Внимание!


.

среда, 2 апреля 2014 г.

Его величество Урок, или 2-ой день в номинации "Учитель - исследователь"


Автор статьи -
 Шемякина Эльвира Ульфатовна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №83,
член Совета Ассоциации.

Вот и наступил самый волнительный день для конкурсантов – второй день Конкурса, когда учитель выступает как Профессионал и Практик, давая открытое конкурсное занятие, или Урок.
Каким он должен быть? Как его лучше построить? Что можно делать, а чего ни в коем случае делать нельзя.
Татьяна Адольфовна Ваховская - Наставник Краснодарских Пеликанов, уделяла этому вопросу немало часов на занятиях в Школе подготовки. Как прожить с ребенком эти 40 минут так, чтобы оставить след в душе? Как соблюсти все критерии, но при этом сохранить живую душу урока?
Эти и многие другие вопросы задавали себе конкурсанты, и я была рада видеть, что некоторым из них удалось очень многое из задуманного.

Номинация, в которой я  присутствовала как член межпредметного жюри, – «Учитель-исследователь». Задачей членов межпредметного жюри  было не просто просмотреть все уроки, но и выбрать урок, достойный Кубка за «Урок XXI века». Но… об этом позже.
Посмотреть всегда хочется все уроки, но, к сожалению, быть сразу в нескольких местах невозможно, поэтому выступать мы будем единым фронтом -  члены Ассоциации участников конкурса "Учитель года города Краснодара" - Шемякина Эльвира Ульфатовна, учитель начальных классов 83-ей школы, Казанцева Лилия Павловна, учитель географии 18-ой гимназии, Гончарова Анна Анатольевна, учитель начальных классов 69-ой гимназии, Лях Евгения Владимировна, учитель истории и обществознания 68-ой школы, Якимцева Оксана Евгеньевна, учитель математики 18-ой гимназии.

Урок Коваленко Ирины Вячеславовны
Данный урок был номинирован на награждение Кубком "За Урок XXI века".

Первый урок, который мне удалось посетить, был урок Коваленко Ирины Вячеславовны.
Ирина Вячеславовна давала урок русского языка в 3 классе. Тема: «Второстепенные члены предложения».  С первых минут ребята повторили, выбрав правильный вариант из предложенных, правила работы в группе и выбрали ответственных.
Связующим элементом урока были… шахматы. Как оказалось, это шахматы из произведения Льюиса Кэролла «Алиса в Зазеркалье». Они появились в начале урока, и с помощью них же была проведена рефлексия.
Дети работали, используя маршрутный лист.

Во время урока ребятам удалось актуализировать свои знания с помощью короткого теста, осуществить взаимопроверку и взаимооценивание, повторить свои знания о частях речи,  выдвинуть гипотезы и провести исследования различий распространенных и нераспространенных предложений.
Шемякина Эльвира Ульфатовна


Как провести настоящее исследование с учениками начальных классов на уроке русского языка?!
Третьеклассники, под руководством Ирины Вячеславовны Коваленко, исследовали предложение. Попав вместе с Алисой в Зазеркалье, ребята размышляли, можно ли определить морфологические признаки «сказочных» слов:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
Ученики, работая в группах, обсуждая выдвинутые гипотезы, доказывали - к какой части речи относятся слова, объясняли - сколько предложений в тексте, находили основы предложений…
Гончарова Анна Анатольевна



Урок Дорошенко Оксаны Александровны

Урок учителя начальных классов Дорошенко Оксаны Александровны начался с того, что ребята взялись за руки и сказали друг другу: «Если тебе будет трудно, я тебе помогу». Оксана Александровна проводила урок окружающего мира по теме: «Моя Родина – Россия».
За урок ребята должны были рассказать в письме своим сверстникам за рубежом о нашей стране. За 40 минут наша великая Родина предстала перед ребятами во всей красе: символы страны, карта, расположение, климат, природные ресурсы. Поговорили ребята о богатствах нашего края: мягкий климат, плодородная земля, теплое море. О том, что каждый регион нашей страны тоже имеет свои ресурсы и особенности.
Дети увлеченно обсуждали, искали ответы, вспоминали историю своей семьи, Родины, исполняли российский гимн.

