Внимание!


.

воскресенье, 16 марта 2014 г.

Как и во что играют дети

Автор статьи -
Хомутова Наталья Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №61,
член Совета Ассоциации.

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» 
(М. Горький).
Современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть.
В нашем дворе этот показатель ярко выражен: все лавочки заняты ребятами возраста начальной школы. Бабушки выходят со стульчиками наблюдать за сидящими внуками. Прервалась цепочка передачи игровой традиции от одного детского поколения к другому.
        Справедливости ради надо отметить, что встречаются еще во дворе девочки, с игрушечными колясками и небольшими кукольными пожитками, строящие картонные дома под металлическими горками, и мальчики, играющие в футбол или делающие не больше двух кругов вокруг площадки на своем металлическом коне. Вот, пожалуй, и все увиденные детские игры.
       Совсем исчезли групповые игры – воздух детской жизни старших поколений: «Казаки-разбойники», когда следуя за «казаками» мы могли обежать весь, тогда еще строящийся Комсомольский микрорайон (и этим веселым занятием были заняты дети всех возрастов, умеющих передвигаться на ногах: старшеклассники и детсадовцы все были в одной дворовой команде), «Тише едешь, дальше будешь», «Краски» (помните: «Тук-тук!»—«Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?»), «Море волнуется раз ...», «Испорченный телефон», «Прятки» - …..надо останавливаться в перечислениях….. А подвижные игры со скакалкой, с резиночкой, на вкопанных автомобильных шинах (колесах), «Пятнашки», объединяющие детей, создавая для них общее поле взаимодействия, переживаний, общий эмоциональный настрой?
        Ученые решили выяснить, во что и как играют современные дошкольники (ведь именно в дошкольном возрасте игра - ведущий вид деятельности). Детей 4-6 лет остав­ляли в игровой комнате детского сада и предла­гали им поиграть, наблюдая, во что они хотят поиграть и как хотят. Наблюдение показало: значительная часть до­школьников (40%) в свободное время не игра­ли. Они демонстрировали отдельные предмет­ные действия (катание машинок, бросание мяча), рассматривали книжки, рисовали, занимались с конструктором «Лего». Многие дети, услышав предложение «поиграть», брали с полки коробки с настольными дидактическими играми. А 6о% детей играли в ролевые игры.
         Потом экспериментаторы взяли у детей интер­вью. Их спрашивали, во что они играют. Выяс­нилось, что большинство опрошенных старших дошкольников играют в игры, основанные на сю­жетах из масс-медиа. Это мультфильмы, мыль­ные оперы, видеоклипы, телевизионные игры типа «Угадай мелодию», «Поле чудес» и т. д. Они охотно изображают таких персонажей, как Сейлор Мун, Человек-паук, робот, Черепашка-ниндзя, Последний герой, персонале «Брига­ды», персонаж из «Зачарованных», собака Рекс и др. Список этих названий изменчив и завит от того, что смотрели дети по телевизору вче­ра или в течение последней недели. (Источник)
          Однако при всем кажущемся разнообразии персонажей, в ко­торых играют наши дети, их объединяют схожие черты характера. По единодушному мнению ро­дителей и педагогов, этих героев отличает жесто­кость и агрессивность. Главное для героя — быть первым, победить или достать как можно боль­ше денег. Такие герои умеют хорошо драться, убивать, добиваться своей цели, не обращая вни­мания на тех, кто рядом. Они достаточно при­митивны и бесчеловечны: это либо роботы, либо мутанты, либо карманные монстры (бакуганы, покемоны), либо гибриды человека и животного (черепаш­ки, пауки). Но во всех случаях человеческое на­чало в них уходит на второй план, они не совсем люди. При этом все они — положительные герои. И наши дети стремятся на них походить (во вся­ком случае — в играх).
          Всего 10-15 лет назад глав­ными качествами детских положительных геро­ев были щедрость, доброта, способность жалеть и помогать, наивность и тому подобное. Хотя в иг­рах детей всегда были кровожадные персонажи (враги, злодеи и «кощеи»), было понятно, «кто хо­роший, а кто плохой». Сейчас эта грань стирается.
          Дети играют все больше в индивидуальные игры: компьютерные, развивающие, настольные. Ребенок чаще озабочен собственными успехами. Ему недосуг думать о товарище, общей коллективной цели. Именно в ролевой игре дети учатся понимать друг друга, сострадать и сорадоваться. Поэтому и ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь, не обремененный детскими страхами и проблемами.
         Нельзя во всем винить телевидение. Во многих семьях назначение игры – не мешать взрослым в решении бытовых вопросов или…играх! И здесь отгадывание сканвордов - милая шалость по сравнению с играми в социальных сетях. Очень была удивлена, обнаружив погружение многих мам в увлекательнейшую игру (судя по продолжительности тура), в которой меняют кристаллы на «лайки», ищут сокровища, живут и умирают, заводят семью и виртуальных детей…. А отцы? По опросам ребят, их впервые познакомил с компьютерной игрой, называемой в народе «стрелялками», папа. А еще некоторые мальчишки ждут, когда папа уйдет на работу, чтобы вволю поиграть – так как в свободное время возле монитора взрослые: отец или старший брат. Узнали картину?
         «Специалисты утверждают, что любое известие, даже самое-самое, способно быть на пике внимания публики не более недели", - цитата из комментария Татьяны Адольфовны Ваховской к статье в Блоге «Россия потрясена. Мир такое уже видел…». Произошедшая трагедия гранитными буквами НАВСЕГДА должна быть отпечатана в голове каждого родителя, попускающего вовлечение в запрещенную на Западе компьютерную игру. Думается: мир такое увидит еще и не раз, если мы не будем помнить предупреждение мудрого В.И. Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек.
         P.S. В настоящее время стали возрождаться при поддержке администрации города и края традиции создания спортивных дворовых команд, проводятся чемпионаты на различном уровне. Все чаще учителя и вожатые вовлекают детей в коллективно-творческие дела, в школах создаются органы самоуправления. Существуют сетевые педагогические проекты, направленные на то, чтобы побудить у ребят интерес к народным играм, играм старшего поколения, привить интерес к коллективной игре. Ведь научить детей играть – значит научить жить.

