Внимание!


.

суббота, 22 марта 2014 г.

Авторитет учителя: заслужить или…?

Автор статьи - 
Падалка Галина Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея №4 г. Краснодара.
Я не так давно закончила школу. Каких-то 8 лет назад. Поэтому ещё свежи в моей памяти все впечатления…впечатления о школьном учителе. Я очень хорошо помню, как, шагая домой после школы, мы с друзьями говорили: «А вот Наталья Анатольевна сказала…», «Надо выполнить: Ольга Михайловна задала…», «Валентина Петровна попросила…» И не были мы отличниками-паиньками, были среди нас и хулиганы, и нарушители дисциплины. Словом, дети как дети. Но слово учителя было законом. Учитель был прав. Неужели 8-ми лет достаточно, чтобы что-то изменилось?


Пишу я эти строки, а сама думаю, не расписываюсь ли я в собственной некомпетентности как учителя-психолога и учителя-которого-слушают-слышат? Как говорят, не будем называть имён. Скажу (несколько обобщая) об учительском авторитете.

В Блоге Ассоциации несколько месяцев назад был размещен материал с печальной статистикой. Учитель по значимости занимает далеко не «призовое» место в жизни современного ученика. Что же произошло? Разве не так мы учим, как учили тогда, в «советской школе»? В том-то и проблема, что учим мы ТАК ЖЕ, но дети уже не те.
На мой взгляд, в первую очередь, авторитет школьного учителя подорвали…деньги. Вы не ослышались. Я немного переработаю слова, сказанные в Блоге Татьяной Адольфовной Ваховской: «Раньше труд учителя воспринимался как нечто возвышенное, учитель отдавал всего себя, не требуя ничего взамен. Вроде горьковского Данко. А сейчас участившаяся практика репетиторства доказала ученикам: учитель – это тот, кто берет деньги за учение. Вроде коммерции. А коммерция никогда не вызывала у людей возвышенных чувств».
Получается, что сами учителя вырыли яму своему авторитету? Здесь тоже есть две позиции, которые я опишу, но воздержусь от комментария.

Позиция первая (лично с этим столкнулась). Учитель специально на уроках «недодаёт» материал, произнося примерно такие слова: «Дорогие ученики, приходите на дополнительное платное занятие, там и поговорим». Комментариев не будет. Редко, но имеет место быть.

Позиция вторая. Учитель вынужден брать учеников в качестве дополнительного заработка. Такой подход обоснован, если только это НЕ ученики из тех классов, где работает этот учитель. Если же ИЗ тех, о каких авторитете и честности может идти речь?..

Есть ещё одна не менее веская причина для учеников чувствовать учителя своим другом, а не Учителем. Это социальные сети. Если на уроках учитель говорит о доброте, честности, вере, порядочности и проч., а на страничке Вконтакте у него фото с бокалом вина (и чего хуже – с сигаретой), то авторитета можно не ждать уже на следующий день.

Я не говорю о том, что у учителя не должно быть личной жизни. Это миф и только. Выход прост: не надо в список друзей на страничке в социальной сети добавлять всех учеников и их родителей. Сделайте ваши личные фото достоянием вашей семьи или друзей. Я «за» разумную дистанцию между учеником и учителем. Панибратские отношения можно оставить для вечера встреч выпускников, когда через 10 лет ваш первый выпуск придёт навестить свою любимую учительницу. Да и вообще, в каждом учителе должна быть тайна :))

Ещё одной причиной, по которой учителя теряют свой авторитет, можно назвать…незнание своего предмета. И снова звучит странно. Учитель истории, который не знает историю? Литературовед, который не читал «Анну Каренину»? Бывает и такое. Хорошо, что пока только «бывает». Очевидно, для того, чтобы заслужить внимание и доверие учеников, учитель должен быть идеальным «носителем» предмета, который он преподает.

