Внимание!


.

воскресенье, 13 апреля 2014 г.

"Прямая связь" с Наставником: ОТВЕТЫ. Часть четвёртая и последняя?

Где нет нутра, там не поможешь пОтом.
Цена таким усильям - медный грош.
                                                     В. Гёте
 ...одним примером, наверное, не обойдусь...
Начну, однако, с того, что подчеркну - темы конкурсных родительских собраний были непростыми, но давали необозримый простор для их воплощения (и для отбора соответствующих сюжетов-содержаний, и для способов и форм их реализации). Реальные картинки собраний между тем разнообразием не отличались.
А ведь были варианты резко поднять качество "продукта": понимаешь, что "пробуксовываешь", что получается невыразительно, нет толковых идей - обратись за помощью к специалистам, к соответствующей литературе (книг, содержащих множество интересных идей для самых разных тем родительских собраний, великое множество). Не многие выбрали этот путь.
В результате - то "самочувствие" учителя-конкурсанта, которое довелось испытать многострадальной десятке. Хотя здесь надо оговориться...

Условно финалистов, проводивших родительские собрания, можно разделить на две неравные группы: первая - это те, кто на протяжении всех 15-минут, отведённых на конкурсное задание, оставались самими собой. И тогда отношение родителей к этим педагогам было внимательно-уважительным, а возникавшие вопросы пап и мам свидетельствовали о том, что они хотят уточнения и сближения позиций своих и учителя. Такого рода вопросы делали честь классным руководителям, хотя и требовали от них предельной мобилизованности.

Вторая группа - это те, кто вёл роль классного руководителя в соответствии с их собственными представлениями, как это должно быть, точнее,как должно было выглядеть. Между ним, управителем и руководителем, и родительским сообществом вставала преграда, которая становилась тем выше, чем сильнее учитель-конкурсант держался за свою, заранее им определённую, роль. Реакция родителей? Их вопросы, имевшие главное назначение показать "классному руководителю", что его позиция сомнительна или даже неприемлема для собрания, становились всё горячее и не терпимее. И тогда одни конкурсанты добавляли "непреклонности" в свой тон, в свою позицию в целом, практически игнорируя интересы родителей, а другие "спасались бегством", прежде попеняв родителям на их неуважительность... (Под бегством подразумеваю их неспособность обеспечить конструктивное общение-взаимодействие.)

 Отчего так произошло? От не владения в должной мере предметом разговора, от некомпетентности профессионально-личностной? От ошибочно понятой свой роли, а точнее, миссии на собрании?
... ты молодой и/или не очень искушённый в воспитательных вопросах человек - так не начинай же читать лекцию зрелым родителям, твоя сила в другом - ты видишь ребят, чувствуешь их, живёшь рядом с ними и можешь привлечь внимание их родителей  к вещам, им неизвестным в поведении или взглядах их ребёнка. Приведи мысль-цитату известного педагога, дай СВОЙ комментарий... Но это должно быть ТВОИМИ УБЕЖДЕНИЯМИ, а не чужими лекционными поучениями, занудливо зачитанными. (Вот что стоит за моим прежним научением вас, конкурсантов, "не выпускать инициативы в родительском собрании из своих учительских рук", а вовсе не игнорирование интересов родителей и вопросов, напрямую адресованных вам, учителям!)

Налицо неспособность сосредоточиться на главном, решающем и "точно направлять воспитательные снаряды в цель". Если стоит вопрос о ТРЕНИРОВКЕ ВОЛИ БЫТЬ ДОБРЫМ, так и ведите речь об этом. И здесь не обойтись без "золотого правила" педагогики в воспитательном процессе: примерно в трети случаев настаивать на своём, в другой трети - поступать, как хочет того ребёнок, и в последней - доискиваться компромисса... Здесь нужен трудный, но непреклонный разговор о восстановлении в "правах" слов "надо", "должен", "нельзя" в семейном воспитании, о народной педагогике, умевшей решать эти проблемы. А мы рисуем схемы, пускаем пёрышки и играемся... Я - за организационно-деятельностные игры (это так высоко и трудно, что без специальной подготовки лучше не соваться) в педагогическом просвещении родителей, но не за "игруньки".
Похоже, что для учителя, ведущего родительское собрание,остаётся открытым, нерешённым сформулированное Э.Фроммом как БЫТЬ ИЛИ КАЗАТЬСЯ...

