Внимание!


.

четверг, 10 апреля 2014 г.

"Прямая связь" с Наставником: ОТВЕТЫ. Часть1

Приняла решение в этом году в Блоге не анализировать выполнение конкурсных заданий . Главная причина - это не нужно волне-2014 (приятнее заглатывать привычное "вы - все победители"; жизнь легче от "правды-матки" не станет - тогда зачем? кто-то вовсе не  определился, нужно ли ему это, ибо Конкурс уже в прошлом, а привычки анализировать, извлекать уроки, конструктивно на них реагировать не было и нет).
Те, кому это важно, уже давно при личных встречах адресовали мне десятки своих "как", и "почему". Вот и сосредоточусь на поступивших вопросах.

- Что более всего огорчило в Конкурсе?
То, что остались не воплощёнными, не узнанными, не реализованными конкурсные задания многих учителей-конкурсантов, из числа тех, кто не вышел в финал. Это большая потеря для меня, например (хотя отчётливо видела нескольких участников, в чьи планы входила именно минимальная работа и ограниченное пребывание в "деле", но не они, к счастью, определяют лицо Учителя года города Краснодара. Здесь скорее следует ещё взыскательнее работать в первом, отборочном, туре...).
- Что никогда не получит понимания и поддержки с моей стороны?
Поначалу была склонна сказать, что такого в природе Конкурса не существует, но поразмыслив, поняла: есть. Поясню. Всегда в ходе уже самой первой встречи с очередной "волной" уже не претендентов, но участников, привлекаю их внимание к тому, что самое большое отличие (и самое большая ценность!) краснодарского конкурса"УГ" в том, что он призван быть не красной дорожкой для дефиле учителей-"звёзд муниципального масштаба", но Школой... (Знаний, Мастерства, Воли, Любви), школой, в которой кристаллизуется Учитель. Обычно создаётся впечатление (в тот момент), что все понимают главное назначение, смысл нашего Конкурса. Увы..! Были не понявшие, как показали последующие события, и в 2014-ом.
"Осчастливливать" своим приходом в Конкурс не стОит - останешься на обочине несчастный ("не оценили!") и одинокий (кому интересен конкурсант, мнящий себя самым-самым?!)
 Никогда не получит понимания и поддержки и уже упомянутая мною имитация участия в Конкурсе (не терплю лени и халтуры, а также неуважения к большому и настоящему Делу).
- Что не открылось волне-2014?
В полном объёме содержание их конспектов, родившихся в ходе недельной учёбы. К сожалению, то, что для многих стало открытием, важным и значимым дополнением к имевшимся учительским ЗУНам, не переросло - не успело? не смогло? - в учительские компетентности. Не стало их неотъемлемой частью, не отразилось в содержании, духе подготовленных конкурсных заданий.
Пример. Очень добрый, я бы сказала великодушный, учитель говорит светло и радостно о своих младших школьниках и вдруг заявляет, что каждый из них - чистый лист... Ну, совсем по Аристотелю - "tabula rasa"... (Благодаря английскому философу Д.Локку во второй пол. 17(!)века это утверждение широко распространилось, чтобы уже в нач. 18 века получить мощную отповедь-опровержение...) Вот и выходит, что добрый, великодушный учитель только по внешней картинке, лишь по интонациям голоса, а по сути - учитель-манипулятор, а, кажется, из его уст что-то звучало о гуманистической педагогике, педагогике сотрудничества, об ученике-Личности. Грустно. А потому привожу любимые строки:
Быть может, прежде губ уже родился шепот
И в бездревесности кружилися листы,
И те, кому мы посвящаем опыт,
 До опыта приобрели черты...
                            О.Мандельштам
Другой пример. Не единичный.
С воодушевлением говорим о формировании ...критического мышления(?!?)
 В бессильной тоске повторяю: "формирует" зона... Учитель же развивает критическое мышление (если он сам является критическим мыслителем!) или содействует его развитию, или хотя бы не мешает... но никогда не "формирует" (это такая же нелепость как "растленная девственница"). Оговорка? Нет. Непонимание самой сути.
Далее. Демонстрируя свою продвинутость, учительница повествует о том, что перешла от традиционного обучения к развивающему... Она не помнит (уже?) о том, что всякое обучение является развивающим, вопрос в том, что и как развивается у ребёнка. Ой, так ли это принципиально? Да. Это вопрос о педагогическом бессилии и эффективном учителе. Не слишком ли категорично? Нет. Ибо ни один из героев моих примеров не представил назавтра сильного, грамотного - современного урока...
- А примеры незаурядных выступлений есть? Конечно!  Рассказываю..!
(Продолжение  следует.)
                               