Вот лишь некоторые (очень субъективные) причины падения авторитета учителя. Но не всё так плохо… Я точно знаю, мне в школе попались самые лучшие учителя, труд которых я ценю и уважаю по сей день. Я точно знаю, что и сейчас нас окружают настоящие учителя, что мы с вами и есть те самые, настоящие. Надо только повнимательнее относиться к себе, своей профессии, своим ученикам, тогда авторитет не надо будет «зарабатывать», он придёт сам, как в той песне, «совсем внезапно».

21 комментарий:

  1. Здравствуйте, Галина Витальевна! Я - выпускница школы, в которой вы работаете. Я до сих пор с восхищением рассказываю о своих учителях. О личной жизни многих из них, я узнала, [co="brown"]когда через 10 лет наш первый выпуск пришел навестить свою любимую учительницу[/co]. Для меня учитель был всегда примером: аккуратным, подтянутым, строгим, без вредных привычек, в одежде, подабающей его должности, возрасту, без слов - паразитов и нытья на жизненные обстоятельства. Что же мы наблюдаем теперь: полная противоположность, а еще и панибратские отношения не только с учениками, но и родителями. Как тут не упасть авторитету. А еще лучше спросить: "Как тут завоевывать авторитет? "
    Авторитет учителя в глазах учащихся, родителей,коллег — это признание его права принимать ответственные решения в различных ситуациях совместной деятельности, а также значимость для ВСЕХ гражданских, нравственных, профессиональных качеств личности

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Наверное, вы как директор школы много повидали учителей, поэтому можете говорить, что сейчас всё изменилось с точностью до наоборот. Но я всё же верю, что и в современной школе по-прежнему много учителей, которых мы можем считать примером и идеалом. Такие же интеллигентные, красивые, с лучистыми улыбками, колоссальными знаниями и при этом умеющие держать дистанцию. Мне очень хочется верить, что профессия учителя вновь приобретет тот статус, о котором мы немного стали забывать, тогда и сам учитель должен будет на все 100 соответствовать этому высокому статусу!
      Спасибо Вам за Ваш комментарий!

      Удалить
    2. Галина Витальевна, "умеющие держать дистанцию" - это как? С чувством профессионального и личностного достоинства? способные дистанцироваться (отмежеваться) в различных ситуациях? точно знающие о том, что позволительно Юпитеру..? ещё что-то?

      Удалить
    3. Татьяна Адольфовна, дистанция для учителя - это умение не уподобляться, не опускаться до уровня детской наивности, но и не возвышаться до уровня Юпитера, которому позволено нечто большее. Мне кажется совсем неучительским поведение педагогов, обнимающихся с ребятами, идущих с ними за ручку домой, рассказывающих о своих насущных проблемах (и это я не об учителях начальной школы, где ходить за ручку, мне кажется, вовсе не возбраняется). Я НЕ о высокомерной дистанции, я о той границе общения, которую учителю переходить не следует (опять же на мой взгляд)...

      Удалить
    4. ..."детская наивность" - вещь редкостная... (мы же не о глупости, да?)
      ...давайте без спешки подумаем и об этом, хорошо?

      Удалить
  2. Здравствуйте, Галина Витальевна!
    В русском языке слово "авторитет" удивительно сочетается со словами "заработать", "завоевать", "не уронить". Ведь, чем учитель больше применяет сил к "зарабатыванию" авторитета, тем дешевле он (авторитет) становится. Может быть всё потому, что дети не принимают фальшь? Или причина в том, что понятия о добре и зле не трансформируются со сменой эпох?
    В моем понимании, учитель - это не урокодатель, Учитель - Хранитель духовных ценностей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Наталья Александровна! Вы правы! Зарабатывать, завоёвывать авторитет - дело не совсем учительское... Авторитет "придёт" к тебе сам, если ты будешь тем самым "хранителем духовных ценностей". Не только Хранителем, но и человеком, которые эти ценности демонстрирует своим примером, своей речью, своим поведением. А дети, Вы правы, точно разгадают, фальшь ли это или настоящее!

