Внимание!


Начала свою работу рубрика "Школа претендента-2018! Ждем ваших вопросов!

понедельник, 10 марта 2014 г.

9 минут в сутки мы, россияне, читаем...

Материал подготовлен
Гончаровой Анной Анатольевной,
учителем начальных классов
МБОУ гимназии №69,
членом Совета Ассоциации.



Дорогие друзья, коллеги!
Хочу поделиться необычайно интересной книгой Даниэля Пеннака "Как роман", которую прочитала благодаря Всероссийскому Интернет-проекту "Читать не вредно - вредно не читать".
Стартовал проект 2 сентября 2013 года, а к завершению - 31 мая 2014 года - его участники, учителя, ученики, родители и все, кому небезразлично чтение, кто любит читать и готов поделиться прочитанным с другими, прочитают 34 книги!

Даниэль Пеннак - педагог, блестяще воплотил описанные методы в школе и научил любви к чтению своих учеников. Писатель Даниэль Пеннак  в первую очередь обращается к учителям и пишет о взаимоотношениях ребенка с книгой и чтением.

Книга напомнила мне о том, каким читателем я была в юности сама! Невольно киваешь и удивляешься, как раньше не обращала на это внимания, и вдруг видишь, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребенок любил читать...
Даниэль Пеннак
В третьей части "Как романа" Пеннак описывает, как ему удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух!
"...Просто радость чтения была совсем близко, задавленная у этих ребят давним, глубоко угнездившимся страхом: они боялись, что не поймут. Они забыли, что такое книга, что она может дать. Забыли, что любой роман — это прежде всего рассказанная история. Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй. Они были замкнуты, зажаты перед закрытой книгой. Теперь они вольно плавают на ее развернувшихся страницах. Ну да, голос учителя, конечно, помог примирению, он избавил их от усилий расшифровки, четко обрисовал ситуации, расставил декорации, облек плотью персонажей, выделил темы, оттенил нюансы, выполняя насколько возможно свою функцию фотографического проявителя. Но очень скоро голос учителя становится помехой: одно удовольствие мешает другому, более утонченному. 
— Когда вы нам читаете, месье, это, конечно, помогает, но потом я люблю побыть один на один с книгой… 
 ...Настало время ему тихонечко, на цыпочках, удалиться..." 
Да, заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребенком. И для того чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое по многу раз, молчать о прочитанном…
И что из этого мы разрешаем ребенку?!
Задаваясь вопросом «Почему нынешнее поколение детей не любит читать?» Пеннак приходит к выводу, что изначально любой ребёнок — идеальный читатель, и он останется таким, если взрослые смогут поддержать энтузиазм ребёнка и сделать чтение не наказанием, не вознаграждением, а обычной безвозмездной радостью. Я читала книгу на одном дыхании, с карандашом в руках...
 "...Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения... Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»… 
Попробовать, конечно, можно, Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!», «Да читай же, паразит, кому сказано — читай!» 
— Марш к себе и читай! 
Результат?
Никакого. 
Он уснул над книгой... 
...Чтение — подарок. Читать и ждать. Любознательность не вынуждают, ее пробуждают. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвется и повлечет за собой следующий... 
...Главное — произведение. Книга в их руках..."
Если вы захотите познакомиться с книгой, загляните сюда.

18 комментариев:

  1. Балагурова-Шемота Наталья Юрьевна10 мар. 2014 г., 21:59:00

    Спасибо, Анна Анатольевна за такую интересную находку! Я уже начала читать и узнавать себя в детстве (как читала 24 часа в сутки)))) Очень интересно, коллеги. Подключайтесь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Юрьевна!
      В детстве мы читали по 24 часа в сутки, потому что получали от чтения удовольствие. Пеннак собрал важные замечания и идеи в одном тексте, а заставляет читателя своей книги задуматься и еще раз вспомнить как все начиналось у него самого. И передать своим детям все самые положительные моменты, и не брать в багаж отрицательный опыт:))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Спасибо за знакомство с новой книгой. Прочту обязательно! Уже по Вашим нескольким цитатам вижу, что это будет полезное чтение для меня - читателя, для меня - учителя и для меня - мамы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И еще одна замечательная цитата из книги: "Мы ищем в книге писателя, ищем творческий почерк; товарищей по играм нам уже мало, мы ищем спутников жизни". Ведь "чтение..., как и любовь, просто образ жизни"...
      Читайте, Эльвира Ульфатовна, наслаждайтесь!