26 комментариев:

  1. Добрый вечер, уважаемая Татьяна Адольфовна!
    Спасибо Вам за ответ-пост, Слова Наставника - самая большая оценка для участников Конкурса, помогающая расти и развиваться.
    Гениальные строки О.Мандельштама подтверждают, что не всё еще открылось учителям 21 века.
    С огромнейшей досадой в дни конкурсных испытаний осознавала необходимость обращения участников к Лекциям. Было горько и обидно, когда интересные идеи, сильные выступления омрачались допущенными ошибками.
    Отметила, что собственный, рожденный в постлекционные дни материал высоко ценился жюри, коллегами: выступления побуждали мыслить, творить, применить услышанное и осмысленное немедленно в собственных классах (о чем говорят комментарии Блога).
    Рада, что авторов затронувших выступлений увидела в финале. Не скрою, были и сожаления по поводу невоплощенных финальных испытаний участников - Ваши выступления первого дня открыли мне новые миры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Александровна, ведь привела менее 1% примеров, что дал Конкурс, относящихся к разряду тех, которых быть бы не должно, ибо рукой самого конкурсанта уже зафиксировано иное, в момент обсуждения "иного" он был склонен принять-согласиться с новой версией, новым для него прочтением-толкованием. Но в момент создания конкурсного задания "иное" мрно спало в конспекте, а конкурсант работал 2по самому себе" периода "до новой эры"... :)
      Почему нак назойливо пишу об этом: вспомните, коллеги, свой праведный гнев, когда Ваши ученики делают и повторяют ошибки, хотя Вы "сколько раз им говорили"... Вспомнили? А теперь перенесите это ...на себя. Гнев поутих? Правильно.
      Вывод: нужны систематические усилия по овладению новым, нужны длительные тренировки, повторы, возвраты...Нужно тренировать способность у учеников (и у самого себя!) применять новое, "иное".

      Удалить
  2. Уважаемые читатели Блога!
    В эти строгие светлые дни Великого поста я адресую Вам источник, у которого стОит задержаться. Он совершенно особенный. Только не торопитесь: вникните. Поделитесь с коллегами. Приобщите родителей. Следуйте всюду. На работе и дома. Но не доводите до абсурда.
    Жизнью и мученической смертью заслужил право Великий Педагог быть услышанным.

    ПРАВА РЕБЁНКА ПО Я.КОРЧАКУ
    Право ребёнка на уважение его незнания и труда познания.
    Право ребёнка на уважение его неудач и слёз.
    Право ребёнка на уважение тайн и отклонений тяжёлой работы роста.
    Право ребёнка быть тем, что он есть.
    Право ребёнка на участие в рассуждениях о нём и приговорах.
    Право на внимательное отношение к его проблемам и уважение их.
    Право на высказывание своих мыслей.
    Право на самостоятельную организацию своей жизни.
    Право на протест.
    Право на ошибку.
    Право на тайну.
    Право на движение.
    Право на собственность.
    Право на игру.

    Помните о самоценности Детства, о правах и свободах ребёнка в воспитательном пространстве.
    Право вместе с тем не означает обязанность. Будем мудры.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! А ведь порою мы забываем о правах ребенка (особенно в начальной школе "страдает" право на движение)... Распечатаю, определю на видное место... Спасибо!

      Удалить
    2. Я тоже подивилась, Наталья Александровна, этому праву на движение... а для детей, действительно, это - пытка (неподвижность).