      Удалить
  3. Добрый день, Галина Витальевна, коллеги, авторы и читатели блога!
    "Падение" даже не учительского, а педагогического авторитета людей, которые находятся рядом с детьми, на мой взгляд, одна из самых трудноразрешимых проблем современной педагогики.
    Моральный, гражданский, человеческий долг учителя - быть не только хранителем, но и проводником истинно духовных ценностей к новым поколениям россиян, которых учитель называет своими учениками. Уверена, и в наше непростое время авторитет учителя, в первую очередь, в руках самого учителя. "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер " - эти слова К. Д. Ушинского не потеряют актуальности никогда. Поэтому я считаю, что авторитет учителя был и останется для учеников и большинства их родителей в тех "планках" - интеллектуальных и моральных, которые ставит учитель сам для себя, и в личном примере, который он подает окружающим его людям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Ивановна! Как я согласна с Вами насчет "планки" самого учителя! "Всё в наших руках", - гласит известное изречение. Авторитет учителя - так же в его руках, вернее, в поступках. С первого дня, с первой минуты работы в школе надо чётко определить границы и рамки своего поведения. Тогда вопрос о панибратских отношениях учителя и ученика никогда не возникнет...

      Удалить
  4. Добрый вечер, Галина Витальевна!
    Ребята уважают своего учителя не за авторитет ("заработанный", "заслуженный" или "заработанный"), а опираясь на собственную оценку, выставленную учителю за знания, гражданскую позицию, умение слушать и слышать ученика в школьном диалоге:))
    Думаю, что строить отношения с учениками надо на взаимном уважении, не забывая про такт, терпение и профессионализм.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Анатольевна! Мне кажется, мы говорим с Вами об одном и том же:) Именно всё то, что Вы описали, и есть составляющие авторитета. Конечно же, дети не знают еще точного значения слова "авторитет", поэтому для них авторитет = уважение. Особенно чутки к этому ребята возраста начальной школы, Вы это знаете лучше меня!!!

      Удалить
    2. ...авторитет, репутация достойного учителя сколь весомы, столь и ...эфемерны. Ежеминутно и ежесекундно они проходят испытание (и на подлинность, и на прочность, не говоря уж о долговечности) и прежними ребятами и новыми поколениями учеников. И не факт, что...

      Удалить
  5. Спасибо за поднятую тему, Галина Витальевна. Мы к ней обратимся и в предстоящем "УГ-2014"...
    А пока хочу сказать о том, что ещё не получило своего отражения в поступивших комментариях. Среди перемен в российском образовании в период 2007-2014 г. (данные ВЦИОМ, дек.2013) как самую большую потерю родители называют утрату авторитета учителя... Это ведь образовалась большая прореха в семейном воспитании...
    И ещё. Вы обратили внимание: авторитет учителя - такая же редкость (если это, конечно, подлинный авторитет), как и такое явление как интеллигентный учитель..?! совпадение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Хорошо, что я смогу воочию увидеть почти все конкурсные испытания "УГ-2014": будет интересно узнать, как эта тема раскроется на конкурсе.
      Татьяна Адольфовна, а нет разве связи того, что родители сами назвали этот фактор, с тем, что сами же родители и "убивают" учительский авторитет? Как часто слышишь высказывания учеников об учителях... И это высказывания, явно схваченные в домашней беседе, в разговоре родителей. Мне кажется, родители должны прививать уважение к учителю, а не осуждать действия педагога. Еще страшнее, когда родители начинают учить учителя (простите за каламбур). В глазах ученика это негласная победа "над учителем". Я столкнулась с этим однажды, когда одна мама стала мне рассказывать при ребенке в очень нелицеприятных выражениях, что, дескать, "давайте им такие задания, а тетради проверяйте так-то и так". Я не знаю, как хватило мужества, но ответила я примерно следующее: "Вы не приходите в операционную и не рассказываете хирургу как оперировать (не дай БОГ!) заболевшего родственника. Доктор - профессионал. Позвольте мне тоже быть профессионалом". Быть может, грубо.
      То есть здесь двоякая ситуация: с одной стороны учитель должен не уронить себя в лице родителя, но и родитель должен работать на воспитание уважения к учителю.
      Вот здесь можно сказать о явлении "интеллигентный учитель". Трудно, наверное, привить ребенку уважение к педагогу, если учитель не подходит (хотя бы примерно) под определение интеллигентного, порядочного и образованного человека.
      Простите мои длинноты, не всегда получается выражать мысли коротко... Чехов был бы недоволен:)