14 комментариев:

  1. Добрый вечер, Наталья Александровна! Тема очень злободневная. В прошлом учебном году проводила опрос учеников 3-4 классов на эту тему. Признаться, я была удивлена результатами опроса. Абсолютное большинство детей играют в обычные (не компьютерные) игры.
    В этом учебном году стала замечать, что на переменах ученики стали играть в игры на планшетах и телефонах. И, что там? - радуйся. Молчат ведь, не бегают, не шумят. Но нет. Строго-настрого запрещаю своим ученикам играть в такие игры. И ничего - выход нашли. На переменках играем в "Летели лебеди" или в "Ножки". А учительница параллельного класса практически каждую перемену со своими учениками играет в "Ручеек". И так хорошо от этого. И дети привыкли играть на переменах, и нет ни гомона, ни крика, только игровое веселье. И что самое главное - нет "телефонных" игр, которые, как правило, носят агрессивный характер.
    И еще замечаю одну особенность - успеваемость в школе всегда гораздо выше у тех детей, которым родители запрещают много времени проводить у компьютера, тем более играть в "стрелялки".

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна! Рада за Ваших учеников: уметь играть по правилам - важное качество для человека.
    В нашей школе телефоны на переменах отсутствуют по уставу школы. Планшеты были принесены пару раз - не прижилось.
    Очень интересно, в какие обычные игры вовлечены дети.
    По результатам опроса учеников вверенного мне класса - это догонялки, прятки, футбол. Любимые игры с папой - шахматы, с мамой - совместные дела.