... и после этого уже как-то не хочется говорить о том, что не существует в природе "комбинированного стиля воспитания" (?!), 
что не существует и преимущественных, предпочтительных методов воздействия на ребёнка, а есть методы адекватные ситуации и неадекватные...
и что главный успех любого воспитателя, в том числе ведущего родительское собрание, точно (безошибочно) поставить цель и  строго следовать  к ней, не на секунду не забывая, во имя чего и кого ты действуешь: конечно же во имя ребёнка и его родителя, помня о "не навреди!" (не навреди ребёнку, родителю, себе, коллегам-педагогам , нашему общему образовательному делу и даже... репутации родительского собрания).
Мораль этого сюжета выражу строкой поэта, а вот воспринимать её в первозданном виде или поставить в конце (от себя) вопросительный знак - решать каждому самостоятельно:
Но пораженье от победы
ты сам не должен отличать
 ( Б.Пастернак)

15 комментариев:

  1. Чирухина Наталья Николаевна14 апр. 2014 г., 9:53:00

    «Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним.» Ганди М.
    Добрый день, Татьяна Адольфовна! Спасибо за конструктивную критику, но позволю себе заметить, когда вернулась после конкурса в школу, убедилась ещё раз в том, что конкурсные мероприятия и реальная работа в школе, это работа в СОВЕРШЕННО разных условиях.
    Ошибок в конкурсе не сделали те, кто в нем не участвовал.
    Хочешь избежать критики – ничего не делай, ничего не говори и будь никем. Элберт Хабард
    И от себя лично. Поверьте, я за собой знаю больше, чем заметили со стороны. К сожалению, ничего не исправишь. Я много времени отдала подготовки к конкурсу, возможно и перегорела. У меня не все получилось, как задумывала, но если бы сейчас делала, по существу не стала бы ничего менять, надо было уделить больше внимание психологическому состоянию и больше отдыхать, на грани нервного срыва - это не нормально. Почти уверена, все ошибки от того, что не справилась с эмоциями.
    Как ни безупречно произведение, от него не останется камня на камне, если автор, прислушиваясь к критике, поверит всем своим судьям, ибо каждый из них потребует исключить именно то место, которое меньше всего ему понравилось. Ж. Лабрюйер.
    И ещё пожелание, чтобы избежать неудобств при контроле за временем, просто необходимо прибрести таймер, который бы на сцене отсчитывал время и был виден выступающим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы так прочно защитились мудрыми высказываниями, Наталья Николаевна, что мой ответ Вам вовсе и не нужен. (Не мудрец, не классик :)). Не нужен именно потому, что и мои комментарии - айсберг, точнее, его видимая часть.
      Таймера НЕ БУДЕТ: чувство времени и умение соблюдать регламент - обязательные составные учительского профессионализма. Развивайте их в себе.
      К слову, профессионализм тем и ценен, что позволяет (только он!) предельно сократить расстояние между желаемым и реальным.

      Удалить
  2. Добрый день, Татьяна Адольфовна, Наталья Николаевна!
    Для того, чтобы СОВЕРШЕННО разные условия стали не новостью в ходе конкурсных испытаний, проводится Недельная учеба (по моим сведениям, учебу проводит только Российский Конкурс УГ, и ...Краснодарский, кстати, за счет бюджета).
    Ошибки становятся уроком только тогда, когда о них знаешь. При чтении последней части "Прямой связи" с Наставником" нашла ответы на свои вопросы о комбинированном методе воспитании, "о пёрышке" (не всегда могу получить из других источников профессиональную помощь). Судя по одобрению из зала, учителя к детям и родителям придут с ошибками, еще и утвержденными учительским сообществом (обращение к родителям о неуважении, когда идет попытка спасти конкурсанта и всех, кто за ним стоит, поддерживается бурными аплодисментами коллег). Мы все прошли через Конкурс.
    С такой Школой не стыдно выступать на Российском уровне в других профессиональных конкурсах, перед родителями, детьми. Ты знаешь, чего стоишь. Жаль тех, кто так ничего и не понял: Конкурс закончился - профессия продолжается.
    Совет о таймере: на время своего выступления приходила с китайским электронным циферблатом. Были часы в классе, коллеги, показывающие сокращение урока на 15 минут - мой таймер (электронный и внутренний) не подвел! И, конечно, качественная подготовка: четко знаешь, если заканчивается очередной этап выступления, у тебя остается определенное количество времени.