Даже физкультминутка проходила под песню о Родине. Итогом урока стало письмо сверстникам с рассказом в картинках о нашей стране. А ещё ребята поняли, что главное богатство России – это её граждане. И только в их единстве и дружбе заложено будущее нашей страны.
Якимцева Оксана Евгеньевна



 Урок Захаровой Юлии Владимировны

Урок английского языка в 5 классе, Захаровой Юлии Владимировны поразил меня обилием раздаточного материала и отсутствием слов на русском языке. Тема урока: "Еда", и дети выбирали вкусную и здоровую пищу, подбирали продукты для приготовления различных блюд и учились правильно их называть.

Урок был яркий, динамичный, с использованием электронного образовательного ресурса и интерактивной доски.

Происходила постоянная смена видов деятельности детей - диалоги друг с другом и  с учителем, ответы на вопросы, самостоятельная и фронтальная работа.



Шемякина Эльвира Ульфатовна


Урок в 5 классе по теме "Еда". Урок начался с того, что учитель представил ребятам фотографию Jamie Olivera. К его образу учитель апеллировал в течении всего урока. Юлия Владимировна провела словарную работу в виде игры с мячом: учитель бросал ребёнку мяч, сопровождая его английским словом, а в ответ получал перевод. Юлия Владимировна подобрала оригинальную разминку - песенку, которая включала в себя слова по теме данного урока.
Несколько раз во время урока ученики вели диалоги: то друг с другом -их помощником был учебник, то с учителем обсуждали рецепты блюд.
 Самым необычным получился диалог учителя с ребятами, когда они обсуждали телефонный разговор Юлии Владимировны с Джими Оливером, который у них состоялся прямо на уроке.
Лях Евгения Владимировна


Урок Сенной Ольги Михайловны
Сенная Ольга Михайловна проводила урок обществознания в 7-ом классе. Тема урока: "Бюджет". Дети узнали, какие бывают ресурсы, обсуждали ресурсы семьи и государства, говорили о том, как они могут сохранить бюджет семьи и повлиять на него.

 Урок имел шероховатости и недочеты, но я думаю, что Ольга Михайловна услышала все рекомендации предметного жюри.


Позволю себе только одно замечание-напоминание для всех прошлых и будущих конкурсантов  - домашнее задание НЕЛЬЗЯ давать после звонка!
Шемякина Эльвира Ульфатовна


Ольга Михайловна начала свой урок с дружеского приветствия, задав тем самым дружелюбную атмосферу. Ребятам была объявлена тема урока, а затем они получили своё первое задание: поработать с терминами. Необходимо было отметить "+" знакомые слова, а "-" незнакомые.
В ходе урока ученики обсуждали различные понятия по теме: доходы, расходы, бюджет, благосостояние, источники доходов. Больше всего было уделено внимание термину "ресурс" и выяснению того, какие бывают ресурсы. Когда дети перечислили и записали основные ресурсы дохода, учитель попросила зачеркнуть лишний, на их взгляд, ресурс. В результате оказалось, что все группы зачеркнули информационный ресурс. Конечно же, Ольга Михайловна убедила ребят, что в современном семейном бюджете информационный ресурс играет огромную роль. Оригинальным было задание - составить устный рассказ по картинам Н.П. Богданова-Бельского "Новые хозяева" и Ф.Г.Солнцева "Крестьянское семейство перед обедом". Ребята заметили, что даже на картине "Новые хозяева" присутствует информационный ресурс в виде часов на стене. В конце урока ребята вместе с учителем соединились, взявшись за руки, в едином круге.
Этот круг символизировал общество. Каждый человек вносит свою лепту в общество и от этого зависит благосостояние государства, а значит и благосостояние семьи.
Лях Евгения Владимировна



