Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

суббота, 15 февраля 2014 г.

Неделя методических консультаций и тренингов: день шестой

О шестом дне Недели
методических консультаций и
тренингов для участников
профессионального конкурса
«Учитель года города Краснодара-2014»
рассказывают:
учитель биологии и заместитель директора
по УМР МБОУ СОШ №83 г. Краснодара
учитель начальных классов 
МБОУ СОШ №53 г.Краснодара.

Слово Ларисе Васильевне Иванченко:

Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием.
А. Дистервег

Вот и подошла суббота, день шестой нашего ученичества, «родительский» день. Как много прожито и пережито за это время!..

Сегодня Татьяна Адольфовна, наш Наставник и руководитель курсов, закончила лекцию – диктовку «Урок XXI века», говорила о недостатках сложившейся практики урока в школе: перегруженности урока материалом, потери сути за деталями, обилии второстепенного, необоснованном стремлении учителя отойти от учебника; отношению к ребенку как к безмерной емкости, которую нужно наполнить по принципу «чем больше, тем лучше». И как альтернативу – методические требования, черты урока XXI века по М.М. Поташнику: «дайте главное, существенное. Обязательное выделение в содержании объекта  прочного (полного) усвоения, т.е. главное, существенного. Способность эта – признак умного учителя».
Много времени было посвящено теме «Самоанализ урока» и правилам выстраивания урока. Для меня очень полезные знания были накоплены за эти бесконечные (по количеству усвоенного) и так быстро пролетевшие дни. Вернусь к коллегам методически вооружена и особо опасна! :)
Но не отвлекаюсь от темы. Татьяна Адольфовна смоделировала ситуацию пресс-конференции для нас, а потом «мастер-класс»  продемонстрировали пришедшие Краснодарские Пеликаны.
Для меня очень полезными оказались советы Лилии Павловны Казанцевой о «технической стороне» подготовки к уроку, приятно предложение помощи от членов Совета Ассоциации. Татьяна Адольфовна показала пример настоящего тьюторства (в высшей степени фасилитаторства – «поддержки»), когда учитель принимает те условия, которые диктует ученик. Я впервые в жизни участвовала в таком процессе. На мой взгляд – это высший пилотаж нашей профессии! Огромное спасибо!!!


А теперь репортаж Оксаны Александровны Дорошенко:
…Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
-Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики решили провести некоторое время у подножья горы. Ранним утром ученики, собрав вещи, которые могли пригодиться им в дороге, отправились в путь, туда, где раньше еще не бывали. К обеду уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя некоторое время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся пресная вода, которую они взяли с собой закончилась. Жажда усиливалась, тогда ученики, поднявшись выше, стали осматривать окрестности в поисках пресного источника. Только Учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
-Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
-Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться?
-Я выполнял свою задачу, - ответил мудрец,- сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас…
 15 февраля. Суббота. Вальдорфские педагоги считают субботу родительским днем, в этот день общение наиболее продуктивно между взрослыми и детьми.

Считаю, сегодня у нас было продуктивное общение, я бы сказала, конструктивный диалог.
Настал день, которого мы, участники 13-й волны конкурса «Учитель года 2014», с тревогой ждали - нам предстояла встреча с Краснодарскими Пеликанами: Казанцевой Лилией Павловной, Гончаровой Анной Анатольевной,  Самойловой Надеждой Александровной, Хомутовой Натальей Александровной, Шемякиной Эльвирой Ульфатовной, Якимцевой Оксаной Евгеньевной, Петропавловской Татьяной Евгеньевной. 
Внимательно вслушиваясь в слова выступающих, стараясь все успеть записать, мы получили очень ценные наставления, как от нашего мудрого наставника Татьяны Адольфовны, так и от членов Совета Ассоциации участников конкурса «Учитель года города Краснодара».
Сегодня у Пеликанов была возможность вспомнить себя в период конкурсных испытаний и поучаствовать в показательной пресс-конференции. Надо сказать, ответы были на высшем уровне!
...Незаметно пролетела неделя. Татьяна Адольфовна смогла пробудить в нас жажду к познанию и указала, в какой стороне находится источник, поддержать и сплотить…
Лично для меня эта неделя стала неделей принятия решений.
Татьяна Адольфовна, Вы нам говорили: «Советовать могут все, а решение принимает один» (Шарль Де Голль). Действительно, для того чтобы знать, как принять правильное решение, необходим опыт. Опытом всю неделю на методических консультациях и тренингах делились с нами Вы и Пеликаны. Спасибо!

Благодарим наших коллег за репортажи!

От себя (Л.П.) хочу добавить в Блог ещё несколько фотографий. Это они, участники-2014, вместе с Наставником - Татьяной Адольфовной Ваховской.