      Удалить
  3. Татьяна Адольфовна, но ведь и взрослые бываю словно дети?!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ...поподробнее...
      Бывают. И это вызывает недоумение...
      Бывают. И это восхищает!
      Бывают. И это побуждает задуматься...
      Бывают. И это позволяет многого достичь...
      ...а Вы о чём, Елена Николаевна?!

      Удалить
  4. А я о том, Татьяна Адольфовна, что у медали под названьем "жизнь" не две стороны, как мы привыкли говорить, а миллиарды. Я вот сейчас прочла "ПРАВА РЕБЕНКА по Я.КОРЧАКУ" и подумала, ведь все они ровным счетом подходят и под "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА". Так значит РЕБЕНОК =ВЗРОСЛЫЙ?! Вы доказали мою теорию)))) может быть так можно убедить некоторых взрослых, в том что к детям нужно относиться как к равным, а не говорить " он еще маленький, не поймет"??? А потом.... Бывает поздно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно! Конечно, Елена Николаевна, это чисто права взрослого человека. Скажу больше (всё-таки Вы вынудили меня это сделать!): я посамовольничала и опустила последнее право, сформулированное Я.Корчаком : Право на смерть.
      Представляете?! Мир в 21 веке не пришёл к выводу, есть ли такое право (на эфтаназию, к примеру!) у человека, а здесь... такое право должно быть у РЕБЁНКА! Это право, наверное, может быть у находящихся в концлагере, потому и написал об этом Великий гуманист?! ...право на смерть как освобождение ребёнка от ужасов и пыток, непосильных даже для взрослого...
      Простите, что утаила поначалу.
      Вы всё поняли, как мне представляется, глубоко и полно.

      Удалить
    2. ...всё же ребёнок не есть взрослый, Елена Николаевна. Ищите тому подтверждения-доказательства. (Нет и быть не может полного тождества).

      Удалить
    3. Да, Татьяна Адольфовна, конечно не может. Поэтому я написала "можно убедить НЕКОТОРЫХ взрослых". Ведь иных, есть необходимость убеждать в обратном.

      Удалить
    4. Татьяна Адольфовна, а как Вы относитесь к эфтаназии ? Мне очень интересно?

      Удалить
    5. ...Ваши слова глубоки, справедливы и исполнены мудрости.

      Удалить
    6. Если ребенок не выселится не шалит и не играет, значит он болен)))

      Удалить
  5. Позвольте мне ответить чуть позже. Не сегодня. Я отвечу непременно.

    ОтветитьУдалить
  6. Образ канатоходца возник сейчас у меня в голове. ..так легко нарушить баланс и упасть в попасть.

    ОтветитьУдалить
  7. Доброе утро. Эвтаназия. Для меня-это страшное слово. Знаете, у меня за несколько лет умерло от гемофилии неколько братьев, сестёр, племянников. Самому младшему на момент смерти было 8. Лечили с 3-х лет. Пытались сделать всё. Но безрезультатно. Он был, да и есть, настоящим ангелом. Это был ребёнок с пронзительными глазами. Боли, жуткие боли терпел он, но он хотел жить, радовался каждой минутке. Столкнулась я с такими детьми и в центре Е.А.Ямбурга. К ним каждый день приходят учителя. Ребята с такой жадностью впитывают в себя знания. Но учителя знают, утром кровать может оказаться пустой, а на ней табличка со временем смерти. Попробуйте спросить их о смерти. Они хотят жить, всеми силами за нее цепляются, несмотря ни на какие мучения. Я не могу связать два понятия:дети, говорящие с ангелами во сне, и эвтаназия. Может, есть исключительные случаи, но я о них просто не знаю.