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый вечер, Наталья Александровна! В 2012 году я набрала первый класс и с ужасом отметила, что кроме игр в планшет детей ничего не интересует! Шок был коротким и я решила, что дети во все времена одинаковые и начала вспоминать во что было мне интересно играть в возрасте 7 лет.Девочек научила играть в резиночки и мастерить цветочные куклы, а мальчиков играть в квадраты. Затем мне на помощь пришли ребята из 7"Б"класса. Каждый день они играли с моими учениками в разные игры. Через год на переменах второклассники уже сами играют без моего участия, а про драки и планшеты мы забыли! Правда с правилами у нас еще проблемы:)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Оксана Александровна! Согласна с Вами, что игры в планшете или телефоне - это существующая проблема. Но лишь в том случае, когда ребенок испытывает дефицит общения со сверстниками или взрослыми.
      ЗдОрово, что ребята старшего школьного возраста (а в дни нашего детства - пионервожатые) умеют передать ребятам свои знания игры - совместных минут, часов жизни.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Наталья Александровна! Спасибо за интересный пост и возможность сформулировать мысли, бродившие в голове... Благодаря первому классу и внеурочной деятельности мы часто выходим на улицу с детьми. Вот где раздолье для игр! Тут и выяснилось, что игр дети знают мало... Футбол - да, бегают все. А "Выбивной" вообще любимая игра, особенно если я сама за кругом. Любим "Гуси-лебеди" и обычные салочки, только называют их дети по-другому. На перемене в большом ходу шашки, дети их просто обожают. Недавно, когда искала игру для девочек, я вспомнила, как сама с упоением в их возрасте прыгала "в резиночки". Искала в интернете те специальные движения, чтобы научить своих детей. Как раз займусь на днях. Интересно, приживется ли?
    А слова о компьютерных играх оставлю для родительского собрания. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, приветствую Вас! Недавно с коллегами составляли (кто-что помнит) этапы игры с резиночкой. Умственная память подводит, а вот двигательная...))) Будем рады совместной деятельности.
      Эльвира Ульфатовна, я знаю, что в этом году Вы с первоклассниками принимали участие в сетевом проекте "Путешествие в Игромир". ПодЕлитесь впечатлениями?

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталья Александровна! Да, мы действительно приняли участие в этом проекте, и получили немало полезной информации и позитивных эмоций. Ребята узнали, какими игрушками играли их дедушки и бабушки, как они выглядели и почему так дороги были для некоторых из них. Очень понравился детям и взрослым этот этап - трогательный и позволяющий почувствовать связь поколений. А еще мы создали народные игрушки, в основном это были куклы-обереги. Вывод, который сделали ребята после окончания проекта - игрушки в разные времена - разные, но они всегда самые любимые для детей, потому что не позволяют скучать... Нам очень понравилось, а я видела, как удивительно раскрылись некоторые дети-участники.

      Удалить
    3. Спасибо, Эльвира Ульфатовна, за интересный рассказ!
      В этом году открыла для себя увлекательность и пользу сетевых проектов. Целый месяц погружения в исследуемую тему. Да не одни, а с командами ребят из других школ, городов! Эта игра нравится и ребятам, и взрослым.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Наталья Александровна!

    Благодарю Вас за очень интересный материал, который заставил по-новому взглянуть на окружающий меня мир... Эти несколько дней наблюдала на переменах за ребятами - младшими школьниками, ребятами средней и старшей школы. И пришла к выводу:
    Получается, что чем меньше ребёнок, тем больше внимания ему уделяют родители и... учителя!
    В нашей гимназии ребята начальных классов на переменах играют по-разному - и в классах, и в коридорах, но чаще в подвижные игры и обязательно под присмотром учителя! В средней и старшей школе ребята больше увлекаются спортивными играми в большом холле под присмотром дежурных, но не все... Чем старше дети, тем чаще в их руках планшеты-телефоны-айпады...

    Хотела попробовать на примере своих семиклассников организовать игры на перемене, но столкнулась с тем, что физически не могу раздвоиться - встречать другой класс в кабинете как предметник и бежать к "своим" детям и играть как классный руководитель... Понимаю, что нужно учить их, пробовать, искать пути, чтобы не нужно было бежать и организовывать, чтобы они САМИ играли, нужно вовлекать в это и других учителей, чтобы не было деления на "своих" и "не своих" детей...
    Есть над чем подумать, то осмыслить...