Мы попросили руководителя Недели методических консультаций и тренингов Татьяну Адольфовну Ваховскую поделиться с нами своими впечатлениями! А Татьяна Адольфовна дала идею отойти от привычной схемы, вот строки из её письма в редакцию Блога:
"А что если по итогам сегодняшнего дня НЕ МНЕ ПОДАТЬ какие-то свои записки, а ПРЕДЛОЖИТЬ ЧИТАТЕЛЯМ (независимо от того, кто они - участники, Пеликаны, сторонние посетители Блога) МНЕ АДРЕСОВАТЬ свои вопросы в связи с последним учебным днём или по любому другому вопросу уже завершившейся Недели?   
Обещаю: отвечу честно и оперативно!"

Спасибо, Татьяна Адольфовна! Я думаю, что вопросы обязательно поступят...

18 комментариев:

  1. Здравствуйте, Лариса Васильевна и Оксана Александровна! Шестой день учебы позади, и теперь пришла пора раскладывать полученные знания по полочкам. Не могу не отметить, что совет, который дала Лилия Павловна Казанцева об умении планировать свое время и количество сделанного - великолепен! Думаю, что его обязательно надо взять на вооружение, ведь ее пример у вас перед глазами - успешный, всегда все успевающий сделать вовремя Пеликан!
    Отдельное спасибо, Лариса Васильевна, за "кусочек" лекции Татьяны Адольфовны...

    ОтветитьУдалить
  2. Здарвствуйте, дорогие друзья. Вы помните «Сказку о потерянном времени» Евгения Шварца? Третьеклассник Петя Зубов всё время «опаздывал, отставал, нагонял, да отставал, отставал да опаздывал и не тужил…», а в один прекрасный день вдруг превратился в дряхлого старичка, так ничему и не научившегося, потому что «человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». А сколько времени теряем понапрасну мы? Самоорганизованность – это не сверхъестественный дар, а скорее навык, искусство, которому можно научиться, если правильно применять на себе советы наставников. Удачи Вам, конкурсанты 2014 года!

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день, коллеги. Позвольте еще добавить несколько слов. Конечно, организованными и эффективными не рождаются, ими становятся. «Никогда не уставать и везде все успевать» – вот мечта! Но чудес на свете не бывает, а бывает каждодневный титанический труд, где важно научиться грамотно распределять задачи, расставлять приоритеты и находить время на их эффективное решение. Немаловажно, чтобы пока ты учишься, с тобой рядом был наставник. Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять "разумное, доброе, вечное". Спасибо, что рядом с нами в течение недели были такие энтузиасты. Спасибо тем наставникам, которые помогли мне принять решение участвовать в конкурсе, кто в любую минуту поддержит и поможет – моему директору, школьным коллегам, моей семье. И может быть, я - конкурсантка 2014, тоже в будущем стану наставником???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Было бы желание, Оксана Александровна!
      Мы с нетерпением ждём Вашего профессионального мужания, и Ваших выступлений, и Вашего прихода в Ассоциацию..! С восторгом и радостью передам Вам флаг и отойду в сторону. будучи уверенной, что "дело прочно"...

      Удалить
  4. Вот и закончилась неделя методических консультаций и тренингов. Самое время написать о том, какой след она оставила в моем сознании. На протяжении этого времени разные чувства рождались во мне: неуверенность в своих силах, страх того, что не справлюсь с конкурсными заданиями, восхищение Педагогами – Наставниками! Я с отчаянием понимаю, что в моей собственной педагогической деятельности произошел кризис. Становится ясно, что те знания и умения, которыми я обладаю, не удовлетворяют потребности современной школы. Настало время, когда необходимо перейти к новой парадигме образования, иначе я потеряю себя как профессионал. Я очень благодарна Татьяне Адольфовне и всем педагогам, показавшим свои мастер – классы за ту высокую планку, которую они нам задали, за тот уровень, к которому нужно стремиться!

    ОтветитьУдалить
  5. Светлана Сергеевна, позвольте напомнить Вам: кризис - это один из путей решения проблемы...

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
    Как же я за Вас рада! Теперь в каждом из Вас – хочет он этого или нет – заложены новые знания, которые помогут взглянуть на окружающую Вас действительность совсем по-другому! Конечно, кто-то воспользуется этим уникальным багажом, полученным на курсах, а для кого-то это окажется лишним и тяжким грузом, который легче сбросить, чем пытаться воспользоваться – всё зависит только от Вас и Вашего желания стать настоящим современным учителем!