    ОтветитьУдалить
  8. Юлия Захарова12 апр. 2014 г., 8:48:00

    Доброе утро, Татьяна Адольфовна, Ирина Вячеславовна и Елена Николаевна!
    Позвольте присоединиться к вашей дискуссии. Высказать свою точку зрения.
    Бог дает каждому по силам. Никто не вправе забрать жизнь у другого человека ни из каких побуждений, даже из самых гуманных. Страшно, когда в обществе становятся возможными дискуссии о допустимости умерщвления людей неизлечимо больных. К сожалению, сегодня есть люди, которые готовы увидеть в этом некое «рациональное зерно». Почему такое неизгладимое впечатление произвел в свое время на весь мир фильм «Легенда о Нараяме», в котором рассказывается о некой забытой Богом и людьми японской деревушке, где стариков сыновья относят на вершину горы Нараяма умирать от голода и жажды, чтобы семье не кормить лишний рот ставшего бесполезным в хозяйстве родителя. О каких цивилизациях и прогрессах тогда говорить вообще?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна, коллеги! Чем старше становлюсь, тем чаще стараюсь не смотреть фильмы, передачи о войне, смерти детей... Долго восстанавливаюсь (хотя кажется, что какая-то моя часть уходит навсегда). "Право на смерть" - страшные слова, особенно, если они адресованы тем, кто начинает жить... Учитель, Януш Корчак, знал, о чем писал, о том, что может быть ужаснее смерти...

      Удалить
    2. Юлия Владимировна. долго обдумывала Ваш комментарий.
      Вижу здесь две линии: отношение социума, семьи, отдельно взятого человека к умирающему (читай "отработанному, обузе"),
      и вопрос об избавлении обречённого человека от долгих запредельных мук.
      "Эвтаназия" (такое правильное написание) означает "лёгкая смерть". Если не искажаю, в православии "лёгкая смерть" не есть благо (человеку при уходящей жизни надо успеть многое сделать ... не в последнюю очередь для души своей).
      На мой взгляд (это глубоко субъективная точка зрения и, как понимаю, расходящаяся с позициями в православии) человек, в дар от Господа получающий земную жизнь, бессмертную душу (волю, совесть) и сознание, ответственен за них перед Творцом. Считаю, что за человеком следует оставить право и распоряжаться ими. Конечно, человеку надо всё объяснять, растолковать, проговорить последствия...
      Человек должен иметь право на принятие в отношении самого себя даже последнего решения в земном бытие. Он сам за это решение ответит перед Господом. Не нам решать...
      А если безмерно страдающий мученик - ребёнок?
      Кто возьмёт на себя решение? По убеждению Я Корчака - сам ребёнок. Я не уверена. У меня просто безвольно опускаются руки. На всё воля Бога? (чужая боль не болит...)

      Удалить
    3. ..если говорить о пытках и издевательствах над детьми во времена фашизма (ассоциации врач, педагог, Я.Корчак - Варшавское гетто сильны)... У взрослых - солдат было это право - не сдаваться в плен...

      Татьяна Адольфовна, я абсолютно не согласна с тем, что "в страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни...". В наш век, век скоростей и технологий, ребенок должен иметь ПРАВО НА ЖИЗНЬ. Не методом проб и ошибок переходить дорогу, купаться в водоемах, "сидеть в компьютере" на сайтах сомнительной репутации, призывающих к суициду, растлевающих души - а с помощью разумных предостережений учиться жить в согласии с природой, людьми, с самим собой.
      Пишу об очевидных вещах, но, что скрывать, приходится слышать высказывания родителей, которые придерживаются другого мнения.

      Удалить
  9. Вчера собираясь в школу под телевизионный фон,застала начало фильма "Ангел-хранитель" на канале ТНТ. Поскольку времени до выхода из дома оставалось 10 минут,то рука сама потянулась поставить фильм на запись. Фильм о девочке, умирающей от лейкемии, и ее семье. Сын,который позже шел на занятия, досмотрел фильм до конца, а после мне рассказал,чем он закончился.Право на смерть.... Вот это было главным в той истории.Страшно, но честно. История, поведанная авторами фильма, рассказана от лица каждого члена семьи. Собираюсь с силами, чтобы посмотреть фильм до конца.

    ОтветитьУдалить
  10. Перечитала все комментарии и подивилась: ну, народ, только мы с Вами и в нашем Блоге можем одновременно вести две (и какие!) темы... Причём они ведь и переплетаются ...содержательно.