      Удалить
  3. Не удержалась, прочитала, Анна Анатольевна!
    Все верно! Описания, будучи ребенком, частенько пропускала. Эти пропуски и стали открытием для меня в более старшем возрасте. Сейчас на уроках литературного чтения стараюсь показать ребятам важность описываемых автором деталей.
    Засыпала с лампой под одеялом и часто слышала от родителей глагол «читай» с частицей «не», особенно по ночам: тусклый свет портил зрение, нарушался режим дня.
    Своим детям также, как и автор, старалась стать «живой книгой». Смогла собрать детскую литературу XX века (мама долгое время работала в книжном магазине). И вот только теперь, к среднему звену обучения детей, замечаю, что книги какое-то время простаивают на полке.
    Узнаю и «домашнее чтение». Часто жалуются родители учеников: чтобы «отработать» выразительное чтение произведения, заданного на дом, нужно переступать через желание ребенка. Это и понятно, произведение достаточно разбирается на уроке, дети знают сюжет, умеют анализировать текст и т.д. Л.А.Ефросинина в своей методике рекомендует для хорошо читающих учеников на дом задавать другое произведение автора из хрестоматии.
    Чтение вслух учителем - так происходит первое знакомство с произведением на уроке.
    Неотъемлемые права читателя, провозглашенные автором, развеяли сомнения, которые не давали покоя до сегодняшнего дня.
    Воспользуюсь правом читателя, перечитаю не один раз "Как роман" Даниэля Пеннака ! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Наталья Александровна!
      "Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем подразнить запахом аппетитного чтения." - пишет Даниэль Пеннак. И для учителя, и для родителя важно остановиться на самом "вкусном" месте, тогда ребенок обязательно возьмет книгу:))
      А еще автор выделяет права читателя, которых мы лишаем наших учеников:
      1) Право не читать.
      2) Право перескакивать.
      3) Право не дочитывать.
      4) Право перечитывать.
      5) Право читать что попало.
      6) Право на боваризм.
      7) Право читать где попало.
      8) Право читать вслух.
      9) Право втыкаться.
      10) Право молчать о прочитанном.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Проблема "нечитающие дети" меня также беспокоит, ищу разные способы, чтобы увлечь детей чтением. Ох, трудная это работа!
    Как было бы здорово, если бы каждый день был урок литературы. Сегодня лишь 2 часа в неделю отводится программой на изучение литературы в классах основной школы. Но нужно искать способы! У меня кое-что получается... Об этом как-нибудь позже. А в тему поста скажу, что, действительно, очень часто начинаю знакомство ребят с произведением с чтения самого интересного эпизода. Работает этот приём хорошо! Одно плохо - урок 40 минут!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Яна Алексеевна, не может учитель "подарить" чтению все уроки литературы, но устраивать каждый день читательские пятиминутки может! Всегда можно найти выход, главное начать искать:))

      Удалить
  5. Добрый вечер, Анна Анатольевна!
    Вот уже не первую неделю с интересом ЧИТАЮ... Не просто новости или развлекательную литературу, а именно полезные книги и интересные книги, о которых узнала из интернет-публикаций коллег, участвующих в проекте по чтению... Ведь главное для всех - не только эти 9 минут в день, но и КАКАЯ книга в наших руках, чему она научит, да и будет ли вообще полезна.
    Благодарю Вас за подсказку. Сегодня прочитала эту книгу и хочу поделиться пронзившей меня мыслью, взятой из неё:

    "...Великий роман, который нам сопротивляется, не обязательно более трудный, чем какой-нибудь другой… просто между ним, при всем его величии, и нами, при всей способности его «понять», на которую мы претендуем, не происходит некая химическая реакция. В один прекрасный день мы вдруг попадем в такт с романом Борхеса (для меня таковым романом стали произведения Достоевского), который до сих пор не подпускал нас к себе, но роман Музиля (для меня это "Мастер и Маргарита" Булгакова) так и останется для нас чужим…"
    И просто потрясающая концовка главы:

    "...перечитывать, наконец-то понимая, почему книга не нравится."
    Наверное, это как раз для меня...
    Спасибо, Анна Анатольевна, за отличную рекомендацию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проект "Читать не вредно - вредно не читать!" для меня стал в этом году главным открытием, Лилия Павловна. Читаю только новые произведения, знакомлюсь с новыми авторами. А вот перечитываю полностью прочитанные книги очень редко. Иногда, перебирая книги, в памяти всплывают герои, события, цитаты, тогда возникает острое желание перечитать самое интересное! "Втыкаюсь" в любимые моменты книги, а иногда так затянет, что перечитываю всю книгу:))

      Удалить
  6. ...очень многое здесь завязано на заинтересованном и желающем, готовым и умеющим действовать родителе... (но у такового дети - книгочеи, читающие "сами по себе")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Татьяна Адольфовна! Без заинтересованных родителей учителю будет очень трудно...
      В "Как романе" меня затронула мысль, что "что книги писались не для того, чтобы мой сын, моя дочь, молодежь их комментировали, но для того, чтобы, если душа лежит, они их читали..." Может наше учительское - "разобрать по косточкам" - и мешает детям стать книгочеями?!