    ОтветитьУдалить
  3. Чирухина Наталья14 апр. 2014 г., 11:58:00

    Добрый день Наталья Александровна! Первое высказывание, которое я привела, адресовано именно Татьяне Адольфовне как наставнику, который как раз имеет право "на разбор полетов", очень уважаю и ценю её мнение. Ни кого не хотела обидеть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Николаевна, что Вы?! Конечно же мы полно и точно понимаем друг друга, об "обидах" не может быть и речи! Все сомнения, размышления, несогласия всегда адресую себе и только себе, от кого бы они ни исходили и чего бы ни касались. Мы все остро нуждаемся в размышлениях после Конкурса (я всё ожидаю, когда же активизуруются участники-2014?!), я вижу в любых поступающих комментариях подтверждение знАчимости того, что мы сообща сделали, если хотите, проявление уважения к нашему теперь общему делу! Думаю, что слово "обидеть" вообще не из лексикона Пеликанов. Помните макаренковское "Как можно больше требовательности... и как можно больше уважения..."? это ведь про нас. Уверена, что читающие строки этих аналитических заметок, "маленьким язычком" отвечают автору публикаций; я, в свою очередь, продолжаю ожидать ответы-размышления, и очень благодарна Вам, Наталья Николаевна, за то, что поделились (доверили!) своими мыслями. Я была искренна и честна, давая Вам свои ответы. Не сомневаюсь и в Вашей искренности и доброжелательности.

      Удалить
  4. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна!
    Я постаралась очень внимательно прочитать все посты и комментарии к ним. Очень много материала, так сразу всё и не вберёшь. Я прошла через конкурс, поэтому знаю всё о нём не" стороны,а изнутри" Всегда были мнения самые разные. После любого конкурса мы много думаем и анализируем, что так , а что можно было бы сделать лучше. Я считаю, что если учитель может анализировать свою деятельность, причём видеть и замечать свои не только положительные, но и отрицательные стороны, за таким учителем есть педагогический рост. Я всегда прислушиваюсь к советам своих коллег. Может быть не всегда соглашаюсь с ними ...У нас в гимназии очень тёплый коллектив.Мы часто собираемся нашим МО и можем очень бурно дискутировать по любым вопросам, но каждый из нас всегда может высказать своё мнение, отличное от других - и это не критика в адрес коллеги.Надо уметь слушать и слышать других, тогда родится истина. Очень хочется пожелать всем коллегам долготерпения и творческого роста! )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за Вашу позицию, Виктория Юрьевна. Признаться, я не сделала последнего, заключительного, как представлялось-планировалось прежде, поста (части пятой), поскольку не вижу, не получаю сколь-нибудь массовой ответной реакции волны-2014, хотя Вы совершенно правы: размышления о Конкурсе выходят за рамки только очередного поколения его участников.

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! А я жду пятую часть(

      Удалить
    3. ...значит ей быть! Дайте срок, Елена Николаевна!
      (Похоже, что Вы вернулись с соревнований в боевом расположении духа?! Это радует!)
      Я напишу её, пятую часть, она где-то бродит во мне, и я обязательно с Вами поделюсь своими размышлениями-итогами.
      Вот парадокс: у меня в ходе Конкурса рот не закрывался в буквальном смысле слова, но между тем не было возможности выразить свои соображения по поводу происходящего...