    Под знаком "Эфтаназия: за и против" в некотором смысле у меня прошло несколько лет жизни. Поясню.
    Лицеисты школы для одарённых детей (которую создал Ф.И., а я последние годы перед переездом в Краснодар возглавляла) серьёзно - профессионально! - изучали и занимались дебатами (это была специальная программа Фонда Сороса, в которой изучали дебаты формата Карла Поппера и парламентские дебаты). Создавались команды, проводились турниры, в том числе международные, тогда мои лицеисты-лордовцы (ЛОрД - лицей одаренных детей) дебатировали на английском языке. Тема эфтаназии долго была центральной. Жребий определял, твоей команде достаётся вариант утверждения или отрицания. Моим "лордам" доставались и версия "Да эфтаназии" и "нет". Пишу подробно, чтобы у Вас не было сомнений, сколь глобально и основательно прорабатывались многие, если не все возможные, аспекты: нравственно-этический, правовой (кстати, в Голландии, Бельгии эфтаназия узаконена), научный (философский), медицинский, конечно же религиозный, практический...
    Не стану повторять уже прозвучавшие здесь аргументы. Добавлю: в любой момент может быть открыто и стать доступным средство (препараты, методики) полного излечения от неизлечимой болезни, а кто-то "поспешил" расстаться с жизнью...
    Но есть другая категория людей (как правило, немолодых), для которых каждый миг есть страшная пытка, они безнадёжны и знают об этом, они (и больные, и врачи) знают,что чуда не произойдёт. Дело времени... но оно в союзе с непереносимой болью есть главный враг этих живых трупов. Несказанно страдают от бессилия, от одного вида этой пытки жизнью, точнее, пытки существованием родные и близкие обречённого, а он молит о смерти, о спасительном избавлении...
    Его не слышат. Его мольбам не следуют.
    У врачей есть незыблемое правило: всё живое должно жить.
    По христианским канонам самоубийство - смертный грех (ибо лишивший себя жизни напрочь лишает себя возможности покаяться перед Господом в совершённом грехе). И потом, если не искажаю, страдания - очищают душу, полезны ей...
    Нередко находится дрогнувший перед мученической мукой близкого или пациента человек (родственник или медработник), который делает спасительный укол. Эфтаназия! Моралисты и праведники все в негодовании..! а лице избавленного от мук умершего навсегда застывает маска успокоения и облегчения...
    Это не всё.
    Какой главный аргумент противников избавительной, страстно желаемой мучающихся больных эфтаназии?
    Он один. В случае узаконивания эфтаназии к ней смогут прибегать в корыстных и иных нечистоплотных, низких, -преступных целях безнравственные люди (по сути преступники). Что в итоге? По страдающим людям "бьёт" опасение (не беспочвенное между прочим!), а вдруг ..? Они, страдальцы, даже в роковой для них момент их нежеланной жизни, становятся заложниками потенциального преступления... Наша человеческая безнравственность, потенциальная возможность совершения преступления не позволяют прибегнуть к сделать эфтаназии в исключительных случаях официально разрешённой.
    Но и это не всё.(Продолжение следует)

    ОтветитьУдалить
  11. Когда ты уже готов признать: да, в исключительных случаях, да, при свидетелях и по решению большой авторитетной комиссии... всплывает научный факт:
    за последние десятилетия наукой зарегистрировано более 2 тысяч случаев, когда совершенно обречённые, не имеющие "данных" к жизни, к выздровлению людей (по авторитетному заключению врачей, подтверждённых результатми анализов, врачебным опытом и статистикой) полностью восстановились, поправились...
    Вы за или против эфтаназии..?
    Я - "за". За что буду каяться перед Господом на ближайшей исповеди...

    ОтветитьУдалить
  12. Добрый вечер. Спасибо, Татьяна Адольфовна, за ваш ответ.. А я "против". )))) Но обеими руками "ЗА" силу Духа Веру и Возможность не возможного!

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!