Урок Данильченко Оксаны Александровны

После необычного эпиграфа урок начался... На парте у каждого ученика -  раздаточный материал, который был полностью использован во время урока.
Для того, чтобы "войти" в тему урока, Оксана Александровна предложила ребятам убрать лишнее из предложенных предметов. "Глобус и стёрка, т.к. их нельзя съесть!" или "Глобус, т.к. он круглый" Или так и не прозвучавший мой ответ, что лишнее - печенье, т.к. его несколько штук? Так что же лишнее? Как оказалось - глобус...
С помощью карточек, сигнализирующих учителю о правильности ответа, ребята повторили, что такое диаметр, радиус, окружность... Если дети ошибались, учитель мягко, но корректно исправляла их ответы, помогая прийти к верному ответу: "Кто готов помочь?", "Покажи верную карточку, чтобы я убедилась, что ты правильно понял". Но тех, кто бы не справился с заданием, было очень мало...
Очень понравилось введение в новую тему. Оксана Александровна рассказала ребятам, показав на слайде, что для того, чтобы обхватить Землю, нужно 22 миллиона людей, которые бы взялись за руки, а это почти население Румынии. Ребята узнали, как румыны здороваются ("буна зия"), что в румынских школах самая высшая отметка - 10, а урок длится 50 минут.
А потом на уроке началось строительство Дома Дружбы. А помогали ребятам герои Э.Успенского. За каждый правильный ответ ребята получали маленькие подарки с героями из знакомых всем мультфильмов.
Конечно же, ребята много считали, ведь только так можно было постепенно построить Дом Дружбы. Оксана Александровна время от времени напоминала ребятам о том, как правильно нужно сидеть за партой. Да и мультимедийная доска время от времени не работала – учитель позаботилась о том, чтобы ребятам было комфортно на уроке!
А какие дети были активные! Иногда за поднятыми руками не было видно доски! К некоторым детям в рабочие листы прилетала "птичка знаний" - печать с фигуркой.
А потом ребята посмотрели домашнее задание для Чебурашки, в котором обнаружили примеры, которых не умели решать с помощью таблицы умножения (умножение на 10 и 100).
Научились? Да!
И вот свой физкультпривет учащимся 101-й школы передают ребята из школы №50:



Вместе с учителем ребята формулировали правила умножения и деления на 10 и на 100,
переписывали примеры в рабочий лист, решали их, а также придумывали свои примеры...
А потом Оксана Александровна раздала ребятам задание для самостоятельного решения.
Чем закончился урок? - спросите Вы... А давайте вместе посмотрим!



Мне очень понравился урок! Благодарю Оксану Александровну за интересный урок и желаю успеха и удачи во всём!
Казанцева Лилия Павловна


Дом Дружбы на уроке математики сумели построить второклассники, под руководством Оксаны Александровны Данильченко. «Фундаментальные» знания таблицы умножения заложили фундамент Дома Дружбы. Построить стены помогло изученное ребятами правило умножения и деления чисел на 10 и 100. А крышу поставили дружные мальчики и девочки, первыми решившие цепочку примеров на новое правило!
 Гончарова Анна Анатольевна



Урок Шинкаренко Елены Вячеславовны
Данный урок был номинирован на награждение Кубком "За Урок XXI века".

Урок окружающего мира Шинкаренко Елены Вячеславовны был настоящим исследованием для детей 2 "Д" класса.

Тема была самая благодатная - "Свойства воды. Круговорот воды в природе". Хочется отметить необычную постановку стульев - полукругом у доски, а остальное место в классе было отведено под лабораторию. Начался урок с вопросов о том, дружны ли ребята, и как именно они становились друзьями?


Так постепенно учитель, обращаясь к опыту детей, подвел детей к теме урока, которую озвучили сами второклассники. Ребятам стало интересно, а вода - хороший друг? Дети с помощью учителя вывели алгоритм исследования, посмотрели ролик о том, как надо вести себя в лаборатории при проведении опытов, разделились на группы, и после получения инструкций приступили к работе. В каждой группе был лаборант, старший научный руководитель и эксперт.



После исследования ребята услышали выводы друг друга о том, какие свойства имеет вода и узнали, что такое круговорот воды в природе.

А на этапе рефлексии прикрепили к доске капельки разного цвета - белые, если все получилось, и серые, если еще остались вопросы.
 
Шемякина Эльвира Ульфатовна



Урок Тупчиева Сергея Александровича
Увлечь восьмиклассников решением линейных неравенств не просто, но Сергей Александрович Тупчиев уверенно начал урок.
Решив несколько простейших линейных неравенств с одной переменной, ребята смогли составить фамилию известного математика Томаса Хэрриота, который усовершенствовал алгебраическую символику и придумал знаки сравнения. А к концу всеми ребятами был освоен и новый способ графического решения линейных неравенств!
Гончарова Анна Анатольевна


Впечатления от урока алгебры Тупчиева Сергея Александровича самые позитивные. Ещё в первый день конкурса Сергей Александрович сказал: «Я знаю, что математика для ребят – это сложно». Но, находясь на его уроке, мне так не показалось. Казалось, что ребятам дается всё легко. Возможно, этому способствовало то, как мягко и осторожно Сергей Александрович подвел учеников к самому сложному моменту урока - решению линейных неравенств графическим способом.