      Удалить
    2. Анна Анатольевна, соглашусь, что очень важно, чтобы родитель был "лицом" заинтересованным, но это лишь начало: родитель должен быть ещё и готовым, и СПОСОБНЫМ к этой деятельности (я бы даже сказала "миссии"), а значит, если хотим иметь детей, любящих книгу и чтение, то значит нам, учителям, предстоит выстроить ПРОДУМАННУЮ работу с
      - родителями;
      - детьми;
      - учителями-коллегами;
      - школьным библиотекарем;
      - и самим собой
      по выращиванию вдумчивого читателя. И вся эта эта работа должна веститсь систематически, очень терпеливо и ...любовно. С учётом всего того, о чём пишет мудрый Д. Пеннак.

      Удалить
    3. К вопросу о "разбирали по косточкам". Трехлетний опыт изучения учёными образовательного процесса школьников и студентов показал, что ЛИШЬ 17% юношества адекватно воспринимают полученную информацию..! Я в этом месте просто немею...
      ...значит вновь и вновь встаёт вопрос не том "ЧТО", а о том "КАК" (и объяснить-проанализировать, и не убить при том живого интереса).

      Удалить
    4. Очень хочется, Татьяна Адольфовна, заинтересовать ребят чтением... В этом году с четвероклассниками освоили видеоконкурсы чтецов. Для желающих дам ссылки на три бесплатных интересных видеоконкурса, которые помогут заинтересовать не только учеников начальной школы, но и старшеклассников:
      1. Межрегиональный интернет-проект“Классика в неформате”. Предполагаемые участники проекта – дети и взрослые, авторы видеороликов по теме или мотивам отдельных произведений, книг или творчества русских писателей.
      2. При поддержке Государственного Лермонтовского музея-заповедника "Тарханы" проходит видеоконкурс на лучшее чтение произведений Михаила Юрьевича Лермонтова, посвященный 200-летию со дня рождения поэта.текст
      3. Конкурс декламаций (чтения стихотворений наизусть), записанных на видео: «Дети читают стихи»! Тема конкурса: «Весна и праздники весны».

      Удалить
  7. Написала в предыдущем комментарии, что вопрос не в том, что читаем, а в том как. Написала - и понимаю сама, что настолько неточно-небрежно выразилась, так неудачно, до неправильности...
    Приношу извинения и уточняю:
    жизненно важно ЧТО читаем, не менее важно КАК это делаем, не в последнюю очередь должны принимать к сведению и то, СКОЛЬКО читаем. В заголовке сообщения указано... правда, эти 9 минут, уточняет В.В.Путин в своём выступлении на Российском литературном собрании, имеют отчётливую тенденцию к сокращению...
    А теперь приведу данные ВЦИОМ (доверяю!): в 2013 году - за полный год - 1 книгу прочли 6% опрошенных россиян; 2-3 книги - 14%; 6-10 книг - 10%; более 20 - 8%.
    Внимание: 44% россиян НЕ ПРОЧЛИ ЗА ГОД НИ ОДНОЙ КНИГИ...

    ОтветитьУдалить
  8. Татьяна Адольфовна, а я всё же думаю о том, КАК сделать чтение увлекательным и необходимым для детей.
    Во внеурочной деятельности внедряла и "читалычи", полученные за чтение произведения и краткий пересказ по заданному плану. Интересно на ярмарке было наблюдать, как невостребованными оставались некоторые игрушки, а книги с манящими названиями "разошлись" быстро. И как потом еще не одну неделю ребята взахлеб рассказывали о СВОЕЙ книге.
    Сначала думала, что как-то меркантильно получается: прочитал - получи купон. Но видя результат: горящие глаза детей, реализованное право выбора читателя (чуть ли не в первый раз в жизни), поняла - что-то положительное в этой идее есть.

    ОтветитьУдалить
  9. 44 процента!!! Даже страшно предположить, каким источником "питаются" респонденты.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!