      Удалить
  5. Добрый вечер, Татьяна Адольфовна. Родительское собрание- самое тяжёлое конкурсное задание. Я его боялась больше всего. Успех РС зависит от того, насколько ты сможешь доказать родителям, что ты не посторонний человек в их семьях, что то, о чём ты говоришь, волнует каждого из них, касается каждого ребёнка именно из этого класса... Причём, это надо сделать в первые же минуты. А это ох как непросто! Тут недостаточно много знать, тут надо чувствовать и сопереживать... Многим участникам мешало волнение. Так тяжело с этим справляться на сцене! Да и сам конкурс непростой. Участие в 2008 году сделало меня сильнее, потому что это такая школа, с которой ничто не сравнится. После лауреатства в УГ я не боялась никаких конкурсов. Они сменялись один за другим. Во многих была успешна. Но участие в 2014 перевернуло всё вновь с ног на голову. Я увидела свои слабые места, но в то же время удивилась, что гораздо лучше владею собой, что прошедшие годы с 2008 по 2014 даром не прошли, и опыт даёт о себе знать. Кроме того, я точно знала, зачем здесь. Нет, не ради победы. Ради школы, ради того, чтобы осознать правильность своего пути и понять ошибки. И знаете, я счастлива. Я побывала в тех тупиках, которые заставили развиваться. Я, как учитель, стала выше на ступеньку, как бы ни громко это не звучало. И когда в конце родительского собрания я держала за руки родителей, я чувствовала главное: мы - единое целое, они мне верят. Это была для меня настоящая победа, моя победа, в себе, в этом конкурсе. Спасибо Вам, Татьяна Адольфовна, за тупики, за ступеньку к дальнейшему творчеству!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Вячеславовна, с глубоким волнением прочла Ваш комментарий.
      Чуть напряглась, что Вы у нас "перевернулись с ног на голову" (лучше бы наоборот:))
      Ваши "тупики" дорогого стоят, а отношение к пережитому и преобретённому в конкурсах вызывает подлинное уважение. Спасибо.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Татьяна Адольфовна! Как и многие, перечитываю Ваши выпуски не в первый раз... Согласна, что родительское собрание - один из самых сложных этапов Конкурса (Написала и подумала, а какой этап легкий? Нет такого). Но в нашей реальной работе родительское собрание - это всегда головная боль. По крайней мере - для меня. Как сделать так, чтобы родители не воспринимали его как обузу... Всегда с интересом знакомлюсь с предложенными Вами темами, ведь это такое поле для деятельности. И, конечно, рассматриваю-сравниваю, как раскрыли тему конкурсанты... А больше всего люблю читать потом Ваши комментарии, они помогают привести свои мысли в порядок, проанализировать, продумать, задать вопросы самой себе. Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эльвира Ульфатовна, дорогая, обязательно отвечу Вам! Но пока увязла в...куличах. Простите, если можете (специально на Страстной беру отпуск, чтобы хотя бы 1 неделю в году попытаться жить по-христиански... Ох, как непросто! Требует много сил душевных и физических...Куличи - это так, образно... хотя и они вещь трудоёмкая:))

      Удалить
  7. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Конкурс - это борьба! Во- первых с самим собой! Во-вторых с обстоятельствами! В - третьих, с противоречиями как внешними так и внутренними! От Желания " все бросить", до желания " победить". А борьба противоречий- это и есть развитие))) Я сделала на конкурсе очередной шаг в направлении Самопознания и познания других людей! И действительно счастлива от той информации которую получила! Наш мир движется в правильном направлении))) А родительское собрание для меня тоже было самым трудным испытанием! И я необыкновенно рада тому, что работаю с детьми)) и предпочитаю родителей воспитывать через детей , а не наоборот))) это более долгий процесс, но действенный)))

    ОтветитьУдалить
  8. Елена Николаевна, позвольте чуть подкорректирую: Борьба противоположностей есть противоречие. Потому формулировки должны быть такими:
    -либо: " борьба противоположностей - это и есть развитие"; -либо: "противоречия - это и есть развитие".
    Спасибо! Порадовали познаниями в области диалектического материализма! Хотя в свете Ваших последующих выводов, Ваша речевая неточность - сущий пустяк.
    Рада Вашему неиссякаемому оптимизму и тому, что "мир движется в правильном направлении": каждый человек задаёт ему свой вектор..! Мне отрадно и интересно следовать Вашему.

    ОтветитьУдалить

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!