адольфовна, ну куда же я без Блога! В перерывах между поклейкой обоев и уроками Блог - самая настоящая отдушина. А Вашей работоспособности можно позавидовать! День "отстояли", еще сил хватает... Берегите себя, Татьяна Адольфовна! Все только начинается:)

      Удалить
  8. Интересный выдался день! Не могу не обратить внимание всех на один вопрос, что сейчас терзает меня: "В истории с учителями действительно нужно отслеживать "неспособность воспитать своего ребенка"? Где взять эти критерии способности?" Эти вопросы очень сильно меня взволновали.

    ОтветитьУдалить
  9. Яна Алексеевна, очень долго ждала, что кто-то затронет размещённые в Вашем посте стихи. Не затронули.
    Тогда скажу я: удивительные строки... пронзительные..!

    ОтветитьУдалить
  10. Здравствуйте, коллеги! Стараюсь виртуально побывать на тренингах для участников Конкурса разных лет. Спасибо Блогу за такую возможность.
    Стихи в данном посте - в самое сердце! Это же я, мой сынок, муж, моя семья. И про тетрадки, и музей, и план, и про "Так устала", и про то , как "на цыпочках ходит весь дом "... Как же я благодарна своим РОДНЫМ за понимание, поддержку, за любовь! Надеюсь, через годы, когда мой сын станет взрослым, он мне скажет строками стихотворения "... Мы же знаем,
    Что ты без школы – никуда,
    Тебя мы умницей считаем,
    Тобой гордились мы всегда!"

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!