      Удалить
    2. ...ну, у иного родителя не грех чему-то и поучиться, Галина Витальевна! :) А вот "поучать" конечно же ни в коем случае нельзя позволять. И Ваш пример - не грубость, но действенный способ поставить на место зарвавшегося родителя.
      ...ВСЁ ТАК в написанном Вами, но как быть в ситуации, когда поведение (поступки или слова) учителя столь нетерпимы или даже чудовищны, что родитель НИКАК не может - даже в воспитательных целях - его поддержать или оправдать в глазах собственного ребёнка?! и здесь всякие витействования с его, родительской, стороны будут только ронять его в глазах ребёнка и отдалять дитятю от родителя, желающего спасти образ-репутацию-авторитет-статус Учителя (который сам не позаботился об этом, а быть может, и не достоин этих жертв со стороны порядочного родителя) ?!

      Удалить
    3. Да, Татьяна Адольфовна, ситуация непростая. В такой ситуации родитель, безусловно, прав. Порядочный и строгий родитель на первых порах будет пытаться защитить учителя, произнесёт известное "учитель всегда прав". Но так не может продолжаться вечно...
      Тут встает другой вопрос: что делает в школе учитель с таким вопиющим поведением?.. Разве никто не контролирует его действия? Здесь мне напрашивается ещё одна статья об аттестации учителей, но я не решилась ее написать: слишком уж тема щепетильная... Но статья просится.

      Удалить
    4. Обычно такой учитель в школе не задерживается, или переходит в другое ОУ, где... И вот тут я остановилась: где... что? Рады любому преподавателю из-за нехватки кадров? Или где духовные ценности - не главное качество для учителя? Трудно представить, что такие школы есть. Ещё трудней предположить, что держит описываемых педагогов в школе.

      Удалить
    5. А мне, Наталья Александровна, грустно думать о ребятах, которые сталкиваются с такими учителями... Что они вынесут для себя после 11 школьных лет? Каким будет их будущее?..

      Удалить
    6. ...можно (и наверное нужно) и на аттестацию ответственность взвалить...
      а можно и об ответственности учителя подумать...
      а можно вспомнить библейское: не многие делайтесь учителями..!

      Удалить
  6. Добрый вечер, Галина Витальевна! Очень интересную и болезненную тему Вы затронули.
    Как-то у себя в блоге проводила опрос: "Что больше всего ценят ученики в своем учителе?" и "Что больше всего ценят в учителе родители учеников?" Не скрою, что результат опроса меня очень удивил. Абсолютно лидирующие позиции по результатам этих опросов заняли ответы "доброе отношение к детям" и "чувство юмора". В середине "качество преподавания".И где-то далеко-далеко в самом конце единичные ответы "заслуги, достижения" и "внешний вид".
    А вообще, мне кажется, что потерять доверие детей - это самое страшное, что может быть...

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Галина Витальевна! Спасибо за поднятую тему! Авторитет учителя - сложный феномен, и объяснить его подчас очень трудно. Одно точно - у учителя, пользующегося авторитетом у учеников, дети учатся успешнее. Сужу по своему ребенку - не дается ему физика, но нравится учитель, и поэтому физика не вызывает негатива как нелюбимый предмет :). Мне кажется, что авторитетный учитель - это тот, кто знает свой предмет, любит детей, слушает и слышит их, знает их возрастные и психологические особенности, умеет выстраивать отношения с родителями, требователен и в то же время доброжелателен. Профессионал, если обобщить.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!