    Вчера мы, Совет Ассоциации, с трепетом и радостью посмотрели на Вас, обновлённых, уставших. Но я заметила блеск в глазах у многих из Вас. Рада. Надеюсь, что наши советы Вам пригодятся.
    Но как же было сложно представить себя на конкурсе во время пресс-конференции… Мои наброски ответа на вопрос, заданный Татьяной Адольфовной, так и не стали ответом… Но, быть может, станут основой для статьи в своём блоге.

    Не стесняйтесь, спрашивайте в Блоге обо всём, что Вас волнует и тревожит. А уже совсем скоро будет опубликована новая рубрика, посвящённая материалам Блога Ассоциации, которые могут помочь Вам в подготовке конкурсных заданий. Следите за обновлениями блога. Не пропустите!

    Я искренне желаю каждому из Вас победы! Но победы не только в конкурсе, но, самое главное, победы над самим собой, гениальным и великолепным, не всеми понятым и правильно оценённым, желаю побед во всех конкурсах, в которых Вы будете принимать участие, возможности найти истинных единомышленников и коллег, с которыми Вам по пути!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Лилия Павловна, за пожелание победы над собой! А что значит победа над собой? Над своими страстями, чувствами, воспитанием смирения? Или победа над собой, такой ленивой, спящей максимум 5 часов в сутки, потому что всё остальное время - любимая работа? Я побеждаю себя с этого понедельника каждое утро - сплю 4 часа... Интересно, насколько меня хватит? Или "победа" над собой или больничный от физического истощения. Начало второго ночи, а спать не хочется, кажется я выгораю...

      Удалить
  7. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Поломалась клавиатура на ноутбуке ,приходится некоторые буквы копировать из прежних текстов и вставлять, поэтому буду кратка. Спасибо вам за вашу искренность и отзывчивость. Пусть в конкурсе воплотится всё вами задуманное . Успехов вам !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Надежда Александровна! Благодарю Вас за очень нужный для меня совет, данный при встрече с нами, конкурсантами волны-2014. Именно пожелания влюбиться в свои конкурсные задания, возможно, мне и не хватало. Как-то было понимание, что нужно сделать хорошо, на пределе сил. А теперь я всё делаю в превеликим удовольствием. И знаете, кажется что-то получается неплохо! Спасибо!

      Удалить
  8. Добрый день, уважаемые читатели Блога!
    "Конец - делу венец" - так гласит народная мудрость. Не ошибусь, если предположу, что, как и несколько поколений Пеликанов, волна-2014 не сможет оставаться прежними после 15 февраля.

    15 февраля - очень символичный день: Сретенье. Говорят, что в этот день весна встречается с зимой. Зима часто не сдается без боя. Вот так и сталкивается прежний учитель с собой нынешним. Повзрослевшим? Поднятым на ступень выше в профессиональной деятельности? На этот вопрос можете ответить только вы.

    Готовя конкурсные материалы, чаще обращайтесь к себе - выпускнику Курсов. Пусть полученные знания помогут увидеть то самое ценное, что есть в вашем профессиональном и личном опыте.

    "Тяжело в учении - легко в бою" - говорил легендарный полководец А.В. Суворов. "Учитель строг, потому что желает тебе добра" - разве не об этом мы вторим своим ученикам? Истории известно, что Александр Васильевич в своей знаменитой фразе говорил не о боях, а о походе. Полководец знал, что в бою легко не бывает...

    Желаю всем участникам удачного прохождения Конкурса вне зависимости от результатов! Рождения самых интересных материалов, идей, уроков! Пусть ничто не помешает Вам быть в наилучшей форме!



    ОтветитьУдалить
  9. Добрый день!
    Очень волнительно было увидеть всех конкурсантов, но встретили улыбками, и стало так легко на душе! Хочется пожелать вам всем успешного выступления и уверенности в своих силах, чтобы волнение не помешало наиболее ярко раскрыть все свои таланты. Впереди конкурсный урок: постарайтесь зажечь в сердцах ребят огонь любознательности, удивления и интереса к своему предмету! И не смотря на то, что присутствует дух соперничества, пусть конкурс "Учитель года города Краснодара" станет для вас праздником, ведь само участие – это уже победа!