 Но это потом, а вначале были азы: числовые неравенства, числовые промежутки, интересные факты из географии, астрономии, истории, которые помогали и не давали уставать.
 После объяснения нового материала ребята закрепляли усвоенное, решая задания из карточек. А завершился урок рефлексией учителя: «Сергею Александровичу было трудно преодолеть волнение от выступления на конкурсе, но мне захотелось встретиться с вами ещё раз».
Якимцева Оксана Евгеньевна


Конечно, учителя математики смогут более подробно рассказать об этом уроке, но я хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями.
Начался урок довольно необычно. Было видно, что ребята несколько зажаты, стесняются, но Сергей Александрович напомнил ребятам, что такие обилие гостей не их оценивать, а его. А ещё подсказал, приведя в пример отрицательные температуры, как сравнивать отрицательные числа. Ребята заулыбались и работа на уроке закипела...
Необычными показались две первые задачи, в которых речь шла о сравнении глубин океанов и атмосфере.
 Дети записывали решений задач в тетради,
решали примеры у доски, выбирая правильный ответ их четырёх предложенных.
И с удивлением узнали, что правильные ответы сложились в фамилию известного английского математика и этнографа Т. Хэрриота.

Это был самый настоящий урок математики, на котором было решено более 20 неравенств.

Сергей Александрович успел уделить внимание каждому ученику!

А закончился урок.... Впрочем, давайте посмотрим небольшой фрагмент:


Сергей Александрович, благодарю Вас за интересный и насыщенной урок!
Казанцева Лилия Павловна


 Урок Чирухиной Натальи Николаевны
Данный урок был номинирован на награждение Кубком "За Урок XXI века".
Урок технологии Чирухиной Натальи Николаевны в 5 классе был очень содержательным.


Это был урок работы над индивидуальным проектом. Девочки на предыдущем уроке определились с темой, а теперь учились ставить цели и планировать свою работу, ведь в современном мире так важно уметь правильно себя самоорганизовать.





Интересный прием использовала Наталья Николаевна - возможность в конце урока задать вопрос учителю, на который можно получить ответ в ее авторском блоге. Уверена, что девочки ушли с урока с точным знанием алгоритма работы над проектом.
Шемякина Эльвира Ульфатовна

Как научить пятиклассников ставить цели проектной работы? Наталья Николаевна выбрала групповую форму работы: девочки учились формулировать цели проекта «Открытка ко Дню Победы» блоками. Выполнили практическую работу, сформулировав цели своих собственных проектов.
 Гончарова Анна Анатольевна



Так прошел 2-ой конкурсный день. Мы все остались под большим впечатлением после него... Просмотренные уроки были такими разными...

Но главное в том, какой урок вынесли конкурсанты после своего выступления. Думаю, многим теперь становятся понятными слова Татьяны Адольфовны, что ни о чем так сильно не жалеют участники, как о том, что "не дожали".
"Десятка" финалистов после выставления всех оценок выглядела так:
5 из 9 участников номинации "Учитель - исследователь" попали в нее. Что ждет нас дальше, время покажет. А пока - браво нашим финалистам!

Обращаем Ваше внимание: частичная или полная перепечатка материалов и использование опубликованных в Блоге Ассоциации фото- и видеоматериалов возможны ТОЛЬКО с разрешения администратора Блога и только при наличии активной ссылки на страницу с использованным материалом. Надеемся на Ваше понимание!