    А это только перемены. Минуты и десятиминутки, а не часы, которые дети проводят в играх. Особенно возле (или даже "в") ПК и интернете.
    На своих классных часах и родительских собраниях я часто затрагиваю темы компьютерных игр, их чрезмерности и влияния на подростков. Пытаюсь показать ребятам, что интернет- это не только "бродилки", "ужастики" и "стрелялки", а огромный кладезь полезной информации. Показываю, учу, что-то получается, что-то пока нет, но главное - не опускать руки и не сдаваться, привлекать родителей в помощники! Недавно в блоге моего класса вышла очень значимая для меня статья - Компьютерные игры: развлечение или зависимость?
    Статья вызвала РАЗНЫЕ эмоции и мнения детей, но вот родители были единодушны - нужно контролировать что и как делает ребёнок, во что играет... Надеюсь, что это заставило многих родителей задуматься и принять свои правильные решения в семье, понять, что с ребёнком НУЖНО играть, даже если он чуть подрос, только это будут уже не "уси-пуси", а ДРУГИЕ игры, в которые, как я думаю, нужно учить играть и родителей...

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Лилия Павловна. Наблюдая за детьми, учениками среднего и старшего звена, отметила, что они иногда с удовольствием играют...на уроках. Бывает, что видишь у детей тетрадные листы с "Морским боем", другими играми. Ведь перемена ребятам постарше необходима для перехода из одного кабинета в другой, остальных не менее важных дел.
    Компьютерные игры, по моему мнению, это видимая вершина айсберга взаимоотношений ребенка с окружающим миром, с людьми.

    ОтветитьУдалить
  7. Конечно же, Наталья Александровна, от ответов на поставленные в заголовке Вашего сообщения вопросы, зависит главное: какой опыт вынесут дети из игр (самых "невинных" или даже полезных)... а значит следом встают вопросы о родителе в играх ребёнка, об учителе или взрослом в этой деятельности, даже о семейных устоях и традициях применительно к детским играм, об отношении социума к свободному времяпрепровождению детей ... - вот какую глобальную тему Вы подняли! Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна! Неделя тянулась долго...)
    Когда-то слышала, что ребенок может безопасно находиться на прогулке 3 часа, если он со взрослыми или сам, и 1,5 часа, если в компании других ребят. Только 1,5 часа... а потом времяпрепровождение начинает обрастать соблазнами или усталостью, выплескивающейся в конфликты.
    Свободное время детей - от нашего контроля свободное...
    С какой благодарностью я приняла Закон 15-39 Краснодарского края! Ни один раз и во взаимоотношениях со взрослыми, с детьми я говорила "спасибо"!
    По-настоящему, Краснодарский край - территория детства. Хотя не разрешенные проблемы, конечно, есть.

    ОтветитьУдалить
  9. Наталья Александровна, новое развитие "Вашей" темы - игры подростков и юношества: см. "Литературная газета", №10(6453) 12-18 марта 2014г. В рубрике "Отцы и дети" Мария-Алиса Свердлова опубликовала статью "Эльфы городских джунглей. Куда уводит подростка страх остаться "вне стаи" ".
    Информативно. Поучительно. Непременно прочитайте и порекомендуйте коллегам...

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за знакомство со статьей.
    Вот я и нашла, благодаря автору "Эльфы городских джунглей. Куда уводит подростка страх остаться вне стаи" Марии-Алисе Свердловой, название айсбергу - одиночество.
    Игры, описываемые в статье, имеют место быть. О них, правда, не принято говорить. Мы, вообще, часто вычеркиваем из жизни общества людей "вне стаи". Как бы их не замечаем. Вроде бы это и не наши дети. А разве бывают "чужие" дети?
    Эльфы, готы, эмо - модная игра для подростков. Модная, т.к. в современной жизни дети продолжают оставаться без достаточного внимания со стороны взрослых.
    Отсутствие круга духовного чтения, падение авторитета учителя (темы, поднятые коллегами в Блоге Ассоциации) - являются одними из важнейших факторов ухода детей от реальности. Желание изменить мир приводит к трагедиям...
    Рекомендации психолога Т.Г. Клещуновой, опубликованные в статье, обращают внимание на важные вопросы подростковых игр.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!