    ОтветитьУдалить
  10. ..."само участие - победа" станут возможными, на мой взгляд, лишь в одном случае: если все выполненные конкурсные задания, а также в целом позиция участника в Конкурсе будут исходить от грамотного специалиста, точно понимающего суть и назначение испытаний: недаром каждый тур Конкурса называется "Учитель-ПРОФЕССИОНАЛ - Аналитик" (Практик, Педагог и Психолог, Личность). В противном случае - участие в Конкурсе не только не станет победой, но даже ...бесполезно. При том под победой я подразумеваю даже не занятое высокое место, а просто успешность, личную удовлетворённость осуществлённым...
    Зная, сколь ранимы участники-2014, сколь они трепетно относятся к оценке, мнению и проч., честности ради, сочла уместным сделать этот комментарий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Согласна, что участие в Конкурсе это не только "показать себя красивую", это титанический труд подготовки каждого задания! Чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому, постоянно совершенствоваться. И у конкурсантов была прекрасная возможность - неделя методических консультаций и тренингов:))

      Удалить
  11. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мне повезло: я была слушателем на инновационных ,не побоюсь этого слова, курсах перед конкурсом "Учитель года", дважды - в 2008 и в 2014. Помню свои ощущения тогда, 6 лет назад. Шок, растерянность... А потом осознание таких пробелов... И ты уже начинаешь понимать, что многое делаешь не так, что за практикой забываешь теорию, не следишь за теми изменениями, которые происходят в современной педагогике. Вначале думаешь: "Зачем мне эта теория?" Но вскоре понимаешь, что это фундамент, основа... Татьяна Адольфовна, тогда, в 2008, пройдя курсы, весь конкурс, я получила от Вас такой пинок (в хорошем смысле слова), влияние которого ощущаю и сегодня. Поэтому на 80% мое желание участвовать в конкурсе вновь зависело от возможности побывать на этой учебе. Скажу честно, курсы 2008 и 2014 совершенно разные. Я вновь испытала такую массу ощущений, за которые Вам безмерно благодарна. Особенно благодарна за возможность почувствовать себя вновь участником пресс-конференции, ощущения непередаваемые. Все выходные просидела над Вашими, Татьяна Адольфовна, лекциями 2008 и этого годов, прихватив еще записи с декабрьских курсов, которые привезла из Москвы. Испытывала при этом незабываемые ощущения. Уважаемая Татьяна Адольфовна, я не знаю, кто станет победителем в волне 2014, верю, что это будет учитель достойный победы, но я хочу Вас заверить от всех участников конкурса этого года, что мы постараемся быть достойными своего наставника и не подвести. Спасибо Вам огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер. Ирина Вячеславовна, если позволите, по порядку затронутых Вами тем:
      1. Были ли наши курсы инновационными, покажут выступления всех участников и уровень выполненных ими заданий;
      2. Курсы-2008 не были "хуже" нынешних, они действительно были иными: здесь нужно иметь ввиду, что среди участников-2008 было более 80% учителей высшей категории (чего не сказать о волне-2014), и потом Вы имели к 2014 году немалую выучку, позволившую Вам тоньше, глубже воспринимать нынешние содержания. Я ведь "не шутя шучу", что "грузить" буду крепко, но СКОЛЬКО кто из вас сможет вынести из учёбы, зависит от "силы тяги" каждого.
      3. Превыше всего ценю умную теорию, и если кто-то из вас считает сколь-нибудь весомой мою профессиональную подготовленность, то знайте, что это исключительно благодаря тому, что ВСЕГДА предпочту (и предпочитала!) теоретическую подготовку практической: нет НИЧЕГО более ПРАКТИЧНЕЕ теории! "Рецептурное" мышление характерно, наверное, для начинающего учителя, незрелого. Признак умного учителя - искреннее желание подпитаться теоретически (как основание для развития личного профессионального творчества). Заштатному урокодателю теория не нужна да и непосильна.
      4. Вопросы пресс-конференции это, действительно, как буллиты сильного противника. Хотя такое сравнение делаю с улыбкой, отдавая дань олимпийской поре.
      5. Не подведите себя, свою школу, свою фамилию: вы выступаете открыто, "виктория" - ваша, "конфузия" - ваша...
      Главное в другом - насколько способны мы были коллективно продвинуться, но ведь и в отношении учителей "педагогика не может всего" ...

      Удалить
  12. Уважаемая Татьяна Адольфовна! Большое спасибо за незабываемую неделю методических консультаций и тренингов.
    Мы четко усвоили важность знания теории, которой Вы владеете на высочайшем уровне!
    Готовясь к урокам, мероприятиям, общаясь с детьми и их родителями без теоретических знаний невозможно добиться значимых результатов, потому что возникает ситуация «сам не понимаю, что делают». Учитель «рукодельность» свою покажет, но объяснить ничего не сможет, будет действовать, исходя из меняющийся ситуации, ведь в теоретической части он не разбирается, а просто выполняет запомненные «шаблонные» действия и результативность от такой работы будет очень низкая.
    Мы благодарны ВАМ, Татьяна Адольфовна, за те знания, которые дают нам возможность профессионально развиваться.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!