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, коллеги!
    С интересом слежу за конкурсом в Краснодаре! Аж дух захватывает - как у Вас интересно! Насколько разные уроки! Насколько интересные приёмы используют учителя! Спасибо!
    С нетерпением жду имени победителя! У меня даже есть предположения, кто будет Учителем года. Поживём-увидим (угадаю - не угадаю?).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, не поверите: вчера вечером, точнее ночью, завершая свой день модератора-мультипликатора Конкурса, написала на листе предполагаемую 5-ку суперфиналистов, поставила число и дату (чтобы всё было по-честному)... Представьте, что сегодняшний день подтвердил полностью мои предположения... сначала порадовалась, потом смутилась... Выходило совсем, как в известных строчках: "я сам собой до боли восхищаюсь и сам себя по вечерам боюсь..! " :)
      А вот имя видевшегося мне победителя писать не стала (чтобы не сглазить), а только помечтала о том, чтоб сбылось...:))

      Удалить
  2. Какие вы великие труженики, наши уважаемые авторы-разработчики-реализаторы конкурсного задания "Урок в незнакомом участнику классе"! Какие великие труженики вы, авторы репортажей, работавшие среди учителей-исследователей! И как здорово, что произошла ваша встреча... в связи с Уроком и по поводу Урока!
    Спасибо за творческий поиск первым и редкую способность его оценить вторым.
    Думаю, мы не вполне отдаём себе отчёт в том, сколь значимую работу осуществили вы, коллеги, для нынешнего поколения учителей-читателей Блога, для будущих "волн "УГ"", для самих себя наконец! Примите нашу читательскую благодарность и признательность.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, уважаемая Лилия Павловна, коллеги! Я восхищаюсь Вашим трудом. Спасибо за возможность побывать на уроках Мастеров. Спасибо за отзыв и о моём уроке. Я чувствовала поддержку Анны Анатольевна и Вашу. Поздравляю всех с завершением конкурса! Рада была знакомству с интересными коллегами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Александровна! Необыкновенная-энергетическая-профессиональная-вдохновляющая-творческая подпитка от всех участников Волны-2014 заполнила каждую клеточку моего сознания... Уже сегодня на уроках мои четвероклассники исследовали несколько "сказочных" слов (спасибо, Ирине Вячеславовне), рассуждали "Девочкой/мальчиком быть здорово, потому что..." (спасибо, Елене Вячеславовне), увлеченно высчитывали и отгадывали дни рождения одноклассников (спасибо, Сергею Александровичу), проверяли решенный в группах кроссворд при помощи документ-камеры (спасибо, Вам!) и даже!... подписали пригласительные открытки на Выпускной вечер учителям на английском языке (спасибо, Юлия Владимировна!).... А завтра ребят ожидает сюрприз - "волшебные" скакалки (огромное спасибо, Елена Николаевна)! Думаю, что каждый зритель-участник-конкурсант-член жюри пополнил свой методический сундучок:))

      Удалить
    2. ...вот это хватка! Анна Анатольевна, снимаю шляпу... :)

      Удалить
  4. Добрый вечер, коллеги. Вот прошло закрытие конкурса. Столько чувств бушует внутри! С одной стороны, понимание того, что спать можно спокойно, а с другой... С другой такая грусть, пустота. Стояла на сцене и сдерживала слезы... Меня словно из одного мира перенесли в другой. Конкурс был настолько насыщен событиями, потоком информации, общением с коллегами, что не представляю, как жить теперь. Сегодня меня переполняла гордость, что со мной на сцене стоят лучшие из лучших. Я счастлива, что была в конкурсе вновь (хотя многие коллеги и крутили у виска), была на курсах, нашла замечательных друзей и единомышленников. И знаете, после закрытия заехала в гимназию. Там двое ребят из моего класса, задержавшиеся в ГПД, бросились навстречу с расспросами, а я... Я обратила внимание, что общаюсь с ними иначе, я поняла, что изменилась, что многое изменится в моей работе. Спасибо вам, Татьяна Адольфовна, Федор Иванович, пеликаны, коллеги за общение, за опыт, за рост.

    ОтветитьУдалить
  5. Наталья Чирухина3 апр. 2014 г., 23:55:00

    Добрый вечер! Действительно, замечательный праздник, много новых друзей, трудно переоценить сколько можно исправить пройдя конкурс, который как ни какой все вскрывает. Конечно, трудно не допускать ошибки, но гораздо легче их избегать, когда понимаешь, где слабые места.
    Огромное спасибо всем, кто ругал, кто болел, кто судил, кто организовал все это действо. Учил и наставлял. Простите, если я кого-то вольно или невольно обдила в эти дни, не хотела. Бесконечно благодарна судьбе, что прошла этот путь еще раз.
    Наталье Львовне искренние поздравления и удачи на краевом